Лекция №1. Основные концепции экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1. Основные концепции экономики



1.1. Введение в экономику………………………………………………………….…....9

1.2.Альтернативная стоимость и факторы производства……………………...………………………………………………………14

1.3.Специализация, обмен, абсолютные и относительные преимущества…………..15

1.4.Экономические системы, рациональность и стимулы……………………………16

Лекция №2. Микроэкономика

2. 1. Спрос ……………………………………………………………..………………….20

2.2. Предложение……………………….………………………………………………..22

 2.3.Рыночное равновесие …………………..………………………………………...….24

Лекция №3. Фирма и теория производства

3.1.Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль……………………………..26

3.2. Фирма и теория производства.……………………………………………………....28

Лекция №4. Отрасль, конкуренция, рыночные структуры

4.1.Совершенная конкуренция……………………………………………………………29

4.2.Монополия……………………………………………………………………………..30

4.3.Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………………..32

Лекция №5. Рынки факторов производства

 5.1 Рынок труда.………………………………………………………………….……….34

5.2.Рынок капитала и земли. ……………………………………………………………...36

Лекция № 6. Несостоятельность рынка и государственное регулирование…

6.1.Общественные блага…………………..………………. ……………………………..37

6.2.Внешние эффекты.………………………………………………………..…………...38

6.3. Распределение доходов………………………………………………………………39

Лекция № 7. Макроэкономика и международная экономика

7.1.Предмет и особенности макроэкономического анализа…………………….……….45

7.2.Валовой внутренний продукт………………………………………………………….46

7.3. Совокупный спрос и совокупное предложение……………………………………...49

7.4. Деньги и банки………………………………………………………………………….52

Лекция №8. Макроэкономические проблемы.

8.1. Инфляция………………………………………………………………………………57

8. 2.Безработица…………………………………………………………………………….61

8.3.Экономический рост и развитие………………………………………………………64

8.4.Экономические циклы………………………………………………………………....66

 Лекция №9. Макроэкономическая политика

9.1 Денежная политика…………………………………………………………………….69

9.2 Фискальная политика………………………………………………………………….71

Лекция №10. Международная политика

10.1.Международная торговля…………………………………………………………….76

10.2.Международные финансы……………………………………………………………77

10.3.Глобальные экономические проблемы………………………………………………78

Лекция №11.Бизнес

11.2.Предпринимательство и предприниматель…………………………………………85

11.3.Предприятия и их организационные формы……………………………………..…87

11.4. Менеджмент………………………………………………………………………….89

11.5. Маркетинг……………………………………………………………………………89

11.6. Бизнес – план…………………………………………………………………………91

Лекция №12.Финансы

12.1.Финансирование бизнеса. Ценные бумаги…………………………………………..93

12.2.Страхование……………………………………………………………………………95

12.3.Учет…………………………………………………………………………………….98

Лекция №13.Российская экономика.

13.1.Становление рыночной экономики в современной России……………………......101

13.2.Современная Российская экономика……………………………………………...…103

Список использованной литературы……………………………………………………...104

Пояснительная записка

В системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняемых этой дисциплиной функций.  Практика экономических преобразований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необходимость формирования экономических знаний и овладения экономической культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современного экономического мышления. Знание законов и принципов экономики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические  процессы и принимать оптимальные хозяйственные решения.

Курс экономики включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.

Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования национального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей.

           На изучение дисциплины «Экономика» отводится всего  122 часа (в том числе 30 часов на практические работы. Целью курса экономики является формирование у студентов экономического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний.

Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.

 

 

Введение

Студент должен

 знать/понимать:

-смысл основных теоретических положений экономической науки;

-основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

          Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую

жизнь общества. Это и наука об общих принципах и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

          Экономическое мышление является ровесником человеческого общества.

Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты

                       Принципы теоретической и прикладной экономики

Начинать изучение любой науки следует с усвоения ее принципов, законов

и методов. Один из главных принципов экономики — взаимодействие теории и

практики. Теория есть результат рационального мышления, познания законов и

закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием

для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования

материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних

рынках. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, воспитывает

экономическое мышление, облегчает путь к достижению делового успеха. Вместе с тем без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования,

дает материал для научного анализа и, наконец, выносит справедливый и

неопровержимый «приговор» любой теории. Практическая задача преодоления тягчайшего в истории капитализма мирового экономического кризиса побудила Дж. М. Кейнса создать теорию глубокого внедрения государственных регулирующих рычагов в рыночную экономику. Необходимость перехода от поверженной экономики гитлеровского рейха к чему-то новому дала толчок к разработке модели «социального рыночного хозяйства». И в нашей стране прежде всего реальная действительность показала, что административно-командная система исчерпала себя. И тогда возникла задача теоретической разработки проблем перехода от административно-командной экономики к рыночной в конкретных условиях России и других бывших советских республик. Эта задача, еще далеко не решенная, является могучим стимулом к развитию теоретической мысли.

      Другим ключевым принципом теоретической и прикладной экономики является

единство микро- и макроанализа. Для доказательства важности использования

принципа единства макро- и микроанализа применим простую аналогию. Если

наблюдать лес издали, то видны его очертания, размеры, протяженность, но не

видны кусты, отдельные деревья, их породы, покров лесной почвы. Все эти

подробности можно рассмотреть, приблизившись хотя бы к лесной опушке. Но

тогда не увидишь общей картины леса. С чем-то аналогичным мы сталкиваемся в

познании экономики. Только анализ микроэкономики и макроэкономики в

определенной последовательности позволяет получить более или менее полное

представление об экономической жизни общества.

 Пол Самуэльсон называет три центральные проблемы, общие для всех хозяйств:

 1. Что должно производиться и в каких количествах?

 2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и

  какой технологии они должны быть произведены?

3. Для кого предназначаются производимые товары'?

Можно ли сказать, что на эти вопросы может дать ответ микроэкономика?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.012 с.)