Право в системе социального регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право в системе социального регулирования



Право в системе социального регулирования

Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных, либо санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов:

1) обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения и передачи из поколения в поколение;

2) нормы морали — нормы поведения, отражающие представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание;

3) корпоративные нормы — регулируют отношения в трудовых коллективах;

4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой государства; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.

Сущность права

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.


Система и источники права Республики Беларусь. Понятие правотворчества

Источник права - обществ. отношения,внешнее выражение права.

По виду регулируемых общественных отношений:

а) источники конституционного права;б) источники уголовного права;

в) источники гражданского права;г) источники трудового права;д) и др.

Правотворчество — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.

Субъектамиправотворческой деятельности могут выступать:

а) государство — в лице своих органов;

б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;

в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.

Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.

Источники права по субъектам правотворчества:

Правовые обычаи

Судебные и административные прецеденты

Нормативные правовые акты

Нормативные договоры

Другие источники права


Источники конституционного права.

Источники констит права в юр.смысле явл правов акты, в кот-х закрепл нормы прав

Осн источниками явл:

1.Конституция

2.междунар договоры, ратифицир РБ

3.указы и декреты президента

4.законы, кодексы

5.постановления правит-ва, постановления пленумов конституц и верховного суда

6.приказы, указания, директивные письма

7.инструкцииминистерств, гос комитетов и ведомств


 

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства. Принципы гражданства. Приобретение и сохранение гражданства. Условия и порядок приема в гражданство РБ. Прекращение гражданства. Разрешение дел о гражданстве.

Гражданство — это принадлежность лица к определенному гос-ву, представляющая собой устойчивую политико-правовую связь между гос-вом и личностью, предполаг. наличие у них взаимных прав и обязанностей.

Принципы гражданства РБ:1.равное гражданство; 2.недопустимость лишения гражданства; 3.защита государством прав граждан как на своей территории, так и за ее пределами; 4.устойчивость гражданства; 5.сохранение гражданства при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве; 6.недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь другому государству; 7.непризнание за гражданами Республики Беларусь двойного гражданства.

Основания прекращения гражданства РБ: 1. Выход из гражданства. 2. Утрата гражданства. Обстоятельства, при которых лица утрачивают гражданство Республики Беларусь:

1. вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»; 2.по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного; 3. по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение. Отмена данного решения возможна в течение семи лет со дня его принятия. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия. 


 

Политическая система общества. Понятие и сущность государства как конституционно-правового института и важнейшего элемента политической системы общества. Конституционно-правовой статус политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов, религиозных организаций

Политическая система общества – это упорядоченная на основе прав и иных социальных норм совокупность таких институтов как гос органы, полит партии, движения обществ орг-и, в рамках которых проходит полит жизнь общ-ва и осущ-ся полит власть Разновидности пол-х систем:- демократические, - авторитарные,- тоталитарные. Сущность полит. систем зкл-ся в функциях:- Определение целей и задач общ-ва, разработка программ жизнедеят-ти общ-ва- Полит-я социализация общ-ва и формиров-е полит-го сознания общ-ва- Мобилизация материальных и дух-х ресурсов общ-ва на выполнение соц. целей и задач. – нормотворчество -легитимация, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной полит жизни офиц полит и правовым нормам.

Общественным объединением является добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии.


30.Сущность и содержание избирательного права. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Мажоритарная система. Пропорциональная система. Смешанные системы.

Избирательное право – 1. совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выбора главы государства, представительных органов и др. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах; 2. право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Основными источниками избирательного права являются Конституция, Избирательный кодекс и другие НПА.

Избирательная система – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Известны две основные избирательные системы: мажоритарная система (система большинства) и система пропорционального представительства.

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.


Если по месту жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая — в течение шести месяцев, то гражданин может быть объявлен судом умершим.

 Днем смерти гражданина является день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. На основании решения суда органы ЗАГС выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния.


Гражданско-правовые сделки.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законодательством или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли (действия) одной стороны.

Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли (действий) двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим.

Если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим.

Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Сделка, для которой законодательными актами не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

Сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Представительство.

Представительство – действия по совершению одним лицом, в пределах его полномочий, сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, в результате чего у представляемого создаются, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности.

Виды представительства:

- Законное – в силу предписания закона либо акта и не зависит от воли представляемого. Направленно на защиту несовершеннолетних, страдающих психическими недостатками.

- Добровольное представительство – соглашение между представителем и представляемым.


Доверенность.

Доверенность – письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Виды доверенности:

1) Разовая;

2) специальная - совершение в течении времени ряда однородных операций;

3) общая(генеральная) – на совершение в течении определенного времени ряда разнообразных действий.

Доверенность должна быть составлена в письменной форме и нотариально лишь в случаях, установленных законом.

 

 


Исковая давность.

Исковая давность – установленный законом срок, в пределах которого управомоченное лицо может путем предъявления иска в компетентный орган требовать принудительной защиты своего нарушенного права.

