Третий вопрос: Преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий вопрос: Преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.



Ст.317 УК – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Данной нормой предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности этих лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Это наиболее опасное из всех преступлений, направленных против порядка управления, которые включены в главу 32 УК.

На сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих возложено решение особых задач в сфере управления, связанных с риском для жизни.

Устанавливая отдельно уголовную ответственность, причем повышенную, за деяния, посягающие на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких при условии наличия цели воспрепятствовать законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо осуществить месть за такую деятельность, государство тем самым признает, что совершается не покушение на убийство или убийство как преступление против личности, а особо тяжкое преступление против порядка управления.

Повышенная опасность рассматриваемого преступления определяется его объектом. Более того, это преступление посягает на два непосредственных объекта: на нормальную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также на жизнь этих лиц и жизнь их близких.

УК РСФСР 1960 г. содержал норму (ст.1912 УК), которой предусматривалась ответственность за посягательства на жизнь работника милиции или народного дружинника. Действующий УК значительно расширил круг лиц, которые могут быть потерпевшими от преступления, предусмотренного ст.317 УК. Таковыми могут быть: сотрудники правоохранительных органов – МВД, прокуратуры, суда, ФСБ и другие.

Военнослужащие – к военнослужащим относятся лица, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Понятие «близкие» в судебной практике рассматривается довольно широко. В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 г. №3, в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №11 «О судебной практике по делам о вымогательстве» разъясняется, что под близкими потерпевшего следует понимать близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные браться и сестры, дед, бабка, внуки, супруг), а также иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему. Это разъяснение Пленума Верховного Суда РФ применимо и к рассматриваемому составу преступления. Кроме того, в п.3 ст.5 УПК РФ указывается: близкие лица – иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Объективная сторона данного преступления выражается в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. В подпункте «г» п.5 постановления Пленума Верховного Суда СССР №9 от 22.09.89 г. указывается, что «под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство работника милиции или народного дружинника в связи с их деятельностью по охране общественного порядка.. Такие действия, независимо от наступления преступного результата, следует квалифицировать как оконченное преступление только по ст.1912 УК РСФСР (ст.317 УК РФ).

Там же в п.5 названного постановления разъясняется, что «под исполнением обязанностей по охране общественного порядка работниками милиции, народными дружинниками, а также военнослужащими следует понимать несение ими постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств

В п.6 этого же постановления говорится следующее: «Поскольку посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника по времени может не совпадать с выполнением потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка, суды должны в каждом случае выяснять мотивы содеянного, тщательно проверять, имеется ли связь между исполнением потерпевшим этих обязанностей и совершенным в отношении него преступлением. При наличии такой связи действия виновного подлежат квалификации по ст.1912 УК РСФСР (ст.317 УК РФ).

П.7 данного постановления указывает на то, что:

А) преступления, совершенные в отношении работника милиции, народного дружинника или военнослужащего на почве личных взаимоотношений или конфликтов, надлежит рассматривать как преступления против личности и квалифицировать по соответствующим статьям уголовного кодекса.

Б) если виновным совершен ряд непрерывных и взаимосвязанных действий, каждое из которых образует состав самостоятельного преступления против порядка управления (например, оскорбление и сопротивление, сопротивление и посягательство на жизнь), то все содеянное надлежит квалифицировать по статье закона, предусматривающей ответственность на наиболее тяжкое преступление.

Те же действия, совершенные в разное время, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, если даже они совершены в отношении одного и того же работника милиции.

В п.3 этого же постановления говорится, что «Ответственность за это преступление наступает при условии, что виновный сознавал, что им совершается посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции либо народного дружинника при исполнении или в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка. Ответственность по названной статье УК наступает независимо от того, находился ли работник милиции или народный дружинник на дежурстве или же по собственной инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка или пресечению преступления.

В п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ №3 от 24.09.91 г. разъясняется, что «по каждому делу данной категории судам необходимо выяснять, были ли законными действия работников милиции, народных дружинников либо военнослужащих при исполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка. В случае установления факта незаконности их действий суд, при наличии к тому оснований, должен решить вопрос о квалификации содеянного подсудимым по соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за преступления против личности». К этому следует добавить, что в этом случае необходимо принимать во внимание требования статей УК, определяющих условия правомерности необходимой обороны и крайней необходимости. В п.9 говорится, «что убийство указанных лиц совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, а покушение на убийство – лишь с прямым умыслом.

Поскольку посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких считается оконченным с момента покушения, то умышленные действия, непосредственно направленные на убийство этих лиц, должны квалифицироваться по ст.317 УК без ссылки на ст.30 УК.

Если совершенное преступление имело своим последствием причинение потерпевшим вреда здоровью, то независимо от его тяжести все содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст.317 УК Применение статей 111, 112, 115 УК в таких случаях будет излишним, так как причинение вреда здоровью в данном случае является лишь одним из способов совершения более тяжкого преступления – посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

В практике могут встречаться случаи приготовления к убийству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Например, приготовление будет в действиях лица, которое приобрело пистолет для убийства работника милиции из мести за его активную работу по охране общественного порядка. Ввиду того, что при приготовлении к убийству нет еще непосредственного посягательства на жизнь потерпевшего, случаи приготовления к убийству не охватываются понятием «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких» и квалифицируются по ст.ст.30 и 317 УК (в приведенном выше примере в действиях виновного лица содержится также состав преступления, предусмотренного ст.222 УК).

