Тема 2: философия Древней Индии и древнего китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: философия Древней Индии и древнего китая



 

1. Основные школы и периоды философии Древней Индии.

2. Своеобразие древнекитайской философии.

 

    Начало философии в Индии донесли до нас Веды («знания»), восходящие, по-видимому, ко времени около 1500 г. до н.э. и состоящие из 4 разделов: Ригведа (хвалы богам), Самаведа (песни), Яджурведа (тексты для жертвоприношений), Атхарваведа (заклинания). К ним прилагаются тексты-толкования: Брахманы и Упанишады – наиболее философские части вед.

    

В философии Древней Индии различаются две группы школ (даршан). В первую, ортодоксальную (астика), включается шесть даршан: санкхья, йога, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Во вторую, неортодоксальную (настика), – три: буддизм, джайнизм, локаята. Кратко охарактеризуем их.

1. Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых жревних школ, в которой все многообразие Вселенной рассматривается как взаимодействие двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити – источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша - бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять независимость одного от другого, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить «пракрити и пурушу в себе» и тем самым достичь освобождения – мокши. Об этом речь идет в Бхагаватгите.

2. Йога (связь, усилие), основатель – Патанджали, автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин идет к Высшему Пуруше, используя «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания. Так достигается состояние транса (самадхи) и наступает освобождение.

3. Ньяя (правило, логика). Даршана основана Готамой, исходный текст – «Ньяясутра». К освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к «атману в себе», являющемуся органом чистой мысли. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики.

4. Вайшешика (различение). Основатель – Канада, автор «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа, согласно которому категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Абсолютное, божественное Я – Ишвара творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы (адришты), действующей по закону кармы. В системе мира различаются 7 видов реальности, каждая из которых имеет множество форм.

5. Пурва-миманса (букв.:первое исследование). Основатель – Джаймини, автор «Мимансасутры). Цель даршаны – сохранение Вед и ведийского ритуала. Ибо Веды – фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Следствием исполнения ведического ритуала является освобождение, т.е. избавление от страданий. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

6. Веданта (завершение Вед). Основатель – Бадараяна, автор «Ведантасутры», которая представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагаватгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане – духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакришны, Свами Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Сарвепалли Радхакришнана.

   

 Неортодоксальные школы.

 1. Буддизм – мировая религия, наряду с христианством и исламом, и философское учение. Основано в 6 в. до н.э. Сиддхартой Гаутамой (623-544), названным Буддой (просветленным, пробудившимся). Главное произведение буддизма - Типитака (три корзины), записанные в 80-х гг. до н.э. на Цейлоне на языке пали. Основные ветви буддизма – хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) – «узкий путь спасения», согласно которому освобождение есть главным образом дело личного совершенствования человека, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные – архаты. Махаяна (большая колесница) – «широкий путь спасения», в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совершенных людей (боддхисаттв).

Главные идеи первоначального буддизма – «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий.

2. Привязанность к жизни – корень страданий. 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня страданий. Это – восьмеричный путь спасения, он – срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правильно поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны. Она есть отречение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность, она выше добра и зла. Вокруг этого ядра складывается философско-религиозное учение. Достижение нирваны – не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося.

 2. Джайнизм – индийская религия и философское учение, схожее с буддийским учением Основатель – Вардхамана (6 век до н.э.), называемый Махавира (Великий герой) и Джина (Победитель). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из 9 ее категорий две важнейшие - джива (живое) и аджива (неживое). Джива – вечная, живая, духовная сущность – субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и способных к познанию и деятельности. Аджива – сущность остальных (материальных) субстанций. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние – нирвана, мокша.

 3. Локаята (чарвака, т.е. «мирская»). Основатель – Брихаспати (ок. 5 в. до н.э.). Приверженцы локаяты признают в истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию. Сознание рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов, индивидуальное существование которых полностью прекращается со смертью, смысл жизни – в удовольствии, особенно – чувственном.

История индийской философии делится на три крупных периода: 1.ведийский (примерно с 10 по 5 вв. до н.э.), 2. классический или бахмано-буддийский (с 5 в. до н.э. по 10 в. н.э.);

3. индуистский – с 11 в. н.э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабевает и философская деятельность протекает в основном в русле культуры индуизма. Главными философскими направлениями становятся веданта и ньяя.

