Национально-государственные особенности политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-государственные особенности политической системы



В 20-е годы решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В соответствии с Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого на­рода на контролируемых большевиками территориях бывшей Российской импе­рии утвердился принцип федеративного устройства. Возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения преду­сматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной деятельности, обороны, дипломатии. Однако они не преду­сматривали полного подчинения высших и центральных органов Советской ре­спублики единому центру.

Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 году входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и трудовых коммун (немцев Поволжья и Карельская). Помимо РСФСР к этому времени существовали также Украинская, Белорусская, Закавказская (вклю­чавшая в себя Азербайджан, Армению и Грузию), а также Бухарская и Хорезмская республики.

30 декабря 1922 года состоялся 1 съезд Советов СССР, в работе которого при­няли участие делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Делегаты съезда рассмотрели и утвердили Декларацию об образование Союза СССР и Союзный договор. Советский Союз формально утверждался как федерация суверенных со­ветских республик с открытым доступом в нее всех желающих и с сохранением права выхода из нее. Однако механизм выхода из федерации не предусматри­вался.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи. Все остальные вопросы внутренней политики оставались в ведении союзных республик. Высшим органом власти в стране объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, а в перерыве между его созывами - ЦИК СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Положения Декларации и Договор об образовании СССР были закреплены принятием 11 Всесоюзным съездом Советов 1 конституции СССР в январе 1924 г.

В 30-е гг. окончательно оформилась та политическая система управления советским обществом, которая была тесно связана с функционированием государственной партии, обладавшей полномочиями верховной власти в стране.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призван­ными после Октября 1917 г. осуществлять власть в центре и на местах, стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно освоить технику государственного управления и заменить Советы.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии.

В первую очередь к концу 20-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 г. 1200 тыс. человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Ком­мунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсе­чения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой старой боль­шевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка, втянутая в борьбу за власть, была ослаблена, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную и утверждение административно-командной системы упра­вления в стране явился XVII съезд ВКП (б). Резолюции съезда позволили боль­шевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйствен­ным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руковод­ству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего съезд ввел новую структуру партийных комитетов. Взамен "функционалки", как пренебрежительно был назван принцип организации парт­комовских отделов, создавали теперь "целостные производственно-отраслевые отделы". Возникали, таким образом, параллельные отделы парткомов, наряду с отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и др. при исполкомах Советов. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти сове­тских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферы с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы.

Существенным решением ХVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенной еще Лени­ным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя Наркомат Рабоче-крестьянской ин­спекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б).

Руководитель Комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновре­менно была преобразована Комиссия инспекции при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР Комис­сию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой Ко­миссии назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР. Таким образом, съезд учредил "зоны вне критики", деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Ге­неральный секретарь ЦК ВКП (б), дополнило и закрепило еще одно решение съезда. В уставе, принятом на этом съезде, принцип демо­кратического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением меньшинства большинству и безусловной обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений.

Утверждение власти административно-командной системы партий­но-государственного управления сопровождалось возвышением и укреп­лением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые "тройки", в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В этом же году происходит численное увеличение милиции, которое переходит в подчинение Объе­диненного Главного политического управления (ОГПУ) на уровне Сою­за, выходя тем самым из республиканского подчинения. В декабре 1932 г. в стране введена особая паспортная система. Все сельское население страны, за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спис­кам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режи­ма не позволял подавляющему большинству советских граждан самосто­ятельно решать вопросы о месте своего проживания.

В июне 1934 г. ОГПУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренних дел. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали со­бытия на ХVII съезде партии, вошедшем в ее историю неофициально как "съезд расстрелянных". Действительно, из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98.

Главной причиной репрессий, организованных Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, приведшие к многочисленным жертвам. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия "вождю всех времен и народов". Более того, они пре­дложили пост Генерального секретаря С.М. Кирову, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934 г. он был убит.

