Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Меры безопасности и оказание помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Меры безопасности и оказание помощи



Нарушение правил поведения на занятиях по плаванию может при­вести к несчастному случаю. Поэтому каждый учащийся обязан знать и неукоснительно выполнять следующие правила.

1. Иметь разрешение врача на посещение занятий, системати­чески проходить медицинский осмотр.

2. Постоянно помнить о том, что нарушение дисциплины на воде может привести к несчастному случаю. Быть требовательным к себе и к товарищам — не нарушать правил поведения и не позволять делать это другим.

3. Не купаться и не плавать в одиночку. Пока не научитесь хо­рошо плавать, входить в воду можно только в присутствии умею­щего плавать. Все упражнения в воде выполнять в сторону берега или вдоль него в специально отведенном месте, огражденном верев­ками и поплавками.

4. В целях безопасности, прежде чем войти в воду, надо разде­литься на пары и, находясь в воде, взаимно наблюдать друг за другом. Заметив малейшую опасность, угрожающую товарищу, немедленно сигнализировать об этом преподавателю (тренеру).

5. Входить в воду и выходить из воды только по разрешению преподавателя (тренера). Во время занятий не выходить за пределы указанного места, не заплывать за ограждения.

6. Во время занятий выполнять только те упражнения, которые заданы преподавателем (тренером). Запрещается произвольно нырять, толкать друг друга, брызгать водой в лицо плывущему.

7. На занятиях не шуметь и не разговаривать с товарищами, не отвлекать преподавателя напрасно. Грубым нарушением дисципли­ны считаются крики, ложная тревога, ложный призыв о помощи и т. п.

8. Плавать можно только в водоеме с чистой и прозрачной водой И при наличии на берегу средств безопасности (лодка, спасательный круг, шест).

9. Нельзя входить в воду вспотевшим и разгоряченным, сразу после приема солнечных ванн, подвижных и спортивных игр.

10. При первом ощущении озноба следует выйти из воды, энер­гично растереться полотенцем и быстро одеться.

Эти правила обязательны не только для занимающихся в группах под руководством преподавателя (тренера). Их выполнение является обязательным и при самостоятельных занятиях плава­вшем, а также при купании.

Поведение не умеющего плавать, оказавшегося в воде. Во-первых, нужно «взять себя в руки». Следует вспомнить, что вы не смо­жете утонуть, если будете вести себя спокойно, заботясь, прежде всего, чтобы в рот не попала вода. Для этого не нужно высоко подниматься над водой, достаточно, чтобы рот был над поверхностью моды.

Во-вторых, не нужно сразу, как попало, пытаться плыть к бере­гу. Достаточно руками и ногами делать небыстрые движения, поддерживающие тело у поверхности воды. Не следует также подни­мать из воды руки, махать ими, когда нет устойчивого положения на воде. Не беда, если течением вас относит от берега, который в их случаях кажется всегда далеким; вас заметят и окажут помощь. Только успокоившись и почувствовав опору на воде, можно позвать па помощь. Но при этом ни в коем случае не прекращать движений руками в воде и не опускаться под воду.

Освобождение от верхней одежды и обуви в воде. Попав в воду, необходимо спокойно и как можно быстрее снять с себя одежду и Обувь. Вначале снимают обувь. Сделав глубокий вдох и опустив­шись под воду с головой, взяться за пятку и носок ботинка и стя­нуть его с ноги, затем повторить то же самое с другим ботинком. Пиджак, расстегнув пуговицы, снимают сначала с одной руки, потом с другой. Перед тем как снять рубашку, надо проверить, все ли пуговицы расстегнуты. После этого, сделав глубокий вдох и опустить голову под воду, взяться руками за нижний край рубашки сзади и сиять ее, выворачивая наизнанку. Таким же образом освобожда­ются от майки. В последнюю очередь снимают брюки, также выво­рачивая их наизнанку. Освободившись от одежды и обуви, плывут к берегу или к спасательным средствам.

