Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare - плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare - плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни.



В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в

них о разных исторических событиях,о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах...

А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран - Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов...

Баллада - это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм.

А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского - большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности.

Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности.

А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича - «Конрадом Валленродом» - повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и «Свитезянкой» - преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи.

Слушание музыки:

1. Ф. Шуберт сл. Гете «Лесной царь»,

2. М. Глинка сл. Жуковского «Ночной смотр»

3. Ф. Шопен Баллада №1.

Задание: нарисовать рисунок к балладе «Лесной царь».

 

 

Тема 11.Русские гимны

Греческое слово «гимн» означает торжественную хвалебную песнь. Когда-то в глубокой древности так назывались песнопения, которые слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. Так, в XV веке в Чехии, во время национально-освободительной борьбы под предводительством Яна Гуса, появились революционные песни - гуситские гимны.

 

 

Во время французской буржуазной революции конца XVIII века родился вдохновенный гимн восставших французов - «Марсельеза». Сейчас это государственный гимн Франции.

 Гимны бывают государственные, религиозные, военные, их сочиняют в честь каких-либо значительных событий. Композиторами разных стран написано много произведений гимнического характера, то есть произведений торжественных, воспевающих     определенную идею или событие. Иногда это самостоятельные произведения, как, например, «Гимн демократической молодежи» А. Новикова на слова Л. Ошанина. Иногда - части крупных произведений - оперы, оратории, даже балета (хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин»). А в балете Глиэра «Медный всадник» есть «Гимн великому городу» - Петербургу.

Гимн государственный, наряду с гербом и флагом, - это официальный символ страны. Он звучит в торжественных случаях: на церемониях награждения отличившихся граждан, спортсменов, на принятии воинской присяги, на встречах официальных делегаций, на похоронах государственных деятелей и т.п.

В России долго не было своего гимна. Во времена Петра I, Екатерины II, в качестве гимна использовались разные музыкальные произведения («Марш Преображенского полка»). Полонез О.А.Козловского «Гром победы, раздавайся» на слова Державина (1791) долгое время служил официальным русским гимном.

С 1816 года официальным гимном в России стал английский гимн. И только в 1833 году по указанию императора Николая I, композитор А.Ф. Львов написал русский национальный гимн. В. Жуковский сочинил текст гимна, который получил название «Молитва русского народа». Первое публичное слушание этого произведения состоялось в 1833 году. Вскоре после этого указом императора Николая I был объявлен официальным и являлся таковым до 1917 года.

После революции с 1918 по 1944 государственным гимном стал «Интернационал» - музыка Пьера Дегейтера, слова Эжена Потье (1888г.), ныне являющийся гимном коммунистической партии. С началом Великой Отечественной войны руководству СССР стало ясно, что стране нужен новый, патриотический гимн.

В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна. Победила песня «Союз нерушимый» А.Александрова, на сл. С.Михалкова и Эль-Регистана. Государственный гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.

 

После распада СССР гимном России стала в 1990 году стала «Патриотическая песня» М.И.Глинки, написанная в 1834 г.

 Государственный гимн Российской Федерации утвержден 25 декабря 2000 года. Основой гимна стала вновь музыка А.Александрова, с новым текстом С.Михалкова.

ТЕКСТ
Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.Михалкова)


Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

 

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Слушание музыки:

1. П. Чайковский опера «Пиковая дама» 3 картина, заключение.

2. А.Ф. Львов сл. Жуковского «Боже, царя храни».

3. П. Дегейтер, сл. Э. Потье «Интернационал».

4. А.Александров, сл. С.Михалкова, Эль-Регистана. Государственный гимн СССР.

5. М.И.Глинка «Патриотическая песня».

6. А.Александров, сл. С.Михалкова. Гимн РФ

Задание: Выучить текст гимна РФ.

                                     Контрольная работа

                                 по теме «Вокальные жанры»:

1.В какой форме обычно пишутся песни:

а) период

б) куплетная

в) трехчастная (подчеркните правильный ответ)

2.Назовите жанры песни эпохи Возрождения.

__________________________________________________________________

3.Назовите известных вам композиторов - бардов.

_________________________________________________________________

4.Чем отличается песня от романса?

________________________________________________________________

5.Что такое ария?

_________________________________________________________________

6.Назовите отличительные особенности серенады.

 

7.Назовите известные вам баллады.