Китайская философия, созданная великой цивилизацией, как и индийская, характеризуется автохтонностью, самобытностью, традиционностью. Но в отличие от Индии особая значимость здесь придается истории, книжной учености, государственности. Верховной власти и, отчасти, чиновничеству придается сакральный характер, легитимность правящей династии опирается на религиозное основание. Отсюда – особенность китайской философии, которая по большей части сосредоточена на социально-политической и этической проблематике. Это по преимуществу практическая философия, чуждающаяся чистой теории и методологии. Так, «учение о добродетельном правлении» составляет ядро наиболее влиятельного направления китайской философии – конфуцианства. Важнейшими источниками философского знания считаются древние книги – «Книга перемен» («И цзин ») – 8-4 вв. до н.э. – гадательная книга, содержащая философские идеи; «Беседы и изречения» («Лунь Юй»). Представляющая высказывания Конфуция; «Мэн-йзы» - книга конфуцианца Мэн-цзы, жившего в 4-3 вв. до н.э.; «Книга о Пути и Добродетели» («Дао Дэ цзин»), приписываемая основателю даосизма Лао-цзы; «Чжуан-цзы» - книга даосского учителя Чжуан-цзы (4-3 вв. до н.э.).

В общих чертах философское мировоззрение Древнего Китая выглядит так. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от неба (тянь). Великий предел Неба – Тай цзи. Он же – Абсолют- Дао. Его нельзя назвать и обрести, оно есть небытие и неопределенность. Безымянное Дао есть исток бытия и определенности, упорядоченности. Из Дао возникает ци – пневма, первоматерия, первоэнергия. Она раздваивается на два полюса – инь (мутное) и ян (чистое) - всепроницающие противоположности. Возникает и пять первоэлементов или движущих начал (У-син) – дерево, огонь, земля, металл, вода. Дао придает определенность вещам и явлениям, выступая в качестве их жизненной силы, добродетели – Дэ, которое есть манифестация Дао на единичном уровне. Абсолют являет себя в символе, а символ тяготеет к «церемониальности», выражению священного движения, «вечного возвращения». Способы приближения к Благу, исходящему от Абсолюта-Дао, заданы исторической традицией. Путь правителей и путь предков един, государство представляется большой патриархальной семьей, первоправители суть первопредки. Дао передается людям через правителя – сына Неба, получающего от него своеобразный мандат на правление. Это право одновременно обязывает следовать воле Неба. Если правитель этого не делает, значит, он утратил свою добродетель – эДэ  и право на власть. От того, как правитель Китая исполняет волю Неба, зависит порядок в мире людей и универсуме, поскольку общественное согласие есть часть мирового строя.

В отличие от конфуцианства, даосизм – школа великого пути, пути и силы (Дао дэ цзя), более созерцателен, отрешен, мистичен, экзистенциален, сосредоточен на вопросах смерти и небытия. Даосы проповедуют «благородное недеяние» (у вэй) как способ единения со Вселенной.

Китайский чань-буддизм, основанный выходцем из Индии Бодхидхармой в 6 в. н.э., развивается в направлении признания ценности жизни в мире. Важнейшие идеи школы – нирвана и сансара это одно и то же, «обыкновенное сознание – это и есть истина». Прозревая свою природу, становишься Буддой. Нирвана достигается внезапно, как озарение, путь к ней – не упражнения. А спонтанное переживание жизни, незаинтересованная деятельность –недеяние. К числу других основных философских школ (цзя) в Древнем Китае относятся натурфилософы (иньян цзя), легисты  (школа закона – фа-цзя), моисты (мо цзя, называемые по имени основателя Мо ди (468-376), развивавшего идеи всеобщей любви (цзянь ай) и благополучия, взаимной выгоды и прагматической целесообразности, номиналисты, чье внимание было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях.

Китайская философия делится на три периода: 1) начальный классический период (6-3 вв. до н.э.); 2) философия эпохи Хань (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку,

3) послеханьская средневековая философия (3-10 вв.), когда развивается философия китайского буддизма.


Тема 3. Античная философия

 

                     Вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация.

2. Античная натурфилософия.

3. Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ.

4. Философия Платона и Аристотеля.

5. Философия эпохи эллинизма.

 

При всем разнообразии школ и направлений а античной философии, можно говорить о некотором сущностном ее единстве. Черты, определяющие сущность античной философии:

1.  Она космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой т создаваемого сверхдушевным и сверхчувственным первоединством». Исходный принцип эллинского мышления – бытие представляет собой единство, несмотря на множественность вещей. Космос как гармоническая взаимосвязь существующих вещей. Предмет античной философии – познание космоса, природы в ее структурности, человека как ее неотъемлемой части.

