Темы культуры и цивилизации в «Скифах» А.А. Блока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы культуры и цивилизации в «Скифах» А.А. Блока.



Темы культуры и цивилизации в «Скифах» А.А. Блока.

 

«Скифы» рассматриваются как политико-идеологический манифест, содержащий в себе несколько важных тезисов.

Первый и основной: Россия не Европа. Мы, скорее, потомки Чингисхана, чем дети европейской цивилизации. Здесь Блок выступает как своеобразный предшественник русского евразийства.

Второй тезис: Россия молодая цивилизация, полная, как выразился бы Лев Гумилев, «пассионарной» силы.

Следующий тезис: Россия исполнена «всемирной отзывчивости» (Достоевский), и ей доступны сокровища западного духа в том числе. В ее недрах гармонично сочетаются рационализм и мистицизм. Последний тезис, и самый парадоксальный, если исходить из духа всего стихотворения целиком: Запад спасется от деградации и краха только в одном случае если придет в наши братские объятия. «Варварская», «скифская» Россия осветит народам путь, ведущий к всеобщему миру и братству. Несмотря на последующее разочарование в большевиках, на этом этапе можно проследить определенные пересечения между большевистской утопией и личными блоковскими утопическими грезами.

 

Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. («Донские рассказы», «Конармия» И. Бабеля и др. по выбору).

 

                   Человек в нечеловеческих условиях – основная тема цикла «Конармия», военного дневника Исаака Бабеля. Главный герой-рассказчик интеллигент Кирилл Лютов оказывается в центре двух миров: физически крепкого, но бездуховного и слабого, больного духовного. Чтобы стать своим в Конармии, Лютов должен совершать поступки ему не свойственные: зарубить чужого гуся, ударить кулаком старуху. Только таким образом он становится своим среди казаков. Это даётся ему нелегко: «… сердце моё обагрённое убийством, скрипело и текло…». Герой ищет точку соприкосновения двух миров, пытается понять, возможен ли компромисс.

                   В центре «Конармии» — проблема человека в революции, человека, вступившего в борьбу за новое, справедливое устройство общества. Стремлением понять гуманистическое содержание революции проникнуты многие страницы «Конармии». Жестокость некоторых нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность картин быта красноармейцев вызваны необходимостью показать достоверность того, что происходило ежедневно.

                   Повествователь, странный и смешной для бойцов очкарик Лютов, превращается в солдата. Но душа его всё равно не принимает войну, ради каких бы светлых идеалов она ни велась.

                   В «Конармии» нет ни одной естественной кончины (внезапно, но без чужой помощи умрёт лишь старик в позднем рассказе «Поцелуй»), Зато множество расстрелянных, зарезанных, замученных.

                   «Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Этому соответствует «мозаичный» принцип изображения: последовательность эпизодов в рассказах чаще всего непредсказуема. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие её, и невероятную жестокость. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.

 

Литература русского зарубежья 1-й волны. Проза. Основные особенности, темы и герои (И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.Н Толстой, И.С. Шмелев, В.В. Набоков и др. на выбор).

Литература русского зарубежья - ветвь русской литературы, возникшая после большевистского переворота 1917 года. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы.

в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие массового читателя, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.

Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков.

Куприн - Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности. В персонажах рассказов "Белый пудель", "Тапер", "Гамбринус", а также многих других, угадываются черты "маленького человека", однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни.

произведение «Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна «Ночная смена», «Поход», а затем и «Поединок» имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах «Поединка» во всем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности.

Но не во всех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

 

Анализ «Анна Снегина»

Крестьяне под предводительством Прона Оглоблина выступают против помещицы Анны Снегиной. И хотя главный герой Сергей решил воевать только в стихах, а в глазах своей юношеской любви выступает мелким трусишкой, он вместе с Проном идет к Снегиным, автор и с него не снимает ответственности за происходящее.

В поэме не найти христианской символики, характерной для ранних произведений Есенина. Революция – это нечто совершенно другое, далекое от веры, теперь вся сложившаяся ситуация в России изображаются через судьбы отдельно взятых людей.

Если раньше автор описывал деревню в общем, представляя целую крестьянскую массу, безликую и огромную, то теперь он дает нам рассмотреть судьбы отдельных героев из народа. Таким становится, к примеру, Прон, советский крестьянин, чей образ впервые в творчестве Есенина был раскрыт так реалистично и полно. Оглоблин – большевик, поднявший бедняков на восстание против помещиков. Его жизнь, на короткий миг наполнившаяся грандиозными по силе событиями, обрывается трагически: он убит деникинцами.

На глазах поэта родина пережила самую переломную эпоху в развитии. Сначала это была полевая Русь, затем – советская страна с новыми законами и порядками. Такой насыщенный и значимый период Сергей Есенин отразил в своем творчестве. Образ России у поэта, несомненно, не статичен: в раннем творчестве это страна с устоявшимися традициями, в годы революционных переломов – Россия – воплощенный на земле рай. Образ деревни, подробно и с любовью описанный, не отделим в произведениях поэта от образа России.

Сергей Есенин оценивает всю важность произошедших изменений, признает победу нового строя, но его лирический герой все же полностью советскую жизнь еще не принимает. Поэма «Анна Снегина» представляет собой органическое соединение лирической темы и темы размышлений главного героя над судьбой своей родины.

Анализ «Пугачев»

Емельян Пугачев рассматривается Сергеем Есениным, как личность неоднозначная. Вероятно, ему импонирует Пугачев. Автор не осуждает, а напротив, выставляет главного героя в роли мученика. Поэт, несомненно, разделяет взгляды бунтаря, однако старается выдержать нейтралитет, предоставляя возможность читателю сформировать собственное мнение и самому определить, кем же все-таки был Емельян Пугачев: альтруистом с кротким характером, радеющим за свободу и равенство, или мятежником и самозванцем, преследующий корыстные цели.

В начале поэмы мы видим, как уставший Пугачев прибывает в Яицкий городок. Емельяна заботит жизнь народа, он глубоко обеспокоен бедствующим положением, его возмущает убогое, голодное существование людей. В разговоре со сторожем-казаком он узнает, что достойная жизнь народа закончилась со смертью третьего Петра и, что люди ждут своего “мужицкого царя”, который осмелится возглавить мятеж, бросив тем самым вызов Екатерине. Эта мысль воодушевляет Пугачева, ему неведом страх перед властью, и он нарекает себя Петром III. Тяжко ему дается чужое имя, но именно это имя, по мнению бунтовщика, может стать лучшим катализатором для восстания народа. Примечательно, что герой имел возможность беспрепятственно уйти в Азию, сохранив и армию, и собственное влияние в ней. Но месть Екатерине казалась ему слаще спокойной жизни. Войско во главе с Емельяном одерживает легкие, на первый взгляд, победы. Но как только крестьянские полки настигло первое поражение, как в них назревает разлад. Осознание надвигающейся смерти заставляет мятежников задуматься о выживании, а не о войне. Казаки в страхе перед правительством и с надеждой на помилование осуществляют заговор против Емельяна, предлагая ему склонить мятежную голову. Пугачев никак не мог ожидать предательства от своих “дорогих и хороших”, поэтому услышанное не укладывается у него в голове. Даже пред лицом смерти он не приклонен и призывает продолжить восстание, но тщетно. Смирившись с изменой, он мстит, выстрелом убивая одного из казаков, а они хватают и связывают его, уничтожая тем самым идею воина-мечтателя.

           Есенин и сам родом из деревни, поэтому вождь крестьянского восстания в его глазах был человеком чести. Пугачев видел, как знать попирает народ, и возглавил сопротивление, став мессией, обреченным на заклание. В его выступлении нет надежды на победу, зато есть цель: показать власти, что терпение бедных людей имеет свои границы. Ради нее он не пожалел жизни, и за это достоин уважения.

Анализ «Черный человек»

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга. Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим», «тоска», «страх».

Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой». Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье. Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя!

И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное. Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке. Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…

Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.

 

Литература русского зарубежья

Литература русского зарубежья - ветвь русской литературы, возникшая после большевистского переворота 1917 года. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы.

Первая волна эмиграции (1920-1930)

После революции 1917 года в связи со сложившейся политической обстановкой из страны отъезжало большое количество граждан, которые стали создавать за рубежом «вторую Россию». Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была массовым явлением (более двух миллионов эмигрантов) и продолжалась до начала Второй мировой войны и оккупации Парижа.

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Одна из наиболее известных акций по высылке интеллигенции вошла в историю под названием «Философский пароход».

Расселение представителей русской эмиграции происходило вокруг следующих основных центров: Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин, Шанхай. Эмигранты уезжали также в Латинскую Америку, Канаду, Польшу, Югославию, Скандинавию, США.

Несмотря на отсутствие массового читателя и непростое материальное положение большинства писателей, русская зарубежная литература активно развивалась. Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы - возможность говорить, писать, публиковать созданное без оглядки на тоталитарный режим, политическую цензуру.

Выделялось старшее поколение, которое придерживалось направления «сохранения заветов» (И. Бунин, Д. Мережковский), младшее поколение, ценившее драматический опыт эмиграции (Г. Иванов, «Парижская нота»), «незамеченное поколение», писатели, осваивавшие западные традиции (В. В. Набоков, Г. Газданов).

Поэзия

Поэтов, оказавшихся в эмиграции, объединяло острое переживание краха судьбы России и их личных судеб. Однако в творческом плане эмиграция оказывала благотворное влияние. Стихия творческой свободы, в которой оказались поэты, вдохновляла их на написание новых произведений. Поэтому, в отличие от того, что писала советская критика, русская поэзия в эмиграции не оскудела и не вымерла, – боль от разрыва с Родиной поэтами-эмигрантами была преобразована в творческую энергию, а трагизм судьбы стал источником вдохновения. Одним из основных направлений движения поэтического процесса русского зарубежья было стремление к сохранению связи со своей национальной культурой. Именно эта ориентация на классическую традицию стала важным моментом в духовном самоутверждении литературных сил русского зарубежья. Кроме этого, за традиционализмом стояло и неприятие поэтами-эмигрантами тех событий, которые происходили в России. Это следование традициям и стремление сберечь художественные ценности 19 века стало фактором, объединявшим представителей различных течений – модернистов, реалистов, неоклассицистов. В частности, это относится к поэтам старшего поколения, которые стали известными в литературных кругах еще до революции. Эти поэты продолжили свою творческую деятельность и в эмиграции. Среди поэтов, относящихся к старшему поколению были: К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус и многие другие. Однако поэты старшего поколения в историю русской поэзии внесли не столь значительный вклад, как молодые – М. Цветаева, В. Иванов, В. Ходасевич, А. Штейгер и др.

Тема ностальгических воспоминаний о Родине стала главным мотивом поэзии старшего поколения русского зарубежья. Младшее поколение поэтов придерживалось другой позиции. Это поколение поэтов, которые поднялись в другой духовной среде, которые отказались от восстановления того, что безнадежно утрачено.

Идейно-художественное своеобразие творчества Владимира Набокова

Влади́мир Влади́мирович Набо́ков - публиковался также под псевдонимом Влади́мир Си́рин; (родился 22 апреля 1899 в Санкт-Петербурге — ушел из жизни 2 июля 1977) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог. Сын политика Владимира Набокова.

В апреле 1919 года, перед тем, как Крым перешёл в руки большевиков, семья Набоковых навсегда покинула Россию. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембриджском университете. В марте 1922 года был убит отец Владимира Набокова Владимир Дмитриевич Набоков. В этом же году Набоков переезжает в Берлин, где зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются его рассказы.

Своеобразие творчества В.В. Набокова (Материалы литературной гостиной) В отношении Набокова к своим героям сказались черты характера самого автора: индивидуализм, возведенный в жизненный принцип, желанное творческое и личное одиночество, неприятие соседства в любых его формах, недоверие к простым и естественным человеческим чувствам. Подобная совершенно новая для русской литературы этическая система, утверждаемая писателем, основанная на принципиальном индивидуализме и пафосе общественного неслужения, вела к   разрыву с традицией: Набоков отказался от реализма и пришел к модернистской эстетике. В результате в его творчестве происходит разрушение реалистического характера, что обусловлено иными, чем в реализме, принципами типизации. Суть в том, что Набоков предложил литературе принципиально новую концепцию личности. Перед нами не герой в традиционном смысле этого слова, но, скорее, некое воплощение авторской идеи, некий набор тех или иных качеств. Его судьба, поступки, поведение порождены не столько логикой характера (а она вообще может отсутствовать, персонаж набоковского романа может быть совершенно алогичен), сколько полной подчиненностью его авторской воле, авторскому замыслу. Герой набоковского романа полностью «бесправен» и абсолютно зависим. Например, характер гроссмейстера Лужина («Защита Лужина») сформирован логикой шахматной игры, которая заменила ему реальность.   Первой и истинной действительностью для него является пространство шестидесяти четырех клеток. В подобном мотиве поведения Набоковского персонажа проявляется разрыв с реализмом. Отношения между героем и действительностью оказываются искривленными и алогичными.

Принципиальное отторжение действительности героем Набокова ­ не случайный каприз автора, а продуманная жизненная и творческая позиция, мужественно отстаиваемая, ставшая программой личного и литературного поведения. Если угодно, это была одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на независимость от обстоятельств времени, в том числе времени исторического, агрессивность которого в XX веке в отношении частной жизни человека стала особенно очевидной. Литература нашего века констатировала, что человек уже не имеет естественного права, вполне доступного еще в прошлом столетии.

Островский «гроза»

В родительском доме Катерину,прежде всего готовили к тому, что она будущая жена и мать, следовательно, должна будет сделать правильный выбор мужа, вести хозяйство, растить и воспитывать детей и т.д. Таким образом, главные основы христианского воспитания — это правильная вера в Бога и труд. Но к XIX веку, реалии которого отображены в пьесе Островского, традиции христианского воспитания во многом были забыты.

В произведении рассыпаны её воспоминания о родительском доме. В разговоре Катерины с Варварой перед нами предстаёт картина детства молодой женщины: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» [9, с. 221]. В этой ёмкой реплике Островский сумел передать главные основы формирования ребёнка в семье девочки: 1) «работать не принуждали» — росла в праздности; 2) «наряжали, как куклу, души не чаяли», то есть, баловали; 3) «что хочу, то и делаю» — полная свобода (или произвол?). Конечно, необходимо считаться со свободой ребёнка, но в разном возрасте объём свободы должен быть неодинаковым. Нам видится, что Островский показывает здесь слепую родительскую любовь.

«Книга для родителей» А. Макаренко - художественно-теоретическое произведение А.С. Макаренко, посвященное проблемам семьи и семейного воспитания детей. В первой части этой книги (единственная написанная из запланированных четырех частей) А.С. Макаренко рассматривает такие вопросы семейного воспитания как общие принципы воспитания, авторитет родителей, отношение к деньгам, формирование межличностных отношений ребенка, воспитание в неполной семье, воспитание единственного ребенка и другие.

И, несмотря на то, что эта книга написана довольно давно, вопросы, рассматриваемые в ней, до сих пор актуальны. И с трудом можно найти книгу, в которой они были бы раскрыты столь же легко, полно и доступно.

Представим обзор – конспект этой книги. Вся книга, построена таким образом, что рассмотрение каждого вопроса семейного воспитания начинается с маленького литературного рассказа. На основе него затем и строиться анализ той или иной проблемы, встающей перед родителем

Так в первой главе А.С. Макаренко рассматривает вопрос об ответственности, прежде всего, родителей за воспитания ребенка. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя. Из-за безответственного выполнения этой задачи и возникают проблемы воспитания ребенка, которые очень легко перерастают в катастрофическое непонимание между родителями и ребенком.

«Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает.

«Как закалялась сталь» — частично автобиографический роман советского писателя Николая Островского, написанный в период с 1930 по 1934 год. Книга относится по стилистике к жанру социалистического реализма. В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публикацию романа, в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней в 1934 году вышла и вторая часть.

Роман приобрёл большую популярность и стал самым издаваемым в СССР произведением художественной литературы за 1918—1986 годы: общий тираж 536 изданий составил 36 416 тыс. экземпляров[1][2]. По данным Государственного музея — гуманитарного центра «Преодоление» им. Н. А. Островского в Москве, к 1 января 1991 года роман был издан на 75 языках народов СССР 773 раза суммарным тиражом 53 854 тыс. экземпляров.

В романе отражены события эпохи гражданской войны, гражданской войны на Украине, германской оккупации Харькова и интервенции Антанты, советско-польской войны, дискуссии среди молодёжи о НЭПе, «Левой оппозиции», о Ленинском призыве в партию и комсомол, об участии комсомола в «рабочей оппозиции», троцкизме, восстановления народного хозяйства и социалистического строительства в первые годы советской власти.

А.Вампилов

Творчество А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов. Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе I960—70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным. В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии и комедии положений).

Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х.

В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в современной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность общества. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью. Эти испытания оказались драматичными, наполненными глубокими конфликтами.

Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни.

Л.Петрушевская

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах.

Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей.

Одна из самых известных пьес Петрушевской – Три девушки в голубом. Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца.

Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность.

Петрушевская в "Уроках музыки" и последовавших затем пьесах ("Три девушки в голубом", 1980; "Квартира Коломбины", 1981; "Московский хор", 1988 и др.) художественно исследовала важный в российской действительности процесс - деформацию личности под воздействием унизительных для человеческого достоинства бытовых условий существования. Пресловутый быт выжимает из героев Петрушевской все жизненные силы, и в их душе уже не остается места для праздника, светлой надежды, веры в любовь. "Многие художники вообще полагают, что им тут не место, - отмечает критик Н.Агишева, - и брезгливо устремляются от плачущих детей и ругающихся алкоголиков на просторы большой жизни. Петрушевская остается там, где людям плохо и стыдно. Там ее музыка. А секрет ее в том, что плохо и стыдно, хотя бы иногда, - бывает всем. Поэтому пишет Петрушевская про каждого из нас".

 

К.Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны - России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения - о природе.

Чрезвычайно интересно и важно, как свое отношение к природе Паустовский сверяет с народным опытом и чувством. Он не раз возвращается к мысли о том, что «образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра...»

Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство разнотравья, почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы. Поэтическое воплощение темы природы ярко выразило в произведениях Паустовского идею художественного материализма: идея материального мира как основа основ бытия, всего прекрасного и доброго на земле, в том числе и - возвышающей романтики. В решении темы «природы» Паустовский своеобразен как художник, умеющий тонко почувствовать, глубоко осмыслить и выразить нравственно-воспитывающие силы природы. Пейзаж произведений Паустовского эстетически всегда неразрывно связан с высокими нравственными чувствами доброты, патриотизма, моральной красоты и т.д., в формировании которых в личности человека активно участвует общение с природой.

М. Пришвин

Чтобы точно и предельно ёмко передать движение времени и природы, М. Пришвин обычно прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям. Благодаря такому лаконизму писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времён года – зимы и весны, лета и осени и т.д. Природа в произведениях М. Пришвина нередко выступает как своеобразное действующее лицо, определяющее развитие сюжета. Это подчёркивается даже названиями произведений: «Женьшень», «Календарь природы», «Глаза земли», «Корабельная чаща». Структура «Человек- общество- природа» трактуется писателем как единство, развивающееся на основе всеобщего закона связи всех составляющих. Главный предмет изображения в произведениях Пришвина – отношение человека к природе. Благородство внутреннего мира героев своих произведений М. Пришвин раскрывает в основном в процессе ежедневного их общения с природой, многообразие и красота которой рождает в них раздумья о смысле жизни и назначении человека. Именно благодаря этому его книги развивают у читателя способность чувствовать и воспринимать многообразие явлений природы и искусства, стремление к личному совершенству. Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, живой средой, доставлявшей ему радость бытия, вдохновлявшей на творчество. Он превосходно знал природу, чувствовал и понимал малейшие изменения и движения в ней, глубоко проникал в сложные взаимосвязи, в которых находится природа в процессе своего развития. В природе, по мнению М. Пришвина, всё закономерно, и всё новое в ней есть закономерно необходимый момент развития и в то же время результат этого развития. Если бы особи одного и тог же вида были похожи друг на друга по строению, цвету, запаху и т.п., то есть по всем внешним и внутренним биологическим данным, то в природе царил бы хаос. Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека. М. Пришвин часто говорил, что он понимает весь мир в самом себе. Пришвинский тезис «понимать весь мир в себе самом» означает также, что в человеке есть всё (или почти всё), что свойственно окружающей его живой среде. Уточняя это своё положение, М. Пришвин говорил: «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его». Идея охраны природы, хозяйского использования её ресурсов пронизывает все произведения М. Пришвина. Но особое место в его творчестве в этом отношении занимают очерки «Северный лес» и повесть «Корабельная чаща». Основной их проблемой является охрана «зелёного друга» человека, рациональное использование наших лесных богатств.

 

Темы культуры и цивилизации в «Скифах» А.А. Блока.

 

«Скифы» рассматриваются как политико-идеологический манифест, содержащий в себе несколько важных тезисов.

Первый и основной: Россия не Европа. Мы, скорее, потомки Чингисхана, чем дети европейской цивилизации. Здесь Блок выступает как своеобразный предшественник русского евразийства.

Второй тезис: Россия молодая цивилизация, полная, как выразился бы Лев Гумилев, «пассионарной» силы.

Следующий тезис: Россия исполнена «всемирной отзывчивости» (Достоевский), и ей доступны сокровища западного духа в том числе. В ее недрах гармонично сочетаются рационализм и мистицизм. Последний тезис, и самый парадоксальный, если исходить из духа всего стихотворения целиком: Запад спасется от деградации и краха только в одном случае если придет в наши братские объятия. «Варварская», «скифская» Россия осветит народам путь, ведущий к всеобщему миру и братству. Несмотря на последующее разочарование в большевиках, на этом этапе можно проследить определенные пересечения между большевистской утопией и личными блоковскими утопическими грезами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.074 с.)