Новые политико-дипломатические и правовые понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые политико-дипломатические и правовые понятия



 

Таковыми являются понятия о «политическом равновесии сил», о «естественных границах государства», о «праве войны и мира», о «свободе морей», о «незыблемости международного договора». Политики придавали этим понятиям значение международных правил, хотя они весьма часто нарушались. Так происходило становление принципов и институтов международного права. Это говорит о складывании новой геополитической эпохи.

 

Чья власть – того и вера

 

Принцип «чья власть, того и вера», положенный в основу международных отношений, был ничем иным, как установлением принципа веротерпимости и суверенитета. Деидеологизация международных отношений привела к тому, что из сферы внешней политики был изъят конфессиональный аспект. Теперь коалиции строились на светской основе. И хотя рецидивы идеологического/конфессионального обоснования внешнеполитических акций отдельных государств имели место в XVIII веке, это скорее была пропаганда, нацеленная на вдохновение народных масс. Государства перешли к более реалистичным внешнеполитическим целям.

Взять, хотя бы, Габсбургов. Идея создания «вселенской монархии» в Центральной и Восточной Европе провалилась после Тридцатилетней войны. Война сделала Австрию единственным компактным владением Габсбургов, фактически оформив распад Священной Римской Империи. После этого внешнеполитический курс Габсбургов изменился коренным образом. Основу его содержания на последующие 250 лет составила экспансия на юго-восток и противостояние с Османской империей.

 

Европа как замкнутая геополитическая резеравация

 

В рассматриваемый период Европа уже представляла собой замкнутую геополитическую резеварцию, в которой велась постоянная борьба за перераспределение влияния, что говорит о многополярности международных отношений в этот период

Раньше международные отношения были биполярными, основным вектором, вокруг которого строилась европейская политика было противостояние дома французских королей и Габсбургов. Теперь основу баланса сил составляли Франция, Швеция, Голландия, Англия, а позже Россия и Пруссия (уже в XVIII в.). Средневековые конгломераты, вроде Священной Римской Империи, Речи Посполитой, Османской Империи вынуждены были шаг за шагом отступать под натиском крепнувших соседей.

 

Государственные интересы

 

В этот период шло формирование осознанных долгосрочных государственных интересов.

Маккиавели теоретически обосновал самостоятельность политической сферы, отделив от нее мораль и этику. Он исходил из пессимистических толкований человеческой природы, характеризующейся многими пороками, в том числе алчность, эгоизм, жадность, вероломство. Поэтому согласно Маккиавели в политике следует исходить, из соображений целесообразности, которая состоит в приращении могущества государства и его правителя
Еще в XVI – первой половине XVII вв. такие политические мыслители, как Никколо Маккиавели, Жан Боден, Томас Гоббс, Гуго Гроций развивали идею государства как высшего начала, провозгласили принципом политики служение государственному интересу. Этот интерес выражался формулой: «Борись за новые территории, укрепляй границы». Именно к этому призывал кардинал Ришелье, который ввел в оборот выражение «государственный интерес».

Такая трактовка государственного интереса связана с тем, что после подписания Вестфальского договора все государи стали равны друг другу. Древность родословной или величие титула уже не были показателем мощи государя, приходилось мерить экономическим могуществом страны. А поскольку с/х до сих пор оставалось основной отраслью экономики, в этот период считалось, что, чем больше пахотных земель в составе государства и чем больше крестьян трудится на них, тем больше налога поступает в государственную казну, соответственно тем больше солдат под свои знамена может собрать тот или иной государь. Более того, XVII – XVIII вв. – это период активизации колониальной экспансии, усилилась борьба за морские пути.

