Лекция № 1.  Классификация видов туризма. Эволюция туризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1.  Классификация видов туризма. Эволюция туризма.



Им. И.А.Бунина

Кафедра социально – культурного сервиса и туризма

УМКД «Виды и тенденции развития туризма»

КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция№ 2.  Лечебно-оздоровительный туризм.

       Лечебно-оздоровительный туризм основан на трех основных лечебных природно-рекреационных ресурсах - климате, минеральных водах и лечебных грязях. Лечение с использованием этих ресурсов соответственно называется - климатотерапия, бальнеотерапия (от лат. balneum - ванна, купание) и пелоидотерапия (от греч. pelos - глина).

Лечебно-оздоровительный туризм осуществляется преимущественно на курортах. Курорт (от нем. kurort: kur - лечение, ort - место) - это местность, обладающая природными лечебными свойствами (ресурсами) и необходимыми условиями для их лечебно-профилактического применения. По характеру природных лечебных ресурсов курортыделятся на три группы: климатические, бальнеологические и грязевые, а курорты, располагающие несколькими лечебными факторами, соответственно называются бальнеоклиматическими, климатобальнеогрязевыми, бальнеогрязевыми и т.д. Условия профилактики и лечения болезней на курортах должны строго соответствовать медико-биологическим и экологическим нормам. Они изучаются наукой курортологией, возникшей на стыке медицины, рекреационной географии и медицинской географии. На всех курортах установлены округа и зоны санитарной охраны, в пределах которых запрещены строительство промышленных предприятий и производство различных работ, загрязняющих почву, воду, воздух.        

Лекция №4.  Деловой туризм.

Бум делового т-ма начался с 60х гг. и в 90х гг. составил 1/7 всех деловых путешествий.

Путешествия с деловыми целями включают:

1. Встречи и конференции.

2. Выставки и торговые ярмарки.

3. Инсентив-туры, которые признаны наиболее эффективным средством для ведения бизнеса, выхода на новые рынки, обмена мнениями.

В соответствии с целями встречи бывают:

1. Конгресс – это формальная встреча делегатов от определённой сферы деятельности.

2. Конференции – формальный обмен мнениями.

3. Саммит – это конференция с участием высоких должностных лиц вплоть до руководителя государства.

4. Симпозиум – это встреча, сочетающаяся с неформальными собраниями.

5. Семинар – это лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.

Основным рынком для индустрии встреч явл. корпоративный сектор и ассоциации.

Корпоративный сектор включает в себя компании, чьи основные цели проведения встреч носят коммерческий хар-р:

· Маркетинговые конференции.

· Внедрение нового продукта.

· Кадровая конференция.

Функции организаторов общест. мероприятий:

1. Выбор места проведения

2. Планирование событий

3. Координация вопросов размещения, питания и обслуж.

4. Транспортное обеспечение

5. Кадровые вопросы

6. Контроль над процессом оплаты

7. Решение незапланированных ситуаций

Положительный образ туристской фирмы на выставке – привлекательный фактор для клиентов и партнеров, мотивирующий их обращение именно в эту туристскую компанию для решения проблем своего отдыха или партнерской деятельности.

Самыми крупными и известными выставками туристского профиля являются:

1. ITB – междун. туристская биржа (Берлин)

2.  WTM – World Travel Marketing  (Лондон)

3. Fiture – Испания + Латино-Амер. Страны

4. Миланская тур. выставка – Итальянский продукт, страны средиземноморского региона

5. MITT (Россия, Москва).

6.  PATA (разн. страны), ATF (Азия), ATM, ITT,

Международный торгово-туристский мониторинг (МITT) проводится с 1993г. ежегодно в Москве (В Экспоцентре); туристская выставка в Манеже, на ВДНХ, в Санкт-Петербурге. Выставки, ярмарки в индустрии гостеприимства способствуют заключению большого количества договоров, установлению контактов, партнерских отношений. Для участия в выставке турфирма должна не позднее, чем за полгода составить заявку на участие в выставке с указанием необходимых площадей, условий размещения и оборудования.

Для размещения своего стенда турфирма арендует площадь не менее 9 кв. м. Возможна аренда необорудованной площади и готового стенда.

