Структурная модель психологического консультирования семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная модель психологического консультирования семьи.



Основные представители

 

v Минухин Сальвадор (Minuchin Salvador).

v Монтальво Бролио (Montalvo Braulio).

v Герни Бернард (Guerney G. Bernard).

v Розман Бернис (Rosman Bernice).

Основные понятия структурной модели консультирования семьи

Структура семьи; субсистемы семьи (холоны); внутрисе­мейные границы (границы между субсистемами).

 

Структура семьи

 

Понятие «структура» в русском языке означает взаиморас­положение и связь составных частей чего-либо, строение чего-либо.

Структура семьи — сеть требований и функций (соответст­вующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) пове­дения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым се­мья функционирует.

На основе чего существуют эти правила? Что заставляет се­мью вырабатывать эти правила, жить по ним, сохранять их на протяжении длительного времени?

В рамках структурной модели применительно к этому за­просу говорят о системе поддержания структуры семьи, ко­торая состоит из двух частей:

1. Генетическая система поддержания структуры, се­мьи основана на некоем врожденном, генетически заданном ощущении относительно того, что будет правильным, верным применительно к семейной жизни, а что нет. В процессе жизни у человека могут сформироваться установки на семейную жизнь, противоречащие требованиям генетической системы поддержания структуры семьи. В таком случае говорят о необ­ходимости возрождения структуры семьи на основе требова­ний, заложенных в человека природой.

Считается, что генетическая система поддержания структу­ры семьи прежде всего определяет параметры внутрисемейной иерархии. Слово «иерархия» происходит от греч. hieros - свя­щенный и arche — власть. Речь здесь идет об отношениях к власти - подчинениях, но основанных не на насилии, а на идущем из глубины личности признании авторитета другого. Это же предполагает, что фигура, которой делегирована власть, берет на себя и тяготу ответственности, связанную с этой властью. Бесспорным считается в рамках этой модели работы с семьей, что авторитет родителей должен быть всегда и везде выше авторитета детей. Обычно так и бывает в здоро­вой семье, где родители не разрушили сами генетическую сис­тему поддержания семьи. Делать они это могут, например, подрывая авторитет друг друга в глазах ребенка. Несколько более оспариваемой, но тем не менее также существующей в рамках данной модели является точка зрения, что нормаль­ной является ситуация, когда муж в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жена. Если этого нет, женщине приходится брать на себя мужские функции для того, чтобы семья нормально функционировала, что не может не вызывать у нее чувство дискомфорта, досады по от­ношению к мужу, мужчинам вообще.

2. Система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей (от англ. complement - дополнение, ком­плект). Слово «роль» в данном контексте обозначает опреде­ленный способ поведения человека в отношениях с другими людьми, сложившийся у него при жизни, наиболее предпо­читаемые формы взаимоотношений с другим человеком. Обычно мы склонны подстраиваться под ролевую позицию лица, с которым мы вынуждены взаимодействовать. Если роли двух взаимодействующих людей не будут дополнять друг друга (например, один более компетентный, другой бо­лее эмоциональный, увлекающийся), то их отношения лег­ко могут стать конфликтными, совместная деятельность не будет эффективной, совместное пребывание будет вызывать дискомфорт. Таким образом, сама логика взаимоотношений толкает двоих на то, чтобы их ролевые позиции дополняли друг друга.

Итак, как мы видим, семейные правила, составляющие структуру семьи, проявляются во внутрисемейной иерархии и ролях. Иерархия и роли не всегда четко осознаны, нередко причины их появления забыты, но они непременно сбаланси­рованы и дополняют друг друга. Если этого нет, то семья не функционирует, т. е. фактически распалась.    

Субсистемы семьи (холоны)

 

Субсистемы семьи - это некие подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой-либо внутрисемейной или вне-семейной задачи и соответствующей ей деятельности. При­ставка «суб...» (от лат. sub - под) обозначает здесь включен­ность некоей системы в более широкую систему - семью. В рамках структурного подхода и семья сама по себе рас­сматривается как часть более широкой социальной систе­мы - сообщества.

Даже один какой-нибудь член семьи может рассматри­ваться как субсистема внутри семейной системы. Но наибо­лее часто говорят о следующих субсистемах: субсистема суп­ружеской пары, субсистема родителей и субсистема детей (сиблингов - братьев и сестер). При этом один и тот же член семьи в разное время может входить в разные субсистемы семьи.