Непосредственная помощь тонущему. Ее может оказать только хорошо подготовленный, специально обученный пловец. Своевре­менная и квалифицированная помощь тонущему может предотвратить трагический исход. Если кто-либо выбился из сил и начал тонуть, посмотрите, нет ли у вас под рукой спасательных средств (лодки, спасательного круга, шеста) или подсобных (палки, доски, мяча, веревки и др.), которые можно бросить товарищу.

Спасающий должен быстро раздеться, определить место, где лучше войти в воду и устремиться к тонущему. Если течение реки относит пострадавшего, целесообразнее сначала пробежать по бе­регу реки и войти в воду чуть ниже по течению. Подплыв к тону­щему, спокойно и уверенно скажите, что помощь ему будет оказана только в том случае, если он будет выполнять все ваши указания. Иногда достаточно плыть рядом с пострадавшим, вселяя уверенность и слегка подталкивая его вперед.

Если пострадавший начал тонуть, он может быть опасным для спасающего, и к нему следует подплыть осторожно. Подплывать в этом случае лучше сзади. Если этого сделать не удается, то надо за 2—3 м до утопающего нырнуть, приблизиться к нему, захватить за колени и повернуть к себе спиной (рис: 146).

146. Подплывание к тонущему

Случается и так, что тонущий человек, стараясь ухватиться за своего спасателя, связывает его движениями в воде. Если утопаю­щий захватил спасателя, необходимо сделать глубокий вдох и, задержав дыхание, освободиться от захвата одним из ниже приво­димых способов.

1. От захвата за руки освобождаются рывком своих рук в сто­роны больших пальцев рук утопающего (рис. 147). Наиболее вер­ный способ освобождения от захвата двумя руками за одну руку — упереться ногами, в грудь или в плечи тонущего и сильно оттолк­нуться (рис. 148).

147. Освобождение от захвата тонущим за обе руки

148. Освобождение от захвата за одну руку

2. Для освобождения от захвата за шею и туловище спасатель, ладонью одной руки упираясь в подбородок утопающего, резко отталкивает его голову назад, а второй рукой придерживает его за поясницу, как показано на рис. 149.

149. Освобождение от захвата за шею и туловище

3. Наиболее опасен захват сзади за туловище, особенно с зах­ватом опущенных рук. Освободиться от такого - захвата можно резким, разведением рук в стороны с одновременным погружением вниз (рис. 150). Только решительные действия спасателя могут обеспечить успех.

150. Освобождение от захвата за туловище сзади

Освободившись от захвата, следует отплыть от пострадавшего, поднырнув, приблизиться к нему так, чтобы он вас не видел, и применить захват для транспортировки его к берегу. Если тонущий уже погрузился под воду, необходимо нырнуть, отыскать его и, ухватив за волосы, поднять на поверхность да транспортировать к берегу.

Наиболее надежен и безопасен для транспортировки так назы­ваемый «морской захват» (рис. 151, а). Он заключается в том, что спасатель пропускает свою руку под рукой тонущего и захватывает его вторую руку за предплечье или локоть. Затем переворачивает. Пострадавшего на спину и транспортирует его на боку, выполняя движения ногами кролем или брассом, подгребая свободной рукой (рис. 151, б). Другие способы транспортировки показаны на рис. 151, в, г.

151. Транспортировка пострадавшего в воде

Оказание доврачебной помощи спасенному. Вытащив пострадав­шего из воды, нужно немедленно послать кого-либо за врачом. И не дожидаясь его прибытия, принять меры для оказания постра­давшему первой помощи. Если пострадавший не потерял сознание, с. него надо снять одежду, энергично растереть тело, одеть в сухое белье и напоить горячим чаем или кофе. При обмороке с наличием Дыхания и пульса надо поднести к носу ватку, смоченную нашатыр­ным спиртом, растереть тело и приставить к телу грелки.

При потере сознания, отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса с него снимают одежду и очищают дыхательные пути от воды. Если рот закрыт, а челюсти сильно сжаты, то с помощью какого-либо предмета их приоткрывают. Затем пострадавшего кладут животом на колено, чтобы голова свешивалась вниз (рис. 152) и, похлопывая или нажимая на спину, очищают дыхательные пути и желудок от воды. Если язык закрыл гортань, его нужно вытянуть изо рта и привязать платком к подбородку. После этого пострадав­шего необходимо положить на спину, подстелив сухое одеяло или одежду, подложить под лопатки любой предмет, чтобы голова была несколько ниже груди, и приступить к искусственному дыханию (рис. 153). Частота движений — 12—16 раз в минуту, что соответ­ствует обычной частоте дыхания человека.

