Лидерство, теории лидерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидерство, теории лидерства.



1. Слово «власть» многозначно. Говорят о власти людей над вещами и силами природы. Говорят о власти вещей, сил природы и обстоятельств над людьми. Далее мы будем говорить о власти исключительно как о социальном явлении. При этом имеется в виду, что отдельно взятых людей, как существ, обладающих волей и сознанием мы будем рассматривать как социальные субъекты. В то же время, мы будем называть и социальными субъектами объединения людей, в которых какие-то члены выполняют функции воли и сознания в отношении объединений в целом.

    Тогда допустимо говорить, что один социальный субъект имеет власть над другим, если, и только если первый может в каких-то отношениях распоряжаться вторым по своей воле. Первого принято называть носителем власти (властителем), а второго – объектом власти (подвластным).

    Власть может быть частичной и кратковременной. Но может быть и многосторонней и постоянной, пожизненной. В этих пределах колеблется степень власти и подвластности.  

    Предел власти – когда властитель распоряжается всеми важнейшими аспектами жизни подвластного субъекта, включая его биологическую жизнь. В человеческих сообществах складываются сети и иерархии власти, так что одни и те же люди оказываются в положении властителей по отношению к одним и в положении подвластных по отношению к другим людям.

    Отношение власти и подвластности есть одно из самых фундаментальных социальных отношений.

    Власть есть многосторонний феномен. Она характеризуется наличием у социального субъекта как носителя (обладателя) власти таких признаков:

1. Осознание своего положения в отношении подвластных субъектов;

2. Осознание того, что он может и хочет требовать от подвластных, способность сформулировать свое желание в знаках (в языке);

3. Сообщение своей воли подвластным (приказание);

4. Способность и средства принудить подвластных к исполнению приказания;

5. Контроль за исполнением приказания.

В простейших случаях и в исторически исходных формах человеческих объединений все эти стороны слиты воедино. С увеличением и усложнением объединений происходит разделение сторон целого в виде функций различных людей и их объединений, совместно выполняющих функции власти.

Упомянутые стороны власти не существуют изолировано друг от друга и даже когда они разделяются и воплощаются в различных субъектах, они остаются сторонами (функциями, свойствами) целостного феномена власти.

Полностью неуправляемых социальных субъектов не существует согласно самому определению понятий. Есть лишь разные формы и степени управления и управляемости. Полностью неуправляемый социальный субъект просто отмирает в качестве объекта социального.

    

    Влияние - любое поведение одного индивида, вносящее изменение в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо влияет на другое - разнообразны (личный пример, просьбы, интимные беседы, идеи, угрозы и т.д.).

    Чтобы сделать влияние более результативным, руководитель должен развивать и применять власть.

    Власть – это возможность влиять на поведение друг их. Она необходима в управлении потому, что руководитель зависит от людей, которые ему не подчиняются напрямую, т.е. он не может влиять на них непосредственно.

    Чтобы обладать властью мы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, что имеет большее значение для исполнителя, знать и изучать потребности людей, т.е. мотивы их поведения. Власть – это не навязывание воли, а зависимость, т.к. подчиненные зависят от руководителя в вопросах повышения заработной платы, продвижения по службе, выдачи рабочих заданий, расширения полномочий, удовлетворения социальных потребностей и др. Необходимо помнить, что и подчиненные также имеют власть. Поэтому эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения цели, но не вызывающий у подчиненных чувство обездоленности и как следствие непокорность.

(Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет - это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу.)

 

2. Власть может принимать разнообразные формы. Разработана следующая классификация форм власти. Каждую из форм власти необходимо рассматривать с точки зрения положительных и отрицательных аспектов.

1. Власть, основанная на принуждении, чаще используется влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнение и т.д. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть наказанными. Реакция: подделка документов, скованность, текучесть кадров, снижение творческого поиска и т.д.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Обещание вознаграждения часто самый эффективный способ влияния на людей, но часто, то, что ценно для одного, незначительно для другого, поэтому нужно обладать большой способностью делать личные одолжения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме.

