Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностный подход и ремесло историка.
В. Рубин – ученый-синолог, специалист по конфуцианству. «История, не имеющая нравственного измерения, не только бесполезна, но и опасна» Если смотреть на И. с т.з. национальных интересов, реализуя принцип историзма, то это и будет И., лишенная нравственности. Как смотреть на И.: с т.з. государства или с т.з. жертвы этого государства? 20 в. научил людей другому взгляду на И. – взгляду жертву, потому что жертв всегда больше. Объектом исторического исследования выступает прошлое человеческого общества, поэтому научное его изучение будет включать в себя определенное отношение ученого к предмету исследования. У историка кроме экономической статистики всегда должны быть перед глазами судьбы и лица людей. Идея о том, что историк интересуется определенными пристрастиями, и в связи с ними пишет свои работы, утвердилась уже давно, еще в античности. В ИО даже есть понятие партийности – принадлежности трудов историков к определенному воззрению. Например, немцы говорили, что они пишут И. для объединения Германии. Шлоссер отмечал, что из И. неустраним моральный компонент. Моральную оценку, конечно, можно и выбросить совсем, но тогда в И. останется одна политика. «И. – это политика, обращенная в прошлое» - М. Покровский. Инициатором разработки ценностного подхода в исторической науке была баденская школа неокантианства в Германии В определенном вопросе должны быть представлены все позиции по нему. Историку необходимо соблюдать правила работы с информацией и ИИ. Необходимо проверять информацию, осознать и дать понять свою соц. обусловленность, соц. субъективность. Нужно работать под ссылками, в этом приближение к объективности. Есть сообщество историков, у которых есть определенные общепринятые правила, по которым нужно работать. Соблюдение этих правил дает нам возможность проводить рефлексию. 22. Либеральный и консервативный историзм конца 18-19 вв. Понятие «историзм». Историзм – одно из самых спорных понятий И., оно употребляется в самых разных смыслах. Часто понятие историзма трактуют не как принцип исторического познания мира, а как фундаментальную идею культуры. В широком смысле слова под историзмом подразумевается тип мысли, для которой основополагающей является идея связи времени, идея изменчивости, текучести мира и человека. При этом предполагается, что человека можно понять только в контексте этих изменений. Эта изменчивость – из греческой фсф и больше всего представлена у Гераклита.
В таком понимании историзм воспринимается как принцип научного познания (причем не только в гуманитарных сферах). Историзм изучается исторические явления. При этом становятся важны идея изменчивости, индивидуальности, органического развития (развития из внутреннего состояния явления, с учетом внутренних закономерностей). Элементы историзма можно искать в разных культурах, но в наиболее ярких формах он свойственней Западной цивилизации. Историзм – принцип понимания действительности, присущий западной цивилизации. Но истоки его идей зародились еще в античной традиции. По-своему идея историзма выражена также в Библии. Как фундаментальный принцип историзма оформляется в Европе в 18-19 вв. В это время в Европе возрос интерес к Ии, т.к. отмирали старые порядки, возникали новые. Выделяется 3 формы историзма, которые объединили 19 в. в его исторических поисках. В рамках размышлений делались различные акценты. Формы: · Консервативная. Эдмунд Берк – английский историк и философ, автор книги «Размышления о революции во Франции» (1790), член английской партии вигов. Он считал, что нет наилучшей и наихудшей форм правления, все они обуславливаются исторической действительностью и историческими связями. Важнейшие из этих связей – семья и принадлежность к власти. Один из ключевых принципов Берка – принцип давности – давности учреждения, его способностей. Презумпция в пользу давности – то, что существует давно, оправдано традицией и религией, т.к. это оправдано историей. Религия – основа гражданского общества. Берк – противник атеизма и различных религиозных дискуссий. Берк также рассуждал о неравенстве. В частности, его волновало то, что неравенство и аристократия будут всегда, а равенство возможно только в вопросах морали. На тот момент взгляды Берка разделяла Екатерина II. Берк выступал за свободу. Английская свобода, по его мнению, - продолжение английских вольностей (по Хартии Вольностей).
Ключевая мысль Берка – социальный организм (механизм) оправдан, если он оправдан исторически. Книга Берка получила широкое развитие в Европе, оказала влияние на развитие общественной мысли (в частности, на немецкую школу права Карла Савиньи. Карл Савиньи – профессор университета в Магдебурге, сочинение- «О призвании нашего времени в законодательстве и законе о праве – о создании единого законодательства и единого общегерманского права. Право является результатом органического развития каждого данного народа. Исходя из этого, создание единого общегерманского государства неэффективно. А. Токвиль – представитель скорее либерального течения, чем консервативного; сочинения «Старый порядок и революция» и «Демократия в Америке». Любое традиционное учреждение индивидуально, это результат исторического прогресса; разрыв связей (революция) прерывает, тормозит эволюцию, а не движет вперед. Также у Токвиля была идея «духа народа» - того, что формирует историю как органичную систему. Все, что «свое» принимается, а чужое отвергается. В России также были подобные рассуждения. Масоны и декабристы говорили, что необходима революция; а Карамзин предупреждал, что подобное изменение негативно скажется на развитии страны. Н. С. Мордвинов также утверждал, что «к редьке ананаса не прибьешь». · Либеральная (Г. В. Гегель, Ф. Гизо, Ф. Шлоссер) Ключевая идея либералов – идея прогресса. Прогресс идет за счет нарастания идей свободы. Логика исторического прогресса в том, что идея свободы задает вектор И., и сопротивление этой логике бессмысленно. Свобода – универсальный принцип И., а классовая борьба – ее двигатель. «Философия истории» Гегеля несет в себе идею увеличения степени свободы человека. Мировой разум познает себя через И. и идею свободы. Есть народы исторические (имеющие отношение к идее свободы) и неисторические (не имеющие такого отношения). И. желающих ведет, а нежелающих тащит. У либералов «дух времени» - идея применения историзма к идее будущего, на перспективу. Ф. Гизо и др. в своих сочинениях отмечали, что развитие общества привело к уничтожению «старого порядка» (со ссылкой на историю Франции). Германцы завоевали галлов и стали феодалами, а гало-римляне – третьим сословием, которое постепенно добивается власти. – эта идея классовой и национальной борьбы. ВФБР в это логике – продолжение борьбы. Революция 1848 г. во Франции показала, что единого третьего сословия нет, что очень разочаровало либералов. Либералы акцентировали идею изменчивости И., которая ломает существующий порядок. («Цайтгайст» - «дух времени»). Все меняется, но нужно применить себя к данному времени, попытаться вписаться в измененную логику. · Марксизм. Идея направленности, идея исторического прогресса, и Дея о том, что классовая борьба является механизмом исторического развития – ключевые идеи марксизма. + идеологизация исторического познания. В «Немецкой идеологии» у Маркса идеология – это иллюзорное восприятие и логика того, что социолог, историк пишет в интересах того класса, к которому относится. И. 19 в. – конгломерат идей и политика вокруг них. Но у идей был ряд общих вещей. В 20 в. некоторые постулаты этих идей доводились до предела, что делало новые труды в рамках этих идей просто описательными. Таким образом, модус наших размышлений сформировался еще в 19 в.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.21 (0.007 с.) |