Раздел 12. Обязательства по оказанию услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 12. Обязательства по оказанию услуг.



Тема 35. Транспортные и экспедиционные обязательства.

ЛЗ –6 часов (3-4 недели)

Цель занятия: рассмотреть и закрепить основные положения о транспортных обязательствах и о договорах перевозки пассажиров и грузов, транспортной экспедиции.

Основные понятия: прямое сообщение, линейное сообщение, смешанное сообщение, общественный возчик, организационный договор, буксировка.

 

Вопросы лекционного занятия № 1.

1. Понятие транспортных обязательств. Источники правового регулирования транспортных обязательств.

2. Транспортные организации. Управление транспортом.

1. В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки. Перевозка - это вид предпринимательской деятельности, направленный на перемещение грузов, пассажиров и их багажа по договору между транспортными организациями - перевозчиками и их клиентурой - пассажирами, грузоотправителями.

 Однако процесс перемещения не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. К числу транспортных договоров в широком смысле должны быть отнесены и обязательства, имеющие иную юридическую природу, но опосредующие организацию и обеспечение перевозок, всего транспортного процесса. Среди них - обязательства по подаче транспортных средств, договоры об организации перевозок, фрахтования, соглашения между организациями различных видов транспорта при перевозках в прямом смешанном сообщении, договоры транспортной экспедиции и др.

 В сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы. Согласно п. 2 ст. 548 ГК к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения.

 Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй ГК, где имеется особая гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция". Положения этих глав ГК конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства - прежде всего это транспортные уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

 В Российской Федерации действуют УЖТ, КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов - Федеральный закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности". Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся в иных законах РФ.

 По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.

 Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.

 Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан - потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.

 В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозок при условии, что они не будут ухудшать положение клиентуры по сравнению с общими правилами. На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.

 Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.

 Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет "формулярное право", а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена.

 Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

 Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором РФ это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.

 2. Перевозчиком может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять перевозки. Уставы наиболее крупных транспортных организаций утверждаются Правительством РФ.

 Транспортные организации выполняют перевозки только при наличии у них лицензий на соответствующий вид деятельности, а владельцы воздушных судов, кроме того, должны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Выдача лицензий и сертификатов транспортным организациям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет

 В силу п. 1 ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

 Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки грузов морским, внутренним водным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на перевозки пассажиров в местном (пригородном) сообщении.

 Помимо транспортных предприятий в практическом осуществлении перевозок важную роль играют иные предприятия и организации каждой из отраслей транспорта. На железнодорожном транспорте в ходе структурной реформы появляется новый участник транспортного процесса - владелец инфраструктуры. Им, согласно ст. 2 УЖТ, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий технологический комплекс (железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса).

Организации - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортные терминалы, порты, аэропорты, органы управления движением и др. - выполняют на основе договоров, заключаемых с транспортными компаниями-перевозчиками, важные технические и коммерческие функции. На праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими организациями закреплены элементы технологического комплекса (инфраструктуры) соответствующего вида транспорта. Хотя в этой области не исключено наличие других форм собственности, указанные организации в своем большинстве являются государственными унитарными предприятиями или федеральными учреждениями, их услуги отнесены к сфере деятельности естественных монополий и предоставляются в установленном законом порядке. Деятельность этих организаций лицензируется, правила и цены (тарифы), по которым они оказывают большинство своих услуг, а также различные сборы регулируются Правительством РФ и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.

Вопросы лекционного занятия № 2.

1. Договор перевозки груза.

2. Специфика договоров перевозки грузов различными видами транспорта.

1. По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз по назначению и выдать его уполномоченному лицу (грузополучателю), а отправитель - внести за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Помимо ГК договор перевозки регулируется следующими транспортными уставами и кодексами

 Устав железнодорожного транспорта РФ

 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

 Кодекс торгового мореплавания РФ

 Воздушный кодекс РФ.

 Договор перевозки - двустороннеобязывающий, возмездный, реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

 Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки определенного судна (всего или составляющих помещений): воздушного или морского (чартер), является консенсуальным договором, Он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта, месте направления судна и др.

