Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская антропология в русской культуре.
Радищев.«Путешествие из Петербурга в Москву». Разоблачает крепостничество и самодержавие. Быть гражданином мира значит не мириться с тем, что кто-то угнетен. Разоблачает американский капитализм (уничтожение коренного населения, власть денег приводит к расслоению общества). «О человеке, его смертности и бессмертии». (Состоит из 4 книг) Сравнивает человека с иными уровнями организации бытия (мир животных, растений, минералов), высокий уровень (божественный). Раскрывает, что означает более высокий уровень организации бытия (сверхъестественный). Сверхъестественное – это то же самое естественное, но на более высоком уровне его организации. Если бы наша душа обладала более совершенными органами, мы могли бы постигать сверхъестественное. Разработал 5 принципов антропологии (в трактате): 1. принцип всеобщности жизни 2. целостность 3. принцип деятельностного подхода к единому природно-социальному организму 4. естественности 5. гармонии 1. В первой части трактата Радищев укореняет человека в структуру бытия природы. Как бы совершенна не была наша организация, она организована по тому закону, что и растения, животные. Исследует природу человека как пограничную между царством животных и божественным. Силы и образы природы и есть всеобщая жизнь. Раскрывает принцип всеобщности жизни как природную иерархию. Сила, которая обеспечивает всеобщую жизнь, это есть энергия органическая. Основное противоречие – между жизнью и смертью. Доминирующей выступает жизнь. Смерть оборачивается возрождением. Человек может существовать и совершенствоваться. Разум как орган самосознания. Это приобщает человека к вечности. 2. Природа всегда едина, действия её всегда одинаковы, стихии всегда действуют совокупно. Сила целого – сила сложенного. Организация самого человека включает в себя все силы природы, сложенные воедино. «Всё, что существует, имеет свою цель». Любое целое существует целесообразно. Цель в структуре целого выступает центром. Органическое целое – внутренне полярная, динамическая, сферичная организация, центрированная внутренним целеполаганием своего существования. 3. Всё действует на человека и всё движется в нем. Движение есть свойство переменять место, но при этом перемена – переход в нечто противоположное. Все стихии природы имеют силу или энергию. Что такое энергия известно только ей или Богу.
4. Раскрывается как постепенность изменений, происходящих в природе. Смерть – естественная перемена человеческого состояния. Естественность – постепенность совершенствования организации жизни. 5. Естественность бытия подразумевает его гармонию. Гармония – соразмерность соотношения частей целого, а также соотношения разных уровней организации повсюду распростертой жизни. Гармония Нарушаться она может только произволом человека (способен творить нечто искусственное). Главная цель трактата Радищева: выработать соответствующее положение человека и масштабы его деятельности самосознания с целью достижения нравственной свободы, ибо только нравственная свобода дает человеку способность быть ответственным за свои деяния. Нравственная свобода – выбор осуществить что-то благое, не потому, что могут наказать или поощрить, а потому что иначе поступать не можешь. Во второй части использует всю имеющуюся конкретно-научную информацию о человеке и философии. Доказывает, что душа человека смертна, вместе с телом развивается, а потом угасает. В третьей части доказывает, что душа человека бессмертна - неделима, а значит не подлежит закону распада и трения. Четвертая часть – разрешает эту антиномию. В зависимости от того, какой ступени достигает душа.
26. проблема бессмертия души и антропологический принцип в философии Радищева Стержневая идея трактата заключается в том, что душа человека и смертна и бессмертна одновременно, потому что все существующее подчиняется закону совершенствования организации. В соответствии с этим законом, по мысли Радищева, нет сомнения в существовании души: чтобы действовать, душе нужны органы, “ а поелику душа в сожитии с телом стала совершеннее, то и органы нужны ей совершеннейшие”. Душа смертна, доказывает Радищев, поскольку является свойством и “произведением” материи, она взрослеет вместе с развитием телесного органа – мозга, нервной системы и увядает, когда тело дряхлеет. Вместе со смертью тела погибает и душа.
Душа бессмертна, во-первых, потому что она неделима и, следовательно, не может разрушаться. Во-вторых, в силу закона постепенности возвышения уровня организации всего существующего, существование души после смерти есть не что иное, как более совершенное состояние естественного. В-третьих, в силу закона сохранения количества вещества и движениия в природе, душа, не может превращаться в ничто. Душа и смертна, и бессмертна. Отчего же зависит индивидуальное бессмертие души? Радищев обосновывает, что от того, какой ступени совершенства достигает душа человека при жизни, зависит степень индивидуального бессмертия души после смерти. Антропологизмом: закон совершенствования ступеней организации раскрывается им посредством выявления места человека на этой лестнице природы. Радищев выявляет, в чем сходство и в чем отличие человека от всех иных ступеней бытия, подчеркивая, что мы не унижаем человека, находя сходство в его сложении с другими тварями, показывая, что он, в сущности, следует одинаковыми с ними законами.
27. "философия общего дела" фёдорова и природа человеческих потребностей. Исходным пунктом «философии общего дела» является учение о родстве. Федоров убежден, что родство лежит в основы жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога и является естественной божественной основой жизни. Таким образом, основой и движущей силой общего дела выступает родство как начало. Религиозная основа идеи родства предопределила религиозность всей философии «общего дела». Федоров пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внося в христианство активный антропологизм. Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека — смертью. Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой человек обретает всю полноту своего бытия. При всех элементах утопичности и фантастичности учение о «воскрешении» пронизано одной идеей — идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.008 с.) |