Билет 3. Классификация основных философских школ периодов чунь цю и чжань го (VIII – III вв. До Н. Э. ): жу цзя, дао цзя, инь-ян цзя, Мо цзя, мин цзя и фа цзя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 3. Классификация основных философских школ периодов чунь цю и чжань го (VIII – III вв. До Н. Э. ): жу цзя, дао цзя, инь-ян цзя, Мо цзя, мин цзя и фа цзя



- Классификация Сюнь-цзы была хаотичной, но, тем не менее, первой в таком роде.

!В его сочинении «Сюнь-цзы» есть первая попытка классификации первых школ древнекитайской философии, начиная от Конфуция. Назвал 12 имен попарно – 6 основных направлений (групп) древнекитайской мысли, соответствующих 4 в. до н.э.

*В двухтомнике древнекитайской философии имеется глава по 12 именам Сюнь-цзы

!Все историки и классификаторы ссылаются на Сыма Цяня ( 145–85 гг.). Однако до Сыма Цяня еще Конфуций составил первую историческую хронику «Чуньцю», поэтому ссылаться нужно на него как на первого историографа.

! В Ши Цзи (гл. 130) – обзор философских школ: отношения между школами, характеристика каждой школы.

- Сыма Тань – отец Сыма Цяня (помогал ему составлять Ши Цзи, умер в 110 г. до н.э.). Некоторые исследователи считают, что именно Сыма Тань начал делать классификацию философских школ, а Сыма Цянь ее завершил.

!Характеристика принципов и мировоззрения Сыма Цяня проявились в классификации школ.

! Ранняя Хань – период расцвета даосизма (период «оттепели» в Китае, свободная философская школа).

!Мировоззрение Сыма Цяня характеризуется с этих позиций: связь событий и объяснение причинно-следственных связей, хронологический подход в изучении философских школ, принцип инь-ян, принцип сань-у (разделение на 3 рода и 5 видов).

Сыма Цянь выделяет 6 философских школ (повторяет количество у Сюнь-цзы + символическое число 6):

1. Школа Инь-Ян 阴阳家. Самые глубокие традиции. «Школа натурфилософов» возникла в III в. до н.э. и основывалась на более ранних идеях. В ней обсуждались проблемы, связанные с полярными силами инь (женское, темное, пассивное начало) и ян (мужское, светлое, активное начало), разрабатывалась теория пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода). Позднее учение школы было включено в конфуцианство и даосизм.

2. Конфуцианство 儒家. Конфуций (551-479) В западной литературе это школа известная как конфуцианская школа, иероглиф 儒жу означает «образованного человека», «учёного». Таким образом, западное название отчасти вводит в заблуждение, потому что опускает тот смысл, что последователи этой школы являются не только мыслителями, но и учеными. Они, прежде всего, были учителями древней классики и, тем самым, наследниками древнего культурного достояния. Конфуций является лидирующей фигурой этой школы.

Характерным для этого учения было также то, что вопросы онтологического характера были в нем второстепенными. сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества.

3. Моизм 墨家. Мо-цзы (479-391 гг. до н.э) Особенностью этой школы было провозглашение принципов «всеобщей любви и взаимной выгоды», а также «умеренности в расходах». Последователи Мо Ди критиковали конфуцианцев за стремление следовать ритуалу, а также излишнюю пышность обрядов. Кроме того, моисты первыми в китайской философии сформулировали принцип договорного происхождения государства.

4. Легизм 法家. 4 в. до н.э. Сторонники китайского легизма выступали за жесткие способы управления и тотальный государственный контроль над обществом. По базовым мировоззренческим акцентам легизм кардинально противостоял конфуцианству с его ставкой на моральные принципы. Главные идеи школы – опора на закон и неотвратимость наказания. Император стоит выше закона и правит с помощью талантливых чиновников, которых отбираются по всей стране. Школа берет начало от государственных деятелей, утверждавших, что хорошее управление должно быть основано на утвержденном кодексе законов, а не на тех нравственных нормах, о которых говорили ученые (конфуцианцы).

Представители: Шэнь Бухай (395—337 до н. э.) – он говорил, что идеальный правитель должен оставаться отдалённым от своих чиновников, поддерживая независимость мысли и сохраняя тайну мыслей. Согласна ему, правитель должен быть самым одиноким человеком в мире. Самая большая угроза власти правителя от сильных, независимых министров, которые могут узурпировать власть.

5. Школа имен 名家. 4 в. до н.э. «Школа имен», или номиналисты, занималась исследованием соотношения слов («имен») и реально существующих вещей. Школа прославилась парадоксальными рассуждениями, принадлежащими Гунсунь Луну (IV-III вв. до н.э.), типа «белая лошадь не лошадь», «камень не может быть одновременно белым и твердым» и т.п. Целью этих рассуждений было доказательство независимого существования общих понятий. «Истина, открывающаяся исследованием имен, является высшей истиной. Имена, открытые истиной, являются всеобщими именами. Когда эти два способа взаимно соединяются и дополняются, человек обретает вещи и их имена».

