Структура глобальных проблем выживания человечества по их причинно-следственной взаимосвязи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура глобальных проблем выживания человечества по их причинно-следственной взаимосвязи



 

Анализ глобальных проблем человечества является самостоятельной научной проблемой, имеющей сложную смысловую мировоззренческую структуру, логически связанную со всей историей познавательно-практической деятельности человечества.

Наш анализ результатов исследований российских и зарубежных ученых позволяет выделить три аспекта данной глобальной общечеловеческой проблемы: глобальная экологическая проблема; глобальная цивилизационная проблема человечества и глобальная антропологическая проблема.

С нашей точки зрения, именно проблемы современного человека предопределили проблемы цивилизационного характера и отсутствие перспектив экологического выживания человека.

Попробуем сформулировать предварительно вывод о связи глобальной цивилизационной проблемы с проблемами выживания человечества, а в дальнейшем подведём под него доказательную базу….

Суть глобальных проблем: системно-организованная Биосфера находится в противоречии с бессистемно-организованным человечеством (не оставляя шансов последнему на продолжение подобного бытия…)

Глобальные проблемы человечества заключаются в его выживании в Биосфере, а не в сохранении формулы «экономическое бытие определяет сознание» (К. Маркс).

«Экономическое бытие» в её хрематистическом бессистемном виде должно трансформироваться в системно-организованное человечество и использовать формулу «Научное сознание определяет человеческое бытие в устойчивом развитии».

С нашей точки зрения, антропологический кризис современного «отчужденного» человека во многом определяет проблемы цивилизационного характера, и как следствие глобальную экологическую проблему.

Глобальная экологическая проблема практически неразрешима на научном инструментарии механистической научной картины, применяющей на практике устаревшие модели человека, общества, природы. С принятыми критериями «экономического развития» по покорению Природы сам характер человеческой цивилизации является препятствием к решению глобальной экологической проблемы выживания homo-sapiens и разрешению антропологического кризиса.

(комментарий по схеме: 3). Основные дисбалансы глобальной антропологической проблемы

Антропологическая глобальная проблема выражается в дисбалансе: человеческого знания, в котором 95% знаний - знания естественной предметности, 5% знаний - знания о человеке и ничтожная доля от этого процента - знания об интеллекте человека; между темпами роста «патологий», отклонений в «живом веществе» Биосферы под воздействием антропогенных воздействий на Биосферу в процессе природопользования, и темпами исследования антропогенных изменений в Биосфере и самом человеке; роста энергетической вооруженности общества, и низкого качества управления социально-экономическими и политическими процессами.

Обратим внимание, что все обозначенные признаки дисбаланса в человеческом развитии характеризуют феномен «управление» как болевую точку стихийного развития человеческой цивилизации с отсутствием перспектив выживания вида homo-sapiens в Биосфере. Не управляется процесс познания; не контролируются опасные антропогенные воздействия на Биосферу, возвращающиеся бумерангом к человеку; низкое качество управления процессами человеческой деятельности сочетается с возрастающей энерговооруженностью общества. Другими словами, феномен «управление» находится в каком-то «замороженном виде» в стихийном развитии человечества.

Феномен «управление» ведет генезис от человеческого мышления, выступая в трех формах своего проявления:

1) как процесс и деятельность, посредством которых формируется образ определенных объектов, как познание;

2) как образ определенных объектов, их изображение или отображение, т.е. как фиксированное знание;

3) как процесс и деятельность, посредством которых это фиксированное знание используется в удовлетворении человеческих потребностей, как практика.

В этом смысле, феномен «управление» является системообразующим фактором для всех типов и уровней социально-экономических образований, доводя их развитие, в конечном итоге, до системного состояния – до состояния самоорганизующихся (самоуправляемых) социально-экономических систем. Но, понятие «социально-экономическая система» является лишь метафорой, в реальной практике мы можем наблюдать только бессистемные социально-экономические образования по всей иерархии универсума человечества, то есть, феномен «управление» в человеческом обществе не выполняет своего предназначения.

Мы и сходим из гипотезы, что основной причиной глобальной экологической катастрофы является конфликт между системным построением Биосферы и Космоса и бессистемностью состояния Универсума «Человечества». Системно-организованная Биосфера вошла в столкновение с возросшей технико-энергетической мощью бессистемно-организованного универсума человечества. На наш взгляд, именно в этом выражается глобальный кризис выживания человеческой цивилизации в управленческом аспекте.

 А, причиной бессистемности состояния Универсума «Человечества» является современное состояние средств познания в гуманитарных науках и научных дисциплинах обществознания, определяющее ценности и мировоззрение цивилизационного и экологического коллапса.

Феномен «управление» проявляется в каждом звене, той цепи разных типов и уровней социально-экономических образований, которые человек выстроил между собой и природой. Принцип «усиления разума» У. Эшби утверждает, что каждое последующее звено должно являться усилителем разума более мощным, чем предыдущее.

В этой плодотворной научной метафоре выражено истинное предназначение управленческого феномена в человеческом обществе.

То есть, в цепи самоорганизующегося универсума человечество: «человек – семья – предприятие - местное сообщество – государство - человеческое сообщество» должна нарастать мощь человеческого разума (или, мощь общественного интеллекта).