Сроки исковой давности:

- Общие (3-х летний срок)

- Специальные (для отдельных видов требований в случаях предусмотренных законом, - т е индивидуальные)

- Когда специальный не установлен действует общий срок.

- Течение исковой давности начинается со дня возникновения права на иск.

Истечение исковой давности является основанием для отказа в иске, но не лишает права для обращения в суд – суд обязан принять исковое заявление, установив в судебном заседании факт пропуска срока исковой давности по уважительной причине, суд должен восстановить его и защитить нарушенное субъективное гражданское право.

 


Общие положения об обязательствах (понятие, виды, стороны, исполнение, обеспечение исполнения, прекращение).

Под обязательством понимается правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия, а другое лицо (кредитор) имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Различают обязательства:

со строго определенным содер жанием (когда должник обязан совершить одно или несколько действий, никаких других действий кредитор не вправе требовать, например, перевозка груза);

в альтернативном обязательстве должник по своему выбору обязан выполнить одно из нескольких действий, установленных обязательством. Совершение любого из них является исполнением обязательства,

Основаниями возникновения обязательств называются юридические факты, с которыми закон связывает появление обязательств.

Если обязательство возникло, то оно должно быть исполнено. Исполнить обязательство – значит, совершить предусмотренные в нем действия или воздержаться от их совершения, если этого требует закон или договор. Гражданско-правовые нормы об обязательствах содержат различные принципы исполнения обязательств: надлежащее исполнение, реальное исполнение, неотвратимость исполнения обязательства и др. Среди них выделяют общие принципы, которым должно соответствовать исполнение обязательства в каждом отдельном случае:

1 ) надлежащее исполнение. Означает что предусмотренное в обязательстве действие надлежит выполнить в точном соответствии с указаниями закона, договора, а при их отсутствии ––, с обычно предъявляемыми требованиями.

2) реальное исполнение. Означает исполнить обязательство в натуре (передать вещь, выполнить работу и др.), т.е. совершить то действие, которое предусмотрено в договоре.

Прекращение обязательств означает утрату прав и обязанностей их участниками. С момента прекращения обязательств ни одна из сторон не обязана совершать действия по его исполнению, и не имеет права требовать совершения таких действий. Основания прекращения обязательств предусмотрены Гражданским кодексом и иными актами законодательства и могут быть предусмотрены договором.


Общие положения о наследовании.

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной гражданским Кодексом.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

При наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники – с другой, в полной мере приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).

Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.

В случаях, когда в соответствии с Кодексом о браке и семье Республики Беларусь усыновленный по решению суда сохраняет права и обязанности по отношению к одному из родителей и другим родственникам по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.

Наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него.

Очередность призвания наследников по закону к наследованию и о размере их долей в наследстве могут быть изменены нотариально удостоверенным соглашением заинтересованных наследников, заключенным после открытия наследства. Такое соглашение не должно затрагивать прав не участвующих в нем наследников, а также наследников, имеющих право на обязательную долю.


Административные процедуры.

Административная процедура - это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

Значение административных процедур:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения.

2. административные процедуры снижают степень усмотрения.

3. обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

 


Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.

Бюджетная система РБ - регулируемая законодательством совокупность республ. бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РБ. В бюджетную систему РБ как самостоятельные части включаются:

1. Республиканский бюджет;2. Местные бюджеты. Местные бюджеты, в свою очередь, делятся на:- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, гор. (городов рай. подчинения));- бюджеты базового уровня (рай. и гор. (городов обл. подчинения));- бюджеты обл. уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).

Бюджетная система РБ основывается на принципах:

1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, единой ден. системой, единым регулированием бюдж. отношений, единой бюдж. классиф-цией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бух. учета и отчетности.

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

3. Принцип сбалансиров-ти бюджетов означает,что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансиров-я его дефицита.

4. Принцип гласности означает открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о республ. бюджете на очередной фин. год, а также опубликование в установленном порядке в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюдж. системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих гос. органов в порядке, установл. законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

6. Принцип эффект-ти использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюдж. процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием миним. объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:1) расходов государственных целевых бюджетных фондов;2) целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; 3) государственных займов; 4) добровольных взносов;5) средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;6) средств бюджета в соответствии с международными договорами РБ;7) средств бюджета за пределами территории РБ;8) иных случаев, предусмотренных Президентом и законами.

8. Принцип достоверности бюджетов 9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств 10. Принцип ответственности участников бюджетного

Государственные займы.

Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юр.и физ.лиц, международных фин.орг-ций, (осущ-ся путем эмиссии и размещения цен.бумаг, получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами – пр.субъекты данной страны и др.стран наз-ся гос.займом.

Гос.займ привелекается для:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

Гос. займ являясь составной частью гос.бюджета не явл-ся доходом бюджета.

 

 


Недействительность брака

Брак признается недействительным при нарушении условий вступления в брак, а также в случаях регистрации заключения брака без намерения создать семью (фиктивный брак). Брак не может быть признан фиктивным, если лица, зарегистрировавшие этот брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью. Признание брака недействительным производится в судебном порядке.

