СД 1 трек 9 «Песня о родном крае» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СД 1 трек 9 «Песня о родном крае»



               Специфика общения с детской аудиторией

В детстве потребность в общении постоянно углубляется и развивается. Поэтому определяющими условиями для детской журналистики являются наличие новой информации, интересная форма подачи материала, занимательность, увлекательность, эмоциональность. Передачи, не отвечающие этим требованиям, рискуют быть не воспринятыми. Но созданная детская радиопередача – это не конечный продукт журналистского творчества. Отклики на передачу, реакция аудитории служат сильным побудительным мотивом для ведущего продолжить общение (начатую тему, разговор). Именно этот непосредственный контакт со слушателями (аудиторией) позволяет понять журналисту, насколько интересной и востребованной была его программа. Знание журналистом своей аудитории и умение грамотно пользоваться психологическим инструментарием для формирования творческого продукта -залог эффективности создаваемых передач.

Детская аудитория отличается от остальных возрастных групп слушателей тем, что основной вид социальной деятельности этой группы - активное усвоение духовного и практического опыта общества.

Так как детской аудитории присущи социальные и психологические признаки, это определяет и особенности восприятия информации. К таким признакам в первую очередь относятся: познавательная потребность, любознательность, стремление подвергать сомнению и перепроверять доказанные истины, высокая эмоциональность, открытость для всего нового, потребность в общении. Каждый возрастной период связан с определенной стадией накопления жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности, особенностями протекания интеллектуальных и эмоциональных процессов. Воспитание, в том числе посредством радиовещания, осуществляется с учетом этапов возрастного развития ребенка. Как самостоятельные возрастные группы, которым адресованы отдельные программы, выделяются дошкольники, младшие школьники, подростки и юношество. Каждой из этих групп присущи психологические особенности, которые необходимо учитывать авторам и создателям детских передач.

Для того, чтобы правильно выбрать тему программы, язык общения, музыкальное оформление и т.д. журналисту необходимо знать о возрастных особенностях своей аудитории. Психологи Л.Фридман и И.Кулагина составили так называемую "кризисную таблицу", в которой тот или иной возраст сопровождается той или иной ведущей деятельностью. Возрасту «раннее детство» (1-3 года) соответствует предметно-манипулятивная деятельность, дошкольному детству (3-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, младшему школьному (7-12 лет) - учение, подростковому периоду (12-15 лет) - интимно-личностное общение. Зная об этих особенностях, ведущему будет значительно проще найти общий язык со своими слушателями и создавать реально востребованные и интересные радиопрограммы, способные и увлекать, и развлекать, и обучать.

Детское радиовещание должно учитывать те же психологические закономерности, которые распространяются на процесс обучения в школе, с той особенностью, что журналист и слушатель не имеют возможности непосредственно контактировать друг с другом. Именно в детских программах наиболее четко проявляются основные функции радиожурналистики: информационная, просветительская, образовательная, воспитательная, развлекательная…                                                              

  Типы детской аудитории

ДОШКОЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ. Особенность этой аудитории состоит в том, что именно в дошкольном возрасте, по мнению психологов, происходит «первое рождение личности». Почта советского радиовещания показала, что дети начинают осознанно слушать передачи с 4-5 лет. Это - старший дошкольный возраст, который характеризуется возникновением у ребенка первых симпатий (реакций) и сочувствия к окружающим людям, формированием таких индивидуально-личностных черт, как честность, правдивость, трудолюбие, а также расширением кругозора и коммуникативных потребностей. В этом возрасте ребенка интересуют события не только происходящие вокруг него, в его собственном детском мире, но и в городе, стране, других странах.

Дошкольники, как показывают социологические и психологические исследования, весьма любопытны и эмоциональны. Импульсивность, неумение сдерживать свои чувства и переживания выражаются в искренности, непосредственности, стремлении мгновенно воплотить свои чувства в действия. Радиопередачи априори нацеливают их на это. Много лет в советском радиовещании существовала передача «Угадай-ка». Начиналась и заканчивалась она песней, содержащей психологическую установку, своего рода программу действий: «Разложили мы тетрадки, краски разные берем, мы ответы на загадки нарисуем и пришлем». Такая нацеленность на продолжение действия и заданность мотивации сразу после передачи исключительно важна, поскольку детские впечатления неустойчивы, мимолетны, быстро переключаются на другой объект. И если загадки не будут разгаданы, а рисунки не будут нарисованы сразу, то, скорее всего, это не будет реализовано и в дальнейшем, когда ребенок потеряет интерес к передаче и забудет ее содержание.

