Потенциал социально-экономического развития России как объективная основа проведения взвешенной государственной экономической и социальной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потенциал социально-экономического развития России как объективная основа проведения взвешенной государственной экономической и социальной политики.



Соотношение категорий «стратегия социально-экономического развития» и «социально-экономическая политика государства».

«Стратегия социально-экономического развития»

Стратегия государства — стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии.

Программа социально-экономического развития представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

Однако программа является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным.

«Социально-экономическая политика государства»

Государственная политика – один из основных элементов общей стратегии развития страны.

Государственная социально-экономическая политика – система целей, задач по управлению (регулированию) экономическим и социальным развитием страны, а также механизм реализации данной системы

 

Предмет, цели и задачи госуда-ой пол-ки социально-экон-ого развития страны.

Главной целью социально-эконом-ой пол-ки Правительства РФ явл-я последовательное повышение уровня жизни населения и обеспе-ие соц-х гарантий. Сущность соц-ьно – экон-й политики исходит из общественных и эконо-их отношений индивидуумов, в поддержании их между социальными группами, так и внутри них, обесп-ии условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общ-ва, создании соц-ых гарантий в формировании экон-ких стимулов для участия в общественном прои-тве. Надо отметить, что соц-ьно- эко-ая пол-ка госу-ва тесно увязана с общеэк-кой ситуацией в стране.

Соц-но-эко-ая пол-ка госу-тва может быть предс-ена как форма сознательного воздействия на соци-ую и экон-ую сферу жизнедея-ти людей с целью ее изменения. При определённом влиянии госу-ва на соц-ую пол-ку, эти действия будут влиять и на экон-ку страны. И, наоборот, при влиянии госу-ва на эко-у страны эти влияния будут отражаться на соци-х проявлениях жизни об-ва.

Осн-ые цели, которые госу-во ставит перед собой при проведении соц-но-эко-ой пол-ки яв-ся: 1. Рост эк-ки, улучшение эк-ой обстановки в стране; 2. Уменьшение напряжённости в общ-е; 3. Модернизация госу-ва; 4. Воспро-во членов об-ва; 5. Социализация — передача индивидам установленных в данном общ-ве образцов поведения и способов дея-ти — институты семьи, образ-ия, религии и др.; 6. Про-во и распре-ие. Обеспечиваются эк-ко-соци-ми институтами управления и контроля — органы власти; 7. Управление и контроль осуществляются через систему соц-ых норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, админист-ные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. 8. Формир-ие позитивного имиджа страны как на мировой арене, так и внутри неё; 9. Уменьш-е дифференциации доходов, и расслоения общества. 10. Повышение конкурентоспосо-ти произ-х товаров.

 

 

Министерство экономического развития РФ как основной орган, ответственный за выработку и реализацию социально-экономической политики страны в целом.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности и т.д.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

Министр экономического развития - Алексей Валентинович Улюкаев.

 

Демографическая политика

 Демографическая политика и политика народосбережения

Снижение численности населения в 1990-х - начале 2000-х годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек в 2020 году.

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142 - 143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие.

Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин.

Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей).

Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики.

Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 году на 20 - 22 процента, пострадавших - на 18 - 20 процентов.

 

Потенциал социально-экономического развития России как объективная основа проведения взвешенной государственной экономической и социальной политики.

В результате многолетней интенсивной совместной работы государства и общества должны быть достигнуты качествен ные изменения в жизни людей и страны, в состоянии экономики и социаль ной сферы.

Новая стратегия государственного развития изложена в утвержденной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия 2020). В Концепции определены основные направления, целевые ориентиры и задачи перехода Российской Федерации к инновационному социально-ориентированному типу развития. Стратегическая цель страны — достижение уровня эконо -мического и социального развития, соответствующего статусу России как ве дущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, зани мающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и на дежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конститу ционных прав граждан.

В соответствии с Концепцией «образ будущего» России к концу следующего десятилетия выглядит следующим образом:

• Выход России на стандарты благосостояния развитых стран.

• Высокое качество и комфортные условия жизни населения.

• Благоприятная среда обитания человека.

• Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.

• Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки.

• Создание разветвленной транспортной сети

Системное достижение поставленных целей как раз и состоит в переходе российской экономики от экспортно сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Важнейшими направлениями Концепции долгосрочного социально - экономического развития России также являются стимулирование предприниматель ской активности, включающее развитие малого бизнеса и защиту прав собст венности, способствующее обеспечению макроэкономической стабильности, а также формирование инновационной экономики. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономическго роста и национальной конкурентоспособности. А источником высоких доходов становится производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

 

 

3. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов.