Угроза убийством сотруднику правоохранительного органа, военнослужащего или их близких не подпадает под признаки ст.317 УК. Такая угроза в зависимости от обстоятельств дела должна квалифицироваться как применение насилия в отношении представителя власти по ст.318 УК либо как преступление против личности по ст.119 УК.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего квалифицируется по ст.317 УК только при том условии, если оно направлено на воспрепятствование их законной деятельности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности или совершено из мести за такую деятельность.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего может быть совершено как во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Однако для квалификации по ст.317 УК требуется установить, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего совершено по поводу их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь указанных лиц не связано с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, то оно должно квалифицироваться по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Умыслом виновного охватывается, что, что посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Если по обстоятельствам дела виновный не знал, что он посягает на жизнь указанных в диспозиции ст.317 УК лиц, то совершенное им преступление должно квалифицироваться по статье главы 16 УК, предусматривающей ответственность за убийство. Для квалификации совершенного преступления по ст.317 УК требуется установить наличие у виновного прямого умысла на лишение жизни потерпевшего, поскольку в законе говорится о специальной цели и мотиве совершения данного преступления. В качестве необходимого признака состава этого преступления закон предусматривает цель воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому ст.317 УК может быть применена только в том случае, если по делу установлено наличие у виновного указанной цели. При ее отсутствии совершенное деяние должно квалифицироваться по соответствующей статье УК о преступлениях против личности.

Одним из альтернативно необходимых признаков посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких является также мотив – месть за деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Наличие такого мотива законом предусмотрено как альтернатива рассмотренной выше цели. В п.3 постановления ПВС РФ №3 от 24.09.91 г. указывается: «В случае если преступные действия, выразившиеся в оскорблении либо посягательстве на жизнь работника милиции либо народного дружинника, совершены не во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка, а после этого – из мести за выполнение указанных обязанностей, содеянное, при наличии к тому оснований, следует квалифицировать соответственно по ст.319, 317 УК РФ». Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких может быть совершено в связи с тем, что они делали замечания, задерживали за нарушения общественного порядка или пресекали преступные действия самого виновного лица либо его родственников, близких, знакомых и т.п. Вместе с тем состав рассматриваемого преступления будет в действиях и такого лица, которое совершает посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких только за то, что эти лица по роду своей службы принимают участие в охране общественного порядка и в обеспечении общественной безопасности. Для состава преступления, предусмотренного ст.317 УК, не требуется, чтобы потерпевший применял меры воздействия к виновному либо к его близким, знакомым и т.п. Необходимо лишь установить, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких было совершено из мести за деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В то же время убийство работника милиции из ревности должно квалифицироваться по ч.1 ст.105 УК.

Неосторожное причинение смерти перечисленным лицам должно квалифицироваться по ст.109 УК, потому что в таком случае не может быть речи об указанной цели и мотиве совершения преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Действия лиц в возрасте от 14 до 16 лет, совершивших данное преступление, должны квалифицироваться по п.»б» ч.2 ст.105 УК.

Рассматриваемое преступление необходимо отличать от сходных с ним составов преступлений, предусмотренных другими статьями УК.

 По отношению к ст.105 УК, которой предусмотрена ответственность за умышленное убийство, ст.317 УК является специальной нормой. При конкуренции общей и специальной норм должна применяться специальная норма, то есть ст.317 УК. Вместе с тем преступление, предусмотренное ст.317 УК, по ряду признаков отличается от состава преступления, предусмотренного ст.295 УК, которая по отношению к ст.105 УК также является специальной нормой. Отличие проводится главным образом по объекту посягательства и кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от преступления. Ст.295 УК помещена в главе 31 УК («Преступления против правосудия»). По этой статье квалифицируется посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование и их близких. Объектом этого преступления является нормальная деятельность органов правосудия и предварительного расследования и жизнь указанных в ст.295 лиц: судей, присяжных заседателей или иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, защитников, экспертов, судебных приставов, судебных исполнителей и их близких.

ПО объекту, а также по признакам субъективной стороны преступление, предусмотренное ст.317 УК отличается от террористического акта (ст.277 УК). Ст.277 УК входит в главу 29 УК «Преступления против конституционного строя и безопасности государства» и предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Объектом этого преступления являются основы конституционного строя и безопасность государства, а также жизнь государственных и общественных деятелей. Для субъективной стороны характерными являются цель и мотив совершения преступления. Террористический акт совершается в целях прекращения потерпевшими их государственной или иной политической деятельности или из мести за такую деятельность. Нормативные акты и литература:

1.УК РФ, глава 32.

2.Комментарий к УК РФ (любое издание).

       3.Закон РФ «О милиции» от 18.04.91 г. Сборник Законов РФ. М., 1999. С.613.

       4.Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. Сборник Законов РФ. М., 1999. С.627.

       5.Закон РФ «О государственной границе» от 1.04.93 г.

6.Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе РФ» от 25.12.2000 г. №2-ФКЗ. //Сборник законодательства РФ, 2000, №52, ст.5021. 7.Федеральный Конституционный закон «О Государственном флаге РФ» от 25.12.2000 г. №1-ФКЗ //Сборник Законодательства РФ, 2000, №52, ст.5020.       8.Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.09.91 г. №3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка». Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. М., 1999. С.299; 2003 г. – С.300.

9.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. №9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка». Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. Изд-во «Проспект», М., 1999. С.280.

  10.УПК РФ. Ст.5. «ИКФ «ЭКМОС». М., 2002.

           

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.016 с.)