Роль государства в переходе к устойчивому развитию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль государства в переходе к устойчивому развитию



 

Рассмотрим  роль государства в переходе на новую цивилизованную парадигму развития? Тем более, что государственность до сих пор развивалась стихийно. До сих пор юридическая наука, да и другие дисциплины, изучающие государство (философия, социология, политология и др.), исходили из того, «что развитие общества и всех его институтов, включая государство и право, - это естественно-исторический процесс, протекающий по объективным законам. Целенаправленное формирование государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопично».

Однако переход к устойчивому развитию всей цивилизации — это не только движение мирового сообщества к заранее поставленным ориентирам, но и планомерное эволюционноеизменение государст­венно-правового процесса. Именно государству предстоит целе­направленно и планомерно изменять свои функции, приближаясь к образу «устойчивого будущего». Юридические и иные науки о государстве, приняв иной принцип исследовательской и практи­ческой деятельности, должны будут создать совершенно новый образ государства, которое, на наш взгляд, окажется главным «действующим лицом» в переходе мирового сообщества к устойчивому (управля­емому) развитию. Вот почему новая парадигма потребует не только усиления роли государства при переходе к устойчивому развитию, но и целенаправленного реформирования государственности по заранее разработанному наукой плану.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граж­дан, юридических лиц и социальных групп в решении задач перехода к устойчивому развитию, важная роль отводится государству. Прежде всего, речь идет о гарантии безопасности в политической, экономи­ческой, социальной, экологической, оборонной и других сферах.

Подлинно стабильное государство может существовать лишь в модели цивилизации с устойчивым развитием. Это не означает, что современные государства не должны стремиться к стабильности и безопасности, поскольку модель устойчивого развития пока не реализована в глобальном масштабе. Движение любого государства к стабильности и безопасности — это естественный процесс, но другое дело, что длительное время эта стабильность не может быть обес­печена даже для самых благополучных государств планеты. Если же государства и общества избрали путь устойчивого развития в рамках глобальной модели, то их стабильность и безопасность «гарантиро­ваны» самой этой моделью.

Однако переход к устойчивому развитию наиболее эффективен для стабильных государств. Поэтому стабильность должна дости­гаться через создание государственно-правовой базы для реализации политики перехода той или иной страны к устойчивому развитию. Только обеспечив свою стабильность и безопасность, государство может начать принимать адекватные меры по переходу на новую цивилизованную модель.

Разумеется, подчеркивая усиление роли государства, вовсе не считается, что все время перехода к устойчивому развитию должно пасть именно на него. Без взаимодействия правового государства с «открытым гражданским демократическим обществом» вряд ли произойдет эффективный переход к устойчивому развитию. В связи с этим бывший председатель Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию С. Шмидхейни отмечает: «Одними прави­тельственными решениями невозможно реализовать концепцию устойчивого развития, так как в производстве и потреблении участвуют миллиарды людей. Правительства должны создать пред­посылки и условия, в которых она будет развиваться».

Согласно официальным документам государственное управление предполагает для перехода к устойчивому развитию разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составной компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.

Вместе с тем разработка этих документов требует дополнительных теоретических исследований. Имеющиеся на сегодня наработки в области государственного строительства пока не могут стать базой для государственного управления переходом к устойчивому развитию. Вот почему необходимо поднимать вопросы, связанные не просто с очередными перестройками в системе государственной службы, а с пониманием природы государства в экологическом ракурсе, перс­пективами эволюции российской государственности под влиянием перехода к устойчивому развитию, а также с трансформациями феномена государственности в глобальном плане.

Переход к устойчивому развитию в глобальном масштабе, веро­ятно, будет происходить при участии всех государств планеты. Именно государства окажутся наиболее стабильными центрами управления, через которые и будет проходить главная магистраль движения мирового сообщества к устойчивому развитию. Ведь сильное правовое государство обладает главными рычагами управ­ления, которые необходимы для конструирования того будущего, которое связывается с устойчивым развитием. С учетом этого можно утверждать, что роль государства и государственных механизмов управления (регулирования) в условиях формирования открытого гражданского общества будет возрастать в ходе реализации новой цивилизованной модели.

