Денежные агрегаты как объекты регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежные агрегаты как объекты регулирования



Денежные агрегаты как объекты регулирования

Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий:

- М0 - наличные деньги (применяется в странах СНГ, слабо распространён в мире);

-  М1 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования на текущих счетах;

- М2 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады, вклады на сберегательных счетах;

- М3 - наличные деньги, чеки, вклады, депозитные сертификаты, облигации государственного займа, казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги;

- M4 - M3 + неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банковских сейфах (депозитные сертификаты крупных коммерческих банков). Примером может служить история с продажей вместо денег в начале прошлого века картины Казимира Малевича «Черный квадрат»;

- L - (от англ. liquidity), учитывающий в составе денежной массы также высоколиквидные ценные бумаги (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.Они выступают одним из звеньев общественных финансов.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение.

Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации — во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143—150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении — нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

· Пенсионный фонд РФ;

· Фонд социального страхования РФ;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Страховые взносы в Пенсионный фонд с 01 января 2012 г. установлены на уровне 22%, в Федеральный фонд медицинского страхования – 5,1%, в фонд социального страхования – 2,9%

Распределение ставок в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную часть пенсии согласноФЗ167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"составят:

Год

Для лиц 1966 года рождения и старше:

Для лиц 1967 года рождения и моложе:

cтраховая часть трудовой пенсии

cтраховая часть трудовой пенсии

накопительная часть трудовой пенсии
солидарная часть тарифа индивидуальная часть тарифа солидарная часть тарифа индивидуальная часть тарифа 100 %-индивидуальная часть тарифа

Тема 6. Налоговые механизмы

 государственного регулирования

Налоги и налоговая система

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

§ принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

§ принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

§ принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

§ принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Критерии качества налоговой системы:

§ сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

§ эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

§ стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;

§ эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

§ полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

§ Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

§ Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др. Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Налоговые режимы

Выделяют общий и специальный налоговые режимы.

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.

 Упрощённая система налогообложения. Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

 Единый налог на вменённый доход. Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Таблица 1 Система оценки уровня жизни населения

Объемные (абсолютные) показатели Удельные (средние) показатели
1. Объем национального дохода, используемого на потребление и накопление 1. Доля фонда потребления в национальном доходе страны
2. Номинальные доходы населения 2. Реальный доход на душу населения
3. Фонд заработной платы 3. Средняя и минимальная заработная плата
4. Доходы от предпринимательской деятельности 4. Средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения
5. Объем пенсионных фондов 5. Средний и минимальный размер пенсии
6. Объем розничного товарооборота 6. Товарооборот на душу населения
7. Величина жилого фонда 7. Обеспеченность жильем на одного челове­ка (кв. м)
8. Численность занятых в отраслях экономики 8. Доля безработных в экономически актив­ном населении
9. Сумма вкладов населения в Сбербанке 9. Средний размер вкладов в Сбербанке страны
10. Естественный прирост населения 10. Средняя продолжительность жизни

 

Россия имеет свою специфику расчетов уровня жизни населения, определя­емую особенностями исторического развития нашей страны. В состав показате­лей входят:

1) потребление важнейших видов материальных благ и услуг;

2) обеспеченность жилищными, коммунальными, бытовыми и транспорт­ными услугами;

3) развитие просвещения, здравоохранения, культурного обслуживания, социального страхования и социального обеспечения;

4) продолжительность рабочего и свободного времени;

5) доходы населения.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни насе­ления страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни — это объем на душу населения нацио­нального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национально­го богатства (объем накопленного потребительского имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения). Эти данные характеризуют степень социально-экономического развития общества.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести: уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем, уровень соци­ального обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические.

Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедея­тельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребнос­ти. Эти показатели прямо связаны с воспроизводством рабочей силы, напри­мер, номинальные и реальные доходы, занятость и т. д.

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроиз­водство рабочей силы (численность населения, отдельных его слоев и групп, продолжительность жизни, индексы смертности, рождаемости и др.).

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и ус­луг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и на­туральные.

К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребле­ния, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой тор­говли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных ма­териальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жиз­ни населения подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг.

Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдель­ным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).

В самостоятельную группу можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения населения по уровню благосостояния. Например, по доходам.

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных (федеральных и региональных) программах социального разви­тия, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения, таких, как Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания РФ, Фонд социального страхования населения России и др. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материально­го производства страны, связанных с производством продовольственных и непро­довольственных товаров, со строительством объектов социальной инфраструкту­ры, с деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы. Особое место за­нимают расчеты уровня доходов и потребления населения.

 

Инвестиционная политика

Инвестиционная политика представляет собой многогранную деятельность государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.

Инвестиционная политика государства имеет сложную многопла­новую структуру, ее содержание принято подразделять по следующих основаниям:

1) по характеру проблем и основательности их решения (стра­тегия и тактика);

2) по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);

3) по источнику и характеру властных полномочий (федераль-ная, региональная, местная);

4) по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяй­стве и иных отраслях);

5) по методам регулирования (прямые и косвенные, админист­ративные и рыночные);

6) по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

 

Бюджетное финансирование инвестиций

Этот способ финансирования практикуется в тех сферах, где частный капитал не развивает достаточной инициативы: в отраслях производственной и социальной инфраструктуры (в дорожном строительстве, электроэнергетике, в фундаментальных научных исследо­ваниях, образовании), а также в сельском хозяйстве, в добывающих отраслях промышленности и военно-промышленном комплексе. Этот способ финансирования инвестиций применяется также в экстремаль­ных условиях (для оказания помощи районам, пострадавшим от землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий), в периоды экономических, социальных и военно-политических кризисов (финан­совая помощь проблемным городам и регионам, крупным корпорациям, терпящим банкротство и т.д.).

Бюджетное финансирование практикуется также для поддержания или же создания стартовых условий развития предприятий, отраслей и регионов, обеспечивающих производство остро дефицитной, импор­тозамещающей, стратегически важной наукоемкой продукции. Финанси­рование из бюджета является испытанным и в ряде случаев незаме­нимым инструментом государственного регулирования экономики; оно имеет также теневые стороны и недостатки.

Во-первых, этот способ финансирования инвестиций связан с фискальным (принудительным) перераспределением валового внутрен­него продукта. Чрезмерная активность государства в перераспреде­лении ВВП подрывает стимулы деловой активности у одних участни­ков инвестиционного процесса (плательщиков налогов) и порождает иждивенческие настроения у других (получателей бюджетных средств). Во-вторых, концентрация финансовых ресурсов в бюджете сопровож­дается усложнением процессов управления и контроля за их исполь­зованием. Недостаток контроля со стороны общества за расходова­нием бюджетных ресурсов служит питательной почвой волюнтаризма, коррупции, иных должностных злоупотреблений. Как показывают исследования, предприятия на бюджетном финансировании оказываются менее эффективными в сравнении с частными. Бюджетное финансиро­вание должно применяться в ограниченных, объективно обусловленных пределах.

Денежные агрегаты как объекты регулирования

Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий:

- М0 - наличные деньги (применяется в странах СНГ, слабо распространён в мире);

-  М1 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования на текущих счетах;

- М2 - наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады, вклады на сберегательных счетах;

- М3 - наличные деньги, чеки, вклады, депозитные сертификаты, облигации государственного займа, казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги;

- M4 - M3 + неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банковских сейфах (депозитные сертификаты крупных коммерческих банков). Примером может служить история с продажей вместо денег в начале прошлого века картины Казимира Малевича «Черный квадрат»;

- L - (от англ. liquidity), учитывающий в составе денежной массы также высоколиквидные ценные бумаги (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.042 с.)