При реализации основных целей необходимо учитывать внешнее оформление стенда. Оно должно соответствовать имиджу компании, направлению работы. На стенде должно находиться необходимое количество наглядных рекламных материалов. Сотрудники должны обладать достаточным количеством информации, т.к. используемая некоторыми фирмами практика по привлечению людей для работы на стенде только на время прохождения выставки дает негативные результаты. Хорошие результаты по привлечению клиентов могут появиться при наличии на стенде видеоматериалов, проведении лотерей, шоу с участием известных артистов, при установлении скидок на туры на период работы выставки.

Некоторые турфирмы организовывают и продажу путевок непосредственно на стенде. Таким образом, уже в период работы выставки возможно получение достаточно высокой прибыли.

Профессионализм стендовой работы при проведении выставок способствует достижению высоких результатов в период всего предстоящего сезона. Хорошо спланированная организация стенда на выставке, красочные и наглядные экспозиционные материалы могут поднять имидж фирмы как среди партнеров, так и среди потребителей, помогут заключению взаимовыгодных контрактов и договоров.

Инсентив-туры – это специальный сектор туризма, применяемый компанией для награждения своих сотрудников и поощерения их с целью маркетинговых исследований (кадровый менеджмент).

Основные рынки, пользующиеся инсентив-туризмом:

a) Фармацевтическая индустрия

b) Инф-ционные технологии

c) Финансовые, парфюмерно-косметические, электронные компании

Европейский и Северо-Американский рынок наиболее часто пользуется инсентив-т-мом.

Страны-лидеры для инсентив-т-тов:

1. Южная Африка, Гонконг, Кипр

2. Сингапур

3. Таиланд, Флорида, Бразилия

4. Круизы, Лазурный берег (Франция), Испания

Требования к инсентив-турам: уникальность, неповторимость, фантазия, экзотика, оригинальность.

Отличия Европейских и Северо-Американских клиентов:

1. Европейцы более искушены в комфорте и требовательны.

2. Европейцы менее склонны брать с собой супругов

1. Для европейских компаний это просто поощрение, для американских – это м-говое средство, т.е продолжение проф-х обязанностей.

Продолжительность – min 2 дня, max 5-7 дней.

Лекция №8.Событийный туризм

Событийный туризм — направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель по­ездки приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм — это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впе­чатления. Главная особенность событийного туризма — это множество ярких неповторимых моментов. Это пер­спективный и динамично развивающийся вид туризма. Целевая аудитория событийного туризма — это обес­печенные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар. Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события, т.е. на события национального или международного уров­ня. Событийный туризм также можно классифицировать на несколько видов по такому признаку как тематика события. На наш взгляд, в событийном туризме можно выделить несколько тематических видов:

1. Национальные фестивали и праздники:

— фестиваль св. Патрика в Лондоне, Великобри­тания;

— фестиваль св. Патрика в Дублине, Ирландия;

— фестиваль культур в Берлине, Германия;

— парад сексуальных меньшинств «Pride London» в Лондоне, Великобритания;

— парад любви («Love Parade») в Берлине, Германия;

— парад сексуальных меньшинств «Pride Amsterdam» в Амстердаме, Нидерланды;

— парад военных татуировок в Эдинбурге, Шотлан­дия;

— празднование дня рождения Наполеона Бонапарта, Аяччо, Корсика.

. Театрализованные шоу:

- праздник на льду, шоу Romanza, Германия;

- шоу «Lord of the Dance», Великобритания;

- праздник на льду, шоу Mystery, Германия;

- фестиваль «Цирк будущего», Париж, Франция;

- праздник на льду, шоу Romanza, Вена, Австрия.. Фестивали кино и театра:

 

- фестиваль короткометражных фильмов в Оберха-узене, Германия;

- Каннский фестиваль, Канны, Франция;

- театрализованный фестиваль «Spierlart», Мюнхен, Германия;

- фестиваль «Вишневый лес», Москва, Россия;

- фестиваль оперного искусства, Верона, Италия.
. Гастрономические фестивали:

- международный фестиваль пива, Берлин, Герма­ния;