Антропологическую глобальную проблему выражает сложившийся дисбаланс:

· человеческого знания, в котором 95% знаний - знания естественной предметности, 5% знаний - знания о человеке и ничтожная доля процента - знания о процессах мышления, ментальности и интеллекте человека;

· между темпами роста «патологий», отклонений в «живом веществе» Биосферы под воздействием антропогенных воздействий на Биосферу в процессе природопользования, и темпами исследования антропогенных изменений в Биосфере и самом человеке;

· роста энергетической вооруженности общества, и низкого качества управления социально-экономическими и политическими процессами.

Обратим внимание, что все обозначенные признаки дисбаланса в человеческом развитии характеризуют феномен «управление» как болевую точку стихийного развития человеческой цивилизации с отсутствием перспектив выживания вида homo-sapiens в Биосфере:

· не управляется процесс познания, он искусственно заторможен на рассудочной стадии в продвижении гуманитарных науках и обществознания к разумной стадии рационального познания;

· не контролируются опасные антропогенные воздействия на Биосферу, возвращающиеся бумерангом к человеку;

· неуправляемая возрастающая опасность сочетания низкого качества управления процессами человеческой жизнедеятельности (экологическими, социальными, экономическими и политическими) и возрастающей энерговооруженностью.

Мы исходим из гипотезы, что основной причиной глобальной экологической катастрофы является конфликт между системным построением Биосферы и Космоса и бессистемностью состояния Универсума «Человечества».

Системно-организованная Биосфера вошла в столкновение с возросшей технико-энергетической мощью бессистемно-организованного универсума человечества. На наш взгляд, именно в этом выражается глобальный кризис выживания человеческой цивилизации в управленческом аспекте.

Предназначение феномена «управление» в Универсуме «человечество» содержит его формулировка в кибернетике: «управление - функция системы, ориентированная на сохранение ее основного качества в условиях изменения среды, обеспечивающая устойчивость функционирования и динамический гомеостаз в условиях меняющихся условий среды...»

 Это определение представляется наиболее широким, охватывающим все другие определение понятия «управления» и наиболее адекватным для разрешения конфликта между системным построением Биосферы и бессистемностью Универсума «Человечества».

Феномен «управление» заключён в каждом искусственном социально-экономическом образовании, которые созданы между человеком и Биосферой: человек–семья–предприятие-местное сообщество–государство-человеческое общество, или универсум «человечество». Эти самоуправляемые социально-экономические образования являются, с одной стороны, инструментами познания, с другой – средствами удовлетворения человеческих потребностей.

Феномен «управление» - «ключевая точка» в решении антропологического кризиса. Феномен «управление» ведет генезис от человеческого мышления, выступая в трех формах своего проявления:

1) как процесс и деятельность, посредством которых формируется образ определенных объектов, как познание;

2) как образ определенных объектов, их изображение или отображение, т.е. как фиксированное знание;

3) как процесс и деятельность, посредством которых это фиксированное знание используется в удовлетворении человеческих потребностей, как практика.

Основной причиной бессистемности состояния Универсума «Человечества» является глобальная антропологическая проблема, усугубляемая современным состоянием познания в гуманитарных науках и теориях обществознания, которые определяют ценности и мировоззрение современного цивилизационного и экологического коллапса.

(комментарий по схеме: 4). Необходимость перехода гуманитарных наук и обществознания на стадию разумного познания рационального этапа познания человечества

Было бы логично предположить, что парадигма развития человеческого общества должна содержать самые последние знания о Природе, Человеке и Обществе. И в этом случае возможно адекватное разрешение накопившихся разнообразных проблем человечества: экологических, социальных, экономических и геополитических и т.д.

Но, сложившаяся парадигма буксует на рассудочной стадии рационального познания, несмотря на очевидное искажение «научного отражения» реальной действительности.

В работах Г.П. Щедровицкого можно найти объяснение парадоксу искажения «научного отражения» реальной действительности в науке, задержавшейся на рассудочной стадии развития. Как он отмечает: «…могут выделяться и обособляться в сфере мыследеятельности процессы рефлексии, и тогда последовательно появляются сначала рефлексия рефлексии, потом рефлексия третьего порядка, четвертого и т.д. В методологии науки это называется рефлексивной возгонкой, а в психологии и патопсихологии — персеверацией». 

Механическая научная картина мира (с ее типом научной рациональности), обеспечила адекватным знанием все стадии генезиса капитализма, и ее потенциал достиг своих пределов в виде виртуальной мировой экономики (ВМЭ) и «денежной цивилизации».

Для решения глобальных проблем выживания вида homo-sapiens в Биосфере, необходим мировоззренческий прорыв на разумную стадию рационального познания в гуманитарных науках и теориях обществознания.

(комментарий по схеме: 5). Основные качественные характеристики направлений глобализации

Причиной бессистемности состояния Универсума «Человечества» является современное состояние средств познания в гуманитарных науках и научных дисциплинах обществознания, определяющее ценности и мировоззрение цивилизационного и экологического коллапса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.01 с.)