Верны ли следующие утверждения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верны ли следующие утверждения?



Вопросы семинарского занятия.

 

1. Эволюция экономической мысли. Политическая экономия и экономикс.

2. Безграничность потребностей. Экономические ресурсы и их ограниченность. Предмет экономической теории.

3. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей: допущения и экономический смысл. Альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек.

4. Методология экономических исследований. Позитивная и нормативная экономика. Микро- и макроэкономика.

Словарь

Политическая экономия – экономическая наука, изучающая методологические и теоретические вопросы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономикс - общественная наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества.

Потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ.

Благо экономическое – средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.

Полезность – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги.

Ресурсы экономические – необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование.

Земля (естественные ресурсы) – все «даровые блага природы», которые применимы для производства товаров и услуг.

Капитал – созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг; все произведенные человеком средства производства.

Труд – физические и умственные способности людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг.

Предпринимательская способность – способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ.

Редкость, ограниченность – характеристика экономических благ, отражающая недостаточность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Экономический выбор – выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат.

Кривая производственных возможностей, кривая трансформации – кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной (неизменной) технологии.

Экономическая эффективность – понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат).

Альтернативные (вмененные) издержки, издержки упущенных возможностей – величина, отражающая ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Характеризует ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.

Экономический рост – расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества используемых ресурсов либо совершенствования технологии.

Метод – учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Позитивная экономика – направление экономической науки, основанное на анализе фактов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.

Нормативная экономика – направление экономической науки, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика.

Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающий, во-первых, деятельность таких обособленных экономических единиц как отрасли, фирмы, домохозяйства, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Макроэкономика – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, а также такие составляющие ее важнейшие совокупности, как, домохозяйство, бизнес, государственный сектор и использующая для этого обобщенные (суммарные) экономические показатели.

 

Укажите верный ответ.

 

1. Альтернативной стоимостью строительства новой школы являются:

а) деньги на оплату труда преподавателей новой школы;

б) затраты на строительство новой школы в текущих ценах;

в) затраты на оборудование кабинетов и приобретение компьютеров;

г) другие товары и услуги, от которых придется отказаться в пользу строительства новой школы.

2. При обсуждении школьных бюджетов жители не поддержали предложения школ и заставили их прекратить внепрограммную деятельность. Покажите альтернативную стоимость подобного решения:

а) стоимость других общественных товаров, которые смогут купить налогоплательщики;

б) упущенные выгоды от внеклассных занятий;

в) возможность эффективно использовать общественные средства;

г) альтернативная стоимость отсутствует, т.к. сократится расход денег.

3.В какой из следующих ниже троек представлены примеры всех трех факторов производства (природных, человеческих и капитальных):

а) деньги, фермер, газ;

б) учитель, нефть, трактор;

в) геолог, машиностроитель, банкир;

г) облигации, уголь, бригадир?

4. Родители платят за Ваше обучение. Какова для них альтернативная стоимость вашего обучения?

а) плата за обучение плюс недополученная вами заработная плата;

б) разность между недополученным доходом и платой за обучение;

в) выгода от наилучшего помещения денег, идущих сейчас на оплату обучения;

г) полная стоимость обучения, включая не только плату родителей, но и средства из других источников.

5. Если страна использует все свои материальные и трудовые ресурсы, то большее количество какого – либо продукта....

а) не может быть произведено;

б) может быть произведено только при увеличении доступных ресурсов;

в) может быть произведено при перераспределении ресурсов;

г) может быть получено только при развитии торговли с другими странами.

6.   Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером:

а) труда;

б) капитала;

в) земли;

г) предпринимательской способности.

7. Исторически первой школой экономической теории является:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) классическая политэкономия;

г) кейнсианство.

8.Впервые предметом своего анализа сделала процесс производства, а не сферу обращения, экономическая школа:

а) меркантилизма;

б) физиократии;

в) классической политэкономии;

г) маржинализма.

9.На кривой производственных возможностей рост производства одного вида продукта сопровождается:

а) ростом производства другого вида продукта;

б) уменьшением производства другого вида продукта;

в) постоянным объемом производства другого вида продукта;

г) возможностью осуществления любого из указанных вариантов.

10. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод исследования называется:

а) анализом;

б) системным подходом;

в) индукцией;

г) дедукцией.

 

Ответьте на вопросы.

 

1. Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (15, 3), В (8, 13), С (13, 6), Д (5, 12)? Почему?

2. Определите, какое заключение является позитивным, а какое – нормативным.                             

a. В 90-е годы в экономике России наблюдались спад производства и высокие темпы инфляции.

b.  Необходимо разработать комплекс мер по ускорению экономического роста  и снижению темпов инфляции.

3. В каких случаях возможно сужение границ производственных возможностей?

4. Все ли экономические потребности удовлетворяются с помощью платных товаров и услуг?

5. Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему это так?

 

Решите задачи.

 

1. Студент обучается в университете, получая стипендию 720 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и зарабатывая 3тыс. руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете?

2. Наталья может пойти работать после окончания школы и зарабатывать 4 тыс. руб. в месяц. С другой стороны, она может поступить в институт и платить 20 тыс.руб. в год за обучение. Какова альтернативная стоимость ее учебы в институте?

3. Фермер на своем поле может выращивать картофель и пшеницу. Если он засеет все поле картофелем, соберет 400т., а если пшеницей - то 100т. Какова альтернативная стоимость 1т. пшеницы?

 4. Допустим, что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы по своей специальности заработать 100 руб. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за это сам, то это отнимет у него 30 часов, и при этом он не испытает большого удовольствия от работы. Бухгалтер может нанять маляра, заплатив за каждый час его работы 50 руб. Маляр – начинающий, поэтому провозится 40 часов. Что выгоднее для бухгалтера: покрасить все стены самому или пригласить маляра?

5. Студент во время каникул может заработать 5 тысяч рублей или пойти на курсы английского языка. Выбрав курсы английского языка, студент составил список расходов: плата за обучение = 2000, плата за учебники = 200, транспортные расходы = 200, расходы на питание = 400 рублей. Чему равны альтернативные издержки его выбора?

6. Перед вами таблица производственных возможностей вы­пуска военной продукции и гражданских товаров.

                                                                                                           

Вид продукта Производственная альтернатива А        Б     В     Г        Д           Е
Автомобили, млн. 0         2     4      6         8          8,2
Управляемые ракеты, тыс. 30     27    21   12         2          0

 

а) Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на кривой? Если экономика в данный момент находится в точкеВ, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи ракет?

б) Обозначьте точку С внутри кривой. Что показывает эта точка? Обозначьте точку Н вне кривой. Что показывает эта точ­ка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет дос­тичь уровня производства, который показывает т. Н?

7. Самолетом из Улан-Удэ в Иркутск можно добраться за один час, а автобусом за 5 часов. Стоимость билета на самолет составляет 1000 рублей, а на автобус – 180. Рассчитайте, каким должен быть Ваш минимальный часовой заработок, начиная с которого выгодным для Вас станет передвижение в рабочее время на самолете.

 8.       

 

9. Кривая производственных возможностей задана таблицей.

.

Автомобили 4 3 2 1 0
Пушки 0 5 10 15 20

 

Определите альтернативные издержки производства одной пушки.

10.

На основе данной модели кривой производственных возможностей определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D.

 

Словарь

 

Спрос – желание и способность людей покупать товары; различные количества продукта, которые покупатели хотят и могут купить по каждой из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Величина (объем) спроса – количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по данной цене в течение определенного периода.

Кривая спроса – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявленного покупателями на этот товар в данный момент времени.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него при прочих равных условиях.

Закон убывающей предельной полезности – зависимость, согласно которой увеличение потребления некоторого блага, уменьшает приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага.

Эффект дохода – воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход (покупательную способность) потребителя и соответственно на количество продукта, которое потребитель купит.

Эффект замещения – 1. влияние, которое изменение цены потребительского товара оказывает на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара, которое потребитель купит при условии, что его реальный доход останется неизменным; 2. влияние, которое изменение цены ресурса окажет на количество этого ресурса, используемого фирмой при условии, что фирма не изменит объем своего производства.

