Вопрос 1. Преступления, выражающиеся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта при использовании транспортных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Преступления, выражающиеся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта при использовании транспортных средств.



А) Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (Статья 263 УК).

1. Объект преступления - безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

2. Под безопасностью движения и эксплуатации транспорта понимаются его безаварийность, способность функционирования (перевозки пассажиров и грузов) без угрозы для жизни или здоровья людей или уничтожения или повреждения имущества.

3. К железнодорожному транспорту относятся все виды железнодорожных путей, по которым осуществляется движение соответствующих транспортных средств, а также сооружения, устройства, механизмы и оборудование, обеспечивающее безопасность движения. К железнодорожному транспорту относятся не только рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения, но и подъездные железнодорожные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Напротив, шахтные, внутрицеховые транспортные средства (электровозы, вагонетки), выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, к железнодорожному транспорту не относятся (нарушение правил их эксплуатации чаще всего квалифицируется как нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216) либо как преступления против личности).

4. К воздушному транспорту относятся гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, включая средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, т.е. летательные аппараты, которые как тяжелее, так и легче воздуха. При этом не имеет значения их ведомственная принадлежность (за исключением военных летательных аппаратов, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 351).

5. К водному транспорту относится морской и речной транспорт, т.е. все самоходные морские и речные (озерные) суда, в том числе маломерные (катера, моторные лодки), маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для рыболовства и других целей (например, научно-исследовательских) независимо от ведомственной принадлежности (за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 352).

6. Объективная сторона преступления характеризуется а) деянием - действием или бездействием (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), б) последствием (причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба) в) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.

7. Нарушения правил безопасности движения представляют собой различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти правила регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортным средством. К ним относятся, например, превышение скорости и проезд на запретительный сигнал на железнодорожном транспорте, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета на воздушном транспорте, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом на водном транспорте.

8. Под нарушениями правил эксплуатации транспорта понимаются отступление от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц, не обладающих необходимой квалификацией, и т.д. К ним, например, относятся допуск к управлению электровозом машинистов, не отдохнувших от предыдущей поездки на железнодорожном транспорте, перегрузка транспортного средства пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте.

9. Причинение в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тяжкого вреда здоровью человека понимается в соответствии со ст. 111 УК РФ и Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утвержденными приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г.

11. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, достигшее 18-летнего возраста (это объясняется тем, что на работу, связанную с движением и эксплуатацией железнодорожного, воздушного или водного транспорта, принимаются лица, достигшие 18 лет; фактически же возраст многих категорий транспортных служащих, например пилотов гражданской авиации, авиадиспетчеров, выше).

12. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины (как в виде легкомыслия, так и небрежности). Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения указанных в диспозиции ч. 1 ст. 263 последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (при легкомыслии) либо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (при небрежности).

Б) Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. (Статья 264 УК)

1. Объект преступления - безопасность дорожного движения как составная часть общественной безопасности.

2. Объективная сторона характеризуется а) деянием - действием или бездействием (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством), б) последствием (причинение вследствие этого тяжкого вреда здоровью человека) и в) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

3. К транспортным средствам относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средством. В соответствии с примечанием к ст. 264 под другими механическими транспортными средствами в смысле этой статьи понимаются троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним судебная практика относит любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики, комбайны и т.п.). Однако все они рассматриваются как транспортные средства только во время движения их по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин при выполнении ими производственных работ (строительных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и т.п.), повлекших причинение вреда здоровью человека, содеянное квалифицируется не по ст. 264 УК, а по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо нарушение правил при производстве определенных работ (см. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2000. С. 324). Не относятся к механическим транспортным средствам мопеды и велосипеды.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность наступления вредных последствий (тяжкого вреда здоровью человека), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность). В случае установления умысла по отношению к указанным последствиям лицо должно отвечать за умышленное причинение вреда здоровью потерпевшего.

7. Часть 2 ст. 264 устанавливает повышенную ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 этой же статьи - смерть (также по неосторожности) двух или более лиц. И в этих случаях субъектом преступления может быть лишь лицо, управляющее транспортным средством и нарушившее правила дорожного движения или эксплуатации транспорта (см. БВС СССР. 1989. N 4. С. 40). В связи с этим заслуживает внимания позиция судебной практики по делу Б-ва.

В) Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (Статья 268 УК РФ)

1. Объект преступления - безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного) как составная общественной безопасности.

2. Объективная сторона характеризуется а) деянием - действием или бездействием (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств), б) последствиями (причинение тяжкого вреда здоровью человека) и в) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

3. Правила безопасности движения для пешеходов, пассажиров, а также таких участников движения, как водители велосипедов, мопедов, водители гужевой повозки (сани), погонщики вьючных, верховых животных, стада животных, установлены в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

6. Субъект преступления - пешеход, пассажир или иной участник движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК) т.е., например, водитель велосипеда, мопеда, гужевого транспортного средства, достигший 16-летнего возраста.

7. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствие нарушения им правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, может быть причинен тяжкий вред здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

8. Часть 2 ст. 268 УК предусматривает повышенную ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 - смерть (также по неосторожности) двух или более лиц.

Г) Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (Статья 269 УК РФ)

1. Объект преступления - безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов как составляющая общественной безопасности в целом.

2. Предмет преступления - магистральные трубопроводы. Они представляют собой комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов, их производства или хранения. В него входят трубы, компрессорные и газораспределительные станции, станции подземного хранения газа и нефтепродуктов и другие сооружения (оборудование). Трубопроводы - важный элемент современной экономики любого государства. Вместе с тем они относятся к объектам повышенного риска, так как их разрушение или повреждение может привести к самым тяжким последствиям - взрыву, трудногасимому пожару, гибели людей, разрушению зданий и сооружений, причинению значительного экологического вреда.

3. Объективная сторона преступления характеризуется а) деянием - действием или бездействием (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов), б) последствиями (причинение вреда здоровью человека или крупного ущерба) и в) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.

6. Субъектом преступления может быть лицо, осуществляющее строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, как должностное, например инженер-проектировщик, так и не должностное, например слесарь-ремонтник.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что в результате допущенного им нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов может быть причинен тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Д) Нарушение правил международных полетов (Статья 271 УК РФ)

1. Объект преступления - безопасность международных полетов как составная безопасности воздушного транспорта и общественной безопасности в целом.

2. Объективная сторона характеризуется деянием - действием или бездействием - несоблюдением правил международных полетов.

Состав преступления является формальным и признается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

3. Субъект преступления - любое лицо (гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранный гражданин, летчик-профессионал, пилот-любитель и т.д.), достигшее 16-летнего возраста, управляющее воздушным судном и нарушившее правила международных полетов.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что нарушает правила международных полетов, и желает этого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.013 с.)