Управление природопользованием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление природопользованием



И природными системами

Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и органы управления.

Методы управления – это способы воздействия на природные и природно-технические системы. Основными из них являются административные, экономические и социально-психологические. Административные обеспечиваются возможностью государственного принуждения. К экономическим относятся методы, создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении экологических мероприятий. Социально-психологические методы – это методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей.

Управление природопользованием предполагает осуществление видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей управления природопользованием являются следующие функции:

1. Учет природных объектов и ведение природных кадастров.

2. Осуществление мониторинга окружающей среды.

3. Экологический контроль, экспертиза и аудит.

4. Законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования.

5. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.

6. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

До недавнего времени наиболее распространенными были административные методы управления. Центральное место в ад-министративном регулировании принадлежит экологическим стан-дартам. Выделяются следующие виды экологических стандартов:

1. Стандарты качества окружающей среды. Регламентируют допустимое состояние воздушной среды, почв, вод. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природных системах, которые не должны превышать ПДК для каждого из загрязнителей.

2. Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса. Регламентируют уровень выбросов из точечного источника после применения очистного сооружения.

3. Технологические стандарты. Устанавливают определенные эко-логические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.

4. Стандарты качества продукции. Например, стандарты содержания вредных веществ в продуктах питания.

Экономические методы управления природопользованием пред-полагают использование рентных платежей, платежей за использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, компенсационных выплат за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшения его качества в результате производственной деятельности и др.

В зарубежных странах применяются две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы – ценовое регулирование и собственно рыночные механизмы. В 70 – 80 гг. XX в. формируется особый рынок разрешений на загрязнение. Рынком разрешений на выбросы называют конкурентную систему распределения прав на выбросы посредством купли-продажи лицензий после их распределения между участниками рынка. Ценовое экологическое регулирование представлено ресурсными платежами, экологическим налогом на продукцию, субсидиями для проведения природоохранных мероприятий, экологическим страхованием и др.

Система экономических методов управления природопользованием отличается от административной тем, что для предприятия-загрязнителя не устанавливаются жесткие стандарты. Предприниматель может выбирать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. Однако все экономические параметры, являющиеся для него внешними (ставки платы за выбросы, налоги, размеры субсидий), жестко фиксируются. Это позволяет улучшить экологическое состояние окружающей среды.

В связи с рациональным использованием ландшафтов и устранением негативных последствий антропогенного воздействия на природу особое значение приобретает управление природными процессами. Управление понимается как деятельность, направленная на изменение или поддержание заданного состояния природных систем согласно заранее поставленным целям. Поэтому выделяются два вида управляющей деятельности: опережающее и оперативное управление.

Задача опережающего управления – преобразование природных комплексов в природно-технические системы с улучшенными с точки зрения использования свойствами. Опережающее управление природными системами включает:

· информационное обеспечение управления;

· прогнозирование изменений геосистем при различных формах использования и методах антропогенного воздействия;

· оценку изменений природных систем;

· проектирование природно-технических систем;

· эколого-географическую экспертизу проекта и осуществление проектных мероприятий.

Информационное обеспечение управления – это получение инфор-мации о состоянии системы путем опосредованных и непосредственных наблюдений.

При опосредованном наблюдении в качестве источников инфор-мации выступают литературные и фондовые материалы, карты, аэро-фотоснимки. Непосредственное наблюдение осуществляют на стацио-нарах, на маршрутах, в полустационарных условиях. Большую инфор-мацию дает система мониторинга. Полученная информация о состоянии природных систем используется для предсказания возможного их изме-нения. Прогноз отличается качественно-количественным характером, комплексностью, динамическим подходом к прогнозируемому объекту. При прогнозировании одновременно учитываются три типа изменений:

1) целенаправленные изменения природной среды, которые сознательно производятся человеком;

2) нецеленаправленные изменения, происходящие благодаря взаимосвязям в природе;

3) естественные фоновые изменения.

Прогнозы о состоянии природных систем используются при оценке их изменений.

Оценка изменений природных систем – это выявление степени благоприятности или неблагоприятности изменений природных систем с точки зрения потребностей общества. Ее цель – определить ущерб от негативных последствий и помочь выбрать наилучший вариант хозяйственного использования территории. Оценка предполагает наличие объекта и субъекта. В качестве объекта выступают изменения природных систем, субъекта – виды хозяйственной деятельности и сам человек.

