Мотивы учебной деятельности в ранней взрослости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы учебной деятельности в ранней взрослости



Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. Назовем некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения,  материальные мотивы.

Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив творческого достижения. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха. Поскольку учебная ситуация (обычные занятия, зачет, экзамен и т.д.) содержит много возможностей для достижения более высокого уровня, то можно предположить, что лица с высокой потребностью в достижениях должны испытывать большее удовлетворение от учения, вкладывать больше усилий в учебный процесс, что приведет и к более высоким результатам в учении (к более высокой успеваемости студента). Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни. Для студентов с преобладающим мотивом избегания неудачи характерна повышенная тревожность, неконструктивное отношение к учению (чаще проявляется защитная установка относительно учебной деятельности).

Согласно Эриксону, особое значение в жизни взрослых людей имеет выстраивание интимных отношений и понятие продуктивности (генеративности), связанное с любой созидательной работой. Некоторые исследователи подчеркивают значение мотивов аффилиации (причастности к некоей группе) и достижений, в то время как другие основное внимание уделяют потребностям в признании другими людьми и в приобретении компетентности. Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов,— либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.


 

4. Характеристика учебной деятельности. Стили обучения молодежи. Умение учиться. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности, таксономия целей обучения. Понимание (смыслообразование) как основная задача учебной деятельности.

 

К основным категориям дидактики относятся обучение, преподавание, учение. Обучение представляет собой способ организации образовательного процесса; в качестве синонима понятия «процесс обучения»часто употребляется «учебный процесс».

Процесс обучения всегда является двусторонним, всегда содержит в структуре 2 элемента: деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащегося (обучение). Третий элемент: факты, явления, понятия, величины, законы, теории. В процессе обучения устанавливается сообщающая взаимосвязь и взаимозависимость между этими тремя элементами.

Преподавание – деятельность учителя (преподавателя) по передаче информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулирующего познавательный интерес, самостоятельность, творчество и оценки учебных достижений.

Учение – деятельность по освоению, закреплению и применению полученных ЗУНов; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.

Обучение – целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития обучаемых, происходящий на основе овладения научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.

Исследования Н.А. Немчинской, З.И. Калмыковой в 70-е годы показали, что обучающиеся отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, которые можно назвать словом «обучаемость».

Обучаемость – интегральная характеристика личности, характеризующая способности студентов к учебной деятельности.

Обучаемость – очень сложное образование, которое зависит от интеллектуальных способностей, способностей сравнивать, анализировать, обобщать, гибкости мышления, уровня их познавательного интереса и мотивации; целеустремленности, самоорганизации, умения довести начатое до конца.

Одним студентам достаточно одной задачи и рассказа преподавателя, чтобы запомнить и усвоить материал, другим придется дать 10 задач и подробное разъяснение.

Исследования М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой показали, что учащиеся и студенты сильно дифференцируются по степени познавательной активности, самостоятельности. Это объясняется тем, что общенаучные умения развиваются неодинаково.

Исследования Б.Блума, проведенные в 60-е годы показали, что существует 3 категории обучающихся:

1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах времени;

2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти юноши могут обучаться в высоком темпе;

3) обычные обучающиеся составляющие большинство (30%), их способности к усвоению знаний умений определяются значительными затратами учебного времени.

4) Б. Блум сделал вывод: способности обучающегося определяется его темпом учения.

 

Блум Б. предложил таксономию (иерархически взаимосвязанную систему) педагогических целей по 3 областям: когнитивный, аффективный (чувственный) и психомоторный.

Система мыслительных навыков по Блуму:

 

Мыслительные навыки Определение Что делает ученик
Знание Запоминание специфической информации Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает
Понимание Понимание заданного материала независимо от другого материала Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует
Применение Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний
Анализ Расчленение информации на составляющие элементы Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает
Синтез Составление целого из отдельных частей Комбинирует, составляет, придумывает, творит
Сравнительная оценка Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии Оценивает, обсуждает

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.229 (0.006 с.)