Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение обучения и развития
Связь обучения и развития ребенка, человека является одной из центральных проблем педагогической психологии. Практически каждая психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Так, например, даже развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Вскоре была вскрыта теоретическая несостоятельность этой теории, но идеи Холла оказали влияние на детскую психологию через исследования его учеников А. Гезелла и Л. Термена. А. Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Ввел метод лонгитюдиального продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. Гезелл сводил развитие к простому увеличению, приросту поведения, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он обратил внимание, что с возрастом происходит снижение темпа развития: чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Л. Термен ввел понятие коэффициента интеллектуальности и пытался доказать, что он остается постоянным на протяжении всей жизни. Основоположник теории конвергенции В. Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития и развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры. Споры о том, какой из факторов - наследственность или среда - имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% влиянием наследственности. Говоря о соотношении обучения и развития, следует отметить, что существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
► обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа научения понимается всеми по-разному; ► обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн); ► «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже); ► «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С. Выготский, Дж. Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день развития. Движущей силой психического развития человека являете противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным. В отечественной психологии психическое развитие как внутренне противоречивое, связанное с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л.С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов или кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л.С. Выготскому, выступают характеризующие сущность каждого возраста новообразования, асамо психическое развитие трактуется как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса».
В психологии известны шесть кризисных периодов, по Л.С. Выготскому: ► кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; ► кризис одного года — от младенчества к раннему детству; ► кризис 3 лет — переход от раннего детства к дошкольному возрасту. ► кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом; ► кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность — возмужалость, половая зрелость); ► кризис 17 лет — переход к юности. Для определения типического «психологического портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно следующее положение Д.Б. Эльконина: «...то, что в критически период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в динамике возрастного становления. Л.С. Выготский подчеркивает, что психическое развитие - это целостное развитие всей личности.Понятие социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности включает в себя средство реализации этого отношения — деятельность. Согласно А.Н. Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль, другие — подчиненную». Психическое развитие ребенка, как и целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям: ► познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); ► психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); ► личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой). Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены иначе - как развитие: ► знаний и способов деятельности; ► психологических механизмов применения усвоенных способов; ► личности, куда включена деятельность. Л.И. Айдарова выделяет в качестве таких линий, наряду с интеллектуальным, личностным, и языковое развитие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.) |