Главные итоги развития русской литературы 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные итоги развития русской литературы 20 века.



Русская литература XX века развива­лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя­чих точек». Эти события нашли отраже­ние в создаваемых художественных про­изведениях различных направлений и те­чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте­тических позиций писателей. В начале ве­ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав­ными из которых были реализм и модер­низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо­шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите­ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко­торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело­веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус­скую литературу, основанную на пред­шествующих традициях. Литература русского зарубежья, а так­же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб­ражениям, пришли к читателю в основ­ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли­тературе вновь образуются различные те­чения и направления (например, постмо­дернизм и др.).

Ведущим направлением в русской лите­ратуре XX века является реализм при на­личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра­зить жизнь. Развивая традиции реалисти­ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату­роведении ведутся дискуссии о методе со­циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи­сателей был провозглашен в качестве ве­дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее­ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ­ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре­ализма и найти в них следование тради­циям русской классики XIX века.

XX век принес в литературу новые те­мы и проблемы, как-то: человек в изме­няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан­ской войны, судьбы людей в Великую Оте­чественную войну, нравственные пробле­мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав­ственные проблемы, особенно личных вза­имоотношений людей. Никогда не исчер­пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель­ства. Всегда актуальны раздумья о вос­питании будущих поколений и так на­зываемая проблема «отцов и детей», под­разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж­ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре­емственности жизненного опыта, вос­приятия мировоззрения и культурного бо­гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче­ская литература. Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту­пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль­ные дворяне, воспитанные в университе­тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма­ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост­ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет­ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря­щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди­не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В.Набоков).

Экзаменационный билет № 33

1. Исторические факты, обусловливающие активные процессы в современном русском языке.

2. Особенности реализма в литературе рубежа XX-XXI вв.

3. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка.

1. Состояние современного русского языка c конца XX столетия, изменения, которые в нем активно происходят, нуждаются во внимательном изучении и освещении с целью выработки оценок и рекомендаций с позиций объективности и исторической целесообразности. Динамика языкового развития столь ощутима, что не оставляет равнодушных ни в кругу лингвистической общественности, ни в среде журналистов и публицистов, ни среди обычных граждан, не связанных профессионально с языком.

 

За последние столетия русский язык претерпел значительные изменения. Развитие языка нельзя считать благом, так как язык - живой организм, который отражает изменения, происходящие в быстротекущей жизни. Однако русский язык как язык народа - вечен.

Обслуживая общество в качестве средства общения, язык постоянно претерпевает изменения, все более и более накапливая свои ресурсы для адекватного выражения смысла происходящих в обществе перемен. Для живого языка этот процесс естествен и закономерен. Однако степень интенсивности этого процесса может быть различной. И тому есть объективная причина: само общество - носитель и творец языка - по-разному переживает разные периоды своего существования. В периоды резкой ломки устоявшихся стереотипов усиливаются и процессы языковых преобразований. Так было в начале XX в., когда резко изменилась экономическая, политическая и социальная структура российского общества. Под воздействием этих перемен меняется, правда, более медленно, и психологический тип представителя нового общества, что также приобретает характер объективного фактора, влияющего на процессы в языке. Современная эпоха актуализировала многие процессы в языке, которые в других условиях могли бы быть менее заметными, более сглаженными. Социальный взрыв не делает революции в языке как таковом, но активно влияет на речевую практику современника, вскрывая языковые возможности, выводя их на поверхность. Под воздействием внешнего социального фактора приходят в движение внутренние ресурсы языка, наработанные внутрисистемными отношениями, которые прежде не были востребованы по разным причинам, в том числе и опять-таки по социально-политическим причинам. Так, например, обнаружились семантические и семантико- стилистические преобразования во многих лексических пластах русского языка, в грамматических формах и т.п. В целом языковые изменения осуществляются при взаимодействии причин внешнего и внутреннего порядка. Причем основа для изменений заложена в самом языке, где действуют внутренние закономерности, причина которых, их движущая сила, заключена в системности языка. Но своеобразным стимулятором (или, наоборот, «тушителем») этих изменений является фактор внешнего характера - процессы в жизни общества. Язык и общество, как пользователь языка, неразрывно связаны, но при этом они имеют свои собственные, отдельные законы жизнеобеспечения. Таким образом, жизнь языка, его история органично связаны с историей общества, но не подчинены ей полностью из-за своей собственной системной организованности

2.