- большой британский фестиваль, Лондон, Велико­британия;

- Октоберфест, Мюнхен, Германия;

- фестиваль морепродуктов, О Гров, Испания;

- праздник молодого вина Божоле Нуво, Франция;

- парижский салон шоколада, Париж, Франция.
Фестивали и выставки цветов:

- выставка цветов в Челси, Лондон, Великобри­тания;

- выставка цветов во дворце Хэмптон Корт, Лондон, Великобритания;

- фестиваль хризантем, Япония;

- выставка тюльпанов, Нидерланды;

- фестиваль «бонсай», Нара, Япония.
Модные показы:

- Ready to Wear, Париж, Франция;

• Men's Fashion, Париж, Франция;

• Milano Moda Bouna, Милан, Италия. Аукционы:    •

- аукционы Сотби;

- аукционы Кристи;

• аукционы Дрюо, Париж, Франция.

8. Фестивали музыки и музыкальные конкурсы:

— фестиваль Capricies, Кранс-Монтана, Швейца­рия;

— фестиваль Ars Musica, Брюссель, Бельгия;

— фестиваль «Снег и Симфония», Санкт-Мориц, Швейцария;

— фестиваль «TDK TIME WARP», Маннхайм, Герма­ния;

— фестиваль попмузыки «Pink Pop», Ландграаф, Нидерланды;

— фестиваль джаза в Монтре, Швейцария;

— фестиваль музыки и искусств в Хенли, Велико­британия;

— фестиваль джаза в Стокгольме, Швеция;

— музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского, Москва, Россия;

— музыкальный конкурс «Евровидение».

9. Спортивные события:

— Олимпиады и международные состязания;

— автогонки Формула-1;

— автогонки NASCAR, США; -- ралли;

— мотогонки.

10. Международные технические салоны:

— авиасалон в Ле Бурже, Париж, Франция;

— авиакосмический салон в Жуковском, Россия;

— авиасалон в Чжухае, КНР;

— авиасалон на острове Лангкави, Малайзия;

— автосалон в Женеве, Швейцария;

— автосалон в Москве, Россия;

—- «Салон часов», Женева, Цюрих, Швейцария.

Участники событийных туров предъявляют повышен­ные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу — гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и особенно к услугам гидов-переводчиков. Осо­бенностью событийного туризма является то, что ежегод­но он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных.

Прочное место в событийном туризме заняла Олимпи­ада — летние и зимние Олимпийские игры. В настоящее время крупным и стабильным сегментом событийного туризма являются «карнавальные туры». При организа­ции «карнавальных туров» следует учитывать целый ряд требований туристов:

1. месторасположение отеля — рядом с местом, где проходят карнавальные мероприятия;

2. наличие ресторанов и качественного питания;

3. архитектура отеля — старинный стиль;

4. интерьер номеров и цветовая гамма;

5. количество обслуживающего персонала;

6. наличие магазинов или пунктов проката карна­вальных костюмов.

Репутацией одной из «праздничных стран» пользуется Италия. Самым популярным является карнавал в Вене­ции, который ежегодно проходит в феврале. В течение 10 дней в городе воссоздается праздничная атмосфера XVIII века. Кавалькады, традиционные церемонии, все­возможные парады и маскарады без устали сменяют друг друга на шумных и пестрых улицах. Ежегодно на карнавал в Венеции приезжает более 500 тыс. туристов из разных стран мира. Карнавал открывается праздником Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. Праздничное шествие начинается от дворца Св.Петра и заканчивается на площади Св. Марка, где сжигается символическое чучело. Праздник продолжается танцами и салютом из конфетти.

В феврале также проходит карнавал в Виареджо. Он начинается на Пьяцца Мацини, где проходят празднич­ные шествия, маскарад, выступают оркестры и музы­кальные группы. Этот карнавал знаменит тем, что здесь делают огромных кукол, «двойников», пародирующих знаменитых людей и известных политических деятелей. Несколько дней продолжается парад, состоящий из мно­жества повозок с куклами. Парад заканчивается фейер­верком. Город Ченто (область Эмилия-Романья) — побра­тим Рио-де-Жанейро, поэтому здесь на праздничных гуляньях танцуют бразильские балерины. В городе Иврея карнавал заканчивается апельсиновым боем. Эта традиция берет начало в 1195 г., когда жительница города Виолетта выступила против «дворянского права первой брачной ночи», отрубила голову своему господину и бросила ее с балкона. Народ ее поддержал и забросал дворян фасолью. С течением времен фасоль заменили на апельсины.