Эстетическое восприятие радиокоммуникации у дошкольников имеет свои особенности. Дети активно сопереживают героям передачи, радуются и огорчаются, задают вопросы по поводу услышанного, выступая в большей степени как субъект коммуникативного акта. Но субъект особый, с гиперактивной мотивацией и готовностью к действию.

Другая психологическая особенность этой возрастной группы - реализм воображения. Аудитория оценивает сюжеты передач, в том числе сказочные, с точки зрения их соответствия окружающей картине мира. И если аудитория не находит противоречий, то принимает услышанное на веру. В этой связи важна дискурсивная форма сказки. «Сказки... приносят в жизнь ребенка мудрость, знакомят их с природой разных стран и с обычаями их народов, вызывают сочувствие к угнетенным, учат смелости, настойчивости, честности». Фольклорно-развлекательные передачи мифологического содержания оказывают сильнейшее психологическое воздействие на эту возрастную группу. В передачах для самой юной аудитории информационные и воспитательные функции сочетались с просветительскими, с подготовкой к следующему жизненному этапу - школе.

Зная, что дошкольная аудитория любит слушать и хорошо воспринимает сказки, с удовольствием отгадывает загадки, рисует, лепит и т.д. журналисту так построить свою программу, чтобы ребенок смог реализовать себя посредством какой-либо деятельности. Внимание юной аудитории трудно удержать в течение длительного времени передача для дошкольников должна быть не более 15-ти минут. При этом материал не должен быть монотонным. Стихи, рассказы, песни, сказки, загадки и т.д. все это должно гармонично сочетаться и чередоваться в детской программе.

Работаю с такой аудиторией, журналист сталкивается еще с одной  очень важной проблемой, как общаться с детьми. Здесь не годится сюсюканье и елейность, стоит также избегать назидательного тона и воспитательных речей. Говорить с маленьким слушателем необходимо с большим уважением и интересом. Я всегда, независимо от возраста ребенка, обращаюсь к нему на «вы», показывая тем самым, что отношусь к нему с неменьшим уважением, чем ко взрослому слушателю и искренне благодарю за участие в моей программе. Отмечу, что не все педагоги и родители согласны со мной в этом вопросе, считая, что на «вы» обращаться к ребенку нельзя, что он не понимает этого. У меня на этот счет иное мнение. Я уверена, что только на личном примере необходимо обучать детей вежливости, культуре, уважению к людям, и начинать надо с раннего детства. Но как общаться вам – решайте сами. Главное, будьте естественны.

Если малыш еще плохо владеет речью и не все слова произносит четко, приложите максимум усилий, чтобы понять его. Но повторю еще раз -  ни в коем случае, не сюсюкайте. Скорее всего, ребенок очень удивиться, что взрослый человек до сих пор не научился говорить.

Чтобы наладить разговор со своим маленьким собеседником, просто слушайте внимательно, и то, что вы поняли, повторите за малышом. Например,

 

Вед – Анечка, а чем вы сейчас чем занимаетесь?

А. – …….домик рисую.

Вед. - Домик рисуете? А кто же в нем живет?

А.: - ……3 поросенка….

Вед. 3 поросенка? Вот это да! Это они не боятся серого волка? И т.д.

 

Когда происходит диалог таким образом, то малыш чувствует, что вы его понимаете и быстро идет на контакт. Для того, чтобы у вашей детской передачи был постоянный маленький слушатель, проявите максимум терпения, любви и фантазии. Не бойтесь общаться, развлекать и играть с малышами. Именно детские передачи, игры, заданий и диалог с ведущим позволят ребенку легко преодолеть переход от дошкольника к младшему школьнику и быстрее адаптироваться в школьной среде.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ. Возраст 7-8 лет психологи называют возрастом вхождения в учебную деятельность. Говоря о мотивации, свойственной представителям этой возрастной группы, психологи отмечают усвоение знаний, побуждаемых мотивом получить одобрение учителя. Младшему школьному возрасту, как и дошкольному, свойственны любознательность, открытость, эмоциональность и непосредственность в проявлении эмоций, стремление подражать тем, кто кажется авторитетным, большое доверие к произнесенному в эфире и к сказанному старшими по возрасту. Ведущему необходимо знать, что младшие школьники в возрасте от 7 до 12 лет могут классифицировать реальные объекты, но рассуждать абстрактно они пока не умеют.