152. Удаление воды из легких тонувшего

153. Искусственные дыхание пострадавшему на воде

Эффективно также искусственное дыхание, которое проводится путем вдувания воздуха в легкие через нос или рот пострадавшего с частотой 12—16 вдуваний в минуту (рис. 154). Чтобы воздух попа­дал именно в легкие, нужно во время вдуваний через рот зажимать рукой нос пострадавшего. Одновременно с искусственным дыханием целесообразно делать наружный массаж сердца. Для этого положить ладони одна на другую несколько ниже области сердца пострадав­шего и производить ритмичные толчкообразные надавливания с Частотой 60—70 раз в минуту. После каждого надавливания руки надо моментально снимать с груди пострадавшего. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца выполняются последовательно: После каждого вдувания воздуха — 3—4 надавливания.

154. Искусственное дыхание вдуванием через нос и рот (а); наружный массаж сердца (б)

Продолжительность приведения в чувство пострадавшего может быть различной — это зависит от времени его нахождения подводой и от заполнения водой дыхательных путей. Искусственное дыхание необходимо.выполнять до тех пор, пока пострадавший не будет дышать сам (на что иногда затрачивается 40 мин и более).

Если потерпевший пришел в себя, ему дают горячий чай или кофе,- накрывают чем-нибудь теплым, чтобы он мог согреться, а потом отправляют в больницу на обследование.

О САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ

На Занятиях по плаванию учащихся принято подразделять на не умеющих и умеющих плавать. В процессе обучения, не умеющие должны научиться плавать любым способом, подготовиться к выпол­нению контрольных упражнений учебной программы. Умеющие плавать совершенствуют свое спортивное мастерство. Каждый учащийся должен совместно с преподавателем определить своё место в указанных группах. Обу­чение плаванию и совершенствование мастерства учащихся прово­дится на учебных занятиях, в спортивных секциях и самостоятель­но.

Плавание — вид спорта, в котором самостоятельные занятия имеют ограниченное применение, особенно для не умеющих пла­вать. Однако это не значит, что учащиеся не могут самостоятельно выполнять некоторые упражнения, способствующие овладению техникой отдельных способов плавания, проводить занятия для повышения общей и специальной физической подготовленности, для воспитания необходимых пловцу физических и морально-воле­вых качеств.

Самостоятельные занятия по плаванию могут проводиться в различных формах: выполнение домашних заданий, проведение утренней гигиенической и специализированной гимнастики, само­стоятельных тренировок.

Домашнее задание формулируется преподавателем физического воспитания или тренером по плаванию совместно с учащимся. При этом учитываются его умения, физическое развитие и физическая подготовленность. Однако учащийся и сам может составить домаш­нее самозадание, стремясь целенаправленно увеличить силу отдель­ных групп мышц, воспитать общую выносливость, закрепить и усо­вершенствовать технику отдельных движений пловца и др.

Средствами для решения этих задач могут быть общеразвивающие и специальные упражнения пловца, отдельные элементы тех­ники плавания (рис. 155, 156). Упражнения, требующие системати­ческого и длительного выполнения, можно включать в комплексы УГГ. Расширяя средства и задачи утренней гимнастики, увеличи­вая объем, нагрузку и время ее проведения, можно постепенно перейти к УСГ.

155. Общеразвивающие упражнения пловца


156. Специальные упражнения пловца

Проводимая ежедневно и достаточно продолжительное время (30—50 мин) УСГ позволяет кроме гигиенических задач решать и задачи спортивной тренировки. По сути дела, УСГ представляет собой сокращенное по времени и нагрузке обычное тренировочное занятие, имеющее в своей структуре подготовительную, основную И заключительную части.

При наличии условий пловец может проводить УСГ на берегу водоема или в плавательном бассейне (во время тренировочных сборов, летних каникул, в спортивно-оздоровительном лагере и т. п.), что позволяет выполнять не только значительный объем Общеразвивающих и специальных упражнений пловца, но также отдельные упражнения в воде, поплавать.