В Германии 11 ноября в 11 часов 11 минут начинаются карнавалы в Кельне, Бонне, Дюссельдорфе и Майнце. Наиболее известный и популярный карнавал проводится в Кельне. Весь ноябрь проходят заседания карнавальных комитетов, на которых выбирается «Принц Карнавала». Обер-бургомистр вручает ему ключи от ратуши. Спустя 3 месяца, в последний четверг февраля, «Бабий четверг», женщины, одетые в карнавальные костюмы, захватывают ратушу и объявляют начало карнавала. В этот день женщи­нам дозволено все. Одна из самых известных традиций — это срезание галстука. Своей кульминации праздник достигает в «Розовый понедельник». В этот день око­ло 1,5 млн человек участвуют в праздничном шествии и везут огромных кукол из папье-маше. В «Фиалковый вторник» сжигают большое соломенное чучело. Заканчи­вается карнавал в «Пепельную среду», когда все рисуют на лбу пепельные кресты и едят рыбные блюда.

Во Франции знаменитый карнавал с 1294 года про­ходит в Ницце в конце февраля — начале марта. В нем обычно участвуют около 1 млн туристов. Выбирают ко­роля и королеву. Центральные события — «цветочные сражения» и «Парад Голов» (огромные макеты голов весом до 2 т и размером до 12 м движутся по городу на повозках).

В Испании центром карнавалов являются Канарские острова (в Санта-Круз — столице острова Тенерифе). Со второй половины XVIII века здесь проводятся маскарад­ные шествия. Также популярны «Яичные сражения» (яйца наполнялись мукой или пудрой). В наши дни «сра­жения» проходят с применением конфетти и серпантина. Центральное событие — сражение на верблюдах, а также зйаменитая церемония «похороны сардины». В Бразилии карнавал тоже проходит в начале февраля. Он длится 7 дней и завершается «Парадом чемпионов». В параде участвуют представители различных танцеваль­ных школ самбы. В 1984 г. был построен специальный самбодром с аллеей длиной 700 м и шириной 13 м. Очень часто участие в карнавале совмещается с круизом Буэнос-Айрес — Монтевидео (Уругвай) — Порто Бело (Бразилия) — Бузгос (Бразилия) — Рио-де-Жанейро.

Одним из важнейших сегментов событийного туризма являются туры на соревнования «Формула-1». Интерес туристов к этим турам огромен, только Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу превосходят «Форму­лу-1». Но Олимпиады проходят раз в два года, чемпионат мира по футболу — раз в четыре года, а «Формула-1» свои Гран-при разыгрывает 18—19 раз в год. Первые ав­томобильные гонки, получившие название «Формула-1», прошли в 1927 г. в Италии. С тех пор число стран, име­ющих трассы для проведения соревнований, достигло 20. Участники туров на гонки «Формула-1» имеют возмож­ность совершать настоящие кругосветные путешествия в течение года, перемещаясь вместе со спортсменами на каждый новый розыгрыш Гран-при. Например, один из маршрутов для участников тура выглядит следующим образом: Бахрейн—Малайзия—Австралия—Сан-Мари­но—Германия—Монако—Венгрия. Естественно, что поз­волить участвовать в таком туре могут люди с доходом, значительно превышающим средний.

В последнее время в событийный туризм прочно вошли туры на авиационные гонки-слалом Red Bull. Это один из наиболее захватывающих и зрелищных видов спортивных состязаний, своеобразный аналог «Форму­лы-1». Соревнования Red Bull Air Race впервые прошли в 2003 г. в Цельтвене (Австрия) и сразу обернулись коммерческим триумфом. В течение 2004 г. соревнова­ния прошли в Кембле (Великобритания) и в Будапеште (Венгрия), где за один день собрали рекордную аудито­рию 1,3 млн зрителей, среди которых 40% составляли туристы, приехавшие специально на эти соревнования. С 2005 г. состязания в воздухе получили название Red Bull Air Race World Series, т.е. «Мировая серия воздуш­ных гонок по формуле Ред Булл». С 2006 г. серия воздуш­ных гонок проводится в 9 этапов в различных странах мира. Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Целый ряд экспертов полагают, что в не­далеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.