_______________________________________________________________

8. Подчеркните те слова, которые не относятся к понятию «вокальная музыка»: песня, романс, этюд, ария, соната, симфония, баллада.

9.Расставьте по порядку возникновения следующие гимны:

Александров Гимн СССР

Глинка «Патриотическая песня»

Козловский «Гром победы, раздавайся»

Александров Гимн РФ

Дегейтер «Интернационал»

Львов «Боже, царя храни»

10. Решите кроссворд:

 

 

 

По горизонтали:

1. Вокальный жанр

2. Музыкальный «портрет» героя в опере

3. Автор гимна Р.Ф.

4. Жанр произведения «Лесной царь»

 

По вертикали:

1. Торжественная, хвалебная песнь

2. Автор баллады «Лесной царь»

3. «Ночная» песнь

4. Автор гимна «Боже, царя храни»

5. Вокальный жанр

 

Тема12.Этюд

Слово «Этюд» переводится с французского, как учение, изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды – сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, Мошковского.

Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и др. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. Скрипачи, например, играют этюды Крейцера, Роде.

Ни один музыкант не обошел своим вниманием этюды К. Черни.  Итогом педагогической деятельности Черни явилось создание «Полной теоретико-практической фортепианной школы от первоначальных шагов до высшего совершенствования». Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники. Французская пианистка М. Лонг писала: «Шагая по ступеням технического роста, помните совет Листа, обращенный к своим ученикам: «Играйте прилежно Черни».

Изучением технических приемов своего искусства занимаются не только музыканты. Слово этюд» употребляют художники. Этот термин встречается и в применении к шахматам. Этюды крупных художников оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлинными произведениями искусства. В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился; он стал этюдом-настроением, этюдом-картиной. 27 этюдов Шопена – новый этап в развитии фортепианной виртуозности (виртуозность - высшее мастерство). Этюды, которые можно исполнять на эстраде как настоящее художественное произведение, называют концертными. Фортепианные концертные этюды писали, кроме Шопена, Лист, Скрябин, Рахманинов и другие композиторы.               

Среди концертных этюдов для скрипки наиболее известны этюды Паганини. Изданные в Милане в 1820 году «24 каприса» для скрипки соло были объявлены неисполнимыми. И действительно, виртуозность этих блестящих этюдов требует предельного напряжения духовных и физических сил исполнителей. На титульном листе – авторская надпись: «Посвящается артистам». Тема 24-го каприса стала основой «Рапсодии на тему Паганини» для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова.

Слушание музыки:

1. Шопен Этюд №1 (до мажор), Этюд №12«Революционный», Этюд №13  (ля-бемоль мажор)

2.Паганини каприс №9 «Охота». Паганини каприс №24.

Задание: сочините этюд.

Тема 13.Ноктюрн

Ноктюрном (от лат. Nocturnus – ночной) называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

В 18 – начале 19 века ноктюрнами называли многочастное произведение, исполняемое на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов. Кроме того, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные - сольные и хоровые. 

 

В 19 веке жанр ноктюрна переосмысливается. Это уже небольшие инструментальные пьесы мечтательного, задумчивого, спокойного характера.

 Ноктюрн стал одним из тех жанров, которые дают возможность отразить все тончайшие переживания человека, показать его внутренний мир. Ведь он – ночной. А ночная тишь, уединение располагают и к самому задушевному разговору и позволяют особенно пристально заглянуть в себя.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Строение ноктюрнов – 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

 Композитор-романтик Ф.Шопен написал 20 ноктюрнов. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные. Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.  

Слушание музыки: Фильд Ноктюрн. Глинка Ноктюрн «Разлука», Шопен Ноктюрн. Бородин Ноктюрн из квартета №2. Григ Ноктюрн.

 

Задание: нарисуйте рисунок.

Тема14.Баркарола

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от
него - баркарола - песнь лодочника - народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.

      

 

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них
город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки-гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы-песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы
писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов.

А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Слушание музыки:

1.Мендельсон Песнь венецианского гондольера,

2. Чайковский «Времена года», «Июнь»,

3. Шуберт Баркарола

Задание: нарисовать рисунок.

Тема 15. Скерцо

Скерцо (итал. Scherzo) - шутка.  Издавна это слово привилось в музыке для обозначения ее характера – живого, веселого, шутливого. Принадлежит к виртуозным жанрам инструментальной музыки. (Вспомните шутку И.Баха из сюиты №2 для оркестра). Для скерцо характерны трехдольный размер, быстрый темп, резкая смена контрастных образов – от веселой игры до гротеска.