3. Экспертная власть – влияние через разумную веру. Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить и его потребности. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Однако разумная вера не устойчива: если однажды руководитель оказался не прав, то исполнитель не будет активен.

4. Эталонная власть – власть примера, основанная на влечении к лидеру. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. В основе ее лежит влияние примера, с помощью харизмы. Харизматическая власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей руководителя. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем меньше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

5. Законная власть – исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, а его долг – подчинятся. Так учит традиция. Эта власть особенно важна для крупных организаций. Ее еще называют традиционной. Традиция - привлекательный инструмент, как для организации, так и для руководителя. Она обладает огромным преимуществом – безличностью. Исполнитель реагирует на не на человека, а на должность.

 

3.            Лидерство нельзя обозначить формулой. Это особое влияние через искусство, мастерство, умение, талант. 

    Лидерство – это процесс влияния на членов группы. Управляющим становятся в результате делегирования им полномочий формальной организации. Лидерами часто становятся без помощи формальной организации, поэтому иногда подчиненные «ведут» старших по должности. Идеал: лидер и управленец в одном лице.

    Теория лидерства предполагает три подхода к определению факторов эффективного лидерства:

- с позиции личных качеств;

-  с позиции поведения руководителя;

- ситуационный подход.

    Первый подход предполагает, что руководитель, как представитель любой рисковой профессии должен иметь, и, развивать в себе, необходимы качества. Согласно теории лидерства (теории великих людей) лучшие руководители обладали набором общих для всех качеств, чаще всего это были интеллект, профессиональные знания, здравый смысл, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и т.д.

    Д.МакГрегор определил две группы полярных стилей руководства:

Ø автократичный – демократичный;

Ø сосредоточенный на работе – сосредоточенный на человеке.

Представление «автократа» о работниках характеризует теория «Х»:

1. люди изначально не любят трудиться.

2. У людей нет честолюбия и они предпочитают чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться: необходимо использовать принуждение и угрозу наказания.

Представления «демократа» о работниках характеризует теория «У»:

1. Труд- процесс естественный.

2. Если людей приобщить к целям организации, они будут использовать самоконтроль т самоуправление.

3. Приобщение является функцией вознаграждения.

4. Интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

Руководитель «сосредоточенный на работе» ориентируется на задачу, которую строит по техническим принципам эффективности. Мотивация работников также осуществляется по этим принципам. Руководитель заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

Руководитель «сосредоточенный на человеке» озабочен совершенствованием человеческих отношений, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, поощряет их профессиональный рост.

Каждый из названных стилей имеет свои достоинства и недостатки. Каждый из них может обнаружить высокую продуктивность. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Можно говорить о преобладании черт какого-то стиля.

    Исследователи не выявили постоянной зависимости между стилем руководства и эффективностью работы организации, поэтому стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом.

    Среди моделей ситуационного лидерства наибольший интерес представляет «Теория жизненного цикла», согласно которой эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей.

    Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленные цели, а также образование и опыт. Зрелость не является постоянным качеством лица и группы и характеризуется конкретной ситуацией (задачей). Соответственно руководитель может использовать один из четырех стилей руководства:

- указывание (для лиц и групп, неспособных справиться с задачей и имеющих желание учиться сами);

- популяризация (применяется в отношении более или менее сформированных групп или лиц, обладающих базовыми навыками, но им еще многому надо учиться);

- участие в управлении (для отдельных работников и групп, которые имеют навыки и классификацию достаточную для технических аспектов работы). Дальнейшее развитие требует, чтобы члены организации в своей ежедневной работе брали на себя больше ответственности;

- передача полномочий (этот стиль используется в отношении лиц и групп, достигших квалификации, которые стремятся посвятить свои силы хорошей работе, т.е. для людей с высокой степенью зрелости).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.022 с.)