Хуэй Ши (350—260 до н. э.) (его произведения можно встретить в Чжуан-цзы), Гунсунь Лун (325-250 гг. до н. э.).

6. Даосизм 道家. 6 в. до н.э. Лао-цзы (6-5 вв. до н.э). В основе метафизики ее последователей лежало понятие не-бытия (道Дао, или Путь) и его концентрации в индивиде в качестве естественной добродетели человека (德). Термин переводится как «добродетель», но лучше передавать его как «сила», которая сокрыта в любой единичной вещи. Школа, называемая Сыма Танем «дао-дэ», позднее получила известность просто как «дао цзя», а в западной литературе — как даосская. Но ёе следует четко отличать от даосской религии.

Вот тут есть с цитатами Сымы Цяня: https://anashina.com/liu-jia/

-Школы идут в хронологическом порядке, однако, школа даосов, на самом деле, появилась раньше, что подтверждается Сыма Цянем в его же Ши Цзи (там он пишет, что Лао-цзы – старший современник Конфуция), - противоречие и нарушение хронологии.

На самом деле, это не противоречие внутренней логике. Такие классификации предполагают в качестве заключительного звена – наилучшее из всего (например, так же было у Гегеля, который выдвинул свое учение в качестве последнего и абсолютного).

-Также, все эти школы характеризуются как +/- (хорошие/плохие черты во всех школах), и только даосизм не имеет минусов, по Сыма Цяню (подтверждение его симпатии к даосам и взглядов к даосизму).

Итог: Сыма Цянь предложил хорошую классификацию, которая не была, тем не менее, доведена до логического конца (отсутствие минусов и нарушение хронологии).

После Сыма Цяня и Сыма Таня их дело продолжили Лю Синь и его отец Лю Сян. Решили улучшить и дополнить классификацию Сымы Таня, добавив еще 4 школы:

*Школа дипломатов 纵横家 цзун хэн цзя ,школа эклектиков 杂家 цза цзя ,школа аграриев农家 нун цзя ,школа фольклористов или рассказчиков 小说家 сяошо цзя.

Согласно его теории, когда в последующие века правящий дом Чжоу утратил власть, чиновники правительственных ведомств потеряли прежние посты и разбрелись по стране. И тогда они начали обучать знаниям уже как «частные» лица. Они перестали быть «чиновниками» и превратились в частных «учителей». И различия между школами берут свое начало именно в разделении учителей и чиновников.

Вывод Лю Синя: Принадлежащие школе «жу» пришли из Ведомства образования. Члены дао-цзя происходят от придворных историков. Из школы «инь-ян» - от придворных астрономов. Из школы легистов – из Ведомства судопроизводства. Из «школы имён» - из Ведомства ритуала. Из школы «моистов» - от Стражей храма. «школа дипломатов» - от Ведомства посольств. «школа эклектиков» -от советников. «школа аграриев» - из Ведомства земли и зерна. «школа рассказчиков» - мелкие ведомства.

Так Лю Синь говорит о происхождении десяти школ. Его интерпретация значения школ неадекватна, а соотнесение некоторых из них с определенными «ведомствами» порой весьма спорно. По мнению Фэн Ю-ланя, хотя в некоторых деталях Лю Синь, безусловно, ошибался, сама попытка связать происхождение школ с определенными политическими и социальными условиями правомерна.

-Фактически, школы высосаны из пальца: нет имен и текстов, нет источников о наличии полемики между ними и др.

>! Далее, 1 в. н.э.: Бань Гу (32-92 гг.) – придворный историограф. В это время вновь было востребовано конфуцианство, т.к. прошел период «оттепели». Написал труд «Хань Шу» 汉书. Сохранялась линия преемственности с Сыма Цянем и Лю Синя с Лю Сяном. В одной из глав («и вэнь чжи», литературный трактат) приведена классификация философских школ с перечислением уже приведенных 9 школ (исключил последнюю).

-Бань Гу делает ревизию классификации Сыма Цяня: отказывается от хронологического подхода, следует лишь структуре – дает структурную классификацию.

! Бань Гу выделяет одну из школ в качестве доминирующей, а все остальные выстраивались к ней. У Бань Гу такой школой стало конфуцианство (центральный элемент). + он выстроил две линии: инь и ян (левая и правая сторона, переходы школ от одной к другой последовательно) – оппонирующая линия (спорящие с конфуцианством: даосизм, легизм, моизм) и отходящая от конфуцианства линия и (школа имен, школа инь-ян). Выдержаны принципы методологии в том числе.

В китайской философии 20 в. теория была решительно раскритикована Ху Ши, но поддержана и развита Фэн Юланем (1895–1990), который пришел к выводу, что шесть основных школ создали представители не только разных профессий, но и разных типов личности и образа жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.213.196 (0.014 с.)