Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15: введение в философскую антропологи. Проблема человека.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Человек как предмет философского исследования и философской антропологии. 2. Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза. 3. Человек, индивид, индивидуальность, личность. 4. Человеческая деятельность и проблема отчуждения. 5. Природа человеческих ценностей. Истина, добро, красота. 6. Этические ценности. 7. Эстетические ценности. 8. Проблема свободы как философская проблема.
Человек – живое существо, с которым ассоциируется совершенно иной (по сравнению с другими живыми существами) онтологический уровень бытия. Только культура сделала возможными поиски смысла и целей бытия человека – вопросов, определяющих пределы человеческого существования. Слово «человек» является элементом языка самонаблюдения человека и одновременно – элементом языка внешнего наблюдения за человеком. К началу ХХ века между этими языками образовался разрыв. Внешнее наблюдение – прерогатива науки, самоописание – прерогатива литературы, искусства, форм повседневного сознания. Как попытка преодолеть этот разрыв возникает философская антропология, попытавшаяся создать единый язык описания человека. В этом направлении начинают работать немецкие философы – М.Шелер (1874-1922), Г.Плеснер (1892-1985), А.Гелен (1904-1976), а также – Э.Ротхакер, Хенгстенберг, Хорни, В.Зомбарт. Философская антропология, построенная немцами, исходит из предположения, что человек – это центр и исходный пункт всякой философии. Она манифестирует следующие идеи: 1. Мало того, что человек – центр, этот центр находится везде, а периферия – нигде; 2. Философия – это антропология, которая связывает мир в единое целое; 3. Онтология – это война с человеком, она затемняет мир и поэтому должна быть элиминирована. Но и до возникновения философской антропологии проблема человека оказывалась в центре философской рефлексии и выражалась максимой «познай самого себя». И Кант определял сферу философии четырьмя вопросами: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? – вопросы, которые сводились к заключительному, четвертому: что такое человек? Специфика философского понимания проблемы человека состоит в том, что он рассматривается с точки зрения направленности к самосовершенствованию, как существо, действующее в соответствии с идеалом, с должным, с представлением о совершенных способах и результатах активности и идеальных моделях поведения (Э.Агацци). М.Шелер в 1927 г. выделил три традиционных круга представлений о человеке, присущих западной культуре: 1. Теологическая антропология, базирующаяся на иудейско-христианских представлениях; 2. Философская антропология, опирающаяся на античное понимание человека как разумного существа (логос, речь и способность постигать «чтойность»). Шелер: «С этим воззрением тесно связано учение о том, что в основании всего универсума находится надчеловеческий разум, к которому причастен человек, и причем только он один из всех существ»; 3. Естественно-научная антропология, согласно которой человек – достаточно поздний продукт развития Земли, существо, отличающееся от предшествующих ему форм развития только степенью сложности соединения энергий и способностей, «которые сами по себе встречаются уже на низших ступенях эволюции природы». Но человек, по Шелеру, двойственен и существует в двух разных плоскостях – в сфере реального, где действуют витальные инстинкты и потребности (голод, половое влечение и т.д.), и в сфере идеального, где царят идеи и ценности. От животных человека отличает направленность к идеальному. Сущность человека духовна и связана с поиском безусловных ценностей. Дух противоположен жизни, но лишь дух, укорененный во влечениях, обладает жизненной силой. Развитие духовного как осуществление божественного. Но носитель духа – личность. Шелер: «Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра, встать как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познание все, в том числе и самого себя». Но во всем многообразии способов постижении человеком себя (биология, физиология, психология, социология, история, археология, лингвистика и т.п.) философия стоит особняком. Она рассматривает проблему человека в значениях предельных оснований его бытия, жизни, истории, культуры, общества.
Проф. Ю.М.Шилков (Спбгу) резюмирует философско-антропологические рассуждения о природе человека и антропосоциогенезе так: 1. Сходства и различия людей и животных предопределила их эволюционная история; 2. Важнейшим фактором, отделившим человека от животных, является его речевая способность; 3. Фоноцентрическая гипотеза происхождения языка; 5. Письмоцентрическая гипотеза антропосоциогенеза; 6. Эволюция различных сторон социальной жизни и сознания; 7. Сознательность характера регуляции отношений между древними людьми (табу и их элементы – информационно-познавательные, запретительные, эмоционально-оценочные, волевые, нормативные). Таким образом, современная философская антропология представляет проблему человека во взаимосвязи исторических, культурных и социальных качеств его природы. Она позволяет прояснить истоки формирования его сознания и языка, особенности его жизнедеятельности, познания и общения.
