Рисунок 2.1.2 – Основные виды специализации в промышленности
Рисунок 2.1.3 – Простая модель экономического круговорота
ВЫВОД: все эти структуры предприятий взаимосвязаны между собой с целью оптимизации достижения целей. Предприятия не обособленная система. Они вступают в производственные отношения с другими предприятиями, государственными учреждениями, органами власти. Это обусловлено тем, что они получают от других предприятий сырье, материалы, энергию; нуждаются в определенных услугах (образование, медицинские услуги, консультации и т.д.); платят налоги, берут кредиты у банков; заключают договора и др. производственную деятельность предприятия выражают формулой, где объём производства зависит от затрат:
Q = f × (F 1 × F 2 × F 3 × F4 … Fn )
Т.е. в процессе производства участвует комплекс факторов. Изменение любого фактора приводит к изменению Q.
Урок 10-11. Тема 2.2.: Рынок (4 часа)
Характеристика современного рынка. Стадии товарно-денежных отношений.
Структура и функции рынка.
3. Рыночные законы саморегулирования. Рыночное ценообразование.
Характеристика современного рынка. Стадии товарно-денежных отношений
РЫНОК – традиционное место, где продавцы и покупатели совершают свои сделки купли-продажи (повседневное понятие – базар).
Рынок, с точки зрения понимания экономики – это отношение между продавцами (поставщики товара обеспечивающие предложение) и покупателями (обеспечивающие спрос на товары) по поводу обмена всей массы произведенных товаров.
Рынок появился с появлением товарного производства.
В сегодняшнем понимании ДЕНЬГИ – всеобщий эквивалент, выражающий стоимость товара. В товарно-денежных отношениях экономисты выделяют три стадии:
|
1. простейший (бартерный) обмен
Т – Т (товар на товар)
2. С ростом товарной массы появились особые товары – ЭКВИВАЛЕНТЫ, на которые шел обмен (зерно, мех, скот и др.)
Т – т – Т (т – эквивалент – товар посредник)
3. С развитием товарных отношений, роль общего эквивалента торговли начали выполнять деньги, и формула обмена приобрела вид:
Т – Д – Т.
Структура и функции рынка
Рынки подразделяются на виды:
· потребительский (промышленные товары, продовольствие, услуги и т.д.);
· рынок рабочей силы (контракты между работодателем и работниками);
· рынок средств производства (оборудование, машины, орудия труда и т.д.);
· финансовый (ценные бумаги, деньги, валюта и т.д.).
Рисунок 2.2.1 – Основные виды рынков
Среди многообразных функций рынка выделяют шесть:
1) посредническая. (Рынок соединяет продавцов и покупателей.);
2) ценообразующая. (Взаимодействие рыночного спроса и предложения образуют цену товара.);
3) информирующая. (Цена и насыщенность рынка товаром сообщает о состоянии экономики.);
4) регулирующая. (Рынок дает ответ что, для кого и как производить.);
5) стимулирующая;
6) оздоравливающая.
Рисунок 2.2.2 – Основные функции рынка
3. Рыночные законы саморегулирования. Рыночное ценообразование
Современные рыночные системы основаны на экономической свободе, свободном выборе покупателей и производителей и обладают внутренними механизмами саморегулирования производства и сбыта продукции. Экономическая практика дает три фактора саморегулирования рынков:
· рыночные цены;
· рыночные спрос и предложение;
· конкуренция.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС – потребность, способность и желание покупателей приобрести товары по определенной цене. Цена товара является определяющим фактором спроса. С повышением цены спрос падает, с понижением – растет.
ЗАКОН СПРОСА характеризует обычную связь между величиной спроса и ценой товара.
Рисунок 2.2.3 – График спроса
Рисунок 2.2.4 – График спроса на условный товар
ЗАКОН СПРОСА:
Д = f × 1/р, где
|
Д – спрос
Р – цена
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество товара, которое находится на рынке по определенной цене в определенный момент времени. Предложение и цена товара находятся в прямой зависимости: чем > цена, тем выше предложение, тем больше количество товара будет произведено.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
S = f (p), где
S – предложение
F – цена
Рисунок 2.2.5 – График предложения на условный товар
ВЫВОД: на рынке может быть несколько ситуаций, на которые влияет в основном цена и другие факторы:
1) спрос > предложения;
2) спрос < предложения;
3) спрос = предложению.
В ситуациях 1 и 2 наступает противоречие между покупателем и продавцом. Это требует от хозяйства либо увеличить количество товара, либо уменьшить. При равенстве Д и S (ситуация 3) устанавливается равновесная цена, однако такое состояние кратковременное.
Рисунок 2.2.7 – Общий график спроса и предложения на условный товар
РЫНОЧНАЯ ЦЕНА (ТР) товара определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения. При равновесной цене весь товар раскупается, полностью удовлетворяя покупательский спрос. Это устраивает производителей и покупателей. При нарушении равновесной цены появляется или избыток спроса - ДИФИЦИТ товара, или избыток предложения.
Рынок обязан реагировать на соотношение спроса и предложения, нормируя их характеристики (цену), смягчая удары по потребителям и сохраняя эффективность хозяйственной деятельности.
Рисунок 2.2.8 – Три фактора рынка
Рисунок 2.2.9 – Рыночное саморегулирование равновесной цены
Урок 12. тема 2.3.: Конкуренция и монополия как модели современного рынка (2 часа)
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.01 с.)