Порядок регистрации ценных бумаг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок регистрации ценных бумаг



При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

• подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

• регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

• раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

• раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Закон запрещает производить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию. Все этапы эмиссии соответствующим образом регламентированы. После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг, производится регистрация выпуска, суть которой состоит в официальной фиксации обязательств эмитента, удостоверяемых ценной бумагой объема эмиссии и других параметров ценной бумаги. Это делается для того, чтобы эмитент не мог впоследствии изменить условия выпуска. При регистрации также производится проверка уставных документов эмитента.

В соответствии со ст. 20 закона для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:

• заявление на регистрацию;

• решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

• проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);

• копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);

• документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которые уставом и/или внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту и достоверность информации, содержащейся в указанных документах, несут ответственность за исполнение по данным обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом. Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Закон предусматривает строго определенный перечень оснований для отказа в регистрации (ст. 21):

• нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

• несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона;

• внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Последняя норма призвана защитить эмитентов от потенциальной необъективности рассмотрения вопроса о регистрации эмиссии.

В случае больших выпусков регистрируется также проспект эмиссии, который должен содержать дополнительную информацию, которая делается доступной широкой публике. Проспект эмиссии должен содержать:

• данные об эмитенте;

• данные о финансовом положении эмитента (эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы);

• сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Данные об эмитенте включают полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования учредителей; юридический адрес эмитента; номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; информацию о лицах, владеющих не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента; структуру руководящих органов эмитента; список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5 процентами уставного капитала; список всех филиалов и представительств эмитента.

Данные о финансовом положении эмитента включают бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах деятельности эмитента, отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда, размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответствующий бюджет, данные об уставном капитале эмитента, отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента.

Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг содержат информацию о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска, о количестве эмиссионных ценных бумаг в выпуске; об эмиссии ценных бумаг; о сроках начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг; о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг; о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, которых предполагается привлечь к участию в размещении выпуска; о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам; о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Приведенный обширный перечень сведений призван снабдить потенциального инвестора информацией, необходимой для принятия решения о покупке ценных бумаг данного выпуска или отказе от нее. Подробности формы и порядка регистрации приведены в соответствующем Постановлении ФКЦБ.

Кроме того, согласно ст. 23 закона, в случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.

В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах: ежеквартальный отчет эмитента; сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать следующие данные:

• коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о раскрытых в отчетном квартале существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента;

• данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента: бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала;

• факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20 процентов в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом;

• данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента.

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого завершенного квартала не позднее 30 календарных дней после его окончания. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента.

Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются сведения:

• об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления эмитента (за исключением общего собрания участников в обществах с ограниченной ответственностью и общего собрания акционеров в акционерных обществах);

• об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20 процентами указанного капитала;

• об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20 процентами и более уставного капитала эмитента;

• об изменениях в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20 процентами и более уставного капитала;

• о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

• о начисленных и/или выплачиваемых доходах по ценным бумагам эмитента;

• о погашении ценных бумаг;

• о выпусках ценных бумаг, приостановленных или признанных несостоявшимися;

• о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.

Сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, должны направляться эмитентом в порядке раскрытия в регистрирующий орган для обеспечения доступности согласно ст. 30 закона в срок не более пяти рабочих дней с момента появления факта. Цель этого раскрытия — та же, что и проспекта эмиссии, но производится раскрытие и после размещения ценных бумаг.

Закон вводит определенные ограничения на процедуру размещения ценных бумаг. Они призваны ограничить возможности недобросовестной эмиссии, призванной перераспределить доли уставного капитала или получить временный кредит у инвесторов. Нормы касаются раскрытия информации, сроков размещения, последовательности нескольких выпусков.

Так (ст. 24 закона), эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг.

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается ФКЦБ. Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном ФКЦБ.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством РФ.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими.

Настоящее положение не применяется в следующих случаях:

1) при эмиссии государственных ценных бумаг;

2) при предоставлении акционерам АО преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

По завершении эмиссии в регистрирующий орган представляется отчет об итогах выпуска. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию (ст. 25 закона):

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения; объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется ФКЦБ.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета. В случае, если эмитент не следует предписанному порядку действий, эмиссия может быть признана недобросовестной и аннулирована.

Закон (ст. 26) вводит понятие недобросовестной эмиссии. Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной в настоящем разделе, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в ФКЦБ (региональное отделение ФКЦБ).

В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в ст. 21 закона. Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений: нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации; обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации. При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.

В случае признания эмиссии недействительной эмитент должен все вернуть в исходное состояние и вернуть деньги покупателям, успевшим купить его бумаги.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам. ФКЦБ для возврата средств владельцам вправе обратиться в суд. Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте эмиссии, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску. Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

При эмиссии акций кредитными организациями вводится особый порядок накопления средств на накопительном счете (ст. 27 закона). Суть его в том, что использовать деньги, поступившие при распространении своих акций, банк может только после успешного завершения эмиссии, т. е. признания ее состоявшейся. Режим накопительного счета устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Отдельно в законе рассматриваются вопросы выпуска и обращения иностранных ценных бумаг. Так, ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, допускаются к обращению за пределами Российской Федерации по решению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Международные ценные бумаги. Этот термин появился на рынке для обозначения интернациональных ценных бумаг, обращающихся во многих странах одновременно. Одним из самых емких рынков международных ценных бумаг является рынок евробумаг, на который приходится более 75% от общего объема всего рынка. К евробумагам относятся: еврооблигации, евроакции и евроноты.

