Стихосложение силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стихосложение силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение.



Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.

Виды систем стихосложения.

Тоническая.

Тоническая (от гр. tonos – ударение) – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:

o равное количество ударений;

o произвольное количество безударных слогов.

Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:

o сказки А. Пушкина,

o М. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»,

o многие стихотворения Н. Некрасова, А. Кольцова и других поэтов,

o это основа стиха В. Маяковского.

Силлабическая.

Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Эта система не получила распространения в русской поэзии, её использовали лишь некоторые поэты XVIII века.
Запомним основные признаки силлабической системы:

o равное количество слогов в строках;

o произвольное расположение ударений;

o парная рифма;

o женская рифма (ударение на втором от конца слоге);

o цезура — пауза в середине строк.

произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.

Силлабо-тоническая.

Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:

o система чередования ударных и безударных слогов;

o наличие двусложных и трёхсложных размеров.

 

Метр, ритм и размер. Виды размеров

Ритм — такт, равномерность, периодическое повторение звуковых элементов в определённой последовательности. Такое чередование придаёт стихотворной речи в отличие от всякой другой размеренность, особую её организованность и является одним из отличительных признаков стихотворной речи.

Метр – общая схема звукового ритма стиха, его внутренняя мера.

Размер стиха (метр, метрическая схема) — число и порядок чередования ударных и безударных, слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

В русском силлабо-тоническом стихе различают размеры: двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).

Хорей – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Дактиль – трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.

Анапест – трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе.

Пиррихий –стопа, состоящая из 2-х безударных слогов.

Спондей – стопа, состоящая из 2-х ударных слогов.

Рифма и способы рифмовки. Виды строф.

Рифма и способы рифмовки.

Рифма — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают: мужские — с ударением на последнем слоге в строке; женские — с ударением на втором от конца строки слоге; дактилические — с ударением на третьем от конца слоге и гипердактилические — с ударением на четвёртом и дальше от конца слоге. Например: испытываярассчитывая, сковывающаяочаровывающая.

По расположению в строках различают рифмы: парные, или смежные, связывающие смежные строки; перекрёстные — рифмующие первую и третью, вторую и четвёртую строки; охватные, или опоясанные, — рифмующие в четверостишии первую и четвёртую, вторую и третью строки.

Рифмы бывают, кроме того, двойные, тройные, четверные (рифмующие одной и той же рифмой две, три, четыре строки) и т. д.

Виды строф (двустишие, катрен, сонет...).

Строфа - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (КАТРЕН) - простая строфа из 4-х стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

ДВУСТИШИЕ (ДИСТИХ) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши.

Сонет — один из видов сложной строфы, которая состоит из четырнадцати стихов: в первой части сонета — два четверостишия (катрены), во второй — два трёхстишия (терцеты). Обычно сонет писали пятистопным или шестистопным ямбом.

19.   Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Изобразительно-выразительные средства — это приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении; — это средства, которые усиливают образность и яркость изображаемого явления.

Виды изобразительно-выразительных средств

§ Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон,
олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

§ Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие,
градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.

§ Звукопись: аллитерация, ассонанс.

§ Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.

§ Строфика, размер, ритм.

Аллегория

Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.

Функции аллегории

§ усиление образности;

§ создание особой выразительности.

Гипербола

Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.

Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.

Функции гиперболы

§ достижение комического или сатирического эффекта;

§ акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;

§ создание особой выразительности.

Метафора

Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.

Обычно выражается через существительное или глагол.

Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение (Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.

Функции метафоры

§ усиление образности;

§ создание особой выразительности.

Метонимия

Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Функции метонимии

§ заметное укорочение авторской мысли;

§ усиление выразительности.

Оксюморон

Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.

Функции оксюморона

§ акцентирование внимания читателей;

§ необычное отражение чувств;

§ выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

§ усиление образности;

§ создание выразительности;

§ отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.