Начало XXI в. характеризовалось возвращением многих художников к реалистическому видению мира и осмысление исторического и культурного опыта с новых позиций, где доминирует диалектический подход. Так, В. Чалмаев говорит о разнообразии форм реализма и плодотворности данной модели. О возможности «нового реализма» с вкраплениями натуралистического или импрессионистического характера писали еще в 1920-е годы ХХ в., но тогда эта тенденция была насильственно прервана. В конце ХХ в. она вновь проявилась. Примером могут служить произведения и теоретические декларации таких писателей нового поколения, как И. Денежкина, В. Козлов, А. Козлова, Р. Сенчин, С. Шаргунов. Последний выступает и как обозреватель, отмечая среди проблем, доминантных для авторов нового времени, темы армейской дедовщины, лагерной зоны, бомжей и гробокопателей.

Стремление изображать действительность такой, как она есть, приводит к воинствующей антилитературности, смещении нравственных акцентов, прагматичности композиции, активному использованию разговорной и даже бранной лексики, порождает обличительный пафос. О. Славникова отмечает «отсутствие сочиненного сюжета… саморазвивающихся характеров», минимализацию расстояния «между жизнью и страницей».

П. Басинский причисляет к новым реалистам П. Алешковского, A. Варламова, С. Василенко, О. Павлова. Свой ряд предлагает С. Казначеев, относя к этому направлению В. Артемова, А. Белого, Вяч. Дегтева, Ю. Козлова, М. Попова, Н. Шипилова. Данные авторы выделяются стремлением обновить традиционный реализм и обособить себя от модернистской традиции, хотя и продолжают пользоваться отдельными элементами эстетики.

Заслуживают отдельного разговора новые и своеобразные образования, очевидна тенденция к формированию иных структур. Так, B. Свирский, исследователь творчества Ю. Дружникова, полагает, что тот создал жанр «микроромана», в котором присутствуют традиционные элементы: рассказ о событиях, предшествующих основному действию, события, происходящие в произведении, и указание на то, что случится в будущем («Микророманы», отдельное издание 1991).Уточним сказанное: особое внимание автор обращает на развитие действия, не делая акцента на биографии героя, на которой обычно выстраивается конструкция рассказа. В то же время отсутствует эпизация действия, что свойственно «большому роману». Поэтому и получилась форма, в которой динамично, с большим количеством подробностей передана атмосфера, предшествовавшая эмиграции автора.Нередко процесс создания текста имитируется на глазах у читателя. Ряд авторов выстраивают свое повествование из серии отдельных рассказов. Собранные вместе, в единый цикл, они фактически и представляют собой «микророман», который можно прочитать и как серию отдельных рассказов, например «Сквозная линия» или «Люди нашего царя» Л. Улицкой. Вряд ли речь идет о совершенно оригинальной форме, появившейся именно в 90-е годы. Возникли также новые формы, связанные с эстетическими поисками авторов, о чем свидетельствует их жанровая идентификация в подзаголовках – романы-комментарии, романы-фрагменты. Некоторая эскизность свойственна и эпической форме, не случайно после публикации писатели добавляют отдельные главы в виде приложений («Степные боги» (2008) А. Геласимова, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева).

