РЭТ активно-директивно-убеждающая, обучающая форма консультирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЭТ активно-директивно-убеждающая, обучающая форма консультирования.



Применяется РЭТ в индивидуальном, групповом, брачном, семейном консультировании, а также в сфере психологического образования. РЭТ придерживается гуманистически–экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их решениям. Придает большое значение свободе выбора и воле, но при этом допускает вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и др.факторами.

Эллис считал, что не существует однозначно «плохих» или «хороших» людей, есть люди, совершающие плохие и хорошие поступки. Оценивать надо определенные действия и поступки, а не личность в целом, т.к. глобальное оценивание личности есть сверхобобщение, что является когнитивным искажением, ошибкой. Человек, каким бы он не был, всегда достоин уважения, просто потому, что это живой человек.

Ввел важное различение – рациональные (здоровые) и иррациональные (нездоровые) идеи. Рациональные – это оценочные мысли, имеющие личностную значимость и являющиеся предположительными, неабсолютными по своей природе. Выражаются в форме предпочтений, стремлений, предрасположенности или неприязни. Являются гибкими, ведут к здоровым эмоциям, не мешают претворению в жизнь основных целей и задач. Лежат в основе здорового поведения.

Иррациональные – абсолютизированы и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо». Ведут к тягостным негативным эмоциям (депрессии, тревоге, вине, гневу). Препятствуют осуществлению целей и задач. Лежат в основе – дисфункционального поведения (уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм и пр.).

РЭТ-теория постулирует, что в основе невротических расстройств лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям категоричные оценки. Они воплощаются в форме «ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НЕОБХОДИМО». Эти когниции – ядро философии должествования, являются центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств. Именно должествования составляют ядро иррациональных убеждений, ведущих к эмоциональному дисбалансу. Если не проникнуть в эти базовые схемы и не изменить их в ходе консультирования, то клиенты будут порождать новые иррациональные схемы.

Философия должествования приводит:

1) драматизации (человек преувеличивает последствия ситуации)

2) «я этого не переживу» (если событие случится, то никогда не будет счастлив)

3) Осуждению (человек либо винит себя, либо других, если он чего-то не достиг).

Философия предпочтения (рациональные идеи) приводит к оценке. Человек может оценить насколько плохо случившееся событие, а не драматизировать. Мир не совершенен и я тоже не совершенен, не всегда всё зависит от меня.

Стремление мыслить иррационально свойственно всем людям. Человек признает, что нежелательное событие произошло, пытается изменить ситуацию или принять суровую правду (оценка, толерантность, принятие).

Основные иррациональные мысли по Эллису.

1. идея о том, что существует крайняя необходимость быть любимым и одобряемым всеми значимыми людьми

2. я должен быть компетентен и добиваться успеха во всем

3. убеждения, что есть люди плохие и они должны быть наказаны и, наоборот

4. мир должен быть справедлив

5. убеждения, что человеческая неудовлетворенность вызывается внешними причинами, на которые человек не может повлиять

6. обязательно зависеть от других, есть обязательно кто-то сильный, на которого можно опереться

7. события нашего детства однозначно определяют наше поведение во взрослой жизни

8. существует единственно правильный выход из этой ситуации (на самом деле выходов много).

Основные техники РЭПТ

1) когнитивные:

- оспаривание (дискутирование) иррациональных идей клиента. Предоставляет собой множество вопросов, которые психолог задает клиенту, чтобы побудить отказаться от своих иррациональных идей (Есть ли доказательства того, что это именно так? В чем это верование точно, а в чем нет? Из чего следует, что это так, а не так?), т.е формула АВС преобразуется в формулу АВСДЕ, где Д-дискутирование иррациональных идей, а Е – формулирование новой рациональной идеи.

- библиотерапия – изучение популярных книг по РЭПТ и самопомощи проведения РЭПТ с другими людьми. Клиент практикуется оспаривать иррациональные идеи друзей.

- прослушивание аудиозаписей сессий.

2) эмоциональные:

- юмор, ирония

- самораскрытие (делятся собственным опытом с клиентом)

- используют рассказы, песни, стихи, которые представляют рациональную философию в смешной манере

- техника Эллиса «атака стыда» - клиенту предлагается вести себя неприлично на публике, чтобы научиться принимать себя и переносить дискомфорт. Приводит к фрустрации.

- упражнение на принятие риска – клиент умышленно идет на просчитанный риск там, где хотят что-либо изменить

- повторение рациональных убеждений с чувством и силой.

3) поведенческие:

- наводнение и десенсибилизация ин вито (эти техники поднимают уровень толерантности к фрустрации).

Наводнение – человека сталкивают с ситуацией, которая его пугает, на высоком уровне интенсивности страха. Шоковая, экстремальная техника. Проводится с согласия человека, с соматическими заболеваниями и старыми людьми проводить нельзя.

Десенсибилизация – человек снижает чувствительность к объектам, которых он боится.

Систематическая десенсибилизация – сначала клиента учат мышечно расслабляться (мышечное расслабление несовместимо с тревогой). Выстраивается иерархия страхов.

- использование наград и наказаний – нежелаемое поведение наказывается, желаемое – одобряется. Клиент с терапевтом заранее решают, за что и как он будет наказываться и награждаться.

- терапия принятой ролью (Келли) – человек ведет себя так, как будто уже мыслит рационально, играет роль человека, который мыслит так, как не он сам.

Цели РЭПТ-терапии:

- помочь людям избавиться от эмоциональных и поведенческих расстройств

- помочь им стать более счастливыми, самоактуализирующимися и более функционирующими.

Эллис делит эмоции на здоровые и нездоровые:

- озабоченность (здоровые) – тревога (нездоровые)

- грусть – депрессия

- сожаление – вина

- огорчение – стыд

- раздражение – гнев.

РЭПТ придерживается гипотезы о том, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально, т.е. люди так мыслят от рождения. Однако признается и вклад в развитие псих.расстройств и средовых переменных. Родители и культура тоже учат детей определенным предрассудкам, табу, стереотипам.

 

Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход), род. В США 1905 г.

Келли считал, что именно неадекватные способы мышления порождают психологические проблемы. Однако эти мыслительные паттерны (шаблоны) не осознаются человеком.

Цель психотерапии по Келли – помочь клиенту осознать свои убеждения и проверить их.

Проблемы невротика порождаются настоящими способами мышления, а не его прошлым. Поэтому необходимо обучить клиента новым, продуктивным способам мышления, и тогда он избавится от проблем.

 

Каждый человек обладает уникальной, свойственной только ему, иерархически организованной системой личностных конструктов, которая определяет его поведение и позволяет прогнозировать будущие события (личность – организованная система конструктов).

Конструкт – это биполярная шкала, описывающая сходство и различие между объектами (например, добрый-злой, умный-глупый). Эти шкалы взаимосвязаны между собой и в целом образуют систему, лежащую в основе мировосприятия человека.

Именно на основе своей системы конструктов человек выдвигает гипотезы о мире, о том, каким образом будет вести себя тот или иной человек и каков будет исход событий. Эти представления определяют собственное поведение человека.

Система конструктов у каждого человека своя, поэтому каждый интерпретирует ситуацию по-своему. Это приводит к тому, что на одну и ту же ситуацию существуют самые различные точки зрения её участников. Нет истинного способа интерпретации поведения человека. Этот постулат своей теории Келли назвал конструктивным альтернативизмом. Для того чтобы люди понимали друг друга, они должны обладать сходной системой конструктов, но это маловероятно. Поэтому успешны в социальной среде будут те люди, которые могут воссоздавать, понимать систему конструктов других людей.

Св-ва конструктов:

1) биполярность и дихотомичность, т.е. наличие двух, как правило, противоположных полюсов

2) прогностическая эффективность – способность конструкта эффективно предсказывать события

3) диапазон применимости – спектр событий, к которым конструкт применим

4) фокус применимости – явления в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим (специфичен для каждого чел-ка, например, «честный-нечестны2 один человек применяет по отношению к женщинам, а другой к политикам)

5) проницаемость – непроницаемость. Способность конструкта допускать в свой диапазон применимости новые объекты. Непроницаемый конструкт не пропускает новые объекты, проницаемый – пропускает.

 

Согласно модели Келли, психологические проблемы возникают в результате использования неадекватных конструктов и нежелания их изменять несмотря на их очевидную прогностическую неэффективность.

Психологически здоровый человек остается открытым для новых возможностей роста и развития. Личностный рост по Келии подразумевает изменение системы конструктов в соответствии с актуальной ситуацией существования индивида.

При псих.расстройстве человек упорно использует очевидно непригодную для достижения своих целей систему конструктов.

 

Цель терапии по Келли – помочь клиенту изменить его систему конструктов, увеличив ее прогностическую эффективность.

Процесс терапевтической работы Келли понимает как исследовательский процесс, процесс совместного с клиентом научного поиска. Терапевт ставит клиента в позицию исследователя, и совместно они исследуют систему конструктов клиента, проверяют ее прогностическую эффективность, а затем реконструируют.

Позиция психолога в процессе терапии – директивная, близкая позиция учителя, наставника.

Основные этапы терапии:

1) диагностический

2) активного взаимодействия

3) перерыв в течение 2-3 месяцев

4) заключительный этап

 

Техники и методы когнитивно-аналитического подхода:

1) метод «фиксированных ролей» (Келли) – основан на представлении о связи когнитивных структур и поведения. Если человек изменит свое поведение, он сможет иначе интерпретировать свой опыт, осознает, что он мжет быть другим, и это приведет к изменению системы конструктов.

Этапы терапии «фиксированных ролей»:

- ОЦЕНКА. Психолог просит написать клиента небольшую пьесу, в которой главный герой был бы сам клиент. Позволяет получить более развернутый образ личности клиента, чем если бы он просто писал набор самохарактеристик

- ЗАТЕМ психолог просит клиента описать себя в 3-м лице, глазами другого человека, которого клиент хорошо знает

- ПСИХОЛОГ анализирует тексты клиента и выявляет основные конструкты. Потом готовит очерк (сценарий) фиксированной роли. В этом сценарии главное действующее лицо – вымышленный персонаж, описание личности которого включает хотя бы один конструкт, использованный клиентом, но противоположного полюса. Так, если клиент использует конструкт «осторожный-смелый», и себя характеризует как осторожного, то персонажу следует дать характеристику «смелый».

- НА следующем сеансе клиенту предлагается сценарий фиксированной роли для проверки усвоения, чтобы определить, насколько ему понятен этот персонаж. Затем клиента просят представить, что в течение ближайшего времени он будет отсутствовать, а его место займет данный персонаж. Клиенту дается инструкция: читать сценарий фискированной роли трижды в день и стараться думать, действовать, выглядеть как герой этого сценария. Длится 1-2 недели.

- Психолог разрешает клиенту вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. Обсуждают опыт.

2) «подъем по лестнице». Техника позволяет учить иерархию конструктов клиента. Состоит в том, что терапевт задает клиенту вопрос: «Почему вы это делаете? Что это вам дает?», и на каждый последующий ответ клиента опять задает вопрос: ПОЧЕМУ?

3) «складывание пирамиды» - вместо вопроса ПОЧЕМУ? Задается вопрос КАК? И КАК вы это делаете?, что ведет к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта. Таким образом клиенту показывается связь между его конструктами и поведение.

4) исследование полюсов конструкта. Клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта (например, у женщины избыточный вес. Психолог: Какие преимущества дает вам избыточный вес? Какие минусы? Также и с противоположным конструктом).

5) метод репертуарных решеток (Келли) – для исследования системы конструктов клиента. Создается модель психологической проблемы клиента. В этой модели выдвигаются логические взаимосвязанные временные гипотезы, в которой выстраиваются в определенную последовательность восприятие, эмоции, действия, мысли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.032 с.)