 Договор перевозки заключается в письменной форме. Письменной формой договора перевозки являются: транспортная накладная (железнодорожная накладная, грузовая накладная - на воздушном транспорте, товарно-транспортная накладная - на автомобильном, коносамент - на морском), а также чартер (при перевозках груза морем в международном сообщении). В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, стоимость перевозки.

 Грузоотправитель передает перевозчику вместе с транспортной накладной все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).

 Стороны в договоре перевозки - грузоотправитель и перевозчик. В качестве грузоотправителей могут выступать как организации, так и граждане. В качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация - юридическое лицо, для которой деятельность по перемещению грузов является реализацией ее правоспособности, возникшей на основе регистрации в качестве юридического лица и получения ею лицензии (ст. 49, 51 ГК).

 Как правило, договор перевозки является публичным договором, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789, 426 ГК). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт "транспортом общего пользования"), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).

 В качестве перевозчика может также выступать и индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке лицензию на право осуществления данного вида деятельности.

 При этом по смыслу ст. 789 ГК оказываемые им услуги оформляются договором перевозки, не относящимся к публичным договорам.

 Иногда отправитель одновременно выступает в качестве получателя. Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо. Но чаще всего в качестве получателя выступает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.

 2. Договоры перевозки груза классифицируются прежде всего в зависимости от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка. (железнодорожная, морская, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом). Каждый из этих договоров имеет свои особенности, связанные с его оформлением, размера ответственности и т.д., которые отражены в соответствующих транспортных уставах и кодексах.

 Определенными особенностями обладает договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного суда (или его части) - воздушного или морского (договор фрахтования или договор чартера). Это - консенсуальный договор и считается он заключенным с момента достижения соглашения по его существенным условиям: о наименовании судна, о том все или часть судна фрахтуется, количестве груза,, месте погрузки, размере фрахта (плате за перевозку), месте направления судна. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

 Различают также перевозку груза в прямом смешанном сообщении, когда груз перевозится несколькими транспортными организациями по единому транспортному документу и комбинированные перевозки, при которых груз перевозится различными видами транспорта. Взаимоотношения между транспортными организациями должны строиться на основании соответствующего соглашения.

 

Вопросы лекционного занятия № 3.

1. Договор перевозки пассажира и багажа.

2. Договор об организации перевозок. Договор транспортной экспедиции.

1. По договору перевозки пассажира и багажа одна сторона перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

 Договор перевозки пассажира и багажа - это возмездный, двустороннеобязывющий, консенсуальный.

 Договор заключается либо устно при предварительной продаже либо путем конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Выдаваемый пассажиру билет является лишь доказательством заключения договора в устной форме.

 Пассажир имеет право перевозить с собой детей бесплатно (не старше 5 лет - на железнодорожном транспорте, морском, внутренневодном и автомобильном, не старше 2 лет - на воздушном) или с оплатой пор льготному тарифу (от 5 до 10 лет - на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, от 2-12 лет - на воздушном транспорте. Кроме того, пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм и сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

 В отдельных транспортных уставах и кодексах предусмотрены дополнительные права. Так, в соответствии со ст. 83 УЖТ, пассажир имеет право делать остановку в пути следования с продолжением срока действия билета, продлевать срок его действия в случае болезни, выезжать поездом, отходящим ранее того, на который приобретен билет, возобновить действие билета в случае опоздания на поезд, отказаться от поездки и возвратить билет, прекратить поездку в пути следования и т.д.

 Обязанности пассажира сводятся к внесению платы за проезд, соблюдению общественного порядка, правил пользования транспортными средствами и транспортным помещениями, бережному отношению к имуществу транспортной организации.

 2. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок груза и при наличии между ними устойчивых связей могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

 По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор - консенсуальный, возмездный, двустороннеобязывающий. Предмет договора - юридические и фактические действия. В качестве сторон (клиента и экспедитора) могут выступать как граждане, так и юридические лица.

 Форма договора - простая письменная. Экспедитор по общему правилу должен выполнить свои обязанности сам, однако в договоре может быть предусмотрена обязанность организовать выполнение экспедиционных услуг. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует от имени своего клиента).