Традиции заключ. в художественном постижении окружающего мира и человека в нем. Активничает постмодернизм и реализм в использовании художественных приемов, т.к.цитирование чужих текстов, смещены времени действия, пародирование. В реальной прозе характерен ряд принципов, так как осмысление времени в конкретных проявлениях с философской основой образов, диалог с читателем, поиски смысла жизни (произ. В.Маканина, В Распутина, А.Солженицына и др.) Задачей автора- реалиста является постижение закономерности жизни и челов.характеров. В совр. лит-ре существ.различн. термины ориентированы на реализм – традиц.реал., неоклас.реал., жестокий реал. Перестройка внутри худож.системы реализма происх. по нескольким направлениям. В реализме неоклассич. Важным остается обращение к социальным и этич.проблемам с преобладанием общинных и ирерархич.ценностей в духовном смирении, то у героев неоклас.прозы характеризуется активная жизненная позиция и желание нравственно усовершенствовать общество и себя. В конце 1990-х годы не утихает волна интереса писателей к советскому прошлому, которое переосмысливается, как правило, с позиций неомифологизма. Духовно-нравственная переоценка советского периода, осмысление причин кризисного сознания человека рождают жанровые трансформации с ярко выраженным антиутопическим пафосом. Показательный пример жанрово-стилевого опыта представляет собой роман-житие «Дурочка» Светланы Василенко, внутреннее единство которого обретается на стыке исторической фактурности, мифологического сознания и натуралистичности повествования. Элементы художественной условности организуют образный уровень, становятся сюжетообразующими, формируя причудливую пространственно-временную композицию. Художественное время преломляется, соединяя исторические тридцатые и шестидесятые. Реалии сталинского времени, персонажи советского ряда переплетаются с фольклорными сюжетами и сказочными героями. Все повествование пронизано узорной метафоричностью христианских и фольклорных образов, напоминая народный лубок. Именно через фольклорные, мифологические категории «оценивается» бытийность советского времени. Стилевую глубину романа, обнажающего уродливую природу советского мироустройства, органично дополняет гротескная поэтика. Ярким примером ее служит создание образа села, прикинувшегося немым, чтобы «не слышать» призыв объединяться в колхоз. Гротеск, по законам которого в романе выстраивается советская линия, обнажил трагикомические противоречия между коммунистической мифологией и реальностью. Однако при всем хронологическом и стилистическом полифонизме повествование четко ориентировано на однозначно узнаваемую историческую реальность конца ХХ века. Она возникает как итог советского мироустройства.

Приведенные образцы современной прозы обнаруживают изменения, которые претерпел традиционный реализм в своем освоении новой исторической реальности. Очевидно, что реалистическому сознанию сейчас свойственны элементы ирреального, условного, субъектного — всего того, что «по правилам» относят к сфере модернистской и даже постмодернистской. Тем не менее различие между последними принципиально и велико. Если модернизм, прорываясь сквозь семиотические покровы к онтологическим началам Бытия, ищет — и находит! — за распадом традиционных форм духовные опоры существования человека в стремительно меняющемся мире и, таким образом, посредством творческой интуиции, творческого акта, прозревает в Истории и Трагедии высокий теологический смысл, то постмодернизм — принципиально атеистичен, точнее, — а(тео)логичен (ведь атеизм тоже своего рода вероучение). Если первый художественной волей преобразует Хаос в Космос или, по меньшей мере, в катастрофических разломах угадывает упорядочивающую синергийную силу, ее целеполагающий смысл, то второй — лишь фиксирует в человеческом сознании утрату любой точки опоры — будь то Бог, законы природы или догмы марксизма-ленинизма. Как не без иронии заметил И. Хасан, постмодернисты, признавая распад чуть ли не за единственную имманентную миру данность (т. е. за своеобразную норму человеческого существования), вполне комфортно устроились в конституируемом ими хаосе и даже прониклись к нему «чувством комфортности»[6].Пока еще трудно судить о путях развития литературы нового века, делать обнадеживающие (или пессимистические?) прогнозы. Но обозначить все усиливающуюся тенденцию к встрече реализма и модернизма в одном тексте, к перевоплощению первого вплоть до неузнаваемости и к стремительному развитию второго — необходимо уже сейчас.

3. Новые образовательные технологии -- совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

В соответствии с таким подходом роль учителя в образовательном процессе можно охарактеризовать так: учитель создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем, помогает их решать совместными усилиями, планирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. Эти компоненты выявляются в разнообразных педагогических технологиях, используемых при обучении языкам: модульная технология обучения (Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский), технология развивающего обучения (И. С. Якиманская, Л. В. Занков и др.), игровая технология (Д, Б. Элъконин), проблемно-эвристическая технология (А. В. Хуторской), обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии (Е.С. Полат), информационные технологии на основе алгоритмов (Н. Н. Алгазина) и др.

на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

 

 Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

 Технологии обучения Предметно-ориентированные технологии

 Технологии личностно-ориентированного образования

 Вузовские технологии

 Диалоговые технологии

 Игровые технологии

 Компьютерные технологи

 Предметно - ориентированные технологии обучения

 Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.

 Предметно - ориентированные технологии обучения

Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

 Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Экзаменационный билет № 33



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.024 с.)