Глагол и глагольные формы в аспекте культуры речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глагол и глагольные формы в аспекте культуры речи



I вариант

1. Укажите глагол, у которого отсутствует форма 1 лица ед. числа:

а) махать,

б) затмить,

в) защитить,

г) разобрать.

2. Укажите правильную форму глагола:

а) выгонь,

б) консультировай,

в) поклади,

г) поезжай.

3. Укажите ошибку в образовании причастия:

а) мокший,

б) липнувший,

в) оглохнуший,

г) прилипший.

4. Правильно образовано причастие в предложении:

А. Ученик, прочитающий книгу, передал ее содержание.

Б. Ученики, интересующиеся этим вопросом, найдут ответ в справочнике.

В. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

Г. А вот и купола собора, сверкающиеся в лучах солнца.

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) сыплет снегом,

б) опостылеет,

в) узаконивать постройку,

г) опаршивлет.

6. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

А. Библиотекарь организует беседы, знакомит детей с книжным фондом и персоналом.

Б. Обжигающий ветер пробирается за шиворот, мороз щипет щеки и нос.

В. Я ничьими похвалами не заношусь.

Г. Я сильно кашляю, лихоражу.

7. В каком ряду все глагольные формы образованы правильно?

а) произвести – производящий, произведший, произвёвший, произведя;

б) побриться – побреешься, побрейся, побрившийся, побрившись;

в) приобретать – приобретающий, приобретший, приобретаемый, приобретённый;

г) поблагодарить – поблагодаривший бы, поблагодаренный, поблагодарив.

8. В каком ряду нет разговорных и просторечных глагольных форм?

а) жжёт, ездию, голошу, опротивеет, защипает;

б) насажу, жгёшь, погожу, прекращу, выздоровею;

в) лижу, хочет, кудахчет, езжу, мучится;

г) пылесосю, испекёт, исколешу, метает петли.

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

а) они выгляд…т хорошо; адресу…щий письмо;

б) колыш..щиеся флаги; они часто ход…т на концерты;

в) слыш..щий удары; туристы закуп…т провизию;

г) снежинки та…т; засе…вший поле.

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) (они) ре…т, пол..т, кол…т, чу…т, держ…т;

б) (он) слуша..т, слыш…т, клее…т, пляш…т;

в) (они) стел…т, вид..т, леч..т, ненавид…т, дыш…т;

г) (он) затее…т, бор…тся, та…т, колыш…тся, маш…т.

II вариант

1. Укажите глагол, у которого отсутствует форма 1 лица ед. числа:

а) догрузиться,

б) молоть,

в) запнуться,

г) заплесневеть.

2. Укажите неправильную форму глагола:

а) выправь,

б) доезжай,

в) положь,

г) не езди.

3. Найдите предложение с ошибкой в образовании причастия.

А. Бойцы, сражающиеся на улицах города, держались до последнего.

Б. Мы увидели гнездо чайки, разорившееся хищником.

В. Видневшиеся вдалеке дома казались маленькими.

Г. Перед нами березка, колеблемая ветром.

4. Нет грамматической ошибки в предложении:

А. В законе отсутствуют механизмы, обеспечивающие его исполнение.

Б. Все знали этого пса, постоянно дрыхшего в подворотне.

В. В команду включат спортсменов, сумеющих победить.

Г. Запрещен митинг, вызвавший бы беспорядки.

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) оспаривать в суде,

б) припекёт,

в) метает стог,

г) заготовлять.

6. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

А. Мы прибежали домой, промокнувшие до нитки.

Б. Его одрябшая кожа вызывала отвращение.

В. За дверью скулил продрогший щенок.

Г. Оратор, оглохший от криков, невольно попятился.

7. Нет грамматической ошибки в предложении:

А. Теперь наш участок занялся жильем.

Б. Я одержу победу над трудностями.

В. Циклон грозился наводнением.

Г. Лучше всего он чувствовал в кругу учеников.

8. В каком ряду нет разговорных и просторечных глагольных форм?

а) защипли, выложи, выдь, выдвини, не хмурь;

б) наклади, не хнычь, выйди, погоди, не морщи;

в) положи, вывери, ляжьте, понянчь, глянь;

г) беги, не порть, не тронь, не мучь, почисть.

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

а) ученики полож..т тетради; але…щий мак;

б) кол…щий предмет; земледельцы паш…т;

в) дети плач…т; вид…щий издалека;

г) волки во…т, ненавид…щий враг.

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) вы ед…те по степи; ты выро…шь ямку в саду; он скле…т ребенку игрушку;

б) травы дремл…т; они пил…т дрова; стел…тся клубы дыма;

в) тростники шепч...тся; паруса колыш…тся; кузнечики стрекоч…т;

г) фигуристы бор…тся за победу; снежинки кол…тся; на окраине стро…тся новые дома.

Синтаксические нормы

I вариант

1. Нормы управления нарушены в словосочетаниях:

а) беспокоиться за детей,

б) упрекать в эгоизме,

в) удивлен приезду,

г) идентичный с предыдущим.

