Отобранные для изучения в школе грамматические явления подразделяются на две группы: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отобранные для изучения в школе грамматические явления подразделяются на две группы:



· для продуктивного (для использования в устной и письменной речи) усвоения

· для рецептивного (для адекватного понимания в звучащей или письменно зафиксированной речи) усвоения.

Грамматические навыки могут быть компонентом экспрессивных умений говорения и письма, а также рецептивных умений аудирования и чтения. В связи с этим выделяются экспрессивные и рецептивные грамматические навыки.

Экспрессивный навык (говорение и письмо) предполагает владение формообразованием и формоупотреблением слов, а также их расположением в предложении согласно нормам конкретного языка

Экспрессивные грамматические навыки:

· Под морфологическими навыками устной речи понимают навыки интуитивно правильного употребления морфем - окончаний глагола и падежных форм имен существительных и артиклей, а также местоимений.

· Под синтаксическим речевым навыком подразумевается интуитивно правильное расположение главных членов предложения в разных типах предложений различной семантики в соответствии с синтаксическими нормами иностранного языка.

· Под морфолого-синтаксическими речевыми навыками понимается автоматизированное употребление в речи грамматических явлений, в состав которых входят синтаксические и морфологические компоненты. К таким явлениям относятся все сложные временные формы глагола, сказуемые, выраженные модальным глаголом и инфинитивом основного глагола.

Рецептивные грамматические навыки (в аудировании и чтении) — это автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматических явлений (морфологической формы и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте как при активном, так и при пассивном владении материалом1.

Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков рассматривается во взаимодействии грамматических навыков родного и иностранного языков – отрицательного переноса (интерференции) и положительного переноса (трансференции).

Под (межъязыковая)интерференцией понимается последствие влияния одного языка на другой.

Внутриязыковая интерференция может проявляться после того, как учащиеся уже накопят определенные знания о грамматической системе изучаемого языка и у них будут сформированы иноязычные грамматические навыки. В этом случае может происходить замена схожих явлений изучаемого языка

Трансференция заключается в переносе знаний и умений из первого иностранного языка во второй, при котором воздействующий язык не вызывает в первом языке нарушения нормы, но стимулирует уже существующие закономерности [Баграмова Н.]

С точки зрения психолингвистики выделяют языковые грамматические навыки и речевые грамматические навыки.

Этапы формирования навыка:

· восприятие грамматической единицы, когда учащийся встречается с незнакомой грамматической единицей;

· имитация грамматической единицы (учащийся действует по заданному образцу);

· подстановка, т.е. использование грамматической единицы в различных контекстах;

· трансформация модели в зависимости от условий коммуникации;

· репродукция, т.е. самостоятельное употребление модели; n стадия комбинирования [Азимов, Щукин, 1999, с. 63].

Главное требование к отбору грамматического материала, изучаемого в школе, — он должен быть достаточным для реализации коммуникативных целей обучения иностранному языку, т.е. для общения в пределах, предусмотренных программой. Отбор грамматического материала осуществляется с учетом принципов частотности и распространенности в устной и письменной речи, образцовости или типичности, сочетаемости; принципа исключения синонимичных грамматических явлений, согласно которому в активный минимум, особенно на начальном этапе обучения, включается лишь одно наиболее распространенное и нейтральное явление из синонимичных; остальные могут войти в пассивный минимум. При отборе явлений в пассивный грамматический минимум используется принцип многозначности, т.е. сложные и редкие оттенки значений грамматического явления осваиваются учащимися только на уровне узнавания. Принадлежность грамматической единицы к активному или пассивному минимуму влияет на методику работы по ее усвоению.

Работа над грамматическим материалом строится в соответствии со следующими этапами:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.244.187 (0.005 с.)