Первоначально скерцо называли одну из частей инструментальной сюиты (партиты №3 и №6 для клавира И.С.Баха). Обозначение скерцо впервые появилось в 9 фортепианной сонате Гайдна. С конца XVIII века скерцо – одна из частей (обычно III часть) сонатно-симфонического цикла, постепенно занявшая место менуэта. Впервые скерцо заменило менуэт в симфонии №1 Бетховена.

 

Жанр скерцо любим композиторами. Умение подметить в жизни смешное, изобразить его в музыке требует не только чувства юмора, но и высокого мастерства.

С XIX века композиторы стали называть скерцо самостоятельные пьесы, причем, не только шутливые, но иногда драматические или имеющие зловещий оттенок (скерцо Шопена, Шумана, Брамса, Чайковского).

В музыке XIX века блестящие образцы скерцо созданы Глинкой в «Камаринской», Бородиным в симфонии №2, Чайковским в симфонии №4. Встречаются скерцо для различных ансамблей, оркестра. (П. Дюка «Ученик чародея».)

Современные композиторы тоже не обходят вниманием этот жанр. 

 

Слушание музыки:

1. Мендельсон Скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь».

2. Р.Щедрин Юмореска.

 

Задание: нарисовать рисунок или сочинить рассказ к любому из прослушанных произведений.

 

Тема 16. Концерт

 

Слово концерт имеет два значения. Первое, более привычное его значение - публичное исполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика.

Второе значение этого слова – инструментальный жанр.

Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto - согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра.

Впервые слово "концерт" было применено в 16 в. для обозначения вокально-инструментальных произведений, в отличие от термина a cappella, который обозначал чисто вокальные сочинения. До середины 17 в. слово "концерт" и прилагательное "концертный" (concertato) продолжали относиться к вокально-инструментальной музыке, но во второй половине этого столетия появились уже чисто инструментальные концерты.

Существуют несколько типов концерта:

а) Кончерто - гроссо (большой концерт)-  в творчестве Корелли, Генделя.

б) для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой (Вивальди «Времена года», Бах).

в) классический концерт (Моцарт, Бетховен, Чайковский.)

 

Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей: сонатное аллегро, медленная часть, быстрый финал. Встречаются также концерты, состоящие из большего количества частей, бывают они и одночастными.

 

Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов - для духовых, для баяна, домры и  т. д. Существует концерт для голоса с оркестром (Р.Глиэр).

Иногда композиторы пишут концерты не для одного, а для двух или трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и называется: двойной или тройной...

Слушание музыки:

Вивальди «Времена года» Весна (фрагмент)

Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром  (фрагмент)

Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром I ч. (фрагмент)

Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (фрагмент).

 

Задание: прочитайте и запомните, что такое «концерт».

Тема 17. Квартет

Проказница мартышка

Осел, Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки.

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

(Крылов «Квартет»).

Слово квартет имеет не одно значение. Как и название интервала, кварта, оно происходит от лат. Quartus - четвертый.            

Это название многочастного произведения предназначенного для четырех исполнителей. Струнные квартеты рассчитаны на исполнение только струнными инструментами (2 скрипки, альт, виолончель).

Квартет- вид камерного исполнительства (от слова camera-итал. - комната). Камерная музыка - это музыка, предназначенная для исполнения в комнате, а не в концертном зале, чаще всего для домашнего исполнительства. Камерные произведения - это произведения, написанные для небольшого числа исполнителей - дуэты (2), трио (3), квартеты (4), квинтеты (5), секстеты (6), септеты (7), октеты (8). Инструментальный состав камерных ансамблей чаще всего организуется по «семейному» признаку: струнный, ансамбль деревянных духовых, фортепианный дуэт (два пианиста), фортепианный квинтет (струнный ансамбль, ф-но) вокальный квартет (мужской и смешанный).

 Квартет, как самостоятельный исполнительский коллектив сформировался во второй половине XVIII века в разных странах для домашнего музицирования. Позднее  квартет утверждается как основной вид профессионального камерного ансамбля. Высокие образцы квартетного письма принадлежат венским классикам. В 1794г. в Вене был организован постоянный профессиональный квартет, содержавшийся князем Лихновским. Этот квартет впервые исполнил все камерно-

 

инструментальные сочинения Бетховена (разучивались под руководством самого композитора).

