Формы вмешательства государства в экономический кругооборот 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы вмешательства государства в экономический кругооборот



Формы вмешательства государства в экономический кругооборот

Бывают прямыми и косвенными

· Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.

Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора.

o При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.

o Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.

· Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.

o Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.

Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Важнейшие функции государственных финансов.

· Экономическая заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).

· Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

· Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

·  четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция.

Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:

1
MPG = ------------,

1 – c

где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.

С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.

GDP = MPG x G

где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.

· По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:

o прогрессивный налог,

o пропорциональный налог,

o регрессивный налог.

Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.

При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.

При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.

А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера (рис. 9.6.)

Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики - дискреционной и недискреционной (автоматической).

Первая - дискреционная форма бюджетно-финансовой политики - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.

Дискреционная бюджетно-финансовая политика - сознательное изменение налогов и расходов, осуществляемое правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики.

Вторая - недискреционная форма бюджетно-финансовой политики - имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью "встроенных стабилизаторов", к которым относят систему прогрессивного налогообложения и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастает (при прежних ставках), что в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад.

Трансфертные платежи (социальные пособия) - один из компонентов бюджетных расходов ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.

Недискреционная бюджетно-финансовая политика основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер.

Встроенные стабилизаторы - экономические механизмы, такие как подоходный налог, пособия по безработице, которые являются частью системы государственных финансов и которые автоматически смягчают реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.

Бюджетно-финансовая политика государства с рыночной экономикой, как правило, формируется на основе трех вариантов.

Первый вариант исходит из того, что необходимо обеспечить сбалансированность госбюджета, то есть госбюджет должен быть без дефицита. При этой сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет. Использование этого варианта, однако, ограничивает возможности бюджетного регулирования как составной части государственного воздействия на экономические процессы.

На практике использование принципа сбалансированности бюджета может способствовать углублению экономических противоречий. Так, в условиях экономического спада в связи со снижением уровня производства ж доходов обостряется проблема бюджетного финансирования. Это вызвано тем, что налоговые поступления обнаруживает тенденции к падению. В подобной ситуации власти должны либо повысить налог, либо понизить государственные расходы, либо прибегнуть к сочетанию обеих этих мер. В результате их действия совокупный спрос сократился бы, что неизбежно повлекло бы за собой дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Обеспечение сбалансированного бюджета с помощью финансирования его дефицита за счет денежной эмиссии изоляционного характера привело бы лишь к номинальному росту налоговых и других поступлений в бюджет. Они бы били "съедены" инфляционным ростом цен. А реальные доходы государства понизились бы и, как следствие, усугубились бы финансовые трудности экономики в целом.

Второй вариант бюджетно-финансовой политики государства также основывается на принципе сбалансированности бюджета, но не в рамках одного года (как в первом варианте), а за любой определенный отрезок времени - например, в течение экономического цикла. При использовании этого концептуального подхода происходит увязка государственной бюджетно-финансовой политики с политикой антикризисного регулирования. Taк, для расширения рыночного спроса в условия; спада правительство принимает меры по снижению налогов и одновременно увеличивает бюджетные инвестиционные расходы. Сознательно расширяя дефицит бюджета, власти используют инфляционные методы. В условиях подъема они, наоборот, повышают налоги и снижают бюджетные расхода (прежде всего, на инвестиции), тек самым противодействуя выходу инвестиций за рамки платежеспособного спроса. Подобный подход также имеет свои минусы, поскольку продолжительность и интенсивность подъемов и спадов, как правило, не совпадают. А это, в свою очередь, мешает оптимальному согласованию бюджетно-финансовой политики государства и антикризисного регулирования.

В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.

В развитых рыночных экономиках сегодня преобладает использование второго и третьего вариантов бюджетно-финансовой политики. Это значит, что государства большинства стран проводят курс на допущение финансовых дефицитов. Так, во многих западных странах с 1970-х годов проводится политика таргетирования (от английского "таргет" - цель). Ее суть сводится к установлению максимально допустимых размеров бюджетных дефицитов по отношению к валовому внутреннему продукту не выше 3%. В отличие от стран Европейского сообщества США с 1998 года перешли к профицитному бюджету.

Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.

Сущность денег находит свое непосредственное выражение в выполняемых пяти функциях:

1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).

