Государственная ценовая политика обычно реализуется на основе сочетания двух основных форм: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная ценовая политика обычно реализуется на основе сочетания двух основных форм:



1) административного (прямого) регулирования цен (тарифов);

2) экономического (косвенного) регулирования цен (тарифов).

Степень государственного воздействия и соотношение этих форм зависят от уровня экономического развития страны, национальных традиций, климатических факторов, политических условий, обеспеченности сырьевыми ресурсами, внедрения достижений научно-технического прогресса материального благосостояния населения, роли государства в мировом разделении и кооперации труда и др.

Административное регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен (тарифов). Это достигается путем принятия законодательных и нормативных актов.

При административном регулировании можно выделить следующие степени государственного ограничения цен:

• государство само устанавливает цены (фиксированные или регулируемые);

• государство (уполномоченные органы) устанавливает правила для предприятий (фирм), в соответствии с которыми последние самостоятельно устанавливают цены, регулируемые государством;

• государство устанавливает правила «рыночной игры», вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободные, договорные цены).

Государство может фиксировать цены следующими способами:

• введением государственных прейскурантных цен;

• «замораживанием» свободных рыночных цен;

• фиксированием цен предприятий-монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Как показывает мировой опыт, практически во всех странах правительства в той или иной мере вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие и в определенной степени устраняя монополизм введением антимонопольного законодательства.

Регулирование цен должно быть направлено на установление их соответствия величине производства продукции, себестоимости (затратам), формирование необходимого размера накоплений, сокращение или ликвидацию дотационности. Регулирование цен является инструментом соответствующей ценовой политики, связанной с определением рациональных внутри- и межотраслевых соотношении цен.

Прямое регулирование цен эффективно тогда, когда правительство имеет возможность оказывать влияние не только на цены, но и на все компоненты себестоимости (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств, прочие затраты), а также величину прибыли а цене.

Обычно государство устанавливает цены товаров, которые Образуют основу системы цен (газ, нефть, уголь, электроэнергия, городской транспорт, жилищно-коммунальные услуги, железнодорожные тарифы, продукты первой необходимости). Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цеп, поэтому, фиксируя их на определенном уровне, государство оказывает влияние на всю систему цен.

Прямое регулирование цен также используется при размещении государственного заказа на предприятиях военно-промышленного комплекса, реализации государственных (региональных) программ, связанных с энергетикой, теплоснабжением, национальной безопасностью, здравоохранением, экологией, крупным гражданским или промышленным строительством.

Государство может также с определенной степенью жесткости регулировать рыночные цены следующими способами:

• установлением предельного уровня цен отдельных товаров, минимального или максимального уровня цен определенных групп продукции;

• регламентацией основных параметров цены (уровня рентабельности, величины прибыли, надбавок, наценок, скидок, косвенных налогов, пошлин, сборов и т.д.);

• определением лимита разового повышения цен конкретных товаров.

В системе свободных рыночных цен роль государства сводится только к установлению «правил игры» на рынке и принятию мер, которые должны ограждать участников рынка от недобросовестной конкуренции. В этих целях вводится ряд запретов:

• на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение двух (или более) конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне;

• на вертикальное фиксирование цен - запрет для производителей навязывать своп цены поставщикам и торговле;

• на демпинговые («бросовые») цены, представляющие собой стратегию продажи товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов или продажи товаров на внешних рынках по более низким ценам, чем на внутреннем рынке;

• на ценовую дискриминацию, представляющую собой рыночную политику цен. когда продавец на одинаковый товар устанавливает разные цены различным покупателям; обычно это практикуется монополистами.

Указанные запреты действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Экономическое (косвенное) регулирование цен включает в себя систему мер., воздействующих на изменение конъюнктуры рынка, установление оптимального соотношения между спросом и предложением, повышение уровня конкуренции, создание определенной финансовой, валютной и налоговой среды, стимулирование производства социально значимой продукции (услуг), поощрение деятельности, направленной на рост эффективности общественного производства, и другие названные выше факторы макроэкономического равновесия, влияющие на уровень и динамику цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.004 с.)