Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента



Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций или определенных видов управленческих работ, выполняемых в таких видах производственной деятельности как научно-технической, технологической, учетной, финансовой.

В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Процессный подход

рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе

подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход

концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов (рис. 10).

Рис. 10. 13 подходов к менеджменту

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления.

Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:

— долгосрочный наем кадров;

— групповое принятие решений;

— индивидуальная ответственность;

— медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

— всесторонняя забота о работниках.

Принципы менеджмента

Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, т. е. подходов, принципов, методов. Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться, т. е. они являются критерием эффективности и обоснованности.

В принципах обобщены познанные законы и закономерности и обоснованный опыт управления (рис. 11). Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и тому подобного (например, японская и американская модели менеджмента).

Рис. 1. Факторы, определяющие принципы управления

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:

— сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

— устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

— экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные;

— эффективность управления; сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы, но вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов.

Так, например, специфическими принципами управления персоналом являются:

— разделение труда;

— единоначалие;

— подчиненность личных интересов общим и т. д.

Принцип  менеджмента

— это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций.

Их можно рассмотреть на примере принципов управления, сформулированных Анри Файолем:

— разделение труда, целью которого является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях;

— полномочия и ответственность. Где даются полномочия — там возникает ответственность;

— дисциплина, которая предполагает справедливо применяемые санкции;

— единоначалие;

— единство направления. Каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

— подчиненность личных интересов общим;

— вознаграждение персонала;

— централизация. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий;

— скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена;

— порядок;

— справедливость как сочетание доброты и правосудия;

— стабильность рабочего места для персонала;

— инициатива, которая придает организации силу и энергию;

— корпоративный дух, являющийся результатом гармонии персонала.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом характер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок.

В книге Ф. Тейлора «Принципы научного управления» (Нью-Йорк, 1919 г.) изложены основные принципы эффективной промышленной организации. Идеи Тейлора помогли многим организациям приобрести тот вид, который они имеют сегодня, а также определить задачи управления для нескольких поколений менеджеров.

Ф. Тейлор предложил заменить индивидуальную оценку каждого рабочего научным подходом к управлению. Менеджеры должны были отделить планирование работы от ее непосредственного выполнения и оставить за собой право выбора методов исполнения конкретной задачи. Анализируя все этапы рабочего процесса и создавая стандарты для каждого из них, они могли определить наилучший метод выполнения задачи, гарантирующий максимальную эффективность.

Эти и другие специфические советы Тейлора по управлению отражали научное представление XIX в., заключенного в делении целого на отдельные части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними. Действительно, методика функционального разделения (отдел планирования, отдел заработной платы, отдел стандартизации технологии и оборудования и т. п.) является средством достижения указанной цели.

Принципы Тейлора были революцией в управлении и организации труда, а его идеи в течение десятилетий способствовали массовому росту производительности труда и повышению уровня жизни. Однако опыт последних 20 лет показал, что в новой ситуации использование этих принципов не приводит к ожидаемому результату. Это связано с тем, что в условиях быстро меняющихся рынков, отделения планирования от исполнения, изоляции рабочих друг от друга создают такие организационные структуры, которые трудно в короткие сроки приспособить к происходящим переменам.

Сегодня менеджеры должны подвергнуть переосмыслению фундаментальные элементы системы Тейлора, заключающиеся в организации труда, мотивации рабочего, задачах управления. В связи с данной необходимостью большинство новых управленческих идей являются либо прямыми, либо косвенными путями, но основные принципы новой управленческой парадигмы остаются пока неясными.

Методы управления

Термин «менеджмент» является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Так как термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами), к разным средам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством), к разным органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Методология исследования менеджмента подразумевает под собой исследование методов управления, а в свою очередь метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Посредством методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т. д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию, которое может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания, но в то же время в научной литературе не существует единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Методы управления

— это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.

Существует несколько подходов к классификации методов управления.

В числе которых можно выделить классификацию по содержанию воздействия:

— экономические;

— организационные;

— социально-психологические.

Основой данной классификации являются побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы, определяющие поведение людей.

Экономические методы

основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира, природы, общества и мышления. Они опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества. Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития. Центральной проблемой коллективной организации труда является овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Для обеспечения эффективности экономических методов необходимо, как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Следовательно, экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный период, когда изменяется система материального стимулирования, основанная на учете экономических интересов.

Центральное место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы.

Организационно-распорядительные методы,

включающие приемы и способы воздействия субъекта управления на объект, основанные на силе и авторитете власти, указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), звена и уровня управления, а также призваны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов. Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления, предполагающих использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.

Организационно-распорядительные методы основаны на организационных отношениях, существующих в любом обществе, социально-экономической системе. На их базе формируются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, власти и компетентности. Анализ содержания управления организацией показал то, что вся система так или иначе пронизана организационно-распорядительной деятельностью.

Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты:

— виды и типы воздействия;

— адресат;

— постановка задания и определение критерия его выполнения;

— установление ответственности;

— инструктаж подчиненных и т. д.

В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства товаров и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций, решение задач, создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

Социально-психологические методы

построены на формировании и развитии общественного мнения относительно таких общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей, как добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Они представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Выделение данных методов управления является достаточно условным, так как все их многообразие охватить практически невозможно. Поэтому нами были выделены лишь основные, необходимые для понимания сущности управления

 

Тест по теме: «Введение в управление и менеджмент»

1. Выберите номер правильного ответа.

Английское слово «МЕНЕДЖМЕНТ» происходит от латинского слова «МАНУС», которое на русском языке означает:

А) деньги;

Б) купец;

В) рука;

Г) воин

 

2. Выберите номер правильного ответа.

МЕНЕДЖМЕНТ – это процесс:

А) обогащения менеджера путем использования конкуренции;

Б) достижения цели организации руками других людей;

В) изменения формы и содержания продукта в процессе производства;

Г) оптовый торговли промышленными товарами

 

3. Выберите номера правильных ответов.

Менеджмент – это:

А) управление хозяйственной деятельностью;

Б) государственное или общественное управление;

В) управление в неживой природе;

Г) управление лошадьми

 

4. Выберите номер правильного ответа.

 В каком веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний:

А) 20в.

Б) 15 в.

В) 12 в.

Г) 19 в.

 

5. Выберите номер правильного ответа.

 Теория управления – это:

А) уровень знаний, достигнутый преимущественно путем опыта и логическое обобщение опыта;

Б) динамическое выражение объективного, существенного, устойчивого, повторяющегося во времени;

В) взаимосвязи явлений, категорий, отношений

 

 

6. Выберите номер правильного ответа.

Кого называют «отцом менеджмента»:

А) Э.Мэйо;

Б) Дж. Сорос;

В) Ф. Тейлор;

Г) А. Файоль

 

7. Выберите номер правильного ответа.

 Кто является автором 14 принципов управления:

А) Э.Мэйо;

Б) Паркерт-Фоллет;

В) А.Файоль;

Г) Ф. Тейлор

 

8. Выберите номер правильного ответа.

Подход, основанный на комплексном рассмотрении управления, называется:

А) процессным;

Б) ситуационным;

В) подходом с точки зрения научного менеджмента;

Г) системным

 

9. Выберите номер правильного ответа.

Основные правила, требования к системе управления, которые носят объективный характер, - это:

а) методы управления

б) закономерности управления

в) принципы управления

 

10. Выберите номер правильного ответа.

Последовательность, технология, алгоритм управленческой деятельности, ее динамика – это:

а) механизм управления

б) система управления

в) процесс управления

 

11. Выберите номер правильного ответа.

Что является конечной целью менеджмента коммерческой организацией:

А) поиск и освоение новых рынков;

Б) разработка стратегий развития фирмы;

В) обеспечение прибыльности или доходности предприятия;

Г) определение необходимых ресурсов и их источников;

Д) Постоянный контроль за эффективной деятельностью фирмы           

 

12. Выберите номер правильного ответа.

В своем управленческом воздействии на объект, менеджмент имеет своей целью:

А) поддержать объект в желаемом состоянии;

Б) перевод объекта в новое состояние;

В) в зависимости от ситуации, либо поддерживать в желаемом состоянии, ибо перевести в новое;

Г) ограничить влияние внешних факторов на объект управления

 

13. Выберите номер правильного ответа.

Упорядоченные изменения свойства системы во времени или появление новых систем – это:

А) процесс;

Б) закон;

В) развитие.

 

14. На что нацелен интеграционный подход?

а) на исследование взаимосвязей;

б) на исследование покупателей;

в) на исследование и усиление взаимосвязей.

 

15. Выберите номер правильного ответа.

Главная задача менеджера в управлении персоналом – это:

А) осуществлять контроль за четким соблюдением режима рабочего дня;

Б) обнаружить ошибки в работе подчиненного;

В) организовать досуг подчиненных;

Г) поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний.

 

16. Выберите номер правильного ответа.

Автор концепции человеческих отношений:

А) Дунаевский;

Б) Витке;

В) Богданов;

Г) Вебер

 

17. Выберите номер правильного ответа.

Какого вида управления не существует:

А) техническое

Б) государственное

В) идеологическое

Г) негосударственное

Д) хозяйское

 

18. Выберите номер правильного ответа.

Последовательность, технология. Алгоритм управленческой деятельности, ее динамика – это:

а) механизм управления

б) система управления

в) процесс управления

 

19. Выберите номер правильного ответа.

 Отметьте самый конкурентоспособный ресурс управления:

А) сырье

Б) топливо

В) технология

Г) оборудование

Д) персонал

Е) финансы

 

20. Выберите номер правильного ответа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.083 с.)