Кафедра организации и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра организации и управления



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Кафедра организации и управления


УТВЕРЖДАЮ  
­­­__________________________ Зав. кафедрой организации и управления профессор Череповицын А.Е.  «___» ___________ 2012 г.

 

Конспект

по дисциплине

Общий менеджмент

Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

080506.65 – «Логистика и управление цепями поставок»

 

Квалификация (степень) выпускника логист

Составитель:                                                 Чанышева А.Ф.

Санкт-Петербург 2012


1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Определение менеджмента

Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту.

Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.

Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.

Менеджер — наемный профессиональный управляющий; специалист по организации и управлению производством.

Основные понятия менеджмента

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категорий:

· цели и задачи управления;

· объекты и субъекты управления;

· функции управления;

· виды менеджмента;

· методы менеджмента;

· принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

· оценка состояния объекта управления;

· определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;

· разработка стратегии развития организации;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· распределение и координация полномочий и ответственности;

· совершенствование структуры организации;

· определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;

· подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;

· установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общихцелей.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Предметом курса «Менеджмент» является: изучение построения и управления производством в различных звеньях, отношение людей (руководителей, исполнителей) в производственном процессе.

Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию.

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом.

Организация производства решает целый ряд задач, а именно:

1. подготовку производства;

2. организацию подразделений для нормального хода производственного процесса;

3. разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производства;

4. оптимизацию размеров подразделений и самой фирмы (пред­приятия) в целом;

5. материально-техническое обеспечение;

6. планирование (маркетинг);

7. организацию труда (стимулирование, нормирование и т.д.).

Управление — целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).

Управлять — вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Производство организуется и управляется человеком (или группой), поэтому имеет место субъективный характер этих процессов.

Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения: содержательной, организационной и технологической.

 С содержательной точки зрения управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период;

С организационной точки зрения управление направлено на установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определения участников управления и порядка их взаимодействия;

С технологической точки зрения управление направлено на получение информации и определение порядка ее обработки и хранения, организацию делопроизводства и др.

Как наука менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Менеджмент как искусство базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Учет всех факторов требует научного подхода и искусства его применения.

Менеджмент как систему можно представить рядом функциональных направлений (разделов), всесторонне отражающих задачи по организации и управлению производством, а именно:

внутрипроизводственное планирование;

инвестиционный (финансовый) менеджмент;

инновационный менеджмент;

менеджмент персонала (управление трудом);

проектный менеджмент;

менеджмент информационный;

менеджмент технико-технологический;

менеджмент внешнеэкономической деятельности;

менеджмент материально-технического обеспечения;

менеджмент маркетинга и т.д.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

 

Школа научного управления

Основное положение школы состоит в том, что управлять можно научно, опираясь на экономический, социальный, технических эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщения.

Основные представители школы Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилиан Гилберт, Генри Гантта.

Основоположником школы является Фредерик Уинслоу Тейлор. Основные теоретические положения концепции Тейлора изложены в его работе Принципы научного управления (1911 год). Основной целью его деятельности было рационализация производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.

Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компо­нентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество же­лезной руды и угля, которые человек мог поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кино­камерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них.

Каждый производственный процесс разбивал на составляющие элементы, а элементы на движения и приемы с целью сокращения времени на их выполнение.

Наблюдая за рабочими, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

§ научный подход к выполнению каждого элемента работы;

§ научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего (на научной основе отобрать самого подходящего работника, до этого рабочие сами выбирали виды работ и обучались самостоятельно);

§ кооперация с рабочими; (тесно сотрудничать с рабочими, контролировать на каждом этапе производственного процесса, чтобы обеспечить выполнение работ в точном соответствии с выработанным планом)

§ разделение задач и ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Особое внимание уделял подготовки рабочего место, требовал рационального планирования предприятия, большое внимание уделялось организации учета и отчетности на предприятии.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, было установлено время выполнения определенных заданий, это давало возможность установить нормы производства и дополнительно платить за превышение норм. При этом они исходили из того, что рабочего надо заставлять работать методом «кнута и пряника». Ими признавалась и важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, придавалось значение и обучению. По их мнению, не производство должно быть приспособлено к человеку, а человек к производству.

Жизненный цикл организации

Создание (рождение). Обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Формальное учреждение.

Развитие. Становление производства. Новизна продукции, малые масштабы. Борьба за лидерство между предприятиями-конкурентами. Главной задачей организации является её выживание, привлечение внимание потребителей и определение дальнейшей стратегии развития.

Рост. Расширение масштабов. Наращивание производства и объемов продаж. Освоение новых рынков, поиск новых решений. Лучшее конкурентное положение. Организация стремится расширить свою деятельность, производится инвестирование в расширение производства, расширение дистрибьюторской сети, расширение ассортимента товара. Главная задача – укрепление позиций на рынке, для этого требуется жесткое руководство.

Зрелость. Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков. Пересмотр предпринимательской концепции. Период характеризуется сбалансированным положением организации и укреплением её имиджа. Происходит замораживание инвестиций в развитие фирмы и рост реинвестиций в анализ рынка и в НИОКР.