В качестве средств УСГ могут быть использованы: ходьба, бег, гимнастика, многочисленные общеразвивающие и специальные упражнения пловца.

Самостоятельные тренировочные занятия по плаванию проводят наиболее подготовленные учащиеся-спортсмены"1 по индивидуаль­ным планам, составленным совместно с тренером. Занятия прово­дятся в каникулярный период летом в строительных отрядах, при выезде на производственную практику и сельскохозяйственные ра­боты.

Если вы не умеете плавать, начинайте с упражнений для освое­ния с водой. После этого научитесь движениям руками и ногами, выполняя которые вы могли бы продвигаться вперед, не касаясь дна. Затем приступите к изучению одного из простейших способов плавания: кроль без выноса рук, брасс с укороченными гребковыми движениями, плавание на боку без выноса руки над водой и др. Таким образом, вы можете выполнить контрольные упражнения учебной программы и норму физкультурного комплекса ГТО (пла­вание без учета времени) и приступить к изучению спортивного способа плавания. Изучать спортивные способы плавания можно также сразу после освоения с водой.

Все способы плавания изучаются примерно в такой последова­тельности: 1) изучение техники движений ногами; 2) изучение техники движений руками; 3) согласование движений ног с дыха­нием; 4) согласование движений рук с дыханием; 5) согласование движений рук и ног; 6) общее согласование движений рук, ног и дыхания.

Большинство движений пловца предварительно изучается на суше в различных положениях: сидя, лежа, стоя. Однако не сле­дует слишком длительно задерживаться на выполнении этих упраж­нений, так как весь процесс овладения техникой спортивного пла­вания осуществляется главным образом в воде.

Упражнения в воде целесообразно вначале выполнять с поддер­живающими средствами (плавательные пояса, круги, доски и т. п.). Использование поддерживающих средств позволяет пловцу сосре­доточить внимание на выполнении изучаемых движений, способст­вует правильному освоению их техники. Освоив технику движений в облегченных условиях (на суше, стоя на дне, у бортика, с поддер­живающими средствами и др.), приступают к ее совершенствова­нию на небольших, а затем и на значительных отрезках дистанции. На первых порах не следует увлекаться скоростью плавания, лучше обратить внимание на правильное и непринужденное выполнение гребковых движений.

К освоению техники стартов и поворотов приступают после того, как обучающийся сможет проплыть -25 м, а также научится сколь­зить под водой без гребковых движений.

Когда пловец начнет свободно проплывать изученным способом 200—250 м, можно считать, что начальное освоение данного способа плавания закончено, после чего наступает период совершенствова­ния техники.

При желании и наличии условий можно самостоятельно научить­ся плавать за 20—25 занятий — практически за один летний сезон.

Умеющие плавать и спортсмены-разрядники совершенствуют

технику плавания на учебных и тренировочных занятиях в спортив­ных секциях, готовятся к участию в спортивных соревнованиях. Эти занятия обычно проводят специалисты. Однако учащиеся могут Проводить отдельные занятия самостоятельно (самотренировки). Планируя самостоятельные занятия, учащиеся совместно с тренером ставят конкретные задачи: создать условия для роста спортивных результатов, добиться рекордного для себя показателя Л др. Приступая к ним, необходимо уяснить, что подготовка спорт-Смена — длительный процесс, а тренировка должна проводиться Круглогодично без перерыва. Перед каждым занятием следует ставить конкретные и ограниченные задачи, например закрепление навыка поворота с подплывания, совершенствование отталкивания рогами после поворота и т. п. Начинать очередное занятие следует с повторения освоенных накануне упражнений и строить его по трех­цветной схеме: подготовительная, основная и заключительная части.

Средства самотренировки подбираются в зависимости от имею­щихся условий и возможностей. При отсутствии водоема или плавательного бассейна преимущественное внимание уделяется общеразвивающим и специальным упражнениям, кроссам, велопрогулкам, лыжным вылазкам, туристским походам. При наличии водоема или бассейиа значительную часть времени пловец посвящает занятиям в воде: отработка элементов техники плавания, совершенствование техники стартов и поворотов, скоростная тренировка на небольших отрезках дистанции, тренировка выносливости и др.

МЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИМАЮЩИМСЯ. ПЛОВЦАМ О СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ

Места для занятий и соревнований по плаванию по своей конструк­ции делятся на две группы: бассейны на естественных водоемах и Искусственные бассейны. Бассейны на естественных водоемах Представляют собой простейшие сооружения, установленные на Опорах (сваях, столбах и т. п..) и плавучие (на плотах и понтонах) (рис. 157). Обычно это недорогие сооружения (на 2—3 дорожки), Которые можно построить в любом коллективе физкультуры своими (вилами. Искусственные бассейны разделяются на закрытые и открытые, с подогревом и без подогрева воды. Бассейны с подогревом воды позволяют проводить учебно-тренировочную работу неза­висимо от метеорологических условий.


157. Плавательный бассейн на естественном водоеме: а—общий вид; б—деталь плота на понтонах; в—деталь плота на сваях

Поверхность бассейна делится канатами и плавающей разметкой ми дорожки шириной 2—2,5 м. Каждая дорожка имеет свой поряд­ковый номер: дорожка № 1 располагается справа, если стоять на Старте лицом в сторону дистанции. На каждой дорожке оборудуется Стартовая тумбочка. Высота ее переднего края над поверхностью Воды для закрытых бассейнов 0,75 м, для открытых — от 0,3 до 1,0 м. Со стороны, противоположной старту, бассейн ограничивается Стенкой или поворотным щитом.

Гигиенические требования к занимающимся плаванием. У чело­века, находящегося в воде, значительно увеличивается теплоотдача. Чем ниже температура воды, тем больше теплоотдача; следователь­но, больше и опасность переохлаждения. При температуре воды 15—18 °С нужно сокращать время занятий в воде, а при темпера­туре ниже 15 °С занятия не проводить. В случае появления озноба («гусиная кожа» и другие признаки переохлаждения) надо немедлен­но выйти из воды, насухо вытереться и одеться. Вторично входить в воду можно только спустя несколько часов, так как повторный озноб может привести к простудным заболеваниям.

Купальный костюм для занятий плаванием должен быть из ткани, которая не линяет. Нельзя пользоваться чужими купальны­ми принадлежностями. В помещении бассейна следует надевать рези­новую обувь, это предохранит от воз­можного заражения грибковыми заболеваниями. Принимая теплый душ перед плаванием, нужно постепенно снижать температуру воды, чтобы она была близка к температуре воды в бассейне.

В холодную погоду после занятий плаванием не следует сразу выходить на улицу, так как это может вызвать простудные заболевания. Прежде чем выйти на улицу, необходимо просушить волосы, остыть в помещении.

Все занимающиеся должны регулярно проходить врачебный осмотр. Наряду с врачебными наблюдениями важное значение для пловца имеет самоконтроль. Осуществляя его, пловец ведет наблю­дения за динамикой массы тела, частотой пульса, жизненной емкостью легких, общим самочувствием. Самоконтроль позволяет постоянно, путем сопоставления результатов, следить за состоянием здоровья и динамикой физического развития. Для учета этих и других показателей спортсмены ведут дневник.

О соревнованиях по плаванию. Соревнования по плаванию про­водятся по единым правилам и в специально оборудованных местах, пловцы соревнуются на различных дистанциях и различными спо­собами (кроль, брасс, баттерфляй и др.), отдельно мужчины и жен­щины. Каждый участник стартует по отдельной дорожке, которая определяется жребием перед началом соревнований. К участию в соревнованиях допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и имеющие разрешение врача, зафиксированное в специаль­ной заявке учебного заведения (спортивной организации). Участник обязан выступать в опрятном, хорошо пригнанном костюме.

Личные результаты участников определяются по времени про­мывания дистанции: от команды «Марш!» (выстрела) до касания рукой (руками) бортика на финише. Старт считается правильным, вели до команды «Марш!» (выстрела) все участники сохраняли неподвижное положение. Если же один или несколько участников стартовали преждевременно, все участники заплыва возвращаются и старт повторяется. Так как в воде не всегда можно услышать сигнал о фальстарте, перед неправильно стартовавшими участни­ками в воду опускается шнур с флажками. После третьего непра­вильного старта судья-стартер может сиять с дистанции того участника, который стартовал преждевременно.