Философия рассматривает проблему человека также и сквозь призму соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Природная (биологическая) организация человеческой жизни – одно из предельных ее оснований. Как представитель мужского или женского пола любой отдельный человек является по своим биологическим признакам является индивидом. Понятие индивид ассоциируется с признаками именно отдельного человека, указывающими на свою зависимость от понятия человека как вида. Говоря же о личности, мы обращаем внимание на индивидуальные качества жизни индивида, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной личности и индивидуальности достигается только благодаря существующим между людьми отношениям, благодаря конкретному обществу (сообществу), социальной группе или социальному институту, конкретной культуре или эпохе. Личность – это социальное качество человека, которое конкретизируется в совокупности его ролевых функций в жизни общества. Носителем личности является индивид, производным от которого оказывается уже понятие индивидуальность. Специфика человеческой индивидуальности не исчерпывается биологическими признаками индивида. Индивидуальность выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал в условиях конкретной культуры и эпохи. Человек является неповторимым и уникальным не только как индивид, но и как индивидуальность, принадлежащая своей культуре и своей эпохе. От индивидуальности человека во многом зависит и его личная позиция в обществе. Связь понятия личности с идеальной типизацией индивидов в конкретно-исторических условиях (личность как универсальное понятие, в котором запечатлены нормативные приоритеты определенной культуры, идентификация с наличием самосознания, совести, самооценки, ответственности и свободы выбора). Шелер: личность не является предметным бытием, она есть «постоянно самоосуществляющееся в себе самом… упорядоченное строение актов». У.Джеймс (1842-1910): «чистое Я» и «эмпирическое Я». В этом последнем – три типа личности: 1. физическая личность; 2. социальная личность; 3. духовная личность. Э.В.Ильенков (1924-1979): личность – социальное образование в индивиде, индивидуально выраженное всеобщее. В теле индивида «осуществляет себя личность как принципиально отличная от тела и от мозга совокупность (ансамбль) реальных, чувственно-предметных, через вещи осуществляемых отношений данного индивида к другому».
Индивидуальность жизненного мира личности связана с ее осознанным поведением в границах соблюдения социальных обязанностей и реализацией целей и идеалов своего собственного жизненного мира. Человеческая деятельность как способ осмысление проблемы специфики человека, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование мира в интересах людей. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, ее неотъемлемая характеристика – осознанность. Деятельность духовная и материальная, производственная, трудовая, репродуктивная и продуктивная (творчество). Отчуждение в процессе деятельности человека выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в предмет эксплуатации (Шиллер, Маркс). Отчуждение, реификация, опредмечивание. Отчуждение как историческая форма опредмечивания человеком своих способностей и его связь с фетишизацией социальных отношений. В самом широком смысле ценность – это положительная значимость, в противоположность значимости отрицательной, антиценности: ценность – характеристика благого (знаменитый вопрос Сократа: «Что есть Благо?»), антиценность – неблагого, дурного, плохого. Два аспекта отношения человека к ценностям – оценочный и целеполагающий. Оценочное отношение к ценностям включает в себя определение и качественное разграничение ценностей, их градацию. Целеполагающее отношение основано на принятии ценностей как некой упорядоченной совокупности целей. Цели самодостаточные, высшие цели и цели-средства. Высшие цели выступают как общезначимые критерии оценки и как самодостаточные цели. В европейской культуре к высшим целям традиционно относят ценности добра, истины, красоты, свободы, любви. Совокупность основных ценностей-целей составляет стержень мировоззрения – ценностную ориентацию личности и социальной общности, с ее же помощью определяется смысл жизни. Определение смысла жизни предполагает выявление положительных и отрицательных свойств и возможностей человека, выявление ценностной противоречивости как свойства его природы и вместе с тем – как условия решения личной жизненной задачи в определенном направлении.
Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл и формирует его ценностные ориентации, но она как и истина является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Ценности выражаются в идеале как образе желаемого будущего, цели, предела стремлений и критерия оценки реальных или возможных явлений. Оценку нужно понимать как определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельности. Предел совершенства – благо как таковое – ценностный абсолют, задающий магистральный вектор ценностной ориентации, указывающий путь к наилучшему. В античности ценностный абсолют – космос, которому соответствует калокагатия как образец для совершенного гражданина, в теоцентристском мировоззрении – Богочеловек, средоточие бытия и всех позитивных ценностей, ценностный абсолют антропоцентризма – идеал человека. Строение духовной жизни человека проступает при рассмотрении ее с ценностных позиций. В религии определяющая ценность - божественное, священное, всесовершенное, идеал как предмет поклонения. Бытие есть ценность осуществленности, истина – ценность правильного соотнесения ценностей и условий решения жизненных задач, прекрасное (красота) – ценность непосредственной явленности блага и открытости созерцанию, добро – ценность блага как должного, порядка ценностей, любовь – ценность личного единения с благом. В морали определяющая ценность – добро, ценностью прекрасного является эстетическое отношение к действительности, свобода – ценность самоопределения человека в направлении к ценностному абсолюту. В современной философии проблемой ценностей занимается специальный ее раздел – аксиология (от греческого «аксиос» - ценность). Она возникла во многом благодаря Канту, который противопоставил сфере природы сферу нравственности, а теоретическому разуму – практический. Фундаментальное значение аксиологии для философии состоит в том, что последняя стремится установить предельные основания бытия и выстроить целостное мировидение. Без определения ценностных оснований человеческого бытия это сделать невозможно. Человек всегда стоит перед проблемой смысла жизни и своего в ней предназначения. С упрочением антропоцентристского мировоззрения в результате развития идей Просвещения появились представления о том, что высшие ценности суть «регулятивные идеи». По Канту это «чистые» цели, «идеалы будущего», к которым люди должны направлять свою волю во имя прогресса. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бытие, а как одна из целей – осуществление ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Благодаря усилиям последователей Лейбница (Р.Г.Лотце, 1817-1881) и неокантианцев (В.Виндельбанд) аксиология превращается в учение об общезначимых ценностях, усматривающем смысл историко-культурного развития в прогрессирующем воплощении ценностей.