Машина репрессий набирала ход. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц - Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись винов­ными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Невинные жертвы призывали к сопротивлению, с которым набравшая силу власть, расправлялась немедленно.

Сопротивление продолжалось и "наверху".

Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога и организатора "Союза марксистов-ленинцев" (1932 г.), подготовил основной програм­мный документ этой организации "Сталин и кризис пролетарской дикта­туры", а также манифест - обращение "Ко всем членам ВКП (б)". Впер­вые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам парии. Рютин указывал, что кризис в стране - это результат не отдельных ошибок, а общей политики. Лозунг "ли­квидации кулачества как класса" - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы находятся в условиях перманентной войны. Рютин и его последователи прямо призывали к свержению Сталина.

Расправа с членами "Союза" была скорой и вершилась в обстановке особой секретности. Находясь в заключении, Рютин теоретической деятельности не прекращал.

Впервые в "деле Рютина" была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не слу­чайно, видимо, к этому делу были подключены Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии и осуждены во внесудебном порядке.

В 30-е гг. раскрыто еще несколько групп, участники которых выступали против единовластия Сталина.

После убийства С.М. Кирова сопротивление значительно ослабло, хотя и не прекратилось, несмотря на террор.

На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП (б) выступили член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каминский, которые пот­ребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. Они были тут же арестованы.

С апелляцией на действия Сталина к мировому общественному мне­нию выступили "невозвращенцы" - В.Г. Кривитский, И. Рейсс, дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин. В стране их представили как отщепенцев, дискредитирующих СССР накануне нападения на него фашистской Германии.

Среди тех, кто открыто и без боязни выступал против Сталина, был академик И.П. Павлов. В своих письмах в Совнарком он писал о том, что "мы живем в режиме террора и нажима", что "все происхо­дящее в стране - гигантский эксперимент".

Важнейшим фактором общественно-политической жизни советского общества 30-х гг. стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ог­раничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались такие права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, тайна переписки и др. Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом-декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью 30-х гг.

Между тем наша страна добилась ощутимых результатов в экономическом и культурном развитии. В стране поддерживался трудовой энтузиазм у значительной части людей; у них был довольно оптимистический жизненный тонус; они находились в состоянии повышенной мобилизационной готовности, что имело немаловажное значение в условиях надвигавшейся войны. Значит действовали какие-то другие причины.

Важнейшими факторами, объяснявшими, почему советские люди сумели перенести столько страданий, лишений, невзгод и сохранить при этом стойкость духа и достойно, не согнувшись, встретить врага в начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войне, были следую­щие.

Для большинства граждан страны сложившийся в 30-е годы государственный строй был легитимным, так как он был закреплен в кон­ституции. Психологически они были уверены в прочности государства, которое признали во всем мире, которое одерживает победы в спорте, искусстве и т.д. Образ жизни - считали справедливым, хотя и была невероятная бедность и тьма недос­татков.

Идея тернистого пути к светлому будущему вдохновляла многих людей.

Не следует сбрасывать со счетов социальные завоевания 30-х годов: бесплатное образование, медицинское обслуживание, практически бесплатное жилье и др. К концу второй пятилетки по срав­нению с 1933 г. явно были сдвиги к улучшению материального благосостояния.

У большинства населения одобрение вызывали массовые выдви­жения во всех звеньях государственного, партийного и хозяйственного руководства. Во всех этих сферах была значительной прослойка представителей трудовых слоев. У простых людей появилась реальная возможность "выйти в люди": стать крупным военачальником, советским и партийным работником, ученым и т.д. Власть, хорошо понимая и улавливая эти настроения, время от времени устраивала чистки начальства. Рядовые работники, "винтики", люди труда, стаханов­цы, ударники в официальной пропаганде ценились очень высоко; соз­давался культ человека труда.

В 30-е годы отсутствовала явная безработица. Таким образом, большинство народа поддержало партийно-государственное руководство. Хотя оставалось много недовольных и враждебно настроенных к существующему строю людей.

©Медвецкий А.Ф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.011 с.)