2. Возникновение античной философии связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Художественное понимание космоса как симметрии, гармонии, меры, красоты, ритма.

3. Античная философия строится на принципе объективизма. Прасимвол античной философии - отдельное материальное тело. Душа и ум как космические силы, а человеческая душа и ум – слабое отражение их объективного аналога. Внутренняя соотнесенность микрокосма и макрокосма. Эстетический аспект космологии. Основной метод философского познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.

4. Античная философия пантеистична. Космос абсолютен, божественен, а боги – лишь принцип действия разнообразных сторон космоса или природы. Боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму.

  Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела.

  Периодизация истории античной философии по Г.И.Челпанову. Первый период – натурфилософский или космологический (VI в. до н.э. – сер. V в. до н.э.) характеризуется преимущественным интересом к проблемам «физиса» и космоса, поиском субстанционального начала всех вещей. Второй период – антропологический (2-я пол. V в. до н.э. – кон. V в. до н.э.) делает главным предметом исследования человека, его сущность. Третий период – систематический (V – IV вв. до н.э.) характеризуется открытием сверхчувственного и категориальной диалектикой Платона и Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем. Четвертый период – этический (Ш – I вв. до н.э.) понимает философию прежде всего как нравственное учение, разрабатывающее нормы и правила человеческой жизни.

Натурфилософский период представлен ионийскими философами (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), италийскими (элеаты, пифагорейцы), Анаксагором, Эмпедоклом, Демокритом. Восприятие ионийцами мира, природы космоса как живого и самодвижущегося целого. Основная оппозиция данного периода – противостояние учений Гераклита Эфесского и философов элейской школы – Парменида и Зенона.

Гераклит об универсальности изменений в мире, о борьбе противоположностей как источнике всего сущего, о гармонии как внутреннем тождестве противоположностей. Первоначало «вечно живой огонь» и как субстанциональное начало, и как эсхатологическое, и как Логос – разумная диалектическая необходимость, управляющая миром. Логос – внутренняя структура огня, его мера. Огонь – единство борьбы и гармонии в мире. Познать Логос можно только разумом, но не чувственным восприятием. Видимый чувственно-конкретный пласт бытия не есть вечная сущность.

В противоположность ему Парменид учил, что есть только бытие. Оно неподвижно, вечно, целокупно, сфероподобно, совершенно. Небытия нет. Множественность, изменчивость мира – заблуждение. Бытие и мысль о бытии тождественны. Основная характеристика бытия – неподвижность, неизменность, отсутствие генезиса. Его ученик Зенон доказывал тезис о единственности бытия путем обнаружения внутренних противоречий (апорий) в аргументации противников. «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела» - противоречия в понятиях о пространстве, едином и многом, движении и покое, прерывном и непрерывном.Множественность и движение не обладают реальностью. Напротив, для Гераклита изменчивость, активность – сама суть бытия.

Есть ли нечто посредствующее между единым, данным уму, и множественной действительностью, открываемой чувственным опытом? Пифагорейцы таким началом называли числа и их соотношения. Они суть первопричины бытия. Ведь число не есть чистая идея ума и не есть просто данное опыта.

Если милетская школа давала ответ на вопрос о материальной причине сущего, элейская и пифагорейская пытались решить вопрос об идеальной форме существующего, то их последники философы натурфилософского периода - Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит стремятся ответить на вопрос о причине движения. Они исходят из мысли элейцев о том, что истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть. Эмпедокл: жизнь природы как циклический процесс, в котором верх берет то Любовь, соединяющая физические элементы в единое, то Вражда, обособляющая элементы друг от друга и порождающая множественность. Анаксагор: число материальных элементов бесконечно, сила, приводящая их в движение – ум, или Нус как сознательная, целесообразно действующая сила.

В отличие от предшественников атомисты Левкипп и Демокрит предприняли попытку создать систему, объясняющую мир. В качестве первоначал они вводят два новых понятия – неделимые атомы и пустоту. Атом неделим, неуничтожим, их бесконечно много; пустота – условие существования этой множественности. Мир, вещи, душа человека – соединение различных по форме, величине и положению атомов. Мир объясняется без прибегания к понятию цели. Все имеет необходимую причину. Существование случайности отрицается.