По отношению к субъекту можно выделить два основных направления оценивания: технологическое и социально-экологическое. Технологическая оценка – это определение степени пригодности системы для какого-либо вида хозяйственной деятельности человека. В соответствии с различными отраслями хозяйства выделяют инженерно-строительные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие виды оценок. Социально-экологическое направление связано с оценкой изменений природной среды как совокупности условий жизни и деятельности людей. К конкретным видам оценок относятся медико-географические, санитарно-гигиенические, рекреационные, эстетические.

По способам выражения различают экономические и внеэкономические оценки. Под экономической оценкой понимается стоимостное выражение последствий хозяйственной деятельности. Внеэкономическая оценка – это оценка изменения качества природной среды, выраженная в любой форме, кроме стоимостной. Она определяется в абсолютных показателях или условных величинах – баллах и охватывает социальные, медико-географические, биоэкологические последствия. Функция внеэкономической оценки заключается в том, чтобы на предпроектной стадии определить отношение конкретного субъекта к предстоящим изменениям природной среды и выявить факторы, лимитирующие возможности использования территории для различных видов хозяйственной деятельности. Необходимым условием получения внеэкономической оценки является отбор оценочных показателей. В качестве таких показателей могут быть использованы отклонения прогнозируемых параметров природных систем от их исходных величин, от их нормативных величин или фоновых значений, ресурсные показатели антропогенного воздействия, т. е. ресурсоемкость, землеемкость, отходность производства.

Прогнозная и оценочная информация об изменении природных систем является необходимой предпосылкой для проектирования природно-технических систем. Проектирование предполагает определение наиболее рациональных параметров технических сооружений и соотношений между ними и природой. Это необходимо для поддержания сооружений в желательном для человека состоянии. Особенности территориального проектирования – его стадийность и иерархичность. Стадийность проектирования состоит в последовательном переходе от мелкомасштабных генеральных схем к детальным крупномасштабным проектам. На стадии генеральной схемы разрабатывается принципиальная модель рациональной организации природо-пользования территории. На стадии районной планировки эта модель детализируется применительно к определенному региону и его крупным частям. На стадии проекта осуществляется проектирование конкретной природно-технической системы и ее окружения. На этом уровне определяется структура системы, взаимосвязи между ее элементами и прилегающими геосистемами. Любой проект должен учитывать воз-действие техники на природу и влияние измененных природных условий на технические объекты и здоровье населения.

В качестве объекта проектирования выступает система – «технические сооружения – природные комплексы – человек». В связи с этим выдвигается ряд геоэкологических принципов проектирования:

1. Проект должен удовлетворять нормативным требованиям по охране окружающей среды и здоровья, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету экологических последствий сооружения объектов.

2. При проектировании необходимо учитывать конкретные природные условия, в частности производственные различия геосистем.

3. Проекты должны содержать ландшафтно-экологическое обоснование выбранных антропогенных нагрузок и режима функционирования объекта.

4. В проекте необходимо предусмотреть природоохранные мероприятия и комплексный контроль за изменениями природных систем и их экологических последствий. Проектирование предполагает участие физико-географов и экологов в создании проектов. Оно связано с выбором территории для размещения технических объектов, нормированных нагрузок на природные системы в соответствии с устойчивостью, прогнозированием и оценкой взаимоотношений природы и техники, выбором режима эксплуатации инженерных сооружений, разработкой мероприятий по охране природной среды.

Заключительный этап опережающего управления природными системами – это эколого-географическая экспертиза проектов. Экспертиза заключается в анализе содержания проектных материалов и их оценки с позиций требований охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В процессе экспертизы оцениваются следующие вопросы: цель проекта и актуальность ее осуществления, полнота и достоверность исходной информации, надежность теоретических предпосылок и их соответствие современному уровню знаний, обоснование выбора места сооружения объекта, характеристика ресурсных показателей объекта, прогнозирование возможных изменений природы и его достоверность, острые экологические проблемы, ситуации и возможности их решения, альтернативные пути достижения цели и выбор научного варианта. Экспертиза обычно проводится после составления технико-экономического обоснования проекта. В отдельных случаях экспертиза выполняется на стадии технического проекта и на этапе инженерной подготовки территории к застройке. Процедура экспертизы – сопоставление положений обсуждаемого проекта с геоэкологическими принципами проектирования и требованиями нормативных документов. По результатам эколого-географического анализа, проверки и оценки проектных материалов формируются выводы, рекомендации и предложения, которые излагаются в сводном экспертном заключении. Положительное заключение позволяет принять решение о реализации проекта.