Иск о признании брака недействительным может быть предъявлен супругами и лицами, права которых нарушены заключением этого брака, органами опеки и попечительства, а также прокурором в случаях, предусмотренных законом, и органами внутренних дел в случаях, когда брак, заключенный иностранным гражданином или лицом без гражданства с гражданином Республики Беларусь либо иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, послужил основанием для выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

По вступлении в законную силу решения суда о признании брака недействительным копия этого решения в десятидневный срок направляется судом в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации заключения брака.

Брак, признанный недействительным, считается недействительным со дня его заключения.

У лиц, состоявших в браке, признанном недействительным, никаких прав и обязанностей супругов не возникает, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

К имуществу, приобретенному совместно лицами, состоявшими в браке, признанном недействительным, применяются правила, предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Если один из супругов скрыл от другого, что состоит в браке, то при признании брака недействительным суд вправе взыскать с него средства на содержание лица, состоявшего с ним в недействительном браке, по правилам статей 29–33, 40 настоящего Кодекса, а также вправе применить к имуществу, приобретенному этими лицами совместно с момента заключения брака до момента признания брака недействительным, правила, установленные статьями 23–26, 41 Кодекса о браке и семье.

Супруг, не знавший о наличии препятствий к заключению брака, вправе сохранить фамилию, избранную им при регистрации заключения брака.

Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке, в том числе не исключает возможности заключения Соглашения о детях.


Алиментные обязательства.

 

Алименты — это средства на содержание детей, взыскиваемые с родителей. Существует два способа уплаты алиментов: добровольное и принудительное. Размер взыскиваемых алиментов на несовершеннолетних детей определен в долевом отношении к заработку или иному доходу родителя: а) на одного ребенка 25%; б) на двух детей 33%; в) на троих и более детей 50%.
Основания уменьшения размера алиментов:1)если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты; 2)если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом I или II группы.
Дети также обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей и возмещения затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение содержания от своих детей. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей на содержание их нуждающихся в помощи нетрудоспособных родителей, определяется судом в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определенному количеству минимальных заработных плат, подлежащей выплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения родителей. При определении такой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям либо только к одному или нескольким из них.


Опека и попечительство.

    Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь опека устанавливается над малолетними, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами.

    Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя.Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

    Один опекун, попечитель может быть назначен нескольким подопечным, если их интересы не находятся в противоречии. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть назначены опекунами, попечителями одного подопечного.

На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, порядок выдачи которого определяется Правительством Республики Беларусь.


 

Охрана детства.

В широком смысле охрана детства любой вопрос, связанный с воспитанием и благополучием детей как в семье, так и по линии благотворительных служб.

Ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства.

Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.

    Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.

    Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

    Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях.

    Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие. Это социальные права детей.

Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание, на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования, на выбор учреждения образования и получение образования, на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития.

    Государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

Право на материальное обеспечение, Право на жилище.


 

Дисциплинарная ответственность работников

Обеспечение дисциплины труда наряду с другими методами достигается с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.Дисциплинарная ответственность – применение нанимателем мер дисциплинарного воздействия – взыскания. Она наступает за совершение дисциплинарного проступка.Дисциплинарный проступок – противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.Элементами дисциплинарного проступкавыступают:

1) субъект2) объект3) субъективная и объективная стороны. Субъект – работник, который находится в трудовых правоотношениях с конкретным нанимателем и должен подчиняться трудовому распорядку, должностной инструкции, дисциплинарному уставу.В трудовом праве выделяют 2 вида субъектов дисциплинарного проступка:1) общий2) специальный

Общий субъект – любой работник, совершивший дисциплинарный проступок и не несущий персональную ответственность.Специальный субъект – должностное лицо, права которого установлены особенными НПА и распространяются на отдельные категории работников с особенным характером труда. К специальным субъектам применяются более строгие и специфические дисциплинарные взыскания.Объект дисциплинарного проступка – это то, на что посягает нарушитель, т.е. трудовые обязанности работника, закрепленные в должностных инструкциях и трудовой распорядок, установленный у данного нанимателя правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине.Субъективная сторона дисциплинарного проступка выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении трудовых обязанностей и требования трудового распорядка, а также психическое отношение виновного лица к своему неправомерному поведению.Объективная сторона дисциплинарного проступка – противоправное действие или бездействие, которое нарушает трудовой договор или приводит к нарушению обязанностей работника, установленных правовым предписанием и причинная связь между ними. Противоправные действия (бездействия) признаются дисциплинарным проступком, если оно совершено в рабочее время. Вина работника в совершении противоправного действия может выражаться в форме умысла или неосторожности. При привлечении к дисциплинарной ответственности правонарушителя следует учитывать характер и степень общественной вредности.Дисциплинарный проступок должен быть зафиксирован в надлежащем порядке. Основными принципами дисциплинарной ответственности,являются:1) законность2) обоснованность3) справедливость4) правовые гарантии при наступлении дисциплинарной ответственности.


Трудовой стаж и его виды.

Трудовой стаж – исчисленная в установленном порядке продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых пос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.112 с.)