На рынке сталкиваются продавцы и покупатели (спрос и предложение). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На рынке сталкиваются продавцы и покупатели (спрос и предложение).



Теорию спроса и предложения, эластичности разработал английский экономист Альфред Маршалл.

Спрос – это то, что покупатель хочет и может купить на рынке за определенную цену, т.е. платежеспособная потребность.

 

Рис. 1. Кривая спроса

Р – цена, Q – количество товара, кривая (D) - кривая спроса.

На графике видно, что связь между ценой и величиной спроса обратная. Закон спроса гласит: связь между ценой и количеством спрашиваемого товара обратная. Наклон кривой является отрицательным.

Точки (d) на графике называются величиной спроса или объемом спроса. Совокупность точек образует кривую. Вся кривая (D) называется кривой спроса. При изменении цены вся кривая не изменяется, изменяется положение точек d на кривой спроса. Следовательно, цена на спрос не влияет! Она влияет на величину спроса.

Факторы, влияющие на спрос

1. Потребительские вкусы. Мода, реклама, время года и т.п.

2. Число покупателей. Например, после Второй Мировой войны выросла рождаемость и число покупателей детских товаров выросло.

3. Доход покупателя. Доход влияет двояко: спрос на одни товары растет, а на другие снижается. Например, потребляя, с ростом дохода больше мяса, фруктов, потребитель съест меньше макарон, картофеля. Поэтому, товары, спрос на которые растет с ростом дохода, называются нормальными товарами, а товары, спрос на которые снижается с ростом дохода, называются товарами низшей категории.

4. Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженные товары – это товары, дополняющие друг друга в потреблении (товары - комплименты) и товары заменяющие друг друга в потреблении (товары - субституты). Например, товары комплименты – это автомобиль, бензин. Товары субституты – масло сливочное, масло подсолнечное, маргарин. Если цена на масло сливочное растет, то растет спрос на масло подсолнечное. Если растет цена на автомобиль, то и бензина будут покупать меньше по любой цене, то есть изменится спрос на бензин.

5. Ожидание изменения цен. Например, в августе-сентябре 1998 года, после дефолта цены росли, а население сахар, муку и другие продукты покупали про запас, потому что боялись, что цены вырастут еще больше.

Предложение – это то, что производитель хочет и может продать на рынке за определенную цену.

Рис. 2. Кривая предложения

Если на рынке цена на товар установилась низкая, то производитель товара предлагать его будет мало, если цена высокая, то предлагать товара будут больше. Закон предложения гласит: связь между ценой и количеством предлагаемого товара прямая.

Точки (s) на кривой называются величиной предложения или объемом предложения. Вся кривая (S) называется кривой предложения. Наклон кривой является положительным. Цена на предложение не влияет! Она влияет на величину предложения.

Факторы, влияющие на предложение

1. Число продавцов. Чем большее количество товара производится и продается, тем больше предложение товара.

2. Изменение технологии. Если улучшается технология производства товара, то предложение увеличивается.

3. Изменение затрат (издержек) на производство продукции. Если затраты растут, то предложение уменьшается и наоборот. Например, если цены на бензин растут, на корма растут, на электроэнергию растут, то заниматься животноводством становится менее выгодно, и предложение животноводческой продукции уменьшается.

4. Налогообложение. При помощи налогов можно стимулировать производство какого-либо товара, а значит увеличить его предложение или «задушить» производителя и сделать производство товара невыгодным.

5. Изменение цен на другие товары. Например, если закупочная цена на картофель снизилась, то желание производить картофель уменьшится и, следовательно, уменьшится величина предложения картофеля, но при этом увеличится предложение другого товара, который будут производить на освободившихся площадях, например, пшеницы.

На рынке спрос и предложение сталкиваются, и образуется равновесная цена и равновесный объем. Равновесная цена (PE) – это цена, при которой желания продавца и покупателя совпадают. Равновесный объем (QE) – это объем товаров, который производители хотят продать, а покупатели купить по равновесной цене.

Рис. 3. Кривая предложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.004 с.)