Детерминанты спроса – это факторы, влияющие на спрос помимо изменения цены товара.

Нормальный (обычный) товар – товар, спрос на который изменяется в том же направлении, что и доходы.

Низший (малоценный, инфериорный) товар – товар, спрос на который изменяется в обратном направлении от изменения доходов (или не изменяется)

Парадокс Гиффена – ситуация, когда низшие товары, занимающие значительное место в структуре потребления, приобретаются в большем количестве несмотря на рост цен.

Субституты – блага, замещающие друг друга в потреблении; товары, для которых существует прямое соотношение между ценой на один из них и спросом на другой.

Комплементы – блага, дополняющие друг друга в потреблении; такие товары, для которых существует обратное соотношение между ценой на один из них и спросом на другой.

Изменение величины спроса – изменение количества товаров, которое хотят и могут купить покупатели, происходящее в результате изменения цены этих товаров.

Изменение спроса – изменение количества товаров, которое хотят и могут купить покупатели, происходящее в результате изменения неценовых факторов спроса.

Предложение – желание и возможность продавцов (производителей) предоставлять товары для продажи на рынке; различные количества товара, которые продавцы могут и желают продать по каждой из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Величина (объем) предложения – количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене в течение определенного периода.

Кривая предложения – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной предложения данного товара, которое продавцы хотят предложить на рынке в данный момент времени.

Закон предложения – прямая связь между ценой товара и величиной его предложения при прочих равных условиях.

Детерминанты предложения – это факторы, влияющие на предложение помимо цены товара.

Изменение величины предложения – изменение того количества товара, которое производители могут и хотят продать, происходящее в результате изменения цены товара.

Изменение предложения – изменение того количества товара, которое производители могут и хотят продать, происходящее в результате изменения неценовых факторов предложения.

Равновесие – ситуация, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Равновесная цена – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Равновесное количество – количество товара, соответствующее равновесной цене на конкурентном рынке.

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях; реакция величины покупательского спроса на изменение цены товара.

Эластичность предложения по цене – отношение процентного изменения величины предложения товара к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях; реакция величины предложения товара на изменение его цены.

Перекрестная эластичность спроса – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара при прочих равных условиях.

Эластичность спроса по доходу – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях.

Укажите верный ответ.

1. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара, вызовет:

а) сдвиг кривой спроса вверх и вправо;

б) сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;

в) сдвиг кривой предложения вверх и влево;

г) сдвиг кривой предложения вниз и вправо.

2. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размеров доходов потребителей;

в) цены данного товара;

г) численности или возраста потребителей.

3. Если предложение и спрос на товар падают, то:

а) цена понизится;

б) уменьшится количество проданного товара;

в) цена не изменится;

г) увеличится количество проданного товара.

4. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%, то предложение данного товара:

а) неэластично;

б) единичной эластичности;

в) эластично;

г) абсолютно неэластично.

5.Закон предложения при росте цен проявляется в:

а) росте предложения;

б) снижении предложения;

в) росте объема предложения;

г) падении объема предложения.

6.Что может вызвать падение спроса на товар X?

а) уменьшение доходов потребителей;

б) увеличение цен на товары - субституты товара X;

в) ожидание роста цен на товар X;

г) падение предложения товара X.

7. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

а) цена повысится;

б) увеличится количество проданного товара;

в) цена останется стабильной;

г) благосостояние общества возрастет.

8. Если 1-% сокращение цены товара приводит к 2-% увеличению объема спроса на него, то спрос на этот товар:

а) неэластичный;

б) единичной эластичности;

в) эластичный;

г) абсолютно неэластичный.

9. В каком из следующих примеров происходит изменение объема спроса?

а) доходы населения возрастают, в результате увеличивается объем продаж ювелирных изделий;

б) цена на «Жигули» увеличивается, и следствием этого оказывается увеличение объема продаж «Москвичей»;

в) парикмахер повышает цену за стрижку волос и поэтому число его клиентов сокращается;

г) все перечисленное выше есть «изменение объема спроса».

10. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X?