 

Оформление дипломатической службы

 

Еще в 1589 году четыре французских государственных секретариата, которые специализировались на отдельных направлениях внешней политики, были объединены, и был назначен Государственный секретарь по иностранным делам. Сложился более или менее прочно институт постоянного дипломатического представительства, установилась строгая дипломатическая иерархия. Если раньше дипломатические связи устанавливались для решения одной определенной проблемы и разрывались после достижения поставленной цели, то в XVII веке всё больше государств стали содержать постоянные представительства на территории других. Также произошла 1) монополизация внешней политики государством и, соответственно, 2) её профессионализации. Значительно увеличилось число постоянных дипломатических миссий, которые обзаводились специально подготовленным персоналом. Более точно стал регламентироваться дипломатический церемониал, игравший немаловажную роль с точки зрения международных отношений. Дипломатический корпус состоял исключительно из лиц дворянского сословия, дипломаты различных стран рассматривали себя как членов своего рода закрытой аристократической корпорации и ревниво следили за поддержанием профессионального престижа

 Однако развитие и распространение данного института задерживали следующие факторы: 1) низкий уровень развитости путей сообщения и их плохое качество, 2) большие расходы на содержание дипломатических представительств за рубежом, 3) отсутствие опытных дипломатов и дипломатических школ.

Со времен кардинала Ришелье французские методы дипломатии являлись образцом для всей Европы; до этого их диктовала итальянская дипломатическая школа. Французский язык в XVIII в. стал общепринятым дипломатическим языком, вытеснив латынь. Труд французского дипломата Ф. де Комьера «О ведении переговоров с государями» (1716) считается и в наши дни классическим пособием по дипломатии.

XVII век – век так называемой «кабинетной политики». В абсолютистских государствах (особенно после ликвидации сепаратизма вельмож и их контактов с иностранными представительствами) информацией о ходе дипломатических переговоров владел лишь узкий круг приближенных к престолу. В раннебуржуазных государствах о том, как осуществляется внешняя политика страны, имела право быть осведомлена и верхушка правящих классов, которая, собственно, формировала общественные настроения. Это заставляло правительства и в Лондоне, и в Гааге всё чаще использовать политическую пропаганду для воздействия на представительные учреждения и общественное мнение.

 

Билет 23 – микс 13 и 17 билетов.


Билет 18: «Формирование национальных интересов и баланса сил в XVIII веке».

       Вестфальский мир закрепил принцип суверенитета государств в сфере внешней и внутренней политики, а вместе с ним и принцип невмешательства во внутренние дела. Так договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. А модернизация европейского общества в этот период, в свою очередь, придала решающий импульс оформлению устойчивых национальных государств.

       Деидеологизация международных отношений привела к тому, что из сферы внешней политики был изъят конфессиональный аспект. Теперь коалиции строились на светской основе. И хотя рецидивы идеологического/конфессионального обоснования внешнеполитических акций отдельных государств имели место в XVIII веке, это скорее была пропаганда, нацеленная на вдохновение народных масс. Государства перешли к более реалистичным внешнеполитическим целям.

       В этот период шло формирование осознанных долгосрочных государственных интересов.

Еще в XVI – первой половине XVII вв. такие политические мыслители, как Никколо Маккиавели, Жан Боден, Томас Гоббс, Гуго Гроций развивали идею государства как высшего начала, провозгласили принципом политики служение государственному интересу. Этот интерес выражался формулой: «Борись за новые территории, укрепляй границы». Именно к этому призывал кардинал Ришелье, который ввел в оборот выражение «государственный интерес».

Такая трактовка государственного интереса связана с тем, что после подписания Вестфальского договора все государи стали равны друг другу. Древность родословной или величие титула уже не были показателем мощи государя, приходилось мерить экономическим могуществом страны. А поскольку с/х до сих пор оставалось основной отраслью экономики, в этот период считалось, что, чем больше пахотных земель в составе государства и чем больше крестьян трудится на них, тем больше налога поступает в государственную казну, соответственно тем больше солдат под свои знамена может собрать тот или иной государь. Более того, XVII – XVIII вв. – это период активизации колониальной экспансии, усилилась борьба за морские пути.

К тому же, рассмариваемая эпоха – это поствесфальская эпоха – период, когда государства разрешали противоречия между собой путем конгрессов, то есть так или иначе пытались регламентировать поведение на международной арене. В связи с этим складывались новые политико-дипломатические понятия - «политическом равновесии сил», о «естественных границах государства», о «праве войны и мира», о «свободе морей», о «незыблемости международного договора».  