 

                                        

 Лекция №9 Круизный туризм

Теплоходное путешествие (круиз) представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов вместимостью от 70 до более 1000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира
По сути дела круиз представляет собой морской тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна, в частности: проезд на судне; проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса); трехразовое питание; развлечения и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.)

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. В 1998 г. более 8 млн туристов совершили путешествия на воде, а к 2004 г.эта цифра достигла 11,5 млн
Водные круизы организуются как по морям, океанам, так и по разным рекам. В организации морских и речных круизов много общего. Однако по вместимости судов, организационным особенностям, программам обслуживания, а также по месту проведения туров среди морских и речных круизов есть ряд различий
Морские круизы. Сегодня в мире морские круизы переживают счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах.
По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA). Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.
Многие туристские агентства, особенно те, что специализируются на отдыхе и круизах, также являются членами этой Ассоциации. CLIA объединяет около 33 турфирм, специализирующихся на продаже круизов и более 20 тыс. туристских агентств, занимающихся продажей круизных поездок. Хотя CLIA трудно сравнить по функциям и степени влияния с IATA, она все же является важным международным органом, деятельность которого направлена на пропаганду индустрии морских круизов как среди потребителей-туристов, так и среди турагентств. CLIA оказывает помощь турагентствам в подготовке специалистов, связях с общественностью и рекламе. Благодаря специальной профессиональной подготовке турагентов и умело проводимой рекламной кампании CLIA удалось превратить морские круизы в «классический» вид отдыха. 95 % всех круизов продается через туристские агентства Ассоциации, причем реализация данного туристского продукта стоит на втором месте после продажи авиабилетов
За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения.
Широкое развитие получили комбинированные и «пакетные» авиаморские круизы с включением в стоимость путешествия всего комплекса обслуживания. При этом круизная компания организовывает чартерные авиарейсы как часть общего путешествия, обеспечивая туристу свой уровень обслуживания уже из аэропорта.
Продолжительность круизов. Специалисты считают, что круиз продолжительностью в одну неделю является и будет оставаться основным турпродуктом (около 40 % круизов приходится на недельные путешествия). Более кратковременные круизные туры предпочитает около 30 % клиентуры. Круизы от 10 до 14 дней привлекают чуть менее 30 %. В продолжительных круизах свыше 14 дней (так называемых кругосветках) принимают участие лишь 2-3 % клиентов.
Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круизов) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой.
Однако свое место в спросе имеет и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность «круизы в никуда» - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру.
Основные круизные регионы:
1) Средиземное море - с мая по октябрь;
2) Карибский бассейн зимние месяцы;
3) вокруг Европы и Скандинавии - с середины мая до конца августа
Страны Юго-Восточной Азии прилагают в последнее время большие усилия для того, чтобы стать четвертым популярнейшим круизным регионом. Так, например, Сингапур хочет стать вторым Майами в своем регионе: построенные дорогостоящие круизные стоянки привлекают западные круизные компании базировать на них свой флот, организовывать круизные маршруты.
Категории круизных компаний. По технической оснащенности и комфортабельности флота, уровню сервиса на борту, размерам базовых тарифов и ряду других показателей круизные компании подразделяются на четыре основные категории:
- стандартные (их обычно обозначают ***), например Dolphin cruise line;
- первоклассные (****) - Costa Cruises, Norvegian cruise line;
- престижные (*****) - Holland America line, Celebrity Cruises;
- супер-люкс (******) _ Seabourn и др
Несколько особняком от них находятся специализированные морские операторы (например, Club Med, Windstar и др.)
На мировом круизном рынке действует около 60 операторов, из которых 47 эксплуатируют по 1-3 судна. Однако многие из них являются дочерними предприятиями больших круизных операторов, созданными для самостоятельной работы отдельных судов в конкретных регионах
Крупнейшими круизными операторами являются американские: Carnival Cruise Line Corporation (CCL), Royal Caribbean, а также британская Р & О Cruises Divison.