Не только в России, но и в мире в целом предполагается форми­рование новой модели государства, уже не просто правового и социального, но и «социоприродного», и «экологического», и «устойчивого», которое само подвергнется изменениям под влиянием перехода на путь устойчивого развития. Такое государство обязано не только эффективно организовывать жизнь людей, удовлетворять их разумные жизненные потребности, гарантировать права и свободы каждого человека, но и заботиться об обеспечении таких же возможностей для всех последующих поколений в этом государстве. Приоритетными в деятельности государства должны стать вопросы безопасности, сохранения природной среды, устойчивого освоения природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто выполнить, ибо государства всех предыдущих моделей в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих законах, но никогда не реализовывали их, либо считали, что они не требуют соответствующего законодательного оформлени я и их выполнение как бы само собой разумеющееся.

Отметим также, что у государства уже появляются новые функции, которые, по существу, еще не стали предметом исследования в теории государства. К их числу относятся информационная функция, конверсионная, космическая и ряд других. Именно эти функции, появившиеся в последние десятилетия, оказывают наибольшее влияние на новый образ государства. Постоянно возрастающая роль новых функций обуславливает постепенную эволюцию государства, которое все в большей мере воспринимает ноосферные цели и ценности и превра­щается в государство устойчивого развития(«ноосферное госу­дарство»). Модель такого государства еще предстоит разработать.

Здесь нужно будет учесть и те усиливающиеся тенденции в развитии государств мира, которые могут способствовать как их переходу на путь устойчивости, так и формированию новой модели государства, адекватного ноосферной цивилизованной парадигме.

Формирование новой модели государства, которую уместно назвать ноосферной моделью, должно происходить в результате уже идущих процессов, способствующих переходу к устойчивому разви­тию, а также возможных в будущем преобразований, которые соответствуют новой модели «устойчивого» государства. Новая модель государства, приемлемая для целей устойчивого развития, может сформироваться лишь в том случае, если все страны мира договорятся об обеспечении всеобщей безопасности, ибо без этого глобальный переход к устойчивому развитию невозможен. Пока же, строя отношения друг с другом, государства руководствуются, прежде всего, интересами собственной безопасности.

Обеспечение безопасности человечества и человека достигается на основе трех основных концепций: устойчивого развития, прием­лемого риска и оправданного риска. Область применения концепций и степень их общности различаются.

 Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:

- концепция устойчивого развития - формулирует мировое сообщество, реализуют отдельные государства;

- концепция приемлемого риска - государство и государственные органы соответственно;

-  концепция оправданного риска - отдельный человек в отно­шении добровольного риска и государственные органы в части социально-экономических компенсаций за вынужденный риск.

Переход России в своей политике обеспечения безопасности к политике «приемлемого» риска потребовал коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью: концепция «реагировать и выправлять» нежелательные изменения в окружающей человека среде, на которой построена система управления безопасностью в политике «абсолютной» безопасности, заменяется в политике «приемлемого» риска на концепцию «предвидеть и предупреждать» такие изменения в окружающей среде. Он потребовал проведения широкомасштабных теоретических и экспериментальных научных исследований в этой области, разработки на этой основе законодательной базы и создания соответствующей структуры исполнительной власти.

Переход в политике обеспечения безопасности от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска, к принципу «приемлемого» риска - это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды отводится роль «индикатора» устойчивого развития нашей страны, а процессу обеспечения безопасности - роль механизма управления: удовлетворение материальных и духовных потребностей населения (качества жизни) при соблюдении обяза­тельного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды. Именно так рассматривается проблема управления процессом перехода России к устойчивому развитию в важнейшем государственном документе «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

    Для широкой пропаганды основных принципов устойчивого развития можно использовать следующие формы:

- разъяснение и пропаганда с помощью средств массовой информации, включая телевидение, радио, печатные органы, Интернет;

- всесторонняя подготовка будущих руководителей различных сфер экономики и политики;

- включение вопросов устойчивого развития в программы школ, вузов, специальных учебных заведений;

- поощрение разнообразных детских экологических движений, поддержка экологических клубов;

- активизация участия населения в неправительственных организациях, поддерживающих идеи устойчивого развития, в обсуждении этих важных проблем;

- подготовка высококлассных специалистов в области экологического менеджмента и экологического аудита, которые бы хорошо ориентировались в вопросах концепции устойчивого развития.

    В первую очередь, успех пропаганды зависит от грамотных педагогов, которые непосредственно могут передавать свои знания, умения учащимся. В дальнейшем научно подготовленные кадры будут строить свою деятельность, исходя из полученных знаний.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.012 с.)