Антропологический период связан с деятельностью софистов, Сократа и сократических школ. Софисты – платные учителя красноречия. Противопоставление существующего по природе и существующего по установлению. Протагор: «человек есть мера всех вещей». Относительность всего существующего, в том числе истины и знания. Ощущение не может ошибаться, показывая, какое состояние лучше, какое хуже. Лучше или хуже – не значит, что одно – истина, а другое – нет. Мерзнущего надо согреть, больного – вылечить. Таков рецепт Протагора. Все ли суждения в равной степени истинны? Да. Взаимодействуя, вещи изменяются, их свойства небезотносительны. Вещи зависят от состояния воспринимающего. «Все есть и не есть», «все сказывается обо всем и ничто ни о чем». Релятивизм Протагора – относительность и условность человеческого познания. Горгий, приняв доказательства элеатов против множественности, движения и возникновения сущего, не согласился с выводом о единстве, неизменности и вечности бытия. Тем самым он приходил к выводу о том, что все суждения в равной степени ложны. Существующее не совпадает ни с мыслью, ни со словом, поэтому его невозможно ни познать, ни выразить, ни объяснить. Следовательно, объективной истины не существует, есть лишь мнения. Человек – мера не только вещей, но и мнений. Философское знание – лишь средство для достижения свих целей.

   Вопросы, поставленные софистами, разрешил Сократ. Самопознание – источник всякого истинного знания. Поиски знания – всеобщего, объективного, безусловного, независящего от показаний чувств. Что есть сущность человека? – душа, т.е. разум и нравственно ориентированное поведение человека. Знание добра не только необходимое, но и достаточное условие нравственного действия. Добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Его этика рационалистична. Достичь добра – значит отрешиться от мнимого знания, осознать свое незнание, подвергнуть традиционные ценности суду разума. Диалектика как метод этический, направленный на воспитание души, на осознание подлинного смысла своего существования, и только затем – метод логический и гносеологический. Диалектика Сократа диалогична (ирония и майевтика), по содержанию – индуктивна и дефинитивна.

Киники считали философию жизненной мудростью, которая врачует душу человека. Благо человека – внутренняя свобода, воздержание от наслаждений и нечувствительность к страданию. Антитеза природы и культуры, отвержение значимости общего – центральные идеи кинического учения. В основе практической философии киренаиков лежал принцип удовольствия, гедонизм. Но стремясь к ним, мудрец должен господствовать над жизненными благами, быть свободным от них и волнений мира. Но так как достичь совершенного блага невозможно, жизнь не имеет смысла.

Великое открытие Платона – реальность идеального, сверхчувственного. Центральное учение Платона - учение о мире идей (эйдосов) как умопостигаемом, внепространственном, вневременном, существующем вечно и неизменном. Мир идей – упорядоченная целостность, венчаемая идеей Блага. Поэтому все идеи «благие». Идеи – это 1) образцы, эталоны, 2) причины, источник бытия вещей, их свойств и отношений, 3) идеалы, цели, к которым стремится все существующее, 4) общие понятия о смысле, сущности предмета. В основе космоса – три разнородных начала: Бог (активное начало), идеи (качественное начало) и материя (телесное начало). «Мировая душа» - проводник между миром идей и миром вещей, в том числе и человека. Мир идей – подлинное бытие, материя – небытие, мир конкретных чувственных вещей – мир вечного становления. Теория познания Платона своим предметом имеет мир идей, т.е. общее, универсальное. Истина (эпистема) и мнение (докса). Знание – не результат чувственных восприятий, знание – результат духовного созерцания или «припоминания» (метемпсихоз, учение о переселении душ). Ноэзис – высшая ступень познания истины. Взгляды Платона на человека. Человек – часть космоса. Структура человеческой души изоморфна структуре государства. Соответствие миру идей, душе мира и телу мира как основным структурам космоса – трех сословий свободных граждан в государстве: правителей, воинов и дельцов, и трех составляющих души человека – разумной, аффективной и вожделеющей.