2. Выберите правильные формы управляемого слова.

б) превосходство перед противником,

б) превосходство над соперником,

в) превосходство вооружением,

г) превосходство в численности.

3. Укажите предложение, в котором сказуемое употребляется в форме ед. числа.

А. Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в ветвях акации.

Б. В течение сотен лет на волжские просторы тянул…сь люди.

В. Студенчество города принимал… участие в восстановлении церкви.

Г. Миллионы огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью.

4. Укажите предложение, в котором сказуемое употребляется в форме мн. числа.

А. Ряд столов стоял… посредине аудитории.

Б. Прошл… сто лет.

В. На совещание прибыл… тридцать один делегат.

Г. К семи часам пришл… только трое гостей.

5. Укажите предложение с ошибкой, вызванной нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым.

А. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.

Б. Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.

В. Установлено три новых олимпийских рекорда.

Г. Сорок четыре депутата поддержали выступающего.

6. Укажите предложение со сказуемым в форме мужского рода.

А. Известн… кутюрье был… приглашен… в Москву.

Б. ООН объявил… о внеочередном совещании.

В. СНГ объединил… несколько бывших республик СССР.

Г. Кольраби получил… распространение не только в Европе.

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А. Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.

Б. МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.

В. Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.

Г. Многие малые предприятия выпускают горизонтальные и вертикальные жалюзи.

8. Укажите предложения без ошибок в употреблении однородных членов.

А. Самолет летел невысоко и почти бесшумно.

Б. Мальчишки и девчонки, а также их родители собрались в поход.

В. Тысячи человек являются безработными и бескровными.

Г. Обратите внимание не только на знание учеников, но и их навыки.

Д. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

9. Правильно использованы причастные обороты в предложениях:

А. Эту книгу, посвященную войне, я прочитал еще зимой.

Б. Смущенный криками людей, он начал петь.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

Г. Заданный вопрос экзаменационной комиссией улучшил ситуацию.

Д. Очередная книга уже переведена на русский, написанная Ричардом Бахом.

10. Правильно использованы деепричастные обороты в предложениях:

А. Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.

Б. Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.

В. Весело напевая себе под нос, Петр вошел в подъезд.

Г. Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.

Д. Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.

II вариант

1. Нормы управления нарушены в словосочетаниях:

а) свойственный для человека,

б) беспокоиться о родителях,

в) отзыв на монографию,

г) характерный для земноводных.

2. Выберите правильные формы управляемого слова.

б) скучать по нём,

б) по брату,

в) по вам,

г) по нас.

3. Укажите, в каком случае сказуемое употребляется в форме ед. числа.

А. Двадцать дел…тся на четыре без остатка.

Б. Все его пять рассказов опубликован… в этом журнале.

В. На столе леж…т пять пакетов, приготовленные к отправке.

Г. Тысячи вариантов предлага…тся.

4. Укажите, в каком случае сказуемое употребляется в форме мн. числа.

А. Ряд учебников был… приобретен… спонсорами.

Б. Прошл… много лет.

В. Современное общество перестал… писать письма.

Г. На экзамен пришл… трое студентов, не сдавшие итоговую работу.

5. Укажите, в каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым.

А. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.

Б. Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.

В. Установлено три новых олимпийских рекорда.

Г. Сорок четыре депутата поддержали выступающего.

6. Укажите, в каком предложении сказуемое имеет форму среднего рода.

А. 21 жалюзи был… закуплен… для школы.

Б. 5 минут, о которых Вы просили, уже прошл...

В. Что могл… сделать несколько молодых студентов!

Г. Никто, даже лучшие друзья, не помог... мне выйти из кризиса.

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А. Участники конкурса рассказали о перспективах на будущее.

Б. Кто бы ни приходили в дом, обязаны были поздороваться со старой тетушкой.

В. Вспоминаю с благодарностью тех, кто были моими друзьями в то время.

Г. Известно, что леса и океаны обладают большим богатством видов различных организмов.

8. Укажите предложения без ошибок в употреблении однородных членов.

А. Созданы хорошие условия не только для публикации, но и внедрения научных работ.

Б. Вы можете идти медленно, не бежать?

В. Их задача – координировать и руководить всеми работами.

Г. Печорин – офицер, ведущий свободный образ жизни и который ищет приключений.

Д. Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.

9. Правильно использованы причастные обороты в предложениях:

А. Мы осторожно шли в темноте, окутавшей лес и дорогу.

Б. В магазин, расположенный неподалеку, привезли новое оборудование.

В. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от взрыва, тоже писатель.

Г. Приехавший Онегин в деревню, вначале ни с кем не знакомился.

Д. Хозяин заметил мальчишек в своем саду, кравших яблоки.

10. Правильно использованы деепричастные обороты в предложениях:

А. Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.

Б. Глядя на нее, он хотел плакать от счастья.

В. Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.

Г. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.

Д. Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водоворот запахов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.024 с.)