Вначале квартет рассматривался не как единый ансамбль, а лишь как окружение виртуоза-скрипача, который стоял на эстраде, а остальные участники играли, находясь в оркестровой яме, Важный вклад в развитие жанра внесли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Бородин, Танеев, Глазунов, Григ, Дебюсси. В ХХ веке - Барток, Мясковский, Шостакович.

В России квартетная игра начала распространяться в 70-80гг. XVIII века сначала в придворном и помещичье - крепостном быту, в начале XIX века в музыкальных кружках и салонах. Среди прославленных коллективов современности:  квартет им. Бородина,  им. Бетховена,  им. Шостаковича.

 

  Слушание музыки: Й. Гайдн Кайзер-квартет.

Задание: прочитайте и запомните, что такое «квартет».

 

Тема 18.Кантата

Слово «кантата» происходит от итальянского cantare-петь. Кантата, «произведение для пения», возникла в Италии начале XVII века, вскоре после рождения оперы и под ее влиянием. Примерно сто лет спустя, когда Бах обратился к жанру кантаты, она представляла собой довольно большое вокаль-но-инструментальное произведение, складывающе­еся из_арий и речитативов иногда к ним добавлялись ансамбли и хоры, были и чисто хоровые кантаты.

 В кантате, как правило, не было широко разработанного сюжета. Нередко она представляла собой ряд номеров, объединенных по содержанию общей темой.                   Различались кантаты светские (то есть не связанные с религиозным тема­ми) и духовные. Светские исполнялись в дворцовых, домашних и прочих концертах. Духовные кантаты предназначались для исполнения в протестантских церквах по воскресным и праздничным дням.

 

Много замечательных кантат написал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Не все дошли до нас, но сохранилось более двухсот! Около двадцати из них — светские, остальные — духов­ные.

Комическая «Кофейная кантата» Баха на слова Пикандера появилась на свет в Лейпциге, как счита­ют, около 1732 года.

Инструментальный состав: флейта; 2 скрипки; альт; клавесин

Действующие лица: рассказчик (тенор), господин Шлендриан (бас), его дочь Лисхен (сопрано).

 Произведение состоит из 10 частей (перемежаются речитативы и арии, заканчивается всё трио). Начинает произведение вступление рассказчика, просящего слушателей сидеть тихо и представляющего им Шлендриана с дочерью.

Содержание: Шлендриан, узнав об увлечении дочери кофе, пытается отговорить её от употребления напитка, но Лисхен остаётся верна кофе,

 

описывая отцу его замечательный вкус. Шлендриан пытается придумать наказание для Лисхен, но она соглашается на любое неудобство ради кофе. В конце концов отец обещает не выдавать её замуж, пока она не откажется от напитка: Лисхен делает вид, что соглашается, но потом рассказчик объясняет слушателям, что она не возьмёт в мужья того, кто не позволит ей делать кофе, когда она захочет. Кантата завершается куплетом трио, который констатирует приверженность к кофе всех немецких девушек.

 

Слушание музыки: И. Бах «Кофейная кантата».

Задание: нарисовать рисунок.

Тема 19.Оратория

Жанр оратории зародился в Риме в конце XVI века, когда верующие собирались в специальных помещениях при церкви – ораториумах (от лат. – молиться). Так появилась оратория – музыкальное представление, в котором разворачивались повествования на религиозные сюжеты.

Оратория зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. От оперы оратория отличается тем, что в оратории большее значение имеет не само действие, а рассказ о нем. От кантаты -  большими размерами. Легенды о страданиях Христа называются страсти, пассионы (Бах «Страсти по Матфею»).

В XVIII веке – светская оратория (для концертного исполнения) Ее создал великий немецкий композитор Г.Ф.Гендель («Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон»). Вершинами жанра являются оратории Гайдна «Сотворение мира», «Времена года». К жанру оратории обращались Моцарт, Бетховен. В XIX веке жанр оратории отходит на второй план (Лист «Христос», Мендельсон, Шуман). В XX веке оратория возрождается, характерно сближение ее с другими жанрами – оперой, кантатой, симфонией. (Ю.Шапорин «На поле Куликовом», Прокофьев «На страже мира», Шостакович «Песнь о лесах», Свиридов «Патетическая оратория»…)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.074 с.)