Вторым видом управления природно-техническими системами является оперативное управление. Оперативное управление заключается в воздействии на природно-техническую систему с целью удержания ее в запроектированном состоянии. Для управления системой часто ис-пользуется растительный покров и поверхностный сток. Они легко под-даются как прямому, так и косвенному регулированию. Растительный покров – постоянно действующий стабилизирующий фактор, выступающий в качестве регулятора вертикальных географических связей. Он препятствует техногенному и естественному выносу химических элементов и способствует усилению их внутри-ландшафтного круговорота. Интенсивность влагооборота, почвообразования находится в прямой связи с продуцированием биомассы, а интенсивность гравигенных процессов – в обратной. Поэтому лесовосстановление, меры по рациональному использованию растительных ресурсов благоприятно влияют на микроклимат, водный режим, микробиологические процессы и другие показатели функционирования ландшафтов.

С помощью регулирования поверхностного стока осуществляется воздействие на эрозию и перенос твердого материала, испарение, водную миграцию химических элементов, почвообразование, продуцирование биомассы. Регулирование стока требует тщательного учета структуры и особенностей функционирования геосистем. При осушении необходимо учитывать естественное внутригодовое колебание атмосферного увлажнения. В зоне избыточного увлажнения летом наблюдается дефицит влаги; из-за неравномерного перераспределения влаги в пространстве наряду с болотами существуют территории с недостаточным увлажнением. Следовательно, водная мелиорация геосистем должна рассматриваться как процесс двустороннего регулирования водного режима.

Следующий путь регулирования природными процессами – химизация земледелия, т. е. воздействие на геохимический круговорот с помощью химических удобрений, известкования, гипсования. Сюда относится воздействие на биоценозы с помощью пестицидов.

Процессы в природно-технических системах регулируются с помощью технических устройств и технологических приемов. Технические устройства – это инженерные сооружения, которое используется для регулирования водного режима ландшафтов. Под технологическими приемами понимаются различные способы изменения свойств природных систем без использования инженерных устройств (создание лесных полос, проведение снегозадержания, внесение удобрений и др.). Технологические приемы позволяют осуществлять «мягкое» управление природными системами, основанными на использовании механизмов саморегулирования природных систем.

 

7. Международное сотрудничество
в решении проблемприродопользования

В решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы объективной потребностью эпохи является международное сотрудничество. Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного сотрудничества: 1913 – 1948 гг.; 1948 – 1968 гг.; 1968 – 1992 гг.; с 1992 г по настоящее время.

Первый этап связан с попытками объединения усилий различных стран в целях защиты природы в рамках конференций. Впервые такая конференция с участием 18 стран состоялась в 1913 г. в Берне. В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе открыто Международное бюро по защите природы. Особенностью этого этапа является отсутствие заинтересованности правительств государств в оптимизации взаимоотношений общества и природы и отсутствие практических мер по охране природы.

 Второй этап начался с создания ООН и образования в 1948 г. Международного союза защиты природы. На смену концепции защиты природы как сохранения отдельных природных объектов пришла концепция охраны природы, предполагающая рациональное использование природных ресурсов. Поэтому в 1956 г. Международный союз охраны природы переименован в Международный союз природы и природных ресурсов.

Проблема окружающей среды в ее современном понимании впервые поставлена в ООН на Межправительственной конференции по проблемам биосферы в Париже в 1968 г., где была разработана одна из крупных научных программ экологических исследований «Человек и биосфера». Основная задача программы – разработка научных основ рационального использования и сохранения ресурсов биосферы в целом и отдельных типах экосистем.

Третий этап характеризуется активизацией международного экологического сотрудничества, что обусловлено глобальным характером воздействия человека на окружающую среду. В 1968 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию, установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важным этапом в экологической политике государств и международного сообщества считают Стокгольмскую Международную конференцию ООН по окружающей среде в 1972 г. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись цели и направления деятельности мирового сообщества в области охраны окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды – глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды.