2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.

3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.

4. Как средство накопления и сбережения деньги,

5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.

В современной рыночной экономике функции денег претерпели видоизменения Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий и глобальный характер. Таким образом, все без исключения товары, услуги, природные и интеллектуальные ресурсы, а также труд и способности людей оцениваются сегодня в денежной форме.

Денежная система включает в себя следующие элементы:

o денежную единицу;

o эмиссионную систему;

o виды денег;

o институты регулирования денежной системы.

Денежной единицей является денежный знак, принятый в качестве меры стоимости (например, рубль или доллар).

Эмиссионная система - это учреждение, регулирующее выпуск денег в обращение, то есть Центральный Банк. В регулировании денежного обращения участвуют также министерство финансов и кредитно-банковские учреждения страны. Например, в России право выпуска денег (денежной эмиссия) принадлежит Центральному Банку РФ.

Видами денег, выступающими как законное средство платежа, являются:

o наличные деньги - банкноты и металлические монета;

o безналичные деньги - то есть средства на счетах в кредитно-банковских учреждениях.

Количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и платежа, определяется законом денежного обращения.

Денежная масса или - совокупность всех имеющихся в обращении денег, является важнейшим количественным показателем денежного обращения. Она включает несколько компонентов, которые выделяются на основании критерия их ликвидности.

Денежные агрегаты дают возможность анализировать количественные изменения денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также регулировать темпы роста и объем денежной массы.

По мере возрастания индекса агрегата (агрегаты М0, М1, М2, …) степень ликвидности входящих в данный агрегат компонентов убывает при возрастании их роли как средства сохранения ценности.

o Агрегат М0 представляет собой наличные деньги - банкноты, разменную монету.

o М1 включает агрегат M0 и средства на текущих счетах банков, то есть чековые вклады без указания сроков хранения.

o Агрегат М2 объединяет М1 и срочные бесчековые сберегательные вклады в коммерческих банках (то есть вклада на определенный срок), а также краткосрочные государственные (казначейские) ценные бумаги (долговые обязательства со сроком хранения до года),

o Агрегат М3 состоит из М2 плюс сберегательные вклады в специальных кредитных институтах и ценные бумаги - акции, облигации всех видов, обращавшиеся на денежном рынке.

o В М4 входят М3, депозитные сертификаты в кредитных учреждениях (свидетельства о депонировании денежных средств) и другие долгосрочные кредитные обязательства.

o В состав пятого денежного агрегата L (он был сформирован в (США в 1980 г.) включены агрегат М3 плюс различные высоколиквидные средства, то есть легко превращаемые в наличные деньги - коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности, краткосрочные государственные облигации и др.

Агрегаты М0 и М1 измеряют массу денег в их функции средства обращения и средства платежа. Агрегаты М2, М3, М4 и L- в их функции средства накопления.

В России около двадцати компонентов денежной массы, которые объединяют в М0, М1, М2 и М3. М0 - это наличные деньги в обращена. М1 - кроме М0 включает в РФ средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, а также депозиты населения в сберегательных банках до востребования и средства страховых компаний. М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация. М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

В функции ЦБ входят:

    • ведение операций правительства (ЦБ как банкир правительства),
    • эмиссия денег,
    • контроль за деятельностью коммерческих банков,
    • регулирование количества денег в стране,
    • поддержание стабильности национальной валюты.
    • управление государственным долгом.

Баланс коммерческих банков состоит из двух частей:

o активов (кредит), находящихся в левой части, и показывающих, как именно банки используют полученные средства;

o пассивов (дебет), расположенных в правой части баланса, в которые вносятся привлеченные банками денежные средства.

· Формула денежного мультипликатора выражается следующим образом:

  •                               1
  • денежный мультипликатор = ------------------------------------------------
  •       требуемая резервная норма
  • формула денежного обращения, определяющая количество денег в обращении:

ИНФЛЯЦИЯ

Термин "инфляция" происходит от латинского "инфлатио" (вздутие) и означает обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности.

Различают два вида инфляции: спроса и предложения.