Оплата на судах зависит:
- от комфортабельности судна;
- категории каюты, которая определяется в зависимости от основных и дополнительных условий комфортабельности.
Российские морские круизы. История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда ВАО «Интурист» начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на «Петре Великом» - по Черному морю с туристами из соцстран. В 1960 г. на «Адмирале Нахимове» был организован первый круиз с советскими туристами на Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» - на Дальнем Востоке продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской туризм начал развиваться на Севере и Балтике.
В Советском Союзе основной базой морского круизного флота было Черноморское пароходство (ЧМП) в Одессе. Поэтому развал Союза болезненно отразился на морском пассажирском флоте России - страна практически осталась без комфортабельных морских лайнеров. А Украина, получив в наследство более 40 круизных судов, две трети из них сегодня не использует: часть была продана или отдана в долгосрочный зарубежный фрахт, часть списана или поставлена на прикол. Кризис украинской экономики не прошел мимо и «ЧМП-БЛАСКО» - акционерного общества, в которое преобразовалось бывшее Черноморское пароходство. Его сегодняшняя неплатежеспособность и астрономические задолженности не раз становились причиной ареста кораблей, в том числе и круизных, в различных портах мира. Тем не менее «ЧМП-БЛАСКО» и на сегодня продолжает оставаться основным фрахтодателем для круизных фирм, работающих на туристском рынке СНГ. Из наиболее комфортабельных пассажирских кораблей, доступных нашим туристам, в Одесском пароходстве остались теплоходы типа «Белоруссия» («Украина», «Азербайджан», «Грузия») и типа «Иван Франко» («Шота Руставели» и «Тарас Шевченко», прошедшие недавно полную реконструкцию)
Тот факт, что большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе, определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы (Одесса - Санкт-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать практически все ведущие страны «Старого света»
А вот теплоходные прогулки в бассейнах Индийского и Тихого океанов, к берегам стран Юго-Восточной Азии являются редкостью для отечественного круизного бизнеса. Только фирма «Примэкспресс» пошла на организацию с 1994 г. подобных круизов. И несмотря на их убыточность, планирует и в дальнейшем возить россиян в экзотические страны
Сроки проведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяца. Начинаться и заканчиваться они могут как в одном порту, так и в разных, как в российских или украинских, так и в любых иностранных портах
Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три-пять раз ниже общемировых благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение, зарубежные круизные фирмы не предпринимают особых попыток внедрения на российский рынок. И даже открытие в России представительства известной западной турфирмы «Роял Кариббиэн Круиз Лтд», работающей во многих водных бассейнах мира, не создает для наших круизных операторов конкуренции
Морской пассажирский флот России находится в ведении Азовского, Балтийского, Дальневосточного, Каспийского, Камчатского, Мурманского, Северного, Сахалинского и Черноморского пароходств, подчиненных Министерству транспорта России. Кроме судов названных пароходств российские туристские фирмы и организации арендуют суда в Эстонском и Дунайском (Украина) пароходствах, Укрпассфлоте (Одесса)
Руководит морским транспортом в России Федеральная служба морского транспорта.
Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору - фрахт-контракту, заключаемому между туристской организацией и морским пароходством. Такой договор включает:
- количество и наименование судов; количество мест по категориям;
- маршруты круизов и их сроки;
- количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
- стоимость оплаты на каждый рейсооборот;
- общую сумму оплаты за перевозку туристов;
- ответственность сторон
Обязательными приложениями к договору являются:
1) расписание движения судна, согласованное с туристской организацией;
2) план-карта судна, утвержденная на момент заключения договора;
3) расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок
В последнее время некоторые судовладельцы предлагают суда в бербоут-чартер - длительную аренду и эксплуатацию со всей вытекающей ответственностью
Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. О всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить об этом работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов
Речные круизы. В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. По ее территории протекают: Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной системой каналов, что дает прекрасные возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.
Наиболее популярные среди зарубежных туристов маршруты речных круизов проходят прежде всего по Рейну и Дунаю. На третьем месте - русские реки Волга, Дон, их притоки, озера и каналы. Спрос на эти маршруты упал после Чернобыля, развала СССР и в связи с нестабильной ситуацией в России и странах СНГ.
Круизы по Нилу обычно являются составной частью программ более обширных турне или программ отдыха. Это же относится и к еще более экзотическим Амазонке, реке Святого Лаврентия и Янцзы. Растет спрос на круизы по французским рекам и каналам.
На Западе спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует.
Теплоходы, выполняющие круизные программы по рекам Германии, Великобритании, Франции и Голландии, представляют собой однопалубные и двухпалубные теплоходы специальной постройки или, в некоторых случаях, переоборудованные самоходные баржи. Их особенность заключается в том, что все они имеют низкую осадку и надстройку. Это связано с тем, что большинство маршрутов пролегает по узким каналам и теплоходы вынуждены проходить под низкими створами мостов и по мелководным рекам. Соответственно вместимость таких судов очень маленькая. Однако владельцы теплоходов стараются как можно комфортнее и уютнее оформить свое судно, снабдить его самым необходимым. Среди них присутствуют как однозвездочные суда, так и комфортабельные теплоходы класса «люкс»
На судах, выполняющих круизы по рекам Европы, судовладельцы стараются увеличить площадь ресторанов, так как из-за недостатка места на некоторых туристских теплоходах приходится обедать и ужинать в две смены. Это зачастую вызывает неудовольствие туристов, так как первая смена чувствует себя ограниченной во времени, а второй приходится долго ждать. Руководители круизов на данный момент решили этот вопрос путем периодического изменения смен через несколько дней.
Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но тем не менее этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы.
Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д
Продажа речного круиза идет напрямую, когда фирмы-судовладельцы или фирмы-арендаторы реализуют турпродукт через собственную контору либо продают его через сеть специализированных агентств, в том числе через фирмы, организующие туры и автобусные поездки.
Российские речные путешествия. Российская Федерация обладает уникальными возможностями для организации речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Как известно, Россия обладает самой большой сетью рек. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет около 100 тыс. км, из них более 16 - это искусственно созданные каналы и водохранилища. Удобная, эффективная воднотранспортная магистраль соединяет Северо-Западные, Центральный и Южные районы страны.
В 1959 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС организовал первый речной маршрут. За ту навигацию 10 судов перевезли 12 тыс. путешественников. В настоящее время эта цифра составляет более 1 млн человек. Почти 150 тыс. км голубых дорог страны освоено ныне туристами. На них работает 700 гидротехнических сооружений, в том числе 122 шлюза. Работа речного флота в России построена по территориально-производственному принципу. Перевозки пассажиров осуществляет более 60 предприятий - бывшие пароходства и порты, преобразованные в судоходные компании и акционерные общества. Общее руководство и координацию деятельности предприятий осуществляет Служба Росречфлота Министерства транспорта Российской Федерации.
В настоящее время туристские перевозки осуществляют суда акционерных обществ и судоходных компаний: в Центральных бассейнах Московское речное пароходство, Столичная судоходная компания, «Волга-флот», Камская судоходная компания, «Донинтурфлот», Беломорско-Онежское пароходство, Санкт-Петербургский пассажирский порт; в Восточных бассейнах - Енисейское, Ленское и Амурское пароходства
Туристские перевозки осуществляются по 80 различным маршрутам с продолжительностью от 3 до 20 суток.
В пароходствах Центральных и Северо-Западных бассейнов совершается около 87 % всех перевозок туристов
По сложившейся в настоящее время практике судовладельцы (бывшие пароходства) сдают теплоходы во фрахт различным туристским фирмам, в основном российским, которые, имея зарубежных партнеров, и осуществляют загрузку. Как правило, солидные турфирмы из года в год берут одни и те же теплоходы, осуществляют их реконструкцию и модернизацию. На российском рынке речных судов известны фирмы: «Паллада» -круизы по Волге и Волго-Балтийском



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.068 с.)