Кризис (затухание). Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные возможности реализации продукции. Организация теряет потребителей из-за устаревания товара или из-за падения его качества в результате использования устаревших технологий.

Возможны два пути:

· Банкротство – ликвидация организации;

· Реформирование (возрождение) организации.

Для успешного функционирования организации в целом необходима координация действий отдельных подразделений и отдельных работников, т.е. управление.

Экономический механизм управления состоит из трех бло­ков: внутрифирменного управления, управления производством и управления персоналом.

Первый блок включает принципы управления, функции и эко­номические методы; к последним относятся коммерческий и внут­рифирменный расчеты, цены и механизм ценообразования.

Второй блок включает инновационный менеджмент, разработку и обеспечение процесса производства, проблемы сбыта продукции и создание организационной структуры развития производства.

Третий блок определяет направление по совершенствованию процессов управления персоналом. В блок включаются кадровая политика фирмы (предприятия), оплата и стимулирование труда, взаимоотношения в коллективе и социально-психологические аспекты управления.

Примеры миссий.

1) Мобильные ТелеСистемы (МТС) – российский оператор мобильной связи: «Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал – на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании».

2) Компания ДАРЬЯ – лидер на рынке продуктов легкого приготовления России: «Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления».

3) METRO Cash&Carry – лидер в области оптовой торговли: «METRO Cash & Carry предлагает оптовую торговлю по принципу Cash & Carry для различных сфер бизнеса и профессионалов. METRO Cash & Carry предлагает качественную продукцию и бизнес-решение по максимально низким ценам. METRO Cash & Carry – партнер для профессионалов».

4) СКАЙЛИНК – оператор мобильной связи: «Мы расширяем возможности мобильной связи, превращая мобильный телефон в многофункциональное устройство, объединяющее качественную передачу голоса и высокоскоростную передачу данных. Мы стремимся к тому, чтобы стать ведущим оператором в области уникальных технологий телекоммуникаций. Достижения научной и инженерной мысли мы превращаем в комфорт и легкость общения. Вы можете получить свободный доступ к необходимой информации в любой момент времени по вашему желанию. Мы предлагаем вам широкий спектр услуг и решений, дающих уверенность и обеспечивающих комфорт вашей жизни. Мы развиваемся вместе с вами. Мы стараемся опережать ваши требования и запросы, постоянно совершенствуя услуги и качество обслуживания. Кроме того, мы позаботились о том, чтобы предложить вам максимально экологичные технологии. Мы хотим, чтобы образ действий нашей компании вызывал доверие, уважение и симпатию общества, партнеров по бизнесу и отдельных клиентов. В нашей компании работает творческий, доброжелательный и ответственный коллектив, в котором ценятся профессионализм и добросовестность».

5) РАПИДА – платежная система: «Предоставление физическим и юридическим лицам качественно нового уровня безналичных расчетов, основанного на современных электронных технологиях. Мы рассматриваем развитие высокотехнологичного платежного сервиса как одно из условий достижения нового качества жизни, более продуктивного и комфортного использования человеком личного времени в условиях увеличивающегося объема информации и нарастающего предложения товаров и услуг».

6) ВымпелКом (БИ-ЛАЙН) – российский оператор мобильной связи: «Мы стремимся стать ведущей в России компанией, предоставляющей услуги мобильной связи и иных видов телекоммуникаций. Мы стремимся действовать оперативно и гибко, стараясь предвосхищать потребности завтрашнего дня, добиваться высочайшего качества предоставляемых услуг и обеспечивать рост ценности компании. Мы стремимся помогать людям решать проблемы, получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве. Мы стремимся сплотить все подразделения компании в единую команду, в которой высоко ценятся компетентность, ответственность и готовность к самоотдаче. Мы стремимся поддерживать имидж компании, которая внушает доверие и уважение не только клиентам и партнерам по бизнесу, но и обществу в целом».

7) POLAROID – мировой лидер в области фотографии: «Наша цель – совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни».

8) MARY KAY – компания, производящая средства по уходу за кожей и декоративную косметику: «Украшать жизнь женщин во всем мире. Мы будем добиваться этого, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для Независимых Консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста. Мы сделаем все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией «Мэри Кэй», смогли реализовать себя. Мы с гордостью будем нести свою миссию, опираясь на позитивную философию нашей Компании».

9) Sony Corporation – ведущий японский производитель аудио и видео аппаратуры, средств телекоммуникаций: «Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска».

10) IBM – международная компания, работающая в сфере современных информационных технологий и занимающаяся производством компьютеров и комплектующих, программного обеспечения, микроэлектроники, сетевых решений и т. п.: «Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий».

11) Toyota – японская корпорация, занимающаяся производством автомобилей различных модификаций и для любой сферы жизни: «Строительство автомобилей – это общественной дело, объединяющее работу многих людей».

12) Eastman Kodak – производит фотоаппаратуру и комплектующие к ней, а также оказывает весь спектра услуг, связанных с печатью фотографий: «Мы помогаем миру создавать воспоминания и зарабатывать деньги».