· При инфляции спроса повышение цен объясняется избыточным спросом (отсюда и ее название). Когда все ресурсы уже задействованы, дальнейший рост спроса уже не может привести к увеличению объема выпуска товаров. Таким образом, он ведет к повышению цен на производимую продукцию. При инфляции спроса ее факторами (имеющими чаще всего денежный характер) становятся:

o дефицит государственного бюджета, для покрытия которого власти выпускают государственные займы, увеличивая массу денег в обращении сверх его потребностей;

o расширение кредитной экспансии банков, то есть расширение их депозитно-чековой эмиссии;

o импортируемая инфляция, связанная с ростом цен на импортные товары и дополнительной эмиссией национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранных товаров.

· Другая важнейшая причина возникновения инфляции - увеличение издержек на единицу продукции. Повышение издержек (наиболее важных - удорожания энергии и сырья, неоправданного повышения зарплаты) в этом случае является причиной инфляции предложени я. При неизменном спросе уровень цен повышается (например, многократный рост цен на нефть в 1970-х годах и на рубеже 1990-2000 годов) и становится причиной инфляция. Источником инфляции может стать и повышение заработной платы при неизменной производительности труда, и, следовательно, увеличение издержек на единицу продукции.

Отрицательная инфляция (снижение цен) - называется дефляцией.

На динамику издержек производства, а значит, и цен влияют также следующие факторы:

o диспропорции в соотношении рыночного спроса и предложения (когда предложение меньше спроса);

o несбалансированность структуры инвестиций;

o недогрузка производственных мощностей;

o политика цен, проводимая крупными компаниями;

o рост косвенных налогов, автоматически включаемых в цены.

· Вне зависимости от причин возникновения инфляции, она проявляется в двух формах - открытой и скрытой (или подавленной).

o Открытая инфляция характеризуется устойчивым повышением среднего уровня цен.

o Скрытая (или подавленная) инфляция имеет место в условиях жёсткого контроля государства над ценами на товары и факторы производства. При усиливающемся расстройстве денежного обращения скрытая инфляция не находит адекватного выражения в росте цен, но сопровождается товарными дефицитами и развитием "черного рынка", где цены отражают реальное обесценение денег. При дефиците покупатель не может приобрести нужный ему товар по официальной цене и обращается к "черному рынку" с его более высоким уровнем цен.

o В настоящее время широко используется также понятие ожидаемой или прогнозируемой инфляции. Оно означает, что на уровне государственной политики и на уровне домохозяйств учитывается ожидаемый рост цен и обесценение денег.

Сочетание инфляции с экономическим спадом (то есть с сокращением производства) получило название стагфляции.

· В международной практике принята следующая классификация типов инфляции в зависимости от степени ее развития, а именно:

o при слабой или ползучей инфляции среднегодовой рост цен колеблется в пределах 5-10%;

o при сильной или галопирующей - 10-50% (иногда - до 100%);

o при гиперинфляции - превышает 100%.

· Уровень инфляции для данного года вычисляется следующим образом:

  •         цены текущего года
  • Индекс цен для данного года = --------------------------------- х 100
  •      цены базового года

· Темпы инфляции для данного года соответственно показывает уравнение:

  • индекс цен текущего года - индекс цен предидущего года
  • Темпы инфляции = --------------------------------------------------------------------------------
              индекс цен текущего года

Антиинфляционная политика государства включает как активные, так и адаптационные меры.

· При активной политике используются денежные (монетарные) рычаги, способствующие сдерживанию и прекращению инфляции:

o контроль за денежной эмиссией,

o недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета,

o осуществление текущего контроля денежной массы путем проведения операций на открытом рынке,

o пресечение обращения денежных суррогатов,

o проведение денежной реформы.

Подчеркнем, что в условиях гиперинфляции кардинальная денежная реформа остается единственным средством, которое обеспечивает эффективную антиинфляционную политику.

При адаптационной политике применяются меры по приспособлению к условиям инфляции, смягчению ее отрицательных последствий.

· Так, сократить влияние инфляции опроса государство пытается путем сдерживания совокупного опроса, в том числе:

o уменьшения государственных расходов;

o увеличения налогов;

o сокращения дефицита государственного бюджет;

o перехода к жесткой кредитно-денежной политике и стабилизации валютного курса (финансируя его).