Участник должен проплывать всю дистанцию по поверхности воды. Погружение под воду допускается лишь при стартовом прыж­ке и после поворота. Каждый участник должен плыть по своей дорожке. Если же он окажется на чужой дорожке и помешает другому пловцу, он может быть снят с соревнований на этой дистанции. При прохождении дистанции не разрешается подтягиваться за раз­граничительные плавающие канаты, поручни, лестницы и другие предметы, а также отталкиваться от них. Случайное касание этих предметов нарушением правил не является. Не разрешается оттал­киваться от дна бассейна.

Каждый способ плавания регламентируется дополнительными правилами, которые необходимо также знать и выполнять. При пла­вании кролем количество ограничений минимально. Пловец может плыть любым способом, не нарушая общих правил. Это позволяет ему полнее использовать свои возможности для достижения высокой скорости. При плавании брассом пловец обязан находиться в положении на груди, выполнять все движения ногами и руками симметрично, плыть так, чтобы голова все время находилась, хотя бы частично, над поверхностью воды. При поворотах и на финише пловец должен касаться стенки бассейна одновременно обеими руками, причем плечи в этот момент должны быть в горизонталь­ном положении. Пловец после старта и поворотов не имеет права выполнять под водой более одного гребкового движения руками и ногами. Знание и соблюдение указанных правил необходимо для выполнения контрольных упражнений учебной программы. Готовясь к участию в других соревнованиях, следу­ет познакомиться более подробно с правилами спортивных соревно­ваний по плаванию.

Вопросы:

 

1. Расскажите о значении плавания в жизни человека. Можно ли самому научиться плавать и как это осуществить?

2.Какие физические законы объясняют способность человека удержи­ваться на поверхности воды и передвигаться в ней?

3.Можно ли устранить все тормозящие силы при продвижении пловца? Какие из них можно уменьшить и что для этого надо сделать?

4.Расскажите основные правила поведения занимающихся плаванием. Какие меры безопасности при нахождении у воды и в воде вы должны соблю­дать?

5.Составьте комплекс упражнений УСГ пловца. Если вы занимаетесь в секции плавания, составьте план и примерный комплекс упражнений само­тренировки. Регулярно выполняйте составленный комплекс.

6.Сравните свои результаты на дистанции 100 м (50 м 25 м) в начале учебного года и в конце его.

 

 

ГЛ ABA XI

БАСКЕТБОЛ

Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых попу­лярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, менее быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, лает его общительным и контактным.

Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра полу­чила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.

АЗБУКА» БАСКЕТБОЛА

При чтении настоящей главы, книг о баскетболе или правил сорев­нований вам будут встречаться термины и общепринятые сокраще­ния, которыми игроки и специалисты пользуются для обмена мне­ниями, для характеристики игровых ситуаций. Знание специальной терминологии, или «азбуки», баскетбола облегчает понимание слов тренера и преподавателя, жестов судьи, общение с партнерами по команде, позволяет быстро ориентироваться в постоянно меняю­щихся игровых ситуациях. Запомните следующие основные термины баскетбола.

Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.

Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.

Бросок — действие игрока, направленное на попадание мячом кольцо соперников (умейте отличать бросок от передачи). Спортивным броском называют введение мяча в игру подбрасыванием между двумя игроками разных команд в одном из трех кругов на площадке. Штрафной бросок бросок в кольцо, назначен­ный за техническую или персональную ошибку соперников (см. также «фол»), выполняется с линии штрафного броска без помехи соперников. На тактических схемах бросок обозначают дважды перечеркнутой линией со стрелкой.

Вбрасывание — введение мяча в игру после его выхода за пре­делы площадки (выполняется передачей из-за боковой линии) или после его попадания в кольцо (выполняется защитником из-за лицевой линии).