Сам термин «баланс сил» появился на рубеже XV-XVI вв., когда Маккиавели сформулировал гипотезу, позднее превратившуюся в аксиому: устойчивый миропорядок может сохраняться только при примерном равенстве сил между ведущими государствами или союзом государств и недопущении чрезмерного усиления какого-либо из них. Мирные договоры 1648 г., обязав державы уважать государственный суверенитет друг друга, исходили из принципа политического равновесия. После окончания войны за испанское наследство (1701-1714) эта идея окончательно утвердилась как господствующая теория международных отношений и получила широкое применение. Ею зачастую руководствовались при решении вопросов войны и мира, при выборе союзников и заключении торговых соглашений, при урегулировании спорных династических вопросов. Система баланса сил не предполагала предотвращение войн и оправдывала те из них, которые велись, якобы, для поддержания «европейского равновесия». Функционируя нормально, эта система, согласно замыслу своих политических теоретиков, лишь ограничивала масштабы конфликтов и возможности одних государств господствовать над другими. Целью ее был не столько мир, сколько стабильность и умеренность. Особенно часто к идеи баланса сил апеллировали в Англии. Там она рассматривалась как наилучший способ сосредоточения внимания и ресурсов на завоевании торговой и колониальной гегемонии. Создавшееся равновесие сил должно было действовать автоматически, тем самым избавляя Англию от излишних расходов на поддержку континентальных союзников.    

 + читай вступление к следующей «тройке билетов»


 

Вопрос 19-20-21: «Основные конфликты XVIII века до Великой Французской Революции», «Политические причины и итоги войны за испанское наследство», «Политические итоги Семилетней войны».

 

Характер войн в XVIII веке

Понятие «политическое равновесие сил», появившееся в Европе после Тридцатилетней войны, далеко не сразу оказало отрезвляющее влияние на умы государей, мечтавших об агрессивных войнах, а также стремившихся приумножить свое величие и богатство за чужой счет. Большинство из них мечтали о расширении своих владений и увеличении числа подданных путем присоединения частей других государств. Это стремление объяснялось во многом экономическими соображениями. Сельское хозяйство во всех странах являлось главной отраслью экономики. Чем больше была площадь пахотных земель или пастбищ, чем больше крестьян трудилось на полях и на фермах, тем богаче и могущественнее был государь, больше солдат он мог собрать под свои знамена. Отсюда — стремление государств того времени к территориальному расширению, захвату новых земель с плодородными почвами и многочисленным населением.

Кроме сельского хозяйства важнейшим источником обогащения являлась мировая торговля. Государи решались на захватнические войны, чтобы контролировать мировые торговые пути, в особенности морские. Не случайно что в XVII–XVIII вв. европейские государства значительно активизировали свою колониальную экспансию. Те из них, что были лишены удобного выхода к морям, стремились его получить.

Большую роль играли и соображения престижа. Вестфальский мир уравнял в правах европейских монархов. Поэтому вес того или иного государства в международных делах стал окончательно определяться не титулом и родословной правителя или его рангом в феодальной иерархии, как было в Средние века. Решающее значение приобрело военное и экономическое могущество государства, которое было прямо пропорционально его размерам, наличию колониальной империи и роли в мировой торговле.

Тем не менее, предлогом для большинства войн, которые вели европейские государства в рассматриваемый период, служили династические притязания. В результате деидеологизации международных отношений и снижения роли конфессионального фактора на первый план снова выдвинулись династические интересы. Но в XVII–XVIII вв. в результате развития абсолютизма и концентрации государственной власти в руках монархов в основном завершился процесс своеобразного «огосударствления» древних королевских династий, их «сращивания» с современным единым и централизованным государством, их приобщения к многообразию стоявших перед ним задач и целей. Это выражалось в понимании монархами своей ответственности за благополучие и процветание собственного государства. Такой перемене в отношении монархов к государству во многом способствовало Просвещение, благодаря которому в европейской культуре утвердились новые ценности экономического прогресса, общественного блага, науки и образования. Вместе с тем династические притязания служили и благовидным прикрытием для откровенно корыстных, захватнических целей внешней политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.012 с.)