13) Apple Computer, Inc. – производитель компьютеров, комплектующих и программного обеспечения как для персональных пользователей, так и для профессионалов: «Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире».

14) Otis Elevator – мировой производитель лифтов, эскалаторов и оборудования к ним: «Обеспечить заказчиков более надежными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения».

15) Ericsson – поставщик телекоммуникационных решений для операторов сетей связи и провайдеров услуг, для корпоративных пользователей и конечных потребителей: «Понять возможности и потребности пользователей и предоставить им коммуникационные решения лучшие, чем у конкурентов».

16) Canon – производитель цифровой и аналоговой фото- и видеотехники, черно-белых и цветных копировальных аппаратов, электронных печатных машинок, калькуляторов, оборудования для работы с микрофильмами, факсимильных аппаратов т. п.: «Совместная работа и жизнь для всеобщего блага»

17) BBC – британская телекомпания: «Благодаря BBC народ будет говорить с народом языком мира».

18) American Red Cross – американская ассоциация, оказывающая на благотворительных началах медицинскую помощь людям по всему миру: «Улучшать условия жизни людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними».

19) Sun Bank – британский банк, специализирующийся на ипотечном кредитовании: «Содействовать экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям банковских услуг, таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к ее сотрудникам».

20) Кворум – российский разработчик автоматизированных банковских систем: «Предоставление полного спектра решений в области информационных технологий для финансовых рынков».

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия (по П. Котлеру) должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

Требования, предъявляемые к формулировке миссии:

· Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть;

· Краткая формулировка;

· Понятная формулировка.

Формулировкой занимается высшее руководство.

Цели организации

Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится?

Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность.

Значимость целей для организации:

- являются исходной точкой планирования

- выполняют организующую роль

- на их основе производится распределение ресурсов

- на них базируется система мотивирования

- на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом

В любой организации складывается иерархия целей.

Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом.

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений).

Требованию к установлению целей:

- достижимость

- гибкость ( возможность корректировки)

- измеримость (возможность количественного измерения)

- конкретность

- совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным)

- приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации

Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования.

Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения

Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных.

Система управления должна ориентироваться на достижение всех целей, стоящих перед организацией. Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры.

Стратегия дает ответ на вопрос – каким способом организация намерена достичь поставленных целей.

Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей.

Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации.

Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы:

· каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности)

· оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д.

· производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью. 

 Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию.

Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д.

Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов:

1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды.

2. Формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий.

3. Расчёт предпринимательских рисков.

4. Окончательное принятие стратегии организации.

МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА

Методы управления

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, направить и эффективно организовать выполнение функций управления, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления.

Методы управления – это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей.

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Выделяют следующие методы управления:

· организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

· экономические, обусловленные экономическими стимулами;

· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-распорядительные методы - это методы прямого воздействия на управляемую систему.

Методы существуют в форме организационного и распорядительного воздействия, которое включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия; адресат; постановку задания; определение критерия его выполнения; установление ответственности; инструктаж подчиненных и т.д.

В общем виде система организационно-распорядительных (организационно-административных) методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).

2. Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Условно подразделяются на организационные и распорядительные методы. Основой для этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Они основываются на различных документах управленческого аппарата.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц, контроль исполнения и организационные воздействия. Эти методы обусловлены необходимостью централизованного руководства, с одной стороны, и уменьшения объема управленческих работ, с другой. Организационные методы могут быть двух видов: организационное регламентирование и организационное нормирование.

Организационное регламентирование — это определение структуры управления (число уровней и звеньев, отделов, подотделов, секторов, групп), цели их деятельности, задач, взаимосвязи, потоков информации и т.д. Путем точного построения организационных форм достигается четкое функционирование каждой отдельной части системы и всей совокупности в рамках системы. Организационную структуру формируют при проектировании.

Организационное нормирование - это распределение прав и обязанностей каждого работника управляемой системы, к путем разработки специальных положений, должностных инструкций, нормативов, схем взаимодействия. В этих документах закладывается четкость работы системы, организационная стройность и оперативность. Организационные методы управления связаны с правильным подбором и расстановкой кадров по их деловым качествам.

Распорядительные методы представляют собой совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения. Нормы любого права исходят от государства либо им санкционируются, либо исходят от разных общественных организаций. Они принимают форму законодательных актов, инструкций, приказов, распоряжений.

Распорядительское воздействие вытекает из необходимости реализации принятых решений на любом уровне. Воздействие может быть в виде приказа или распоряжения. В них обязательно должны быть адресность, сроки исполнения, ответственность. Распорядительные акты всегда связаны с контролем в виде отчетов, сводок, специальных карточек. При этом чем лучше поставлена организация, разработаны экономические методы, тем меньше требуется распорядительской деятельности.

Следовательно, распорядительское воздействие опирается на определенную систему организации, вызывается конкретными причинами, носит обязательный характер, имеет одностороннюю направленность, характеризуется не только регулярностью, но и случайностью возникновения.

Возможны три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.148 с.)