· Меры против инфляции издержек в рамках адаптационной политики направлены на сдерживание роста факторных доходов и цен путем:

o индексации фиксированных доходов - зарплаты, стипендий, пособий, пенсий;

o регулирования политики крупнейших компаний и естественных монополистов;

o стимулирования производства.

Индексация - это изменение денежных выплат в соответствии с темпами инфляции.

Экономический цикл также можно определить как следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет.

В современной теории экономического цикла принято выделять двух- и четырехфазовые модели экономического цикла.

Двухфазовая модель имеет повышательную (подъем, экспансия) и понижательную (спад, рецессия) фазы, а также высшие и низшие поворотные точки цикла. Продолжительность цикла определяется как переход между двумя соседними высшими или низшими поворотными точками.

Четырехфазовая модель содержит фазы: подъема, завершающегося бумом, за которым следует спад (кризис), переходящий в депрессию, и последующее оживление. Оживление, в свою очередь, через определенное время завершается подъемам.

· Во время завершения подъема бумом экономика работает на пределе своих возможностей, наблюдается полная занятость, инвестиции и расходы покупателей очень высоки. Растет спрос на товары и услуги. Когда экономика начинает работать на полную мощность, рост спроса приводит к росту цен.

· За бумом через некоторое время следует спад (кризис). Его важнейшей чертей является перепроизводстве - продукции производится больше по сравнению с платежеспособным спросом на нее. В результате сокращается производство, многие компании разоряются, безработица может достичь высокого уровня, заработная плата уменьшается, курсы ценных бумаг снижаются.

· После падения производства и занятости до самого низкого уровня происходит переход спада в депрессию. Приостанавливается падение производства, начинает восстанавливаться равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, формироваться предпосылки для будущего экономического роста (в виде массового обновления основного капитала на новой технической базе), производство и занятость медленно набирают ход.

· Переход в следующую фазу - оживления знаменуется повышением уровня производства, экономика достигает показателей докризисного уровня, производители начинают получать во все большем объеме новые заказы, обновляется оборудование, создаются дополнительные рабочие места. Расширяется покупательский спрос, повышаются цены, уменьшается безработица.

· Фаза оживления перерастает в фазу подъема. Загрузка производства увеличивается, начинается его быстрый рост, расширяются инвестиционные и потребительские расходы, появляются в большом объеме новые рабочие места и исчезает безработица.

  • Продолжительность циклов зависит от многих факторов:
    • времени обновления основного капитала,
    • динамики рыночной конъюнктуры,
    • вмешательства государства в экономику, и многих других.

Динамика основных макроэкономических показателей подвержена также циклическим колебаниям.

Для характеристики состояния и динамики экономической конъюнктуры используются различные показатели, важнейшими из которых являются:

o объем ВВП;

o уровень занятости;

o уровень загрузки производственных мощностей;

o объем прибыли предпринимателей и ряд других параметров.

· Основные макроэкономические параметры в соответствии с их циклическими свойствами - изменением на разных фазах экономического цикла - подразделяются на:

o проциклические;

o контрциклические;

o ациклические.

Процикличеокие переменные имеют тенденцию к росту в период подъема и к снижению в период спада.

· Например, высокую согласованность динамики с циклом имеют:

o совокупный выпуск продукции,

o выпуск по секторам экономики,

o прибыли предпринимателей,

o скорость обращения денег.

Контрцикличеокие переменные снижаются в период подъема и растут в период спада.

· К ним относятся:

o запасы готовой продукции"

o запасы факторов производства,

o уровень безработицы,

o уровень банкротств.

Ациклическими называют переменные, динамика которых не связана непосредственно с циклами деловой активности и они индивидуальны для каждой страны (например, экспорт).

Темпы динамики различных переменных, проциклических, контрциклических и ациклических, как правило, не совпадают. В то время, как одни из проциклических переменных еще возрастают, другие уже снижаются, также соответственно и в контрциклических. Этим, в частности, объясняется то, что смена фаз цикла - подъема и спада происходят достаточно плавно.

В зависимости от того, как макроэкономические параметры меняются в ходе экономического цикла (достигают ли они максимума (минимума) до или после прохождения экономической высшей (низшей) поворотной точки экономического цикла) выделяют три типа - опережающие, запаздывающие и соответствующие макроэкономические параметры.