Следует различать еврооблигации и облигации, выпускаемые на национальных рынках капитала (т.е. внутренние выпуски). Внутренний выпуск облигаций осуществляется инвестором, являющимся резидентом страны выпуска, проводится в валюте этой страны и, как правило, размещается в стране выпуска. Внутренний выпуск может быть размещен в иностранном государстве, но все равно в валюте страны эмитента, и большая часть будет размещена опять-таки в стране эмитента.

Еврооблигации выпускаются в валюте, отличной от валюты страны, резидентом которой является эмитент, и облигации будут размещаться среди международных инвесторов из разных стран. Более того, группа по размещению будет состоять из представителей международных инвестиционных банков.

Следует помнить, что название «евро» возникло только благодаря месту расположения двух ведущих клирингово-расчетных палат, занимающихся этими выпусками. Две основные палаты - это EURO-CLEAR (расположена в Бельгии и была основана в 1970 г.) и CEDEL (расположена в Люксембурге и была основана в 1972 г.). Расчеты и клиринг по большинству еврооблигаций осуществляются этими организациями.

Существует так называемый «электронный мост», который позволяет проводить расчеты напрямую со счетов этих двух организаций. Еврооблигации имеют несколько особенностей:

1. являются предъявительскими ценными бумагами;

2. выпускаются на срок от 2 до 15 лет;

3. могут размещаться одновременно на рынках нескольких стран;

4. номинальная стоимость имеет долларовый эквивалент;

5. проценты по купонам выплачиваются держателю в полной сумме без удержания налога у источника доходов.

На практике большинство еврооблигаций представлены либо глобальными, либо индивидуальными сертификатами и не покидают депозитарные клиринговые палаты, а просто передвигаются по счетам клиентов и агентов. Пo большинству выпусков еврооблигаций проценты выплачиваются только один раз в год, торговые цены отражают чистые цены (т.е. без накопленных процентов), а начисление процентов происходит (по американской системе) на основе 360 дней в году.

Большинство облигаций выпускается в долларах США. Поскольку в США находятся крупнейшие международные инвесторы, вторая крупная группа инвесторов, находящаяся в Японии, всегда готова работать с основными мировыми валютами. Торговля регулируется Международной ассоциацией рынка ценных бумаг (ISMA), которая состоит, по ее собственному определению, из «крупнейших европейских банков и инвестиционных домов». Эта ассоциация признается многими странами как саморегулируемая организация. Основной заботой Ассоциации является соблюдение правил торговли. Евроноты являются среднесрочными именными облигациями, которые составляют основную часть рынка еврооблигаций и пользуются спросом со стороны взаимных фондов.

Евроакции выпускают транснациональные корпорации, крупные банки, инвестиционные фонды для дополнительного привлечения инвестиций на европейский финансовый рынок. Очень часто они конвертируются в еврооблигации и наоборот.

Определения международных ценных бумаг: Евробонды (еврооблигации) - разновидность долгосрочных ценных бумаг. Это долговые обязательства, циркулирующие на рынке евровалют. Заемщиками, выпускающими евробонды, выступают правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок (от 7 до 40 лет). Размещаются евробонды инвестиционными и коммерческими банками. Они являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов. Поэтому основными их покупателями являются институциональные инвесторы: страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании. В 1996-1997 гг. Россия осуществила первые выпуски долговых обязательств на еврорынке. Наряду с правительством право их размещения при выполнении определенных условий получил ряд субъектов РФ, в частности Москва и Санкт-Петербург.

ЕВРОНОТЫ - ценные бумаги, которые выпускаются корпорациями на рынке евровалют сроком, главным образом, от 3 до 8 месяцев по изменяющейся ставке процента и базирующиеся по системе ЛИБОР, т. е. за эталон принимается ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками обычно на указанный выше срок. Но в отдельных случаях ставка ЛИБОР может варьироваться сроком от одной ночи до 5 лет. Что касается собственно евронот, то они представляют собой краткосрочные ценные бумаги и используются главным образом для предоставления среднесрочного кредита, поскольку банки заключают соглашения с фирмами-заемщиками с обязательством в течение 5-10 лет приобретать у них евроноты по мере окончания срока предыдущего выпуска. Тем самым фирме-эмитенту гарантируется предоставление евронот среднесрочного кредитования.

ЕВРООБЛИГАЦИИ - облигации внешних займов Российской Федерации, которые размещаются на европейском рынке долговых обязательств. Их еще называют евробондами. Первый выпуск еврооблигаций имел место в сентябре 1998 г. Затем с периодичностью 6-7 месяцев их выпуск был продолжен. Привлекательность условий для европейских партнеров, в частности, состояла в том, что, например, обещанная доходность облигаций, деноминированная в немецких марках, была на 3,7 процентного пункта выше по сравнению с такими же немецкими бумагами.

Последующие выпуски еврооблигаций - в конце 1990-х гг. - начале 2000 г. - планировались в среднем при купонном доходе в 9% и выше. Такая процентная политика должна была укрепить позиции еврооблигаций РФ на международном рынке долговых обязательств. Отличительной чертой последних двух-трех лет явилось то, что право на выпуск еврооблигаций, в частности на выпуск региональных еврозаймов получил целый ряд субъектов РФ, включая не только Москву и Санкт-Петербург, но и Нижегородскую область, на сумму от 300 до 400 млн. долл. США каждый. Имеются определенные условия их реализации: 1) общий объем всех видов заимствований каждого из субъектов Федерации в пределах бюджетного года не должен превышать 30% объема собственных доходов этого субъекта; 2) расходы на погашение и обслуживание всех видов еврооблигаций долговых обязательств каждого из отмеченных субъектов Федерации не должны превышать 15% собственных доходов бюджета данного субъекта РФ. Предусматривается, кроме того, выход на рынок еврооблигаций, т. е. по форме и по существу еврозаймов, ряда крупных предприятий России, в частности кондитерской фабрики «Красный Октябрь», АО «Татнефть» и других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.031 с.)