Перифраз

Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Функции перифраза

§ обозначение лица, явления, предмета;

§ выражение авторской позиции;

§ насыщенность речи путем избежания повтора.

Повтор

Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.

Функции повтора

§ усиление звукописи;

§ усиление качества предмета, явления;

§ акцентирование на количестве, длительности;

§ достижение эмоционального воздействия.

 

Синекдоха

Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.

Синекдоха — разновидность метонимии.

Функции синекдохи

§ насыщенность речи путем избежания повтора;

§ усиление образности;

§ демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства

Сравнение

Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.

Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.

Функции сравнения

§ создание насыщенности речи;

§ создание особой выразительности.

 

Эпитет

Эпитет — троп; образное выражение; образное определение.

Функции эпитета

§ акцентирование на каком-либо свойстве предмета/явления;

§ усиление образности;

§ создание особой выразительности.

 

20.   Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов

Художественный метод - исторически обусловленный способ отражения реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства. Художественный метод является средством воплощения и утверждения определённого эстетического идеала. Характер и направление того или иного художественного метода, способность применить его в художественных образах зависит от социально – политических, духовных, научных, этических и эстетических условий развития человечества в каждый данный исторический момент. Художественный метод является итогом длительного закономерного развития искусства и отражает его объективные законы. Он находится в тесной связи с мировоззрением художника, которое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество.

Совокупность принципов художественного метода включает:

-принципы художественного отбора;

-способы художественного обобщения;

-принципы эстетической оценки мира с позиций определённого эстетического идеала;

-принципы воплощения действительности в образы искусства.

Художественный метод влияет на направление развития искусства. Различные эпохи в истории искусства отличаются своеобразием художественного метода.

Вопрос об объективном источнике творческого метода впервые поставил Ю. Борев в статье «О природе художественного метода» и сделал вывод о том, что художественный метод имеет первоисточником реальную действительность. Принципы художественного воспроизведения действительности имеют первоисточником исторически сложившуюся закономерность отношений людей между собой и природой. «Самое общее определение творческого метода в искусстве: это та или иная объективно – историческая закономерность в непосредственных, конкретно – чувственных отношениях человека с окружающим его миром, преломленная специфически художественным образом в определённом исторически сложившемся типе общественной деятельности и ставшая основным принципом, орудием художественно – творческого освоения всего конкретного многообразия реальной действительности».

21.   Понятие о художественном методе. Классицизм.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - течение в литературе Западной Европы и России (17-18 века) после окончания религиозных войн. Классицизм возник как подражание образцам античного (классического) искусства. Представителями его являются Расин, Корнель, Буало, Мольер, Сумароков, Херасков, Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Державин. Они старались в изображении жизненных коллизий обратить внимание на чувство долга и патриотизм героев.

Классицизм является образцом литературы, созданной по нормативным принципам. Основные идеи классицизма связаны с идеей прогрессивной абсолютистской королевской власти, что выражало во Франции, где зародился классицизм, гражданские, общенациональные идеалы, идею гражданского разума, которую герой должен предпочитать другим человеческим чувствам. Рассудочно-гражданское мышление классицизма было связано с публицистичностью, дидактичностью, публицистическими настроениями, выраженными в произведениях.

Классицизм был связан с дворянской, аристократической, придворной культурой. Это вело в определенной сословной ограниченности - не допускалось изображение народа, народной жизни, природы, сюжеты брались, в основном, из древнегреческой или древнеримской истории.

Все произведения четко делились на высокие и низкие, так же, как и жанры, было введено правило "трех единств" - единства времени (весь конфликт должен получить разрешение в течение суток), места (действие разворачивалось в одном месте), действия (один сюжет, герои - носители какого-то одного качества, амплуа актеров). Все это вело к нарушению жизненной правды, созданию условных, надуманных образов, схематических характеров, сложному языку.

Русский классицизм боролся за самобытность русской культуры, чистоту русского языка, отразил существенные моменты развития России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.044 с.)