В 1978 г. принята Всемирная хартия охраны природы. Хартия требует понимания того, что и от чего необходимо охранять, какими средствами это осуществлять и как использовать для указанных целей весь арсенал научно-технических данных. В задачу охраны окружающей среды входят вопросы борьбы со следующими явлениями: с техногенными загрязнениями; деградацией природных условий в результате стихийных и технологических разрушительных процессов; изменениями ландшафтов, уменьшением их производительности; с опустыниванием, засолением, заболачиванием т. д.; эвтрофикацией экосистем; эрозией почв; с исчезновением генофонда растений и животных; неоправданным использованием минеральных и биологических ресурсов. Основные мероприятия по охране среды, согласно Всемирной хартии охраны природы, следующие: 1) рациональное природопользование; 2) оптимизация взаимодействия между человеком и природной средой; 3) организация мониторинга; 4) планирование использования территорий, потенциала их ресурсов; 5) организация особо охраняемых природных территорий.

Начало четвертого этапа знаменует состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Конференция подвела итоги международной деятельности по охране окружающей среды за 20 лет, прошедших после Стокгольмской конференции. На конференции было одобрено пять основных документов: Декларация об окружающей среде и развитии; Повестка дня – XI в; Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию. Конференция разработала концепцию устойчивого развития. Главными условиями устойчивого развития являются:

1) приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением);

2) сохранение биологического и культурного разнообразия;

3) согласование природоиспользования с эволюционной периодич-ностью природных процессов.

Современная система международного сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки рекомендательных законов в сфере экологии;

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию экологических программ под эгидой ООН;

3) конвекционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, проведение международных экологических форумов.

К важнейшими документами в системе международных природо-охранных отношений относятся: Всемирная хартия охраны природы; Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природу; Конвенция об изменении климата; Конвенция о биологическом разнообразии; Конвенция об охране озонового слоя и др.

Формами международного сотрудничества являются: договоры, соглашения, участие государств в деятельности межправительственных и общественных экологических организаций.

Большое значение для реализации обязательств по международным соглашениям имеет их финансовое обеспечение. Активную работу в этом направлении ведут многие банки: Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций.


 

Литература

 

1.   Авессаломова И.А. Экологическая оценка ландшафтов. М.: МГУ, 1992.

2. Алексеев С. В., Пивоваров Ю. П. Экология человека. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗРФ, 2001.

3. Арустамов Э. А., Левакова И. В., Баркалова Н. В. Экологические основы природопользования. М.: Издат. Дом «Дашков и К0», 2001.

4. Бадьина В. М. Сельскохозяйственная экология. Мн.: БГЭУ, 2000.

5. Варламов А. А., Хабаров А. В. Экология землепользования и охра-на природных ресурсов. М.: Колос, 1999.

6. Витченко А. Н. Геоэкология: курс лекций. Мн.: БГУ, 2002.

7. Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999.

8. Исаченко А. Г. Оптимизация природной среды (географический аспект). М.: Мысль, 1980.

9. Емельянов А. Г. Ландшафтно-экологические основы природо-пользования. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992.

10. Емельянов А. Г., Тихомиров О.А. Основы региональной геоэко-логии. Тверь: Твер.гос.ун-т, 2000.

11. Логинов В. Ф. Основы экологии и природопользования. Полоцк: ПГУ, 1998.

12. Лозановская И. Н., Орлов Д. С., Садовникова Л. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М.: Высш. шк., 1998.

13. Мазур И. И., Молдаванов О. И. Курс инженерной экологии. М.: Высш. шк., 1999.

14. Природопользование /Под ред. Э. А. Арустамова. М.: Издат. Дом «Дашков и К0», 1999.

15. Реймерс Н. Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.

16. Романова Э. П. и др. Природные ресурсы мира. М.: Изд-во МГУ, 1993.

17. Степановских А. С. Охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

18. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Основы экологии и экономика природопользования. М.: БГЭУ, 2001.

19. Челноков А.А., Ющенко Л. Ф. Основы промышленной экологии. Мн.: Вышэйш. шк., 2001.

20. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Ю. М. Арский., В.И. Данилов-Данильян, М.И. Залиханов и др. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

 

 


* Подсчитано, что при извержении вулканов выбрасывается в окружающую среду около 2,5 млрд т/год различных веществ (лава, пепел, газы, водяные пары), а города мира уже в 70-х годах поставляли в окружающую среду около 3 млрд т/год промышленных и бытовых отходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.057 с.)