Соотношение обучения и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение обучения и развития



Связь обучения и развития ребенка, человека является одной из центральных проблем педагогической психологии.

Практически каждая психологическая концепция всегда была свя­зана с поиском законов детского развития. К числу ранних пси­хологических теорий относится концепция рекапитуляции. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Так, например, даже развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории чело­вечества. Вскоре была вскрыта теоретическая несостоятельность этой теории, но идеи Холла оказали влияние на дет­скую психологию через исследования его учеников А. Гезелла и Л. Термена.

А. Гезелл разработал практическую систему диаг­ностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Ввел метод лонгитюдиального продольного изу­чения психического развития одних и тех же детей от рожде­ния до подросткового возраста, использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. Ге­зелл сводил развитие к простому увеличению, приросту поведе­ния, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он обратил внимание, что с возрастом происходит снижение темпа развития: чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

Л. Термен ввел понятие коэффициента интеллектуальности и пытался доказать, что он остается постоянным на протяжении всей жизни.

Основоположник теории конвергенции В. Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития и развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры. Споры о том, какой из факторов - наследственность или среда - имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интел­лект на 20% определяется влиянием среды и на 80% влиянием наследственности.

Говоря о соотношении обу­чения и развития, следует отметить, что существуют разные точки зрения на реше­ние этого вопроса:

обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа научения понимается всеми по-разному;

обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн);

► «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже);

► «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С. Выготский, Дж. Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день развития.

Движущей силой психического развития человека являете противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным.

В отечественной психологии психическое развитие как внутренне противоречивое, связанное с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л.С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов или кризисов развития. При этом в качестве критериев их раз­граничения, по Л.С. Выготскому, выступают характеризующие сущность каждого возраста новообразования, асамо психическое развитие трактуется как прогрессивное каче­ственное изменение личности, в ходе которого с разной динами­кой формируются возрастные новообразования. «Под возраст­ными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и соци­альные изменения, которые впервые возникают на данной воз­растной ступени и которые в самом главном и основном опре­деляют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутрен­нюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стре­мительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса».

В психологии известны шесть кризисных периодов, по Л.С. Выготскому:

► кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от мла­денческого возраста;

► кризис одного года — от младенчества к раннему детству;

► кризис 3 лет — переход от раннего детства к дошкольному возрасту.

► кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом;

► кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность — возмужалость, половая зрелость);

► кризис 17 лет — переход к юности.

Для определения типического «психологического портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно сле­дующее положение Д.Б. Эльконина: «...то, что в критически период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в динамике возрастного становления.

Л.С. Выготский подчеркивает, что пси­хическое развитие - это целостное развитие всей личности.Понятие социальной ситуации развития как отношения ребен­ка к социальной действительности вклю­чает в себя средство реализации этого отношения — деятель­ность. Согласно А.Н. Леонтьеву, «одни виды деятельности яв­ляются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль, другие — подчиненную».

Психическое развитие ребенка, как и целост­ное развитие человека, осуществляется одновременно по ли­ниям:

► познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

► психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

► личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой).

 Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены иначе - как развитие:

► знаний и способов деятельности;

► психологических механизмов применения усвоенных способов;

► личности, куда включена деятельность.

Л.И. Айдарова выделяет в качестве таких линий, наряду с интеллектуальным, личностным, и языковое развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.)