Аристотеля отличает понимание философии как науки, строгого, систематического, доказательного, понятийного знания, устремленность к научной определенности, точности предмета и методов философского исследования, логической стройности. Как и у Платона, общее у него предшествует частному, определяет его, а источник знания – в самом разуме. Три части философского учения Аристотеля – теоретическая, практическая, пойетическая. Особое место логических сочинений («Органон» или «инструментальные книги»), в которых за критерий научности берутся доказательность и непосредственно очевидные истины – логические законы мышления: закон противоречия, закон исключенного третьего. Логико-онтологический характер учения о категориях. Категории – основные роды или разряды бытия и основные роды понятий о бытии, без которых ничего не мыслится. Десять таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение. Категория «сущность» как ключевая для его онтологии, как «то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим», сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Предметом метафизики Аристотеля является не только исследование высших родов бытия, но и поиск его первопричин. Четыре первопричины бытия - материальная, формальная, движущая и целевая. Материя – чистая потенция быть чем угодно, лишена свойств, качеств, величины и строения, форма - деятельное начало. Всякая вещь – результат слияния формы и материи, источник которого – движение. Источник движения – форма всех форм, чистая форма, - неподвижен, един, деятелен. Деятельность божественного перводвигателя – энтелехия. Материя содержит в себе зачатки всех форм. Два вечных начала – перводвигатель и материя – объясняют вечность мира.

Одушевленные существа – сплав души и тела. Душа есть осуществление «присущей телу возможности быть живым», то есть она - не самостоятельная сущность, отделенная от тела, как у Платона, она – подлинная сущность тела, она есть принцип, дающий жизнь. Три разновидности души: растительная, чувствующая и разумная. В основании этики Аристотеля лежит принцип объективной целесообразности. В человеке заложено внутреннее стремление к благой цели, т.е. цели, преследуемой ради нее самой. Это стремление к счастью. Высший принцип счастья – мера. Назначение человека – добродетели. Их две: этическая (мужество, благоразумие, щедрость, правдивость и т.п.) и дианоэтическая (мудрость, разумность, рассудительность, - фронезис). Этика соподчинена политике. Город-государство – это горизонт всех моральных ценностей и единственно возможная форма общежития. Цель государства – воспитание граждан в духе добродетели. Человек – это политическое (общественное) животное. Высшее государственное благо – справедливость, право – мерило справедливости, - регулирующая норма политического общения. Гражданин только тот, кто умеет и властвовать, и подчиняться. Раб – «говорящее орудие». Классификация форм государственного устройства.

Этический период в развитии античной философии. Три века эпохи эллинизма. Нарушение характерного для античного полиса тождества человека и гражданина. Субъект нового типа как нечто отличное от общества, от государства. Противоречие между универсализмом и индивидуализмом. Метафизика уступает место этике. Три основных направления эпохи раннего эллинизма.

Эпикуреизм (IV в. до н.э. – IV в. н.э). Эпикур, Тит Лукреций Кар. Метафизическая основа их учения – видоизмененный древнегреческий атомизм: атомы могут «самоотклоняться», освобождая место случайности в космосе, делая возможной свободу человека. Высшая цель человека – удовольствие как умеренное и сдержанное наслаждение души, полной благородного спокойствия и умственного равновесия (эвдемонизм). Философия приводит к счастливой жизни, понятой как «свобода от телесных страданий и душевных тревог». Счастье связано с отказом от участия в политической жизни общества. Смерть не касается человека.

Стоицизм (Ш –П вв. н.э.) – противник эпикуреизма. Древняя (Зенон, Клеанф, хрисипп), Средняя (Панэций, Посидоний), Поздняя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) Стои. Множеству атомов Эпикура стоики противопоставили космос как единый, целостный, одушевленный телесный организм, подчиняющийся мироправящему Логосу. Душу космоса составляет «пневма» (огненный эфир), разлитая по всем органам и связывающая мир в единое целое. Человек – часть космоса, живущий по законам целого, его жизнь предопределена судьбой. Отрицание случайности, фатализм. Добродетель - это подчинение вселенскому закону, жизнь во имя целого. Как существо разумное, человек способен укрощать страсти и вожделения, в чем и состоит его счастье. Благо в четырех добродетелях: благоразумии, умеренности, мужестве, справедливости. То, что им противостоит, - зло. Все остальное – жизнь и смерть, здоровье, богатство – не зависит от человека и относится к сфере нейтрального. Поздний стоицизм характеризуется повышенным интересом к интимным, религиозным переживаниям, усилением пессимизма в трактовке человека и мира. Стоический идеал человека как мудреца, достигшего нравственного очищения, отрешения от всего внешнего, обладающего внутренней свободой.

Скептицизм (IV в. до н.э. – Ш в. н.э). Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик. Исходит из положения Гераклита об изменчивости, текучести мира, отсутствия в нем четкой определенности, и приходит к выводу о невозможности объективного знания о мире, о невозможности рационального обоснования человеческого поведения. Единственно правильная линия поведения в такой ситуации – атараксия (невозмутимость).

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.044 с.)