Эко-ий потенциал – сов-ная способность эк-ки, ее отраслей, пред-ий, хоз-в осуществлять прои-но-эконо-ую дея-сть, выпускать прод-ию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспе-ать развитие про-тва и потреб-ия. Эк-ий потенциал госу-ва опр-ся его природными ресурсами, ср-ми про-ва, трудовым и научно-техн-ким потенциалом, накопленным национальным богатством. Эко-кая пол-ка - система мер, действий в области управления экон-ой, придания опре-ой направленности экон-им процессам в соответствии с целями, задачами, интересами госу-ва. Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, соц-ую, внешнеэк-ую, научно-техн-ую, налоговую, бюджетную пол-ку.

Если обратиться к рейтингам, которые публикуются в российских СМИ, то Россия с одной стороны очень богатая страна. Об этом свидетельствует и территория нашей страны и ведущие места, которые мы занимаем в мировых рейтингах. Так у нас 1-е и 2-е места по запускам в космос спутников и космических кораблей, по экспорту стали и первичного алюминия (за пределы страны вывозится 70% метала), по лесным запасам (800000га, что составляет 45 % территории страны и около 24 % мировых запасов), по добыче и продаже за рубеж нефти (добываем 9,4 млн. барр/сутки, экспортируем 7 млн. барр/сутки), по разведанным запасам серебра (10,5% от мировых), олова, цинка, титана и тяжелых руд, по потреблению растворимого кофе (50000 тонн в год), по разведанным запасам (32% мировых запасов) и экспорту природного газа, по запасам минтая, крабов, осетровых, по запасам леса (но вырубленные леса практически не восстанавливаются: за 15 лет площади ежегодных посадок сократились в 5 раз), по физическому объему экспорта и запасам алмазов (60% мировых запасов). По количеству миллиардеров и числу богатых семей (561 домохозяйство в РФ имеет доход выше 100 млн. долл. в год).

С другой стороны, если сравнивать доходы 10% самых богатых и самых бедных людей, то разница составляет 17 раз (это слишком большой разрыв, как известно, нищета может воспроизводить только нищету со всеми известными последствиями), в развитых странах это разрыв – 4-7 раз.

Леса у нас действительно много, но вырубленные леса практически не восстанавливаются, за 15 лет площадь ежегодных посадок сократились в 5 раз.

Мы занимаем первые места по количеству курящих подростков и по употреблению табака на душу населения (ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает до 500 тыс. россиян), по числу смертей от сердечнососудистых заболеваний. По количеству онкологических больных на душу населения (70% больных из-за поздней диагностики погибают в первый год после обнаружения заболевания), по числу самоубийств подростков среди стран Европы (из каждых 100 тыс. российских подростков 35 мальчиков и 8 девочек кончают жизнь самоубийством), по числу детей-сирот (из 40 млн. детей более 700 тыс. – сироты), по количеству авиакатастроф (у нас аварии самолетов случаются в 13 раз чаще, чем в остальных странах мира). Зато у нас 155-е место по продолжительности жизни (в среднем россияне живут около 67 лет, причем мужчины сильно отстают от женщин, едва доживая до 60 лет).

Отражение в экономической политике необходимости движения России по пути модернизации, внедрения инноваций, формирования экономики знаний невозможно без оценки научно-технического потенциала. К сожалению, в России инновационной деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных предприятий, а в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82%.

Экспорт технологий Россией в 2007 году оценивается в 630 млн. долларов, Германии – более 42 млрд. долларов. В среднем за год в России регистрируются около 35 тысяч патентов, в США и Японии – по 400 тысяч.

По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:

- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;

- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;

- современного оборудования для проведения экспериментов нет.

Приборостроение практически уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%.

По словам Жореса Алферова, «в России высокотехнологическую индустрию, созданную за многие десятилетия, мы разрушили».

Известно, что в недалеком прошлом в деле разработки и внедрения передовых технологий решающую роль играли предприятия военно-промышленного комплекса, чьи разработки попадали и в гражданские отрасли производства. Сегодня дело обстоит так:

- 30 % организаций военно-промышленного комплекса «имеют признаки банкротства»;

- 50 % предприятий «относятся к потенциальным банкротам».

Как свидетельствуют данные Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За последние 20 лет наша страна переместилась во вторую сотню.

Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, с том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 – 4,5% ВВП. У России – примерно 1% ВВП.