а) предложение товара X уменьшилось;

б) цена товара X выросла;

в) повысился интерес покупателей к товару X;

г) цена товара X упала.

11. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) увеличение объема спроса на второй товар;

г) падение величины спроса на второй товар.

12. Если цена товара ниже точки пересечения кривых спроса и предложения, то:

а) возникает избыток товара;

б) возникает дефицит товара;

в) более полно удовлетворяются потребности;

г) все варианты ответа неверны.

13. Какое из следующих утверждений относится к характеристике эластичного спроса на товар?

а) имеется большое число товаров – заменителей;

б) покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своего дохода;

в) данный товар является товаром первой необходимости;

г) относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены.

14.Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) при росте доходов потребителей, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) при падении цены объем покупок растет.

15. Совершенствование технологии сдвигает кривую:

а) спроса вверх и вправо;

б) спроса вниз и влево;

в) предложения вниз и вправо;

г) предложения вверх и влево.

16.Какое из следующих утверждений относится к характеристике неэластичного спроса на товар?

а) общая выручка продавца сокращается, если цена растет;

б) покупатели относительно чутко реагируют на изменение цены;

в) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;

г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены.

17.Товар считается нормальным, если:

а) он не вредит здоровью потребителей;

б) с понижением цены приобретается большее количество этого товара;

в) потребитель с увеличением дохода увеличивает объем его потребления;

г) с увеличением цены потребитель приобретает то же количество этого товара.

18. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:

а) взаимозаменяемыми;

б) взаимодополняющими;

в) независимыми;

г) нормальными

19. Перемещение точки рыночного равновесия вдоль кривой спроса может быть вызвано:

а) изменением дохода потребителя;

б) изменением вкусов и предпочтений потребителя;

в) изменением цен на товары, взаимосвязанные с данным в потреблении;

г) все ответы неверны.

20. Если цена товара эластичного спроса снизилась с 15 денежных единиц до 10, то выручка:

а) сократилась;

б) увеличилась;

в) осталась неизменной;

г) нет правильного ответа.

 

Ответьте на вопросы.

1. Какими соображениями руководствуется правительство, устанавливая фиксированную цену выше равновесной? Какие последствия вызывает такая цена? Какими методами решается возникшая при этом проблема?

2. Какие последствия вызовет установление государством фиксированной цены на какой - либо товар на уровне, ниже равновесной цены. Какими методами решается возникшая вследствие этого проблема?

3. Может ли закон спроса иметь вид QD = 20 + 3Р? Почему «да» или почему «нет»?

4. На рынке образовался избыток товара. Означает ли это, что производители изготовили «лишнее» количество этого товара?

5.Что случится с линией спроса на говядину при повышении цены на баранину?

6.Что случится с линией спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?

7. Что случится с линией спроса на малолитражные экономичные легковые автомобили при повышении цены на бензин?

8. Что может случиться с линией предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

9. Что случится с линией спроса на хлеб при увеличении доходов населения?

10. При неизменном предложении как скажется каждая из следующих позиций на спрос на продукт В, на равновесную цену на него и на равновесное количество продукта В:

    а. продукт становится более модным;

    б. цена на продукт С, полноценный заменитель продукта В, снижается;

    в. происходит быстрый рост численности населения?

11. При неизменном спросе как повлияет каждая из приводимых ниже позиций на предложение, на равновесную цену и равновесное количество продукта В?

а. снижение цены товара А-товара, который требуется при производстве продукта В;

б. обложение продукта В особым налогом на его продажи;

в. предоставление для каждой единицы продукта В дотации в размере 50% стоимости его производства.     

12. а. Цена кофе повысилась. Упал спрос или величина спроса?

б. Удалось убедить людей во вреде кофе. Упал спрос или величина спроса?

13. Подумайте, является ли спрос эластичным или неэластичным в каждом из перечисленных ниже случаев:

     а. как бы мы ни снижали цену, намного больше у нас все равно не купят;

     б. у нас сильная конкуренция, мы потеряем половину своих покупателей, даже если повысим цену всего на 2%;

     в. странно, но это так: фермеры, выращивающие пшеницу, получили бы больше денег, если бы собрались все вместе и сожгли четвертую часть урожая нынешнего года.