 Основной обязанностью экспедитора по договору являются действия, связанные с отправкой груза и получением его от клиента. Экспедитор также может принять обязанности, которые обычно выполняет поставщик или покупатель при экспортно-импортных операциях: получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза.

Литература

1. Гражданское право: учебник / Под общ. ред. С.С. Алексеева.- 2-е изд, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 528 c.

2. Гражданское право: в 3-х т. Т.2: учебник/ Под ред. А.П. Сергеева.- М.: Велби, 2010.- 880 c.

3. Гражданское право. Практикум: в 2-х ч. Ч. 1: учебное пособие/ Отв. ред. Н.Д. Егоров, А.П. Сергеев.- 4-е изд., перераб. и доп..- М.: Проспект, 2009.- 184 c.

4. Гражданское право. Практикум: в 2-х ч. Ч.2: учебное пособие/ отв. ред. Н.Д.Егоров, А.П. Сергеев.- 4-е изд, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 176 c.

5. Гражданское право: В 4-х т. Т. 3: Обязательственное право: учебник/ Отв. ред. Е. А. Суханов.-.- М.: Волтерс Клувер, 2008.- 767 c.

6. Гражданское право: В 4-х т. Т4: Обязательственное право: учебник/ Отв. ред. Е. А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2008.- 756 c.

7. Грудницына Л. Ю. Гражданское право России: учебник/ Л. Ю. Грудницына.- М.: Юстицинформ, 2008.- 560 c.

8. Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учебник/ В.В. Пиляева.- 4-е изд., стереотип.- М.: КноРус, 2010.- 992 c.

9. Дехтерева Л.П., Майорова Е.И. Задачи по гражданскому праву. Методика активного решения: учебное пособие/ Л.П. Дехтерева, Е.И. Майорова.- М.: ИД Форум, 2009.- 160 c.

10. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ.Ч.1-4. (постатейный). [Электронный ресурс]: электронный учебник/ под ред., сост. А.Б. Борисова.- 9-е изд: Книжный мир, 2009.

11. Сборник договоров (более 400 документов). Все виды гражданско-правовых договоров. Образцы доверенностей. Формы предварительных договоров и протоколов разногласий / Авт. сост. А. Н. Долженко.- М.: Проспект, 2008.- 781 c.

12. Гражданско-правовая специализация: учебно-метод.комплексы (спецкурсы) [Электронный ресурс]: электронный учебник.- Костанай, 2007.

13. Актуальные проблемы гражданского права: учебное пособие: Актуальные проблемы гражданского права/ под ред. Н.М. Коршунова, Ю.Н. Андреева, Н.Д. Эриашвили.- 2- изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.- 431 c.

14. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: монография/ Под. общ. ред. В. А. Белова.- М.: Юрайт-М, 2007.- 993 c.

15. Судебно-арбитражная практика применения Гражданского кодекса РФ. Часть вторая. По материалам Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа за 2000-2006 годы / Под ред. Ю.В. Романца. - М.:"Норма", 2007.

16.   Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / Под ред. В.А. Вайпана). – М.: "Юстицинформ", 2005.- 258 с.

17. Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика. – М.: "Волтерс Клувер", 2007. – 269 с.

18. Алексеева С.Н. Особенности пассажирских перевозок электротранспортом // "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение". – 2008. - N 2. - Март-апрель.

19. Канашевский В.А. Регулирование ответственности перевозчика и экспедитора по договору международной смешанной перевозки грузов  // Закон. – 2008. - N 1. – С.8.

 

Нормативные акты и судебная практика

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.Части 1,2,3,4 (по сост.на 1 февр. 2010г.): кодекс.- М.: Проспект, 2010.- 544 c.

2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изменениями по сост. на 27 декабря 2009 года).

3.  Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ ФЗ (с изменениями по сост. на 18 июля 2009 года).

4.  Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изменениями по сост. на 18 июля 2009 года).

5.  Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изменениями по сост. на 26 октября 2007 г.)..

6.  Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями по сост. на 27 декабря 2009 г.).

7.  Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изменениями по сост. на 23 июля 2008 года).

8.  Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

9.  Постановление Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 404 "О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов" (с изменениями и дополнениями).

  1. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам: сборник документов/ сост. О.С. Мерикова.- М.: Проспект, 2010.- 512 c.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.044 с.)