Процент инновационных предприятий (по данным Росстата, в 2009 году – 9,4%) в России гораздо ниже, чем у государств ЕЭС: Эстония – 47%, Германия – 73%, Греция – 35%, Бельгия, Дания, Ирландия, Австрия – около 60 %. Сегодня российским «ноу-хау» принадлежит лишь 0,2-0,3% мирового рынка наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30% и Германии – 18%.

На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России почти самые низкие в мире. А коррупция и криминализация – самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 198 стран. Для сравнения: в США – 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6,7%; Словении – 5,2%, Франции – 5,6%, Канаде – 4,9%.

К сожалению, крупный российский бизнес не мотивирован на созидательную деятельность, на реализацию общественного интереса, вкладывать средства в развитие новой техники, современных технологий, материалов, рост производительности и улучшения условий труда и т.д. он не очень желает. Проще купить за рубежом готовое предприятие, линию и т.д.

Государство практически самоустранилось от воздействия на экономику (хотя формально доля государства оценивается в 40%). С одной стороны, собственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор пока прибыль позволительно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет. К тому же, отток капитала из страны за 9 месяцев 2011 года составил 49,3 млрд. долл., а за весь 2010 год около 38 млрд.долл. Следовало бы разрешить по существующей шкале налогообложения в дивиденды переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды направляется больше 3% прибыли, то облагать налогом вплоть до 90%. Это в определенной степени стимулировало бы возврат средств в производственный процесс, что позволит и обновлять производство, и модернизировать его, и использовать новые технологии, новые материалы, новые инструменты, и улучшать условия труда и т.д. Необходимо, наконец-то решиться на изменение налогообложения доходов физических лиц, богатые должны платить больше, не отказываться и от введения налога на сверхприбыль. Как показывает опыт развитых стран, там нормальная бизнес-деятельность обеспечивает рентабельность 5-7%, у нас иногда, если доходность меньше 100%, то предпринимателю эта сфера не интересна. Уменьшение количества посредников посредством установления предельной нормы рентабельности при продвижении продукта от производителя до потребителя (скажем 25%) будет препятствовать повышению цен. Есть сомнения в отношении налога на добавленную стоимость, и предложение о замене его налогом с продаж (5-10%) в определенной степени обосновано, по крайней мере, процедура взимания его будет более прозрачной, а значит, фактические потери для бюджета будут минимальны или отсутствовать вовсе. Много нареканий вызывает ФЗ 94, если не изменить его положение, касающееся заказов на оборудование, материалы и т.д. научными и образовательными учреждениями, то трудно ожидать заметного увеличения результативности инновационной деятельности. Борьба с инфляцией, которая ведется у нас на протяжении 20 лет, наталкивается на постоянное увеличение цен на энергоносители. Прежде чем превратиться в конечный продукт от добычи полезных ископаемых до поступления в продажу, изделие проходит порядка 13-16 стадий (отраслей) и рост цен на первой стадии сказывается на увеличении цены на прилавках магазинов. А предприятия в свою очередь, испытывающие потребность в финансовых ресурсах, могут получить их в банках только под высокие проценты.

Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрировано в оффшорах, что подрывает экономическую безопасность страны (в США порядка 3% компаний оперируют оффшорами), необходимо кардинальным образом изменить закон, регламентирующий данную деятельность.

Все это составляющие экономической политики, которые должны быть тщательно проработаны, взвешены и воплотиться в решения, и следует учитывать, что, чем сложнее экономика, тем сильнее взаимозависимость хозяйствующих субъектов, и тем менее должно быть позволительно проявление эгоистического интереса собственника

В России рынок приподняли на недосягаемую высоту, превратив его в тотем, в объект поклонения различного рода язычников и идолопоклонников от экономики, и все ошибки и просчеты экономической политики они списывают на требования рынка. Хотя на самом деле, исторически сложившаяся в результате общественного разделения труда необходимость обмена продуктами своей деятельности людей, хозяйствующих субъектов на условиях возмездности, в меновой форме не исключает сознательной, осмысленной, целенаправленной деятельности человека, обеспечивающей процветание всех членов общества. Рынок похож на ядерный котел, где происходит цепная реакция, чтобы она была управляемой, регулируемой, контролируемой используют графитовые стержни, что подобно роли государства в экономике.

У нас мощный экономический потенциал и его эффективная реализация на благо населения страны зависит от экономической политики, которая, базируясь на законах развития, восприятии тенденций, взаимосвязей и т.д., должна учитывать опыт прошлого, созидательно преобразовывать настоящее и смотреть в будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.022 с.)