14.Какой товар из каждой пары обладает более эластичным спросом: а. учебники или женские романы; б. записи песен А.Пугачевой или записи популярных исполнителей вообще; в. пиво или вода; г. канцелярские товары или часы

15.Два друга – Петр и Павел – решили выпить пива. Не глядя на цену, каждый делает заказ. Павел говорит: «Мне две кружки», а Петр: «Мне на 20 рублей». У кого из них эластичность спроса по цене выше?

16. В каком случае общая выручка фирмы возрастет при снижении цены на ее продукцию?

 

Решите задачи.

 

1. Функция рыночного спроса QD = 10 – 4Р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функцию спроса.

2. При цене 5 руб. объем предложения равен 4 шт., а при цене 7 руб. - 8 шт. Найдите минимальную цену предложения.

3. Функции спроса и предложения некоего товара могут быть представлены уравнениями QD = 80 – 1,5Р; QS = -10 + 2,5Р. Каким будет равновесный объем производства, если в результате роста потребительских расходов потребление товара возрастет на 14 единиц при каждом уровне цен?

4. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями

QD = 600 – 25Р, QS = 100 + 100Р.

а. найдите параметры равновесия на рынке данного товара;

б. государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Найдите новые параметры равновесия. Что потеряют при этом покупатели, а что продавцы?

5. Функция спроса на товар описывается уравнением:

QD = 27 – 3Р, а функция предложения QS = -9 + 6Р. Определите параметры рыночного равновесия аналитическим и графическим путем. Что произойдет, если государство установит фиксированную цену на товар на уровне 3 ден. ед.? 6 ден. ед.? Определите размер дефицита или избытка и покажите их на графике. Предположим, что рост доходов покупателей увеличил спрос на товар на 10% при каждом уровне цен. Определите новую равновесную цену и равновесный объем продаж.

6. Фирма производила за месяц 100 изделий, которые продавались по цене 200 ден. ед. за одно изделие. Руководители фирмы приняли решение увеличить количество производимой продукции на 30%. Рассчитайте объем выручки в изменившихся условиях, если коэффициент ценовой эластичности равен 1,5.

7. С помощью показателя общей выручки определите, в каком диапазоне цен спрос является эластичным, а в каком – неэластичным.   

                                              

Цена продукции, руб. 10 9 8 7 6
Объем спроса, шт. 10 13 17 19 21

8. При уменьшении цены с 5 до 4 денежных единиц объем предложения товара уменьшился с 20 до 18 шт. Найдите ценовую эластичность предложения.

9. Формула спроса QD = 11 – Р, формула предложения QS = 2Р – 4. Найдите равновесную цену и объем продаж аналитическим и графическим путем. Найдите избыток (дефицит) товара при цене 4 ден. ед и цене 6 ден. ед. Изобразите этот дефицит (избыток) на графике. Допустим, что снижение цен на сырье изменило предложение на 3 единицы продукции при каждом уровне цен. Определите новые параметры рыночного равновесия.

10. Найдите эластичность предложения, если при росте цены на 10% объем предложения увеличивается с 10 до 12 единиц товара.

11. Эластичность спроса на данный товар по цене равна – 0,25, а эластичность спроса по доходу равна +0,8. На сколько % изменится объем спроса на этот товар, если его цена уменьшится на 8%, а доходы населения увеличатся на 5%? Предполагается, что общий уровень цен остается неизменным.

12. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:

Qd = 2400 - 100P,                   Qs = 1000 + 250P

 где Q - количество обедов в день, Р - цена обеда.

  Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене. Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 руб. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

13. В таблице приведены данные об объемах индивидуального спроса на рыбу потребителей Туклакова, Ешеева и Брынцало. Постройте графики индивидуальных и рыночного спроса на данный товар.

