Морфологический разбор деепричастия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологический разбор деепричастия



Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, зависит от того, признаём ли мы деепричастие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоятельной частью речи.

Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

1. Глагол. Начальная форма — инфинитив.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

— переходность,

— возвратность,

— вид,

— спряжение;

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Учебные комплексы предлагают разбор деепричастия, соответствующий подходу к нему как к гибридной части речи.

Так, комплекс 1 предлагает следующий разбор: часть речи (деепричастие), неизменяемость, вид, синтаксическая функция. Комплекс 2 предлагает указывать возвратность и вид. Комплекс 3 предлагает следующую схему: от какого глагола образовано, вид, синтаксическая функция. Если исходить из того, что деепричастие — самостоятельная часть речи, то схема разбора изменяется.

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

1. Деепричастие.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

— переходность,

— возвратность,

— вид,

— неизменяемость;

б) непостоянные признаки: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим образец морфологического разбора деепричастия.

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

(А. Н. Толстой)

Разбор деепричастия как формы глагола:

потягивая — глагол, нач. форма потягивать;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт. роль: часть обстоятельства.

жмурясь — глагол, нач. форма жмуриться;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив — глагол, нач. форма окончить;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт роль: часть обстоятельства.

Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:

потягивая — деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

жмурясь — деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив — деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт роль: часть обстоятельства.

 

  1. «Серебряный век» русской поэзии. Периодизация. Смысл понятия «Серебряный век».

 

Поэзию “серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.

Этот фон составляли русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.

Поэзии “серебряного века” вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.

Начало века Александр Блок определял как “минуту смятенья и борьбы лжи и правды”.

Серебряный век — это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры.

По мнению И.Ф.Анненского, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой. В современности же он видел трагедию человеческого "я", замученного сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее. Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душах художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления. Поэты серебряного века обращались к вечным темам творчества: любви, жизни и смерти. Возрос интерес к мифологии, к особенностям географического и этнографического колорита; усилилось игровое, театральное начало в поэзии.

 

Периодизация.

Хотя хронологически “серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его значение в истории русской литературы огромно. Принято считать, что начало “серебряного века” русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна. Поэты “серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в “расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.

 

1924 Милюков Павел Николаевич. В пушкинской речи в Сорбонне (к 125-летие А.С. Пушкина) говорил о «декадансе Серебрянного века». Декаданс – упадок; явление, характеризующееся оппозицией к общепринятой «мещанской морали», культом красоты самодовлеющей ценности, сопровождавшимся нередко эстетизацией греха и порока. Декадентство – в области сознания – это отношение индивидуума к окружающему миру в кризисную эпоху, чувство тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться. Перфоманс – реставрация событий.
1925 Иванов-Разумник, Разумник Васильевич упоминает понятие «серебряный век» в статье «Взгляд и нечто».
1929 Пяст Влад (псевдоним) – Пестовскаий Владислав Алексеевич о «серебряном веке» в книге «Встречи».
1933 Оцуп Николай Авдеевич написал статью «Серебряный век» в парижском журнале «Числа».
1937 Вейдле Владислав Васильевич употребил понятие «серебряный век». «Умирание искусства»
1962 Маковецкий Сергей Констатинович, Мюнхен, книга «На Парнасе серебряного века» в 1962 году появилось словосочетание «серебряный век»

1892 г. – начало «серебряного века». Лекция Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Книга «Символы».

1894 – появление журнала «Русские символисты» (20 имен).

Конец «Серебряного века».

07.08.1921г. – смерть А. Блока

21.08.1921 – расстрел Н. Гумилева

Октябрь 1922 – высылка учёной интеллигенции из страны на «философском» пароходе.

18.06.1925г. – постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области литературы»

Концепция «Серебряного века»

В отличии от предшественников, идея создания мира в искусстве – это идея конструирования мира в процессе творчества. Творчество же заключается в подсознательном созерцании тайных смыслов, доступном лишь художнику творцу.

Зинаида Гиппиус – литературный салон писателей «серебряного века».

Поэты Серебряного века

Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и многие другие.

 

Понятия «Золотого» и серебряного веков, которыми обозначают определенные этапы развития русской литературы, прочно прижились в литературоведческой науке. Однако откуда же взялись столь поэтичные названия? Вероятно, они стали данью мифологической традиции античности. «Золотым веком» русской литературы была эпоха А. С. Пушкина. Что же касается серебряного, то он стал знаковым культурным явлением рубежа эпох. Для этого периода характерно усиление значения личностного начала в процессе творчества, стремление преодолеть привычные рамки канонов, избавиться от сложившихся в литературе художественных штампов. Интересно отметить, что стремление вызваться за пределы традиции нередко касалось не только канонов прошлой эпохи, но и принципов того или иного литературного течения, сформировавшегося непосредственно в период, называемый серебряным веком. Несмотря на яркую индивидуальность поэтического наследия серебряного века, можно выделить и ряд присущих ему общих черт. Так, на рубеже веков изменились тематические предпочтения поэтов. Тема природы, традиционная для русской поэзии, отошла на второй план; исторические параллели также стали менее значимыми. Поэты серебряного века охотнее обращались к вечным темам творчества: любви, жизни и смерти. Возрос интерес к мифологии, к особенностям географического и этнографического колорита; усилилось игровое, театральное начало в поэзии.

 

1901г. – Победоносов Константин Петрович - статья «Болезни нашего времени»

 

Модернизм – основной чертой модернизма является метафоричное построение образа по принципу разветвлённой ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых построений.

Символисты

Направленность творчества «старших» символистов

- основная цель не создание системы символов, а эпатаж декадентства

- импрессионистическая передача тончайших оттенков настроения

- слово как носитель смысла утрачивает цену; слово – знак, музыкальная нота, звено мелодики стиха.

З. Гиппиус, С.Мережковский, Ф.Сологуб, В.Брюсов, К.Бальмонт

Направленность творчества «младших» символистов

 - опора на философию Д.Соловкова

- поэзия – «тайнопись неизреченного». Метафора строится не на сходстве предметов, а на ассоциативных связях, возникающих в процессе данной мимолетной ситуации.

- поэт не должен стремиться быть понятым читателем. Читатель теперь не слушатель, а соавтор – творец, поэт помогает ему в постижении высшей реальности.

Вяч. Иванов, А.Блок, А.Белый

Признаки «младосимволизма»

- много места любви во всех её проявлениях – от чувственности и эротизма до романтического и почти религиозного мечтания о Прекрасной Даме, Незнакомке

- пейзажи только для передачи собственных переживаний; часто – осень.

- распространённый образ = современный город, живое существо с сатанинским характером, «город-вампир», материализованный ужас, олицетворение бездушия и порока.

- после революции 1905-1907 г.г. – образы людей нового мира. Красота – не гармония теперь, а хаос борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.025 с.)