Ведение мяча — продвижение игрока с мячом; ударяя его пол одной или поочередно двумя руками. Ведение мяча также называют дриблингом (от англ. dribbling), а игрока, ведущего мяч,— дриблером. Ошибкой в баскетболе считается так называемое двойное ведение — возобновление ведения после задержки мяча рукой или касания мяча двумя руками одновременно. На тактических схемах ведение обозначают волнистой линией со стрелкой.

Заслон — разрешенное противодействие сопернику при его выходе на более выгодную позицию или для получения мяча. Двой­ным называется заслон, поставленный двумя игроками для своего партнёра.

Защита — организованное противодействие атаке соперников, стремление не допустить бросок мяча в свое кольцо. Различают следующие варианты защиты: зонная — обороняющиеся иг­роки опекают определенную часть области штрафного броска, не давая игроку соперника в этой зоне получить мяч или выполнить бросок по кольцу; личная — игрок обороняющейся команды опекает определенного игрока соперников; смешанная — при которой комбинируются признаки зонной и личной опеки игроков; подстраивающаяся — приспосабливающаяся к системе атаки соперников.

Защитник — термин имеет два значения: так называют всякого игрока защищающейся команды; так называют игроков заднем линии (разыгрывающих). На тактических схемах защитников обозначают чаще всего треугольником с номером игрока.

Зона. И этот термин имеет несколько значений. Зоной называют части площадки: тыловая зона — половина площадки, на которой находится защищаемое командой кольцо; зона нападе­ния — половина площадки, защищаемая командой соперников; средняя зона — треть площадки у средней линии. При зонной системе защиты (см. «защита») зонами называют небольшие участки области штрафного броска под своим щитом, опекаемые отдельными защитниками. Выделяют также трехсекундную зону — часть области штрафного броска, ограниченную трапецией, разме­ченной на полу.

Игрок — всякий участник игры или член команды (в том числе и запасной игрок). Центровой игрок — один из игроков команды, обычно самый высокий, располагающийся в центре атаки, вблизи кольца соперников.

Комбинация игровая — обусловленное взаимодействие игроков в нападении или в защите.

Линия — ярко покрашенная полоса шириной 5 см, которой раз­мечаются периметр площадки и отдельные ее участки. Ширина всякой линии входит в размеры игрового поля. Основные линии, которыми размечается баскетбольная площадка, называются: ли­цевая, боковая, линия штрафного броска, средняя линия, «трех-очковая» линия.

Мяч и его местонахождение в процессе игры часто обозначают специальными терминами. Так, говорят: живой мяч – когда судья готов к розыгрышу спорного броска, готов передать мяч игроку для выполнения штрафного броска или когда мяч находится в руках игрока, готового к вбрасыванию мяча из-за пределов площадки. В противовес этому говорят: мертвый мяч — Когда он вышел из игры (заброшен в кольцо, еще не введен в игру соперником, находится в руках судьи перед спорным или штрафным Коском, после любого сигнала судей на остановку игры). Говорят также: свободный мяч, когда он находится в игре, но им не владеет ни одна из команд. Словами спорный мяч обозна­чают ситуацию, при которой два игрока противоположных команд одновременно ухватились за мяч или одновременным касанием выбили его за пределы площадки. В этом случае мяч разыгрывается и ближайшем круге площадки спорным броском. На тактических схемах игры мяч обозначается ясно видимой точкой около игрока, Владеющего мячом.

Нападающий — термин имеет два значения: 1) игрок команды, владеющей мячом; 2)игрок высокого роста, играющий в нападении. На тактических схемах игры нападающий обозначается кружком с соответствующим номером.

Нападение — система атаки. Различают быстрый прорыв (см. «атака») и позиционное нападение, которое отличается от быстрого прорыва определенной расстановкой и переме­щением игроков против организованной защиты соперников.

Нога игрока в отдельных игровых ситуациях обозначается специальными терминами, например осевая нога, т. е. та нога, которую игрок, владеющий мячом, не имеет права отрывать от пола (площадки), не сделав пробежки; вокруг осевой ноги игрок может выполнять вышагивания и повороты.

Область штрафного броска — размеченная на площадке трапеция с полукругом на вершине. Основанием трапеции служит ше­стиметровый отрезок лицевой линии под корзиной, а вершиной — линия штрафного броска длиной 3 м 60 см. Высота трапеции 5 м 80 см «верхней части трапеции нарисован круг, диаметром которого является линия штрафного броска. Партнер — игрок своей команды.