                                                                     

Р (руб/ кг) Объем спроса Туклакова (кг/мес) Объем спроса Ешеева (кг/мес) Объем спроса Брынцало (кг/мес)
         0      6        6      5
         1         5        4      4   
         2      4        3      2
         3      3        2      1
         4      0         0      0

 

14. Эластичность спроса на рынке стирального порошка составляет: прямая по цене = --0,5, по доходу = 0,2, перекрестная по цене хозяйственного мыла =0,5. Что произойдет с объемом спроса на стиральный порошок, если одновременно: цена на стиральный порошок снизится на 4%, доходы населения упадут на 5%, цена хозяйственного мыла снизится на 6%?

15. Эластичность спроса по цене на фотоаппараты равна -3. Определите процентное изменение величины спроса на них при увеличении цены на 10%.

16. Функция спроса на товар и соответствующая функция предложения описываются уравнениями: Qd = 70 – P, Qs = - 50+2P. Предположим, что цена может быть зафиксирована на уровне: 30, 38, 45, 50 или 55 денежных единиц. Определите в каком из указанных случаев объем потребления данного товара будет наибольшим?

 

17.

 

 

Государство вводит налог (Т) на цену (Р). Исходя из данных рисунка определите долю налогового бремени, которую понесут потребители продукции.

18.

 

 

На рисунке показано изменение величины спроса на товар при снижении его цены. Определите коэффициент дуговой эластичности.

Тема: Издержки производства

 

Вопросы семинарского занятия.

1. Издержки производства: сущность и виды по разным критериям классификации. Внутренние и внешние издержки. Нормальная прибыль.

2. Прибыль: бухгалтерская и экономическая. Условия получения сверхприбыли.

3. Краткосрочный период. Постоянные, переменные и общие (валовые) издержки. Средние и предельные издержки. Правило средних и предельных издержек. Закон убывающей предельной отдачи ресурсов.

4. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

 

Словарь

 

Экономические издержки – денежные затраты фирмы, связанные с привлечением и удержанием ограниченных ресурсов, необходимых для производства товаров.

Внешние  издержки (явные, денежные) – затраты, связанные с использованием ресурсов, не принадлежащих фирме.

Внутренние издержки (неявные, имплицитные) – связаны с использованием собственных ресурсов фирмы.

Нормальная прибыль – издержки привлечения предпринимательского ресурса, минимальная сумма, необходимая для привлечения и удержания предпринимательских способностей в производстве какого-либо товара.

Бухгалтерская прибыль – прибыль равная разнице между совокупной выручкой от реализации продукции и внешними издержками.

Экономическая прибыль – разница между общей выручкой и экономическими издержками.

Краткосрочный период – период в течение которого количество хотя бы одного ресурса остается неизменным.

Долгосрочный период – период, в течение которого фирма может изменить количество всех используемых ресурсов.

Постоянные издержки – издержки, которые не меняются при изменении количества выпускаемой продукции; издержки, которые несет фирма в краткосрочном периоде даже не выпуская продукции.

Амортизация – исчисленный в денежном выражении износ средств труда (капитала) в процессе их применения, производственного использования; средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

Переменные издержки – издержки, которые изменяются с изменением количества выпускаемой продукции.

Общие (валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

Средние издержки – издержки выпуска единицы продукции.

Предельные издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Закон убывающей предельной отдачи ресурсов – увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе ведет к прекращению роста отдачи, а затем и ее сокращению.

Правило средних и предельных издержек – правило, согласно которому предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина средних издержек достигнет своего минимума.

Совокупный продукт – общее количество выпущенной фирмой продукции.

Средний продукт – количество продукта, измеренное в физических единицах, приходящееся на единицу ресурса.

Предельный продукт – дополнительный продукт, связанный с использованием дополнительной единицы переменного ресурса.

Эффект масштаба – зависимость между размерами производства и средними издержками производства.

Положительный эффект масштаба – уменьшение средних издержек производства с увеличением размеров производства.

Отрицательный эффект масштаба – увеличение средних издержек производства с увеличением размеров производства.

Укажите верный ответ.

1. Постоянные издержки фирмы – это:

а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объёма продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несёт фирма даже в том случае, если продукция не производится;

г) внутренние издержки.

2. Какое из следующих утверждений является правильным?

а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль;

б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = внешние издержки;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.277 с.)