Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение сознания. Сознание: деятельность, мышление, язык.
Сознание - это высшая, свойственная лишь общественному человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целеустремленном психическом отображении объективного мира и творческом формировании идеальных объектов, аналогов которых еще нет в природе. Она основывается на воображении и фантазии. По физиологическим свойствам сознание является рефлекторным процессом. Но сознание не сводится лишь к физиологичному свойству. Основой его возникновения являются общественные процессы: трудовая деятельность, разные формы общения людей, язык, чувства, эмоции. Существует две концепции возникновения сознания: идеалистическая и материалистическая. Идеалистическая концепция связывает появление сознания с началом человеческого бытия (сознание «вдыхается» в человека извне силами, не подвластными ничему земному). Материалистический подход представляет сознание как продукт развития человеческой способности отражать объективный мир во всем его многообразии. Обе эти концепции далеки от пол-' ной и окончательной победы друг над другом. У каждой из них имеется больше объективных фактов за то, чтобы с ней считались, нежели за то, чтобы привлечь на свою сторону подавляющее большинство сторонников. Своеобразие мышления заключается в том, что оно позволяет человеку осознать мир посредством понятий, суждений, умозаключений и теорий, воспроизводя существенное и значимое в вещах и явлениях. В мышлении мы переходим границы видимого мира. С помощью мышления мы соотносим показания органов чувств со всеми имеющимися у нас знаниями, как индивидуально присущими каждому, так и интегральными, усвоенными индивидом. Мышление характеризуется целеполаганием, направленностью на постижение истинного, достоверного знания посредством постановки практических или теоретических задач. Умственная деятельность ориентирована на понимание сущности вещей и явлений, на построение систематического образа объекта. Мышление является логически организованный процесс познания, который проходит по определенным законам и способствует адаптации человека к меняющемуся миру. Отсюда и спонтанно свойственна мышлению способность сосредоточиваться на одном предмете, на решении возникшей задачи. Философы обращают внимание на желательность определения содержания мышления внутренними сознательными побудительными мотивами. В то же время они вынуждены признавать неуправляемость, автономность мыслей, перетекание их с одного предмета на другой.
Мышление можно классифицировать зависимости от его направленности на тот или иной аспект реального мира. Так, мышление существует как повседневное, практическое, научное, теоретическое и художественное. Практическое мышление ориентировано на решение повседневных конкретных задач, а теоретическое связано с формулировкой общих принципов и закономерностей объективного мира. Мышление также и образное, так как связано с формированием образов, обобщением всех в вещах и явлениях одного порядка, принадлежащих одному виду или сообществу, множестве. Язык является орудием мышления и сознания, средством формирования понятий, суждений, а также средством общения между людьми. Материалистически мыслящие ученые считают, что потребность сказать что-то друг другу, создала соответствующий орган и периферическое средство - речевой механизм. Физиологический механизм образования речи - условнорефлекторный: продуцируемые в определенных ситуациях звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук с выражения эмоций, свойственного животным, в человеческом языке превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Кроме того, общение животных ситуативное, связано с имеющейся ситуацией, а человеческая речь оторвалась от ситуативного, вследствие существования сознания. Сознание способно контролировать эмоциональную сторону натуры человека, поэтому содержание речи косвенно воспроизводит окружающую реальность. Речь также несет в себе и момент символичности, что требует определенной степени развития сознания в среде себе подобных, усвоение неоднозначного содержания слов. Язык представляет собой систему содержательных форм. С помощью языка осуществляется перевод индивидуального содержания мыслей человека в коллективное. С помощью языка осуществляется познание мира и объективируется самосознание индивида. К тому же язык является средством функционирования информации, осуществляемым в виде различных знаковых систем. В этом качестве язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Язык представляется нам прежде всего в словесной, вербальной форме, что мы считаем самым универсальным средством общения среди всякого рода знаковых систем. Поэтому-то человеческое сознание и мышление тесно связаны с эмоциями, могут функционировать в виде музыкальных звуков, рисунков и красочных образов, скульптурных форм, математических символов, формул, чертежей и специфических знаковых систем в различных областях человеческого познания и деятельности. В то же время универсальный язык слов является средством перевода содержания одних знаковых систем в содержание других. И если даже порой профессионалы в своем общении друг с другом широко используют привычные им невербальные знаковые системы, то это происходит только потому, что когда-то они изучили через привычные словесные определения содержание и значение знаков и комбинаций знаков их специфической профессиональной речи. Мышление, безусловно, осуществляется в форме языка. Но мышление есть только частью сознания, хотя и важной. Сознание и мышление также связаны друг с другом посредством языка, поскольку переход от восприятий и представлений к понятиям возможен только в процессе передачи их содержания в словесной форме. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее понимает саму себя, свое состояние и понимание ее состояния другими людьми.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.006 с.) |