Понятие национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие национальной экономики



Тема 1. Научные основы (НЭБ) национальной экономики Беларуси

Вопросы:

1. Понятие национальной экономики 

2. Предпосылки и условия ее становления, функционирования и развития 

Понятие национальной экономики

«Национальная экономика» - НЭ как синоним:

1. народное хозяйство,

2.  экономика республики,

3. экономика суверенной страны

Различают НЭ как науку и как область хозяйственной практики.

Как наука – национальная экономика имеет:

Объект

Субъект научного исследования

Предмет

Инструментарий

Объект – национальная хозяйственная система страны, (экономическая система).

Субъект исследования НЭБ – органы управления и научные структуры

Предмет изучения –социально-экономические процессы воспроизводства; закономерности функционирования и развития хозяйственной системы; ее структурно-функциональных элементов; потенциалов и механизмов.

Научные основы НЭБ -совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений.

Наиболее эффективным научным методом исследования является системный подход.

Инструментарий - системный подход

В соответствии с его принципами:

Система - упорядоченное множество элементов объединяемых в единое целое.

Структура системы – устойчивая совокупность взаимодействующих элементов и их соотношений.

При анализе системных функций используется структурно-функциональный подход.

Структурно-функциональный подход:

- Экономика рассматривается как одна из подсистем системы «общество»,

- Экономика относится к классу сложных социальных систем, каждый элемент которой выполняет свои функции.

- Экономика может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. институциональный процесс --«процесс», звенья которого представляют собой  комплексы производственно-технологических и трансакционных действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных прав и доходов, а также как сфера массового поведения экономических агентов».

В рамках структурно-функционального подхода:

Модель экономики – система институтов, их целей, функций, видов деятельности (и государство и рынок выступают в ней как совокупность институтов).

Предпосылки и условия:

Общесистемные – (новая цивилизованная стратегия, тип создаваемого государства), носят характер политический, идеологический, конституционно-правовой.

Системные – включают единство экономического, институционально - правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой.

Внутрисистемные – обуславливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности НЭ на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Внешнеполитические и внешнеэкономические – первичность суверенитета, открытость экономики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества.

Внутриполитические - совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь, становление демократии, оптимизации структур управления, повышение гражданской активности.

Внутриэкономические – (принципиальная предпосылка) закрепление долгосрочных ориентиров и общесистемных условий в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. (НСУР)

В качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

§ Построение и развитие унитарного демократического социального правового государства,

§ Формирование современного гражданского общества.

§ Создание социально ориентированной рыночной (смешанной) эк.

Основой всех предпосылок является смена парадигмы общественного прогресса - Переход на:

§ новые принципы взаимодействия природы, общества и человека

§  новые концепции: социальной справедливости, экономической эффективности, экологической защищенности.

Демографические проблемы

§ Коэффициент рождаемости снизился с 1,9 в 1990 до 1.1 в 2008 гг.,

§ занимаем одно из последних мест в мире вместе с Прибалтикой, Россией, Чехией и др.

§  Снижение рождаемости приводит к изменению возрастной структуры населения. Растет число лиц старше 65 лет (14,5%).

§ По классификации ООН, если в структуре таких лиц больше 7% - общество в стадии демографической старости.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени.

Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение года к среднегодовой численности лиц данного возраста (или на 1000 чел.)

Региональные комплексы

Регион – от лат regionis – область, местность

Экономический регион – целостная территория со своей собственностью, производственной структурой, инфраструктурой и внутренними связями.

Региональный социально-экономический комплекс –сложная динамично развивающаяся система, включающая множество объектов (элементов), существующих на конкретной территории и находящихся с ней в тесной взаимосвязи, обладающая набором связей между элементами, что создает объективную основу жизнедеятельности внутри региона.

Перед регионом ставятся задачи:

•  взаимоувязки развития отраслей,

• согласования экономического и социального развития территории,

• комплексного решения проблем.

Задачи регионов: проведение

• местной политики природопользования:

-Сохранение и рациональной использование природных ресурсов

-охрана окружающей среды

•  региональной политики в социальной сфