Федеральные стандарты аудиторской деятельности в практике аудиторской организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральные стандарты аудиторской деятельности в практике аудиторской организации



Важную роль в аудите и аудиторской деятельности играют стандарты аудита, регулирующие профессиональную деятельность аудиторов. Надо сказать, что отечественные правила (стандарты) аудита приобрели официальный статус только в последнее время, после вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". До этого момента их применение не регламентировалось никакими законодательными актами, они даже не были упомянуты в тексте Временных правил об аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. На момент опубликования данной статьи, утверждено тридцать одно федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности.

Появление первого в российской истории Федерального закона об аудите, естественно, сразу же отразилось и на статусе стандартов аудита.

В соответствии со статьей 9 данного закона, правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Значение этого факта трудно переоценить.

  Вместе с тем, на наш взгляд данные стандарты имеют и ряд существенных недостатков.

Прежде всего, это весьма специфический язык их изложения. Фактически новая редакция представляет собой официально утвержденный перевод международных стандартов аудита.

Освоение данных стандартов является непростым делом и требует от аудиторов, в отдельных случаях, незаурядных способностей с целью их понимания и практического применения. К их числу относятся, на наш взгляд, оценка и расчет таких важных показателей как существенность и аудиторский риск.

Многие аудиторы до настоящего времени испытывают трудности при разработке методик построения аудиторской выборки, т.к. требуются познания не только в области аудита, но и познания в таких областях как математическая статистика и теория вероятностей.

Возникает вопрос, что делать аудиторским организациям в такой ситуации?

Практика показывает, многие вопросы аудиторской деятельности, которые не нашли отражение в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, являются элементами собственных (внутренних) стандартов аудиторских организаций и/или профессиональных аудиторских объединений, членами которого они являются. Среди них находят отражение приемы и методики оценки существенности и аудиторского риска, построения аудиторской выборки и др.

  При разработке внутренних правил (стандартов) необходимо обратить особое внимание на положения п.6 ст.9 закона об аудиторской деятельности, согласно которого, внутренние стандарты не должны противоречить федеральным, а также не могут содержать положения, которые предусматривают более низкие требования, чем федеральные стандарты и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Данный момент будет особенно важен для аудиторских организаций при рассмотрении исков в судах. Западный опыт показывает, что основная линия защиты аудиторских организаций в суде - при исках, как со стороны клиента, так и со стороны других пользователей аудита - заключается в доказательстве того, что они работали по национальным (или международным) стандартам аудиторской деятельности.

Как уже было сказано выше, элементами внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, должны стать приемы и методы оценки существенности и аудиторского риска, а также построения аудиторской выборки.

 

45. Рабочие документы аудитора. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

К рабочей документации аудита относятся:

а) планы и программы проведения аудита; б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов; в) объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта; г) копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта; д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

е) аналитические документы аудиторской организации; ж) другие документы.

 Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из: а) характера проводимой работы; б) характера и сложности деятельности экономического субъекта; в) состояния бухгалтерского учета экономического субъекта; г) надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

д) необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не предписывают такие формы.

Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.

Требования к содержанию рабочей документации

Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для:

а) составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией; б) подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

в) осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита; г) планирования аудита аудиторской организацией.

Рабочая документация должна содержать: а) записи о планировании аудита; б) записи о характере, времени проведения и объеме выполнения аудиторских процедур; в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Требования к оформлению рабочей документации

Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Порядок хранения рабочей документации

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.

Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папки ("файлы"), заведенные для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.)