Возникновение философии в Древней Индии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение философии в Древней Индии.



В Древней Индии философия появилась значительно раньше Греции, и связывают появление философии с Ведами (санскр. «знание»). Веды были принесены в Индию ариями – скотоводческими племенами, пришедшими в Северную Индию из Средней Азии и Ирана около середины 2 тысячелетия до н.э. Веды представляют собой обширный свод текстов религиозного характера, наблюдений за природными циклами, космогонических представлений, складывающийся условно со второй половины 2 тысячелетия по первую половину 1 тысячелетия до н.э. Ведическая литература в целом состоит из 4 частей:

1. Самхиты (собственно Веды, которых 4: Ригведа (самая ранняя) – Веда гимнов, Самаведа – Веда напевов, Яджурведа – Веда жертвоприношений и Атхарваведа – Веда заклинаний).

2. Брахманы – комментарии к самхитам, написанные брахманами и для брахманов (сборники наставлений, обрядовых предписаний и т.д.)

3. Араньяки («лесные книги») – книги для отшельников.

4. Упанишады («сидеть около», т.е. у ног учителя, слушая наставления) – тоже комментарии, содержащие собственно философскую часть Вед. Их всего больше 100, точное число определить трудно. Они не являются философскими трактатами, это собрания текстов, сочиненных разными авторами в разное время (от 6-3 вв. до н.э. до 14-15 вв. н.э.) и на разные темы.

На становление философии в ее специфическом виде сильно повлияла социальная структура. Как раз во время ведического периода кочевые и пастушеские племена ариев превращаются в дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной иерархией, содержащей 4 главные варны (сословия):

1. Брахманы (жрецы, священнослужители, хранители знания) – по преданию, произошли из уст первочеловека Пуруши, поэтому являются высшей варной.

2. Кшатрии (цари, князья, воины) – произошли из рук Пуруши.

3. Вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) – из бедер Пуруши.

4. Шудры (чернорабочие) – произошли из ступней Пуруши.

Принадлежность к той или иной варне определяется рождением и в течение жизни изменена быть не может. Соответственно, каждая варна имеет свою строго определенную и закрепленную за ней Ведами социальную роль. Так, вся ведическая философия адресована только брахманам.

Специфические черты.

Из сказанного можно вывести ряд особенностей, отличающий индийскую философию от западной:

1. Интровертивная направленность, выражающаяся в том, что мышление древнего индуса направлено не на изучение природы ради нее самой (как в Греции), а вовнутрь человека, на его духовное самосовершенствование.

2. Религиозный характер: во-первых, основным источником философии выступает священный текст (Веды), чего в греческой философии не было, во-вторых, в качестве цели предлагается освобождение (мокша) от перерождений, т.е. сама цель ориентирует не на эту жизнь, а на освобождение от нее. Соответственно, у каждой школы философская теория сочетается с религиозной практикой, зато отсутствует связь с наукой.

3.  Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели – освобождению (в качестве примера – благородное молчание Будды).

4. Слабая выраженность личностного творческого начала, растворенность «я» в коллективе, социальной роли. Антиисторизм (крайняя хронологическая неопределенность текстов).

5. Замкнутость, эзотерический характер знания, обусловленный варновым делением и в свою очередь обусловивший то, что, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло.

6. Эгоистическая направленность, связанная с тем, что философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь его может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений. Карма – закон причинно-следственной связи между нашими желаниями, нашими действиями и обликом будущего перерождения. В отличие от греческого понимания судьбы как Ананке, необходимости, карма создается самим человеком и его действиями. Чтобы улучшить свою карму, необходимо соблюдать дхарму – «долг, благой закон», регламентирующий жизнь человека в соответствии с его варной. Показателен также принцип ахимса (непричинение вреда живому существу). Культ бодхисаттв, достигших нирваны, но не ушедших в нее и оставшихся помогать людям, появился лишь в позднем буддизме и в принципе для индийской традиции не характерен. Кстати, раннему буддизму присущ идеал архата (достигший никому не помогает).

7. Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации – переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой). Кроме того, пессимизм связан со специфическим ощущением времени. Время понимается как ряд длительных эпох - юг, циклически сменяющих друга: от «хорошего-хорошего» к «плохому-плохому» веку. Длительность циклов исчисляется триллионами лет. Так, сейчас мы живем в самой страшной эпохе – Кали-юге, которая началась за 3 тысячи лет до н.э. и будет длиться еще более 425 тыс. лет.

8. Аскетизм: во всех учениях, кроме локаяты, проповедуется отказ от желаний в качестве пути к освобождению. Поскольку колесо сансары приводится в движение законом кармы, то для достижения освобождения (т.е. прекращения перерождений) необходимо разрушить причинно-следственную связь между нашими желаниями и нашими действиями. Для этого и используется аскеза – подавление желаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.006 с.)