· К опережающим относятся такие параметры, которые достигают максимума (минимума) перед наступлением пика (дна) деловой активности, например, средняя продолжительность рабочей недели в промышленности, число вновь создаваемых предприятий и ряд других.

· Запаздывающими считаются параметры, которые достигают максимума (минимума) после пика (дна) экономической активности, например, численность безработных спустя 15 недель, расходы на новые предприятия и оборудование.

· Соответствующими считаются параметры, которые изменяются одновременно с динамикой экономической активности, в их числе - ВВП, уровень безработных, продукция промышленности, личные доходы.

Экономический рост означает увеличение производства товаров я услуг в течение длительного времени, то есть процесс долговременного устойчивого развития экономики без нарушения ее равновесного состояния в краткосрочных промежутках.

Существует множество факторов, оказывающих влияние на экономический рост.

· Среди них выделяют три основные группы:

o факторы предложения;

o факторы спроса;

o факторы распределения.

В первой группе - факторах предложения - находятся: количество и качество природных ресурсов, применяемого капитала и трудовых ресурсов, а также человеческий фактор или человеческие ресурсы, не поддающиеся формальной оценке, технологические факторы, отражающие технический прогресс, институционально-организационные и информационные факторы (значение последних быстро нарастает).

Вторая группа - факторы спроса - обеспечивают реализации произведенных товаров и услуг. Они имеют большое значение для осуществления способности экономики к росту уровня совокупных расходов для наиболее полного использования производственного потенциала.

Третья группа - факторы распределения - реализуют оптимальное распределение наличных ресурсов - материальных, людских, финансовых, технологических и информационных.

Помимо перечисленных на экономический рост оказывают существенное влияние и другие факторы - политические социальные, демографические, экологические, культурные, психологические, религиозные, исторические и ряд других.

В зависимости от особенностей используемых факторов экономический рост подразделяют на два типа:

o экстенсивный,

o интенсивный.

Первый тип - экстенсивный экономический рост - обеспечивается за счет количественного увеличения уже применяемых факторов производства.

Второй тип - интенсивный экономический рост - обеспечивается за счет применения качественно новых технологий, повышения квалификации работников, применения ресурсе сберегающей техники.

· Экономический рост измеряется ежегодными

o темпами роста ВНП (ВВП) или

o темпами прироста ВНП (или ВВП) в целом и на душу населения.

Расчет темпов экономического роста в реальном ВНП в ценах базисного года позволяет сравнивать экономический рост за любое количество лет. Если в течение определенного отрезка временя объем реального ВНП не изменился, то темп роста равен единице или 100%, если уменьшился, то он ниже единицы или 100%, если увеличился, то превышает единицу или 100%. Например, если реальный ВНП в предыдущем году был равен 100 млрд. руб, а в текущем - 120 млрд. руб., то темп экономического роста составил 120%. Чтобы узнать темпы роста BНП в текущем году в процентах, надо разделить его на ВНП предыдущего года и умножить на 100.

                 ВНП в текущем году

Темпы роста ВНП в текущем году = --------------------------------------- х 100

            ВНП в предыдущем году

При измерении темпов прироста разницу между ВВП текущего года и ВНП предыдущего года (реальными) делят на ВНП предыдущего года. Дня получения темпов прироста в процентах полученный результат, также как в случае роста, умножает на 100.

                ВНП текущего года - ВНП предыдущего года

Прирост ВНП = ------------------------------------------------------------------------- х 100

                           ВНП предыдущего года

Приведём ещё один пример. Так, если ВНП текущего года равен 100 трлн. руб., а предыдущего - 80 трлн. руб., то рост реального ВНП в текущем году составит 100: 80 = 1,25 или 125%. В то же самое время прирост для текущего года будет равен

 

Формы вмешательства государства в экономический кругооборот

Бывают прямыми и косвенными

· Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.

Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора.

o При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.

o Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.

· Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.

o Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.

Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Важнейшие функции государственных финансов.

· Экономическая заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).

· Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

· Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

·  четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция.

Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:

1
MPG = ------------,

1 – c

где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.

С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.

GDP = MPG x G

где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.

· По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:

o прогрессивный налог,

o пропорциональный налог,

o регрессивный налог.

Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.004 с.)