Принято различать несколько видов основных ценностей, и первые из них называют этическими. Их изучением занимается этика, главный предмет которой – мораль. Мораль – сущностная составная духовной жизни личности и общества. Важнейшее в ней – действие обобщенных требований (норм, принципов), выработанных культурой, исполнение которых выступает как долг (обязанность) личности перед высшим началом в себе. Мораль – одно из измерений духовной жизни, один из путей самоосуществления и самосовершенствования личности, регулирования взаимоотношений между людьми. Различие между моралью и нравственностью. Когда оно производится, к морали чаще всего относят общественные требования в их нормативно-идеальной форме, а к нравственности – практику исполнения долга перед собой в личной и общественной жизни. В общественном плане мораль выступает как нормативная система наряду с правом, обычаем, религией и т.д. Специфика морали в сопоставлении с правом. Моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дистанцию между должным и сущим. Моральные санкции преимущественно – внутренние, духовные, тогда как право опирается на внешнее принуждение. Однако общечеловеческие ценности, такие как «не убий, не укради» и т.д. закрепляются нормативно как моралью, так и правом. Добро как высшая нравственная ценность есть благо, соединенное с особого рода долженствованием. Добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство. Добро как обязывающее благо, требующее исполнения долга перед собой, соблюдения некоего внутреннего закона. Установление в морали расхождения между сущим (наличным состоянием, обстоятельствами) и должным (идеальным). Проблема выбора. Зло есть отдаление от добра (апофатическое определение), недостаток добра, но вместе с тем и выбор в пользу недолжного. Нравственным центром личности является совесть, «внутренний суд», по Аристотелю. Совесть как Я-должное, воздействующее на Я-реальное. Формируя совесть, человек осваивает свободу и нравственно положительные качества – справедливость, мужество, умеренность, гуманность и т.д. Совесть активизируется в условиях морального конфликта и жизненного выбора между сущим и должным перед лицом обстоятельств. Золотое правило в «отрицательной» формулировке: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»; в «положительной»: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Отсюда – основания справедливости в отношениях между людьми. Не менее важны и эстетические ценности, главным проявлением которых выступает категория прекрасного. В идеале человека прекрасное – значительная эстетическая составная. В обособленной и специализированной сфере духовной жизни – искусстве - запечатлена лишь только часть проявления прекрасного. По А.Ф.Лосеву, эстетическое – «непосредственно данная или внешне чувственная выразительность внутренней жизни предмета», которая «воспринимается как самостоятельная, бескорыстно созерцаемая жизненная ценность», как «объект незаинтересованного и самодовлеющего любования». Наиболее общие черты эстетических ценностей представлены категориями: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое – комическое, эстетический идеал, эстетический вкус. Вышеперечисленное как модификации прекрасного. Прекрасное – ключевая категория эстетики, ценность выраженности, явленности совершенного. Противоположность - эстетическая антиценность – безобразное, - несовершенство и недостаток гармонии. Безобразное вторично, ибо обнаруживается только в свете прекрасного. Платон: «прекрасное само по себе» существует объективно как вечная, божественная, образцовая идея. Все остальное прекрасно лишь относительно мере причастности этой идее. Эстетический идеал – прекрасное в прообразах совершенства, возвышенное – вид прекрасного, в котором сочетается величественное и совершенное. Трагическое также вид прекрасного, соединяющий радость совершенствования и горечь потерь на этом пути. Комическое – прекрасное, раскрываемое через смех, вызываемый избавлением от несовершенства. И, наконец, эстетический вкус – способность воспринимать и оценивать явления (не только искусства) с точки зрения и по меркам прекрасного. Наконец, свобода - ценность личного, целенаправленного совершенствования жизни и действительности. Понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Необходимость космического порядка – для античности (логоса), божественного волеизъявления – для средневековья, законов природы человеческого естества, мирового духа – для Нового времени. Для постмодерна свобода прежде всего – коммуникация без границ, свобода дискурса, текста, интерпретации. Свобода как универсалия культуры, атрибут собственно человеческого, ценностно-ориентированного способа жизнедеятельности и выбора, как мера освоения, «очеловечения» бытия. Степени свободы. Свобода «от» и свобода «для». Единство личной независимости и самоограничения. Свобода как основа достоинства человека и как бремя. Внутренняя свобода и внешняя. Свобода в перспективе Божественной и человеческой воли. Детерминизм, фатализм, предопределение, свобода. Фатум, рок, судьба.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.023 с.) |