Передана мяча — действие игрока, направленное на быстрое перемещение мяча к другому игроку. Применяются передачи прямые, навесные, с отскоком, крюком, в руки. Первая передача — «то передача, выполненная после овладения мячом в защите или При отскоке от щита. Быстрая и точная первая передача опреде­ляет успех нападения быстрым прорывом. Скрытая передача — прикоторой игрок до самого последнего момента скрывает, маски-Ю6Т направление полета мяча. На тактических схемах игры передачи (путь мяча) обозначают пунктирной линией со стрелкой.

Подстраховка — смещение защитника в сторону возможного Прохода нападающего, опекаемого партнером.

Прессинг — (от англ. pressing) — плотная, активная защита, вынуждающая нападающих к поспешным действиям и ошибкам.

Часто применяется командой, проигрывающей на последних ми­нутах игры.

Приемы игровые (или элементы техники игры) — основные на­выки, владение которыми позволяет баскетболисту активно и ре­зультативно участвовать в игре. Сюда включаются передачи, ловля, ведение, броски, проходы с мячом, и без мяча, борьба за отскочив­ший мяч, опека соперника и др.

Пробежка, или бег с мячом. Начиная ведение, игрок не имеет права оторвать осевую ногу от пола (площадки) до тех пор, пока не выпустит мяч из рук. Получив мяч в движении, игрок не имеет права сделать более двух шагов с мячом в руках. Нарушение пра­вил в том и другом случае определяется как пробежка и мяч пере­дается другой команде.

Проход — перемещение игрока без мяча или с мячом. Скрестным проходом называется групповое взаимодействие нападаю­щих, при котором два игрока проходят с разных сторон мимо парт­нера с мячом. На тактических схемах игры путь движения игрока обозначают сплошной тонкой линией со стрелкой. Соперник — игрок команды противника.

Стойка игрока — рациональная поза, обеспечивающая наилуч­шую готовность к игровым действиям.

Тайм-аут (от англ. time out) — минутный перерыв в игре, раз­решенный правилами соревнований.

Точка — место на площадке, с которого нападающий имеет наи­больший процент результативных бросков.

Финт (от англ. feint) — ложное или отвлекающее действие, движение с целью ввести соперника в заблуждение относительно своих истинных намерений. На тактических схемах игры финт обозначается изгибом линии, показывающей путь движения игрока. Фол (от англ. foul) — персональная ошибка при соприкосно­вении с игроком другой команды — толчок, удар и т. п. Фолы мо­гут быть: многократными — когда ошибка допускается в одно и то же время двумя и более игроками одной команды при со­прикосновении с соперником; обоюдными — когда ошибка допускается в одно и то же время двумя игроками противоположных команд по отношению друг к другу; умышленными — когда фол совершается игроком намеренно, чаще в обстановке, грозящей взятием кольца. От таких фолов, совершенных в игровой обста­новке, следует отличать технический фол — умышленное техническое нарушение хода игры или неспортивное поведение игрока, тренера.

Штраф — термин, часто употребляемый как синоним слова «фол».

Штрафной бросок — наказание за техническую или персональ­ную ошибку (фол). После определения фола, помешавшего взятию кольца, игрок, по отношению к которому фаз был совершен, ста­новится к линии штрафного броска и выполняет два броска. Никто не должен мешать игроку при выполнении штрафных бросков. Часы, фиксирующие время игры, останавливаются с момента сигнала судьи, определившего фол, до завершения процедуры выпол­нения штрафных бросков. За каждый успешно выполненный штраф­ной бросок команда получает одно очко.

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА

Главное в баскетболе — результативный бросок. Именно в нем смысл и цель игры: побеждает команда, игроки которой, большее число раз забросят мяч в кольцо соперников. Все остальные эле­менты техники призваны создавать наилучшие условия для резуль­тативного броска. Чем лучше вы овладеете разнообразными элемен­тами техники, тактическими вариантами игры, тем больше будете забрасывать мяч в кольцо, тем чаще будете побеждать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.081 с.)