Для аудитории младших школьников также характерно неумение сосредоточиться на каком-то одном деле или объекте в течение долгого времени. Внимание этой аудиторной группы неустойчиво, легко переключается с одного объекта на другой. Поэтому сюжеты передач для младшей школьной группы, как и для дошкольников, должны быть неоднородны и по содержанию, и по способу подачи. Необходимо помнить, что любое действие увлекает детей, если в нем есть элемент игры. Психологи отмечают, что становление ребенка как личности происходит в играх, где моделируются человеческие взаимоотношения. В советском радиовещании эта форма активно использовалась.  Первые игровые программы" на радио практиковались в «Пионерской зорьке». Особенности детской аудитории, детского восприятия, вера аудитории в сказку, чудеса, добрых фей во многом определили организацию их внимания, сформированного прослушиваем сказок в самом раннем детстве.

Первые радиожурналы и радиогазеты для детей, выходящие в России с середины 20-х годов носили развлекательный характер. Па смену развлекательной доминанте пришел принцип «развлечение плюс воспитание», позже «развлечение плюс образование». Первый радиожурнал для дошкольной аудитории назывался «Малыш» и вышел в эфир в 1932 году. Главным действующим лицом программы был сказочный герой Петрушка, выступавший в роли конферансье. Для осуществления «обратной связи» с аудиторией была реализована системы сбора писем под названием «Петрушкина почта». Дети активно участвовали в работе «Малыша», сочиняли сказки, стихи, песни. Таким образом, вовлеченность в игру способствовала развитию индивидуально-личностных черт и формировала характер.

Специфика радио как средства коммуникации заключается в том, что у аудитории нет прямого участия в игре, как это происходит на телевидении. Но на радио появляется возможность в интерактивном режиме стать непосредственным участником коммуникативного акта. Это и звонки в прямой эфир, и письма по электронной почте и др. Что, безусловно, повышает интерес детской аудитории к прослушиванию радиопрограмм и делает их непосредственными участниками радиопередач.

В данном учебном пособие я рассматриваю работу ведущего именно с двумя типами аудитории, достаточно близкими друг к другу по своим особенностям: дошкольники и младшие школьники. Работа радиоведущего для подростковой и юношеской аудитории – это тема отдельного разговора.

      

 

 

Лекция 11. Художественно-выразительные средства на радио. Музыка, монтаж, шумы

 

Радиожурналистика - звуковая коммуникация. Ее главные особенности определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия.
На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Итак, физическая природа коммуникационного канала, его возможности в передаче информации предопределяют способы ее обработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудиторией. Специфика канала обусловливает и особенности жанров, методику работы журналиста, формы общения со слушателями.
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж.

 

                                               Звучащее слово

 

Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово играет ведущую роль. Хотя нужно отметить, что в документально-художественных жанрах, таких как радиоочерк, радиокомпозиция, - музыка и шумы могут выполнять не только вспомогательную, но и самостоятельную функцию. В таком случае они "играют" на смысловое, эмоциональное раскрытие темы, идеи.
Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.
Характеризуя выразительные возможности живой речи, следует в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную роль. Многие лингвисты определяют интонацию, как главное средство, создающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку.

 
Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.


В обычной жизни можно "видеть" речь, т.е. видеть говорящего человека.

Жесты, поза, мимика, ситуация общения, настрой на конкретный разговор - дают немало дополнительной информации. Кроме того, а это очень важно, возможно активно воздействовать на ход беседы, которая, собственно, является продуктом этого воздействия (активного или пассивного).
На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. При таком асимметричном общении теряется какая-то часть значения слова - на это тоже обращали внимание ученые, так как контактная речь - есть производное от взаимного общения. Более того, и сама интонация говорящего рождается в процессе восприятия речи и реакции на нее собеседника.
Однако голос, отделенный от человека, живет самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться в глубину звучания и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.

