Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иллюстрация 4.1. Пустыня Негев
Перед тем как войти в страну ханаанеев, Израиль провел несколько десятилетий в засушливых пустынных местах к югу (негев – по-евр. «юг») от Хеврона. Фото любезно предоставлено Джинни Эванс.
В этом эпизоде Финеес отмечен своим рвением. Бог дает этому священнику «завет мира», а его потомкам – «завет священства вечного». Финеес вновь появляется в войне с мадианитянами (Числ 31:1–3). Он присоединяется к войску, и ему доверяют священные сосуды и трубы для тревоги (стих 6). Израиль идет войной на мадианитянских царей, убивая, мародерствуя и захватывая пленников (стихи 7–12). Еще раз Финеес появляется в книге Иисуса Навина 22, где его посылают в качестве эмиссара к коленам-племенам Рувима, Гада и Манассии, чтобы выразить им упрек (стихи 13–20). Когда вожди этих племен убеждают священника в своей верности, Финеес удовлетворяется этим и получает возможность дать остальным израильтянам благоприятный отчет (стихи 30–34). Финеес упоминается и позже, в Книге Судей 20, когда читателям напоминают, что он предстоял перед ковчегом завета (стихи 27–28). Рассказывая о первосвященниках в ранней истории Израиля, хроникер упоминает Финееса: «Финеес, сын Елеазаров, был прежде начальником над ними, и Господь был с ним» (1 Пар 9:20). Финеес появляется в Пс 105 – псалме покаяния, где упоминаются многие случаи, когда Израиль грешил и бунтовал, включая приведенный выше эпизод отступничества в Фегоре:
Они прилепились к Ваал-Фегору и ели жертвы бездушным, и раздражали [Бога] делами своими, и вторглась к ним язва. И восстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва. И [это] вменено ему в праведность в роды и роды во веки (Пс 105:28–31).
Важность выражения «вменилось ему в праведность» мы вскоре рассмотрим. Рвение Финееса, драматически проявившееся в инциденте вблизи Фегора, стало причиной того, что этот священник приобрел почти культовый статус. Одно из древнейших свидетельств находится в Книге Сираха, где Финеес восхваляется среди других «славных мужей» (Сир 45–51). В прославлении Финееса слышны отклики Числ 25 и Пс 105:
Также и Финеес, сын Елеазара, третий по славе, потому что он ревновал о страхе Господнем и, при отпадении народа, устоял в добром расположении души своей и умилостивил Господа к Израилю; посему постановлен с ним завет мира, чтобы быть ему предстоятелем святых и народа своего, чтобы ему и семени его принадлежало достоинство священства навеки (Сир 46:28–29).
Йеошуа бен-Сира («Иисус, сын Сираха») составил свою книгу на еврейском языке около 180 года до н. э. Примерно пятьдесят лет спустя его внук перевел ее на греческий и написал к ней предисловие. Финеес появляется в достойной компании – перед ним упоминаются Моисей и Аарон (46:1–7), а после него – Давид (48:2)[109]. Первое упоминание Давида (46:30) нарушает хронологию, так как Иисус Навин (Йеошуа бен-Нун), преемник Моисея, появится у Сираха в 47:1. Давид упоминается заранее, так как он тоже получил завет мира. Завет мира и священство были установлены с Финеесом, а завет царства – с Давидом. Соединение Финееса с Давидом – оба благословлены заветами: первый – заветом священства, второй – заветом священства, в высшей степени важно, поскольку свидетельствует о диархической природе власти у израильтян. В Макк 1 рвение Маттафии, отца Иуды Маккавея, и его братьев, сравнивается с рвением и неистовством Финееса:
Увидев это, Маттафия возревновал [ ezēlōsen, «проявил рвение»], и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник. И возревновал он по законе [ ezēlōsen to nomo; «проявил рвение к закону»], как это сделал Финеес с Замврием, сыном Салома. И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе [= проявляет рвение к закону] и стоит в завете [ ho zelon to nomo kai histon diatheken ], да идет вслед за мною! (1 Макк 2:24–27).
Финеес вновь упоминается в сцене прощания Маттафии со своими сыновьями, образцом для которой послужила сцена прощания Иакова со своими сыновьями в Быт 49, что положило начало целому жанру, обретшему большую популярность в период между Заветами и в новозаветный период. Вот часть этой сцены:
Итак, дети, возревнуйте о законе [ zelosate to nomo, «проявите рвение к закону»] и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. Вспомните о делах отцов наших [ ta erga tōn paterōn ], которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя. Авраам не в искушении ли найден был верным [ en peirasmō heurethē pistos ], и это вменилось ему в праведность [ elogisthē autō eis dikaiosynēn ]? Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. Финеес, отец наш, за то, что проявил большое рвение[110] [en to zelosai zelon], получил завет вечного священства. (…) Илия за великое рвение к закону [en to zelosai zelon потои] взят даже на небо (1 Макк 2:50–54, 58).
Рвение к закону – сквозная тема этого прощального завещания. Еще раз мы находим Финееса в блестящей компании. Автор 1 Макк, книги, составленной около 100 года до н. э., приводит примеры Авраама, Иосифа, Иисуса Навина, Халева, Давида, Илии, Даниила и трех отроков из Дан 3 (1 Макк 2:52–60). Маттафия – священник (1 Макк 2:1) и не может найти лучшего примера священнического рвения, чем пример Финееса, внука Аарона. Аллюзия на испытание Авраама и его веру, вмененную ему в праведность, будет обсуждена ниже. Финеес упоминается в двух текстах I века н. э. В рассказе о матери и ее семерых сыновьях (4 Макк 18:6-19; ср. 2 Макк 7:22–29) мать напоминает сыновьям, что их отец «рассказывал нам о ревнителе Финеесе» [ton zēlōtēn Phinees ][111] и «поучал вас примером Анании, Азарии и Мисаила [Дан 1:19; 3:12–30]» (4 Макк 18:12, аллюзия на 1 Макк 2). Несколько позднее автор Библейских древностей описывает Финееса как священника, который «хранит заповеди Господни» (Псевдо-Филон Bib. Ant. 28:1). Кроме того, в Библейских древностях нам сообщается, что «истина исходит из его уст, в сияющий свет – из его сердца» (28:3) Позднее в Библейских древностях Финеес, проживший более 120 лет, возвеличивается в терминах, заставляющих вспомнить об Илии (48:1–3). Финеес упоминается также в псевдоэпиграфической синагогальной молитве, восходящей, вероятно, ко II веку н. э. Здесь священник, проявляющий рвение, приводится в перечне героев веры (Hel. Syn. Pr. 8.4)[112]. Фраза в последующей строке («от беззакония к праведности»), возможно, указывает на свершения Финееса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.190.147 (0.01 с.) |