Субсистема супружеской пары начинает особенно актив­но формироваться с заключением брака. Через некоторое время после заключения брака супруги начинают замечать, что их ожидания друг относительно друга не всегда совпада­ют. Одни видят в этом повод для разрыва, другие выбирают идти путем согласования ожиданий и приспособления друг к другу. Последний путь в рамках структурной модели кон­сультирования семьи представляется более предпочтитель­ным, ибо трудно найти людей, которые с самого начала пол­ностью бы подходили друг к другу. Представление о сущест­вовании подобного рода ситуаций - скорее миф, чем реаль­ность.

Предварительная установка на согласование и приспособ­ление и способность это осуществлять связываются с опы­том, приобретенным в родительской семье. Представляется полезным, если будущие супруги в детстве имели возможность наблюдать конструктивные образцы согласования и приспособ­ления в отношениях между родителями. Если они были лише­ны подобного опыта, то определенную пользу могут оказать навыки согласования и приспособления, выработанные в дружбе, в совместном проживании во время учебы или в летних лагерях. В конце концов, эти навыки могут форми­роваться и непосредственно в супружеском взаимодействии, если супруги имеют сильные установки на сохранение брач­ной жизни и высоко оценивают значение себя для другого и другого для себя.

Итак, основной деятельностью, объединяющей супругов в супружескую субсистему на начальных этапах брака, явля­ется аккомодация (приспособление) супругов друг к другу. Происходит согласование ожиданий относительно близости-удаленности, распределения домашних обязанностей, уров­ня и рода допустимых контактов. Так формируются правила поведения супругов в семье, которые закрепляются в виде ти­пичных форм поведения супругов друг по отношению к другу в рамках основных функций семьи - семейных ролях, кото­рые, как правило, должны носить комплиментарный харак­тер. Таким образом, выстраивается структура семьи. В про­цессе этого, в частности, супруги все более приобретают и обогащают свой опыт согласования и приспособления, все более формируются правила и набор ролевых позиций отно­сительно того, как это делать.

Неконструктивные способы воздействия на другого в пе­риод согласования и приспособления (уход, угроза развода, причинение вреда имуществу другого или совместному иму­ществу, попытки суицида, демонстративный алкоголизм и другие деструктивные способы воздействия на другого) не позволяют семье чутко реагировать на те изменения, кото­рые происходят внутри нее и вне ее, требующие изменения ее структуры, нового согласования, пересмотра устоявшихся ролей. В таком случае в семье может надолго сохраниться структура, ущемляющая потребности одного или многих членов семьи, приводящая к неэффективному функциониро­ванию семьи. Переход к новой структуре, связанной с новым этапом жизни семьи, происходит в таком случае не плавно, а в результате кризиса (резкого, крутого перелома, связанно­го с тяжелыми последствиями для членов семьи). Этому предшествует доведение одной из сторон до крайней степени терпения.

Субсистема родителей начинает складываться в семье с момента осознанного решения о появлении в ней ребенка. Понятия супругов об отцовстве и материнстве могут быть различными, в интересах ребенка требуется их согласовать. Для того, чтобы этот процесс прошел успешно, требуется позитивный опыт согласования и приспособления, приобре­тенный в субсистеме супружеской пары. Требуется согласо­вать цели воспитательного процесса и способы (средства) воспитания, установить в семье четкую систему правил, ориентируясь на которые, ребенок мог бы развивать непро­тиворечивую, полезную для его личностного развития мо­дель поведения.

В семье должна быть создана на основе авторитета роди­телей семейная иерархия, в которой дети не являются рав­ными с родителями. В рамках этой иерархии через субсисте­му родителей дети приобретают умение чувствовать автори­тет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторите­тов.

Важно, чтобы субсистема родителей постоянно изменялась в соответствии с потребностями постоянного взросления ребен­ка. Например, дошкольника родительская субсистема должна опекать, а у подростка воспитывать самостоятельность и ответ­ственность. Кроме того, правила в семье должны изменяться таким образом, чтобы учитывать потребности всех растущих в семье детей. Если у родителей не выработалась способность к согласованию и приспособлению, то структура семьи меняет­ся с трудом, напряжение между родителями и детьми периоди­чески нарастает, проявляясь в конфликтах различной степени д еструктивности.

Субсистема детей (сиблингов). Ее назначение - предоста­вить ребенку возможность самостоятельно изучать отношения сверстников, на опыте непосредственного участия воспитывать способность к согласованию и приспособлению, учиться само­стоятельно делать выборы в различных ситуациях, ставить пе­ред собой цели и развиваться самостоятельно. Это социальная лаборатория, где можно экспериментально общаться без ответ­ственности перед взрослыми и их компетенции, стесняющей самостоятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.009 с.)