 

                                                     Музыка

 

В радиожурналистике мы имеем дело, прежде всего, с речевыми жанрами. Но ни одна радиопередача не обходится без художественно-выразительных средств, главным из которых является музыка.

Музыка – это вид искусства, который отражает действительность в звуковых художественных образах. Музыка активно воздействует на психику и эмоции человека. Почти на всех fm радиостанциях около 80% занимает музыка. Потому они так и называются – музыкальные. Это «Европа плюс», «Серебряный дождь», «Русское радио» и т.д. На других же т.н. разговорных радиостанциях, таких как «Маяк», «эхо Москвы», «Народное радио», за исключением отдельных музыкальных программ, музыка решает больше оформительские задачи.

 

Вообще, в радиовещании музыка выполняет самые разные функции.

1. Используется при создании джинглов (характерных музыкальных фраз вместе с текстом, которые являются рекламным слоганом радиостанции, ее визитной карточкой). Например: «Русское радио – радио для души», «Народное радио» - для седых, молодых и юных» и т.д. Или же просто название радиостанции, пропетое под определенную запоминающуюся музыкальную фразу.

2. Выполняет роль всевозможных музыкальных отбивок между информационными блоками и в середине передаче.

3. Помогает в оформлении музыкальной шапки для программы, т.н. характерной звуковой фразы, которая помогает – слушателю узнавать ту или иную передачу в эфире.

4. Музыка может звучать самостоятельно, например, как отдельная музыкальная передача или концерт.

5. Музыка может играть сопроводительную функцию, помогая представить место действия, воссоздать образ эпохи.

(Например, при рассказе об обычаях устраивать балы, слова ведущего могут сопровождаться старинными вальсами, что создаст необходимый эмоциональный настрой у слушателей, а историческую программу о князе Игоре вполне уместно проиллюстрировать «Половецкими плясками» А.Бородина)

6. С помощью музыки можно донести информацию до аудитории, не называя вещи своими именами. Например, достаточно чревато в прямом эфире без убедительных доказательств обличать проворовавшихся и криминальных чиновников, но это может сделать музыка. «Кто же сегодня сидит в удобных креслах и одним росчерком пера решает судьбу миллионов?» – спрашивает ведущий. «Ответ, я думаю, очевиден». И все. Больше никаких фраз нет. Автор выскажет свою позицию не словами, музыкой. Например, после слов, «ответ очевиден», встык, т.е. без паузы зазвучит песня из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»: «Мы бандито, ганстирито… и т.д.» И все понятно без слов.

7. Музыка подчеркивает ритм звучащего текста и усиливает впечатление от информации.

Например, когда речь идет об уничтожении памятников культуры и архитектуры в Москве, то инструментальная музыка А.Пахмутовой «До свидания, Москва», сопровождая текст еще более усиливает эмоциональное состояние, подчеркивая весь драматизм ситуации.

 

8. Музыка активно участвует в формировании программ самых разных жанров: литературно-музыкальных, в радиопостановках и детских передачах и т.д.

 

    В заключении необходимо отметить, что музыкальное оформление той или иной радиостанции – этого своего рода визитная карточка. По нему можно судить о концепции радио, музыкальных пристрастиях и даже о финансовом положении станции. Хорошо обеспеченная радиостанция нанимает композитора, который оформляет эфир в едином стиле, эксклюзивными заставками, джинглами, отбивками и т.д. Это позволяет узнавать радио по первым позывным, и делает его уникальным в своем роде. Не очень богатые станции пользуются для оформления эфира фрагментами каких-то музыкальных произведений, что не дает общности и гармоничности, как в первом случае. Такой вариант использования музыкального материала в эфире значительно уступает в качестве.

Т.о. создавая свою авторскую программу следует учитывать что на радио важно не только что сказано, но и, как сказано. И здесь на помощь приходит музыка, которая имеет удивительную способность воздействовать на человека.

 

                                              Шумы

 

Специфика радио заключается в том, человек не видит картинку, как на ТВ, а лишь слышит. Поэтому он включает свою фантазию, воображение и здесь весьма необходимы художественно-выразительные средства, к которым относится не только музыка, но и шумы.Шумы – это звуковое проявление живой и неживой природы. Шум толпы, пение птиц, журчание ручья, гудок парохода и т.д. – все это шумы.

В радиопередачах шумы выполняют следующие функции:

- передают звуковую характеристику действительности;

Например, журналист ведет свой репортаж с вокзала. Чтобы почувствовать особую атмосферу, настроение, в качестве шумов используют паровозный гудок, сообщения по громкоговорителю, шум толпы. Здесь на помощь журналисту приходит интершум, т.е. естественный звук всегда находящийся вокруг нас. Главное, чтобы во время записи интершум не служил помехой репортажу. Если же информация записывается из студии, но необходимо показать, что действие происходит на вокзале, используют специально записанные шумы, которые потом, с помощью монтажа, подкладывают под голос журналиста.

- несут дополнительную конкретизирующую информацию;

Чаще всего это происходит в радиопостановках, или в литературных программах, для усиления настроения, эмоционального воздействия и более полного описания окружающей действительности. К примеру, после слов «наступила ночь», уместно использовать пение цикад, которых мы слышим именно в это время суток; для описания зимней холодной погоды часто используют шум ветра или завывание вьюги. Т.е. в этих случаях текст автора сопровождается не только музыкой, но и шумовым оформлением.

- выступают в качестве самостоятельной художественной детали;

В фонотеках многих разговорных радиостанций есть целые библиотеки шумов, записанные на аудиодисках или занесенные в компьютерную музыкальную базу. Разные шумы можно приобрести в магазине, можно скачать из Интернета. Но я бы посоветовала журналистам собирать свою библиотеку шумов, она всегда пригодиться в работе. Заведите в своем компьютере отдельную папку и помещайте туда наиболее удачные шумы. Пригодиться все. Звуки падения, звон разбитого стекла, шум ливня, раскаты грома и т.д. Благодаря использованию шумов в передаче вы сделаете ее живой, красочной и объемной.

Радиожурналист, исходя из задачи, которую он ставит перед собой, может использовать шумы в самых разных жанрах: в репортаже, очерке, радиосказке. Главное, чтобы этот прием был уместен и гармоничен. А для этого надо научиться слышать окружающий мир, по крупицам отбирать звуковые краски и использовать их в своей работе.

Т.о. сочетая в своей авторской передаче различные художественно-выразительные средства, радиожурналист дает возможность аудитории услышать, представить и почувствовать то, о чем говорится в эфире.

 

Монтаж

 

Главное место в группе стилеобразующих выразительных средств радиожурналистики занимает монтаж (от фр. montage «сборка»).Как технологическое средство монтаж появился на радио в условиях предварительной записи передач.

В процессе работы над передачей автор часто обращается к акустическому монтажу. Это технический процесс, позволяющий соединять на пленке отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты в целостную композицию; под акустическим монтажом мы понимаем также систему взаимосвязей содержания и звуковой структуры – систему, выполняющую функцию драматургической конструкции.

Монтаж - это прежде всего выражение идеологических и эстетических позиций автора, метод его художественного мышления, творческого осмысления действительности. Чтобы донести до слушателей замысел и идею передачи, автору необходимо самому владеть навыками компьютерной программы «Звуковой редактор». Без профессионального звукового редактора трудно представить себе современную студию звукозаписи и монтажа. Программа Sound Forge долгое время являлась флагманским продуктом компании Sonic Foundry, а в мае 2003 года успешно перекочевала под другую торговую марку - Sony Pictures Digital. Sound Forge 6.0 позволяет работать с основными современными аудио/видео форматами файлов. При этом программа имеет ряд внутренних специфических форматов (PCA, W64), совместимых с другими программами от данного разработчика, наиболее близкой из которых является Vegas.

Сегодня каждый радиожурналист должен владеть навыками компьютерного монтажа. Это позволит делать передачи более оперативно и позволит журналисту быть независимым от студии звукозаписи, режиссера и оператора. Освоив программу звукового редактора, автор может дома или в любом другом месте записывать свою передачу и передавать ее в эфир. Если журналист не работает в прямом эфире, то такая форма создания рубрик или передач позволяет не приходить в редакцию, не иметь рабочего места и т.д., что весьма актуально для Интернет-радиостанций, не имеющих собственного помещения и прямого эфира.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.79 (0.063 с.)