Основные принципы составления психокоррекционных программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы составления психокоррекционных программ



Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности (единства) коррекционных, профилактичес­ких и развивающих задач. Этот принцип указывает на необ­ходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и раз­вивающих.

 Это объясняется тем, что каждый ребенок находит­ся на 3 различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития (развивающие задачи с учётом сензитивного периода и задач возраста); на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития (профилактические); и на уровне актуальных трудностей развития (коррекционные), объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Это может быть связано с законом неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного раз­вития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, не­развитость учебных и познавательных мотивов и потребнос­тей с высокой вероятностью приводят к отставанию в раз­витии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудно­стями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют из­бежать различного рода отклонений в развитии, а тем са­мым специальных коррекционных мероприятий. Взаимо­обусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизиро­вать развитие за счет интенсификации сильных сторон лич­ности ребенка посредством механизма компенсации (пример). Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной ре­ализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, психокоррекционный процесс, как правило, осуществляется на основе программ решающих задачи трех уровней:

- коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

- профилактического — предупреждение отклонений и труд­ностей в развитии;

- развивающего — оптимизация, стимулирование, обогаще­ние содержания развития.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот прин­цип отражает возможность проведения коррекционного процесса только на основе предварительной профессиональной диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В
зависимости от направленности выделяют два типа коррек­ции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоле­ние внешней стороны трудностей развития, внешних при­знаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиен­том трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины воз­никновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмо­циональным неприятием ребенка родителями и его глубин­ными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оста­ваться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизве­дения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означат, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической ос­новой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в тру­дах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным момен­том которой является положение о роли деятельности в пси­хическом развитии ребенка. Деятельностный принцип кор­рекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Основываясь на деятельностный принцип коррекция осуществляется через организацию деятельности ребёнка.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей кли­ента согласует требования соответствия хода психическо­го и личностного развития клиента нормативному разви­тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути раз­вития личности — с другой.

Нормативность развития сле­дует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей лич­ности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиен­та на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифициро­ванной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной ши­рокой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути раз­вития клиента и утверждения его «самости».

6.    Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологичес­кого воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко использу­емых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гума­нистической психологии, гештальтпсихологии и других на­учных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой соб­ственностью той или иной теории. Критически переосмыс­ленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми раз­личными проблемами.

7.    Принцип активного привлечения ближайшего социльного окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближай­ший круг общения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с близкими взрослыми, формы совместной деятельности, способы ее осуществления состав­ляют важнейший компонент социальной ситуации разви­тия ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ре­бенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом кото­рых он является.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психи­ческих процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические про­цессы и использовать методы, их активизирующие. Это эф­фективный путь коррекции интеллектуального и перцеп­тивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эф­фективно работают программы, состоящие из ряда после­довательных операций, выполнение которых сначала с пси­хологом, а затем самостоятельно приводит к формирова­нию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда со­впадает с его психологической сложностью. Наиболее эф­фективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддержи­вать интерес в коррекционной работе и дает возможность
клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после отно­сительной сформированности того или иного умения. Уве­личивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Про­водимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый ма­териал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитив­ном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психо­логически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплек­сной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на каче­ственное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.007 с.)