Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, задачи и принципы консультирования.Стр 1 из 45Следующая ⇒
Вопросы к государственному аттестационному экзамену «Психологическое консультирование» 1. Цели, задачи и принципы консультирования. 2. Этапы консультативного процесса. 3. Основные приемы ведения беседы. 4. Специфика дистантного консультирования. 5. Гуманистически ориентированное консультирование. 6. Гештальт-ориентированное консультирование. 7. Бихевиорально-ориентированное консультирование. 8. Когнитивно-ориентированное консультирование 9. Базовые техники когнитивно-ориентированного консультирования. 10. Основные положения рационально - эмотивной терапии А.Эллиса. 11. Теоретические постулаты биоэнергетического анализа. 12. Основные принципы телесно-ориентированной психотерапии. 13. Основная процедура трансактного анализа. 14. Критерии личностных нарушений в концепции К.Хорни. 15. Сущность и этапы процесса индивидуации в аналитической психологии К.Г.Юнга 16. Роль сценарного анализа в процессе психодиагностики. 17. Типы психотерапевтических групп. Фазы развития психотерапевтических групп. 18. Психологическое консультирование как форма психологической помощи. 19. Социометрические техники работы психолога с семьей. 20. Структурная модель психологического консультирования семьи. 21. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна. 22. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи. 23. Понятие об идеальной семье в концепции К.Роджерса. Роль семейного терапевта. 24. Психосинтез Р.Ассаджиоли как концепция и метод оказания психологической помощи. 25. Экзистенциальная психология в современном мире и её представители. 26. Гештальт-психология: основные направления исследований и применения. Гештальт-терапия. 27. Работа психолога - консультанта с супружескими конфликтами. 28. Работа психолога - консультанта с проблемами воспитания детей в семье. 29. Отечественные и зарубежные концепции профориентации. 30. Групповая и индивидуальная профконсультация: виды, методы. 31. Профпросвещение: задачи и методы работы. Модель принятия решения по выбору профессии. 32. Методы изучения профессиональных склонностей и направленности. 33. Основные направления деятельности службы управления персоналом,
34. Мотивация деятельности персонала и технология ее формирования. 35. Корпоративная культура. Основные пути и методы ее формирования. 36. Виды конфликтов на предприятии, пути их предупреждения и разрешения. 37. Понятие кризисных состояний. Виды кризисов. Патологические реакции на кризис. Принципы оказания психологической помощи. 38. Посттравматическое стрессовое расстройство. Распространённость. Основные проявления. Стратегии оказания психологической помощи. Последствия ПТСР. 39. Основные направления работы с людьми, пережившими психическую травму. 40. Девиантное поведение, определение понятия, типы, формы и структура. Возрастные и гендерные варианты. 41. Методы психологической диагностики основных форм девиантного поведения. Возможности психологической коррекции и психотерапии. 42. Аддитивное поведение и аддиктология. Формы аддиктивного поведения. Факторы, влияющие на его формирование. 43. Суицидальное поведение. Классификация его типов и форм. Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения, его психологическая коррекция и психотерапия. 44. Девиантное поведение агрессивной направленности. Распространенность, причины, методы коррекции. 45. Дизонтогенез: определение, распространённость, основные типы. Основные формы и их клинические проявления. Методы психологической диагностики. Возможности психологической коррекции и психотерапии. 46. Аномальное развитие личности. Расстройства личности. Вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие учения о психопатиях и расстройствах личности. Классификация. Основные формы. Возможности психологической коррекции и психотерапии. 47. Аномальное развитие характера. Акцентуации характера и психопатии. Их типы. 48.Основные формы психических процессов и их значение. Основные виды нарушений познавательной деятельности. 49. Расстройства ощущений. 50. Расстройства восприятия. 51. Расстройства представлений. 52. Расстройства логического познания – нарушение мышления. 53. Структурно-функциональная модель мозга. Виды нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. 54. Основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история.
55. Психодиагностика как практическая деятельности и научная дисциплина. 56. Предмет психодиагностики. 57. Понятие надежности психодиагностической методики. Способы определения надежности. 58. Понятие валидности психодиагностической методики. Способы определения валидности. 59. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике. 60. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога. 61. Психодиагностика личности. 62. Психодиагностика интеллекта. 63. Средства психодиагностической деятельности практического психолога. 64. Проективные техники в работе практического психолога. 65. Этические требования к работе психодиагноста Отражение чувств Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях. Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом: 1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов. 2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования. 3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они: o вызывают проблемы в консультировании или o могут поддержать клиента, помочь ему. Постановка вопросов Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Интерпретация В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.
Конфронтация Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п. Самораскрытие Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс. Тем не менее очень важно, чтобы эмоциональное участие было уместным и служило интересам клиента, а не самого консультанта. Самораскрытие консультанта может быть двояким. Прежде всего консультант может выражать свои непосредственные реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь». Другой вариант откровенности консультанта — это рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Иногда еще различают позитивную и негативную откровенность консультанта. В первом случае клиенту выражается поддержка и одобрение. Во втором случае имеет место конфронтация с клиентом. Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным. Рассказывая о своем опыте, лучше опираться на нынешнюю жизненную ситуацию, а не говорить о прошлом, не связанном с проблемой консультирования. Рассказ о своих переживаниях не должен отвлекать внимание от клиента. Ободрение и успокаивание Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например:"Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение реакция: "Ага", "М-мм".
Короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать" и т.д. Паузы молчания Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно: · увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; · предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; · позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта: "Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.
И. Ялома и Р. Мэя I. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных со смертью, его стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных (типичных, лишенных оригинальности, т. е. творческого участия глубинных слоев личности человека), бессмысленных поступков. Они должны начать глубже понимать смысл жизни в настоящем, на более глубоком уровне общаться с близкими, меньше бояться быть отвергнутыми, установить более тесный контакт с природой. Клиенту стараются помочь осознать, что существование не может быть отложено. Его побуждают к тому, чтобы осуществлять мудрый подсчет полученных от жизни счастливых даров. Для этого можно использовать следующие методические приемы: 1. Самораскрытие психолога-консультанта. Оно может принимать следующие формы: v Рассказ клиенту о собственных попытках примириться с предельными экзистенциальными беспокойствами. v Донесение до клиента мыслей и чувств, которые испытывает консультант «здесь и теперь» по поводу проблем клиента.
v «Дозволение терпеть» — до клиента доводится, что тема смерти - типичная и поощряемая, нужная тема в отношениях психолога с клиентом. При этом важно, чтобы сам консультант не боялся этой темы.
2. Идентификация механизмов психологической защиты. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности. 3. Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности) существования. Клиента настраивают на знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни. 145 4. Использование вспомогательных средств для углубления осознания смертности: v Клиента побуждают написать свой некролог (статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности). v Клиенту предлагают пофантазировать на тему смерти: где и когда клиент встретит смерть, как пройдут похороны. v Клиента побуждают к общению с неизлечимо больными людьми, наблюдению за их поведением. 5. Клиента поощряют к восстановлению более строгого контроля над теми аспектами жизни, на которые он может влиять. II. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных со свободой, клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь с помощью следующих методических приемов: 1. Идентификация механизмов психологической защиты. Клиенту разъясняют сущность психологических защит, ставят лицом к лицу с ответственностью за собственные несчастья через следующие действия: v Когда клиент жалуется на собственные несчастья, его спрашивают, как он создал данные ситуации. v Если клиент принижает других людей, ему указывают на его собственные подобные черты. v Консультант фиксирует внимание клиента на том, что он использует язык уклонения от ответственности - говорит «Я не могу» вместо «Я не хочу». 2. Идентификация уклонения от ответственности «здесь и теперь» • Обращают внимание клиента на его поведение «здесь и теперь», определяющее проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни. 3. Столкновение с реалистичными ограничениями. Клиенту помогают определить, на какие области он может влиять, а на какие не может. 4. Противостояние экзистенциальной вине. Клиента ориентируют на то, чтобы жить по совести, когда он поступает против нее. 5. Освобождение способности желать у клиента с заблокированными аффектами. Это делается с помощью вопросов: «Что вы чувствуете?», «Что вы хотите?». 6. Фасилитация принятия решений. Клиент подчас парализует свою способность принимать решения посредством фраз, начинающихся словами «Что, если...». Например: «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую?» Консультант помогает клиенту исследовать разветвления каждого вопроса «Что если...» и анализировать чувства, которые инициируются этими вопросами. III. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с изоляцией, ему помогают противостоять этим беспокойствам с помощью следующих приемов: 1. Столкновение клиента с изоляцией. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений. Иногда рекомендуется побыть в изоляции, чтобы осознать масштабы своих скрытых ресурсов, ужас одиночества, свое мужество. 2. Идентификация механизмов психологической защиты. 3. Идентификация межличностной патологии. Определяются способы уклонения клиента от реальных отношений с другими. При этом обсуждаются следующие вопросы: v Насколько клиент относится к людям, как к объектам, служащим для удовлетворения его желаний? v Насколько хорошо он умеет любить окружающих людей? v Насколько хорошо он умеет выслушивать собеседников и раскрывать себя? v Каким образом он удерживает людей на расстоянии? 4. Использование отношений консультант—клиент с целью выявления патологии. Логотерапия Виктора Франкла
Теоретические положения. Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрейда, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает свободой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой выбора из реалистичных возможностей (как прожить предстоящий час). Каждая ситуация открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом. Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает повиноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя свободным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функционирование в этом мире. Таким образом, он приближается к нахождению своего смысла в жизни. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремление к смыслу), клинической симптоматике. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия. Экзистенциальный вакуум поддерживается: 1) подавлением собственной духовности, религиозности. Это связано с тем, что духовность и религиозность человека в современном мире зачастую становятся объектом эксплуатации; 2) уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду. Эти формы доведения стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны; 3) разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причина эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стремится выхолостить сущность традиций и ценностей; 4) редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру; 5) недостаточный акцент на самотрансценденции. Большинство направлений современной психологии сосредотачиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапии там, являются побочными продуктами самотрансценде0Чии ~~ способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредотачиваться на себе; 6) невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты. Трудно найти людей, обретших смысл, нет таких образцов для подражания. Цель логотерапии - помочь клиентам найти смысл в жизни.
Этапы и методы работы. I. Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности. II. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы: 1. Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла. 2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения). Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь». 3. Использование сравнений: v Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом. v Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок. Основные цели 1. Устранение дефицита в поведенческих реакциях. 2. Усиление адаптивного поведения. 3. Ослабление или устранение неадекватного поведения. 4. Устранение изнурительных реакций тревоги. 5. Развитие способности расслабляться. 6. Развитие способности самоутверждаться. 7. Развитие способности к саморегулированию. Методологические основы o Работы по классическому обусловливанию Ивана Петровича Павлова (1849-1936). o Труды по обусловливанию основателя бихевиоризма Джона Бродуса Уотсона (1878-1958). o Оперантный бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990). o Работы по реципрокному торможению Джозефа Вольпе (1915). Йоханнесбург, Южная Африка. Психологическое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или с функционального анализа проблемных зон клиентов. Фиксируются три рода реакций: 1. Стимул ситуационного прошлого (С). Например: «Вчера в 15.30 мне требовалось представить 15 коллегам свой проект». 2. Переменные реакции (Р). Например: «Волновался, говорил быстро». 3. Последствия или переменные результата (П). Например: «Аудитория выглядела умеренно заинтересованной. Шеф меня поздравил и одобрил мою деятельность». Сбор данных, согласно изложенной выше последовательности, называют СРП-анализом. Иногда эти данные оформляются в виде дневника поведенческого мониторинга:
При сборе информации игнорируются вопросы, начинающиеся словом «Почему». Задаются вопросы, начинающиеся словами «Как», «Когда», «Где», «Что». Информация собирается путем: § интервью, § медицинского обследования, § отчетов о проводившемся ранее психологическом наблюдении § вопросников, предназначенных для самоотчета (например, «Вопросник страха», фиксирующий, насколько он велик при общении с начальством, коллегами, людьми противоположного пола и т. д.), § самонаблюдения и заполнения таблиц в специальном дневнике, § прямого наблюдения в естественной обстановке, § косвенного наблюдения в естественной обстановке - информация собирается у знакомых с клиентом людей, § прямого наблюдения в моделируемой обстановке (например, в обстановке ролевой игры). После сбора информации определяются цели консультирования - какие переменные нуждаются в модификации. Цели стараются определять максимально четко, чтобы и консультант, и клиент могли легко оценивать изменения. Порой намечается несколько приоритетов. Работа начинается с наиболее важной проблемы. Для борьбы с такими рефлекторными реакциями, как гипервозбуждение и гиперраздражение, используется методика прогрессирующей мышечной релаксации (Progressive Rela xation - от латинского relaxatio - расслабление) Эдмунда Джекобсона, популяризированная Джозефом Вольпе. Сущность методики заключается в том, что с помощью концентрации внимания у клиента сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп. Упражнения заключаются в 5-7-секундном напряжении групп мышц, которые затем полностью расслабляются. Внимание клиента при этом сосредоточивается на чувстве релаксации. В случае, когда необходимо бороться с тревогой, страхами (монофобиями), используются методика систематической десенсибилизации, другие виды десенсибилизации. Данная методика была предложена Дж. Вольпе (Wolpe J.) в 1952 г. v Теоретические основы метода систематической десенсибилизации: v Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включая интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. v Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым в реальности, в том числе если это делать в состоянии релаксации. v Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. v У человека одним из действенных стимулов, противостоящих страху, является релаксация. Поэтому если обучить клиента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызывать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация (понижение чувствительности) клиента к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Сущность методики. Человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации (достигнутой с помощью методики прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), вызывает у себя в сознании представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Он воображает эти ситуации 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации (до 20 с). Работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. За одно занятие отрабатываются 3-4 ситуации. Количество сеансов может варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх. Выделяют также следующие виды десенсибилизации: 1. Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни). Данный вид десенсибилизации применим к тем ситуациям, которые могут быть многократно повторены в действительности. Этапы работы: а) составляется иерархия ситуаций, вызывающих страх; б) тренировка в реальных ситуациях: клиента побуждают сталкиваться с ситуациями, вызывающими страх, в присутствии психолога, которому клиент доверяет и в присутствии которого он испытывает глубокое чувство безопасности. Здесь фактором, противостоящим страху, является чувство безопасности в присутствии конкретного человека - психолога. 2. Контактная десенсибилизация. Клиента побуждают прикоснуться к объекту, вызывающему страх (например, собаке), в присутствии психолога и при наличии гарантий безопасности. Зачастую этому предшествует моделирование:другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызывающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку. 3. Эмотивное воображение. Используется в работе с детьми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей воображение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирования. При недостаточном развитии навыков межличностного взаимодействия (неумение выслушивать собеседника, самораскрываться, предоставлять обратную связь) используется метод репетиции поведения - разыгрывание ролевых игр, при которых клиента побуждают проигрывать новые адекватные реакции. Бели клиент имеет привычку реагировать тревогой на поведение других людей, используется тренинг ассертивности. Ассертивность Дж. Вольпе определяет как способность приемлемо выражать любую отличную от тревоги эмоцию, имеющую отношение к другому человеку. Консультант оказывает поддержку клиенту в выражении законных эмоций. Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозиционного поведения. В последнее время все больше внимания уделяется проявлению различных оттенков положительных эмоций по отношению к другому лицу: любви, внимания, заботы (там, где это уместно). Консультант и клиент много обсуждают, какое поведение будет наиболее подходящим в разных ситуациях, учитывается индивидуальный стиль поведения клиента. Тренинг применяется в форме как индивидуальной, так и групповой работы. Анализируются результаты ассертивного поведения клиента в реальной жизни, консультант привлекает внимание клиента к положительным последствиям этого поведения. С целью изменения поведения посредством его последствий используются методы подкрепления. Выделяют положительные и отрицательные подкрепляющие стимулы: положительные предполагают предъявление чего-либо, а отрицательные - удаление чего-либо в данной ситуации. При угасании соответствующего подкрепления снижается вероятность возникновения реакции. В качестве положительных подкрепляющих стимулов используются похвала, проявления привязанности, интереса. Иногда для оценки того, какие стимулы будут для клиента более значимы, используются специальные опросники (План исследования подкрепления Каутела, План приятных событий Макфиллами и Левинсон). В прикладных окружающих средах главный метод изменения поведения — позитивное подкрепление. При этом положительно могут подкрепляться и альтернативные, несовместимые с нежелательным виды поведения. Зачастую создаются программы позитивного подкрепления с помощью значимых других. Подкрепление можно осуществлять косвенно - с помощью символов (например, жетонов), которые могут быть впоследствии обменены на значимые для субъекта стимулы. Подкрепление может быть опосредованным - когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение. Психолог активно оказывает помощь клиентам в получении желаемых подкреплений: им помогают активно разыскивать людей, виды деятельности, ситуации, которые могли бы обеспечить подкрепление. Могут использоваться и методы, наказания. Примером подобного рода методик является техника «тайм-аут», которую применяют к детям, имеющим «взрывной» характер. Таких детей удаляют из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление (например, деструктивное поведение ребенка в классе, нацеленное на привлечение внимания). При этом дети должны быть четко предупреждены, какое поведение влечет за собой «тайм-аут». Для детей «тайм-аут» назначается во временном промежутке от 5 до 20 мин, для очень маленьких - от 1 до 5 мин. Одним из методов использования подкрепления является процедура наблюдения за собой с последующим выстраиванием диаграмм, отображающих удельный вес в жизни данного человека за единицу времени элементов желательного и нежелательного поведения (например, диаграмма количества выкуренных сигарет за день, диаграмма изменений веса и т. д.). Другим методом, родившимся из идеи подкрепления, является метод контроля окружающей среды. Клиента побуждают удалять из поля зрения все объекты, могущие побудить к нежелательному поведению, и помещать в поле зрения те предметы, которые могут побудить к желательному поведению. Например, клиенту, который борется с лишним весом, можно предложить так организовать пространство вокруг себя, чтобы пища и предметы, к ней относящиеся, оказывались большую часть дня вне поля зрения, а атрибуты спортивной активности всегда были на глазах и как бы приглашали заняться деятельностью, связанной с движением. Можно предложить клиенту активно использовать для достижения своих целей методы самоподкрепления. Примером положительного самоподкрепления является ситуация, когда человек говорит себе всякий раз, когда сделает что-либо удачно: «хорошо сделано», «потрясающе», «здорово», «классно» и т. д. Примеры самонаказания - отдавать на нужды благотворительности определенную сумму за каждые лишние съеденные 100 Ккалорий, воображать неприятные последствия во время совершения нежелательных действий, воображать, что тебя ругают, когда ешь шоколадный торт.
Основные техники РЭПТ 1) когнитивные: - оспаривание (дискутирование) иррациональных идей клиента. Предоставляет собой множество вопросов, которые психолог задает клиенту, чтобы побудить отказаться от своих иррациональных идей (Есть ли доказательства того, что это именно так? В чем это верование точно, а в чем нет? Из чего следует, что это так, а не так?), т.е формула АВС преобразуется в формулу АВСДЕ, где Д-дискутирование иррациональных идей, а Е – формулирование новой рациональной идеи. - библиотерапия – изучение популярных книг по РЭПТ и самопомощи проведения РЭПТ с другими людьми. Клиент практикуется оспаривать иррациональные идеи друзей. - прослушивание аудиозаписей сессий. 2) эмоциональные: - юмор, ирония - самораскрытие (делятся собственным опытом с клиентом) - используют рассказы, песни, стихи, которые представляют рациональную философию в смешной манере - техника Эллиса «атака стыда» - клиенту предлагается вести себя неприлично на публике, чтобы научиться принимать себя и переносить дискомфорт. Приводит к фрустрации. - упражнение на принятие риска – клиент умышленно идет на просчитанный риск там, где хотят что-либо изменить - повторение рациональных убеждений с чувством и силой. 3) поведенческие: - наводнение и десенсибилизация ин вито (эти техники поднимают уровень толерантности к фрустрации). Наводнение – человека сталкивают с ситуацией, которая его пугает, на высоком уровне интенсивности страха. Шоковая, экстремальная техника. Проводится с согласия человека, с соматическими заболеваниями и старыми людьми проводить нельзя. Десенсибилизация – человек снижает чувствительность к объектам, которых он боится. Систематическая десенсибилизация – сначала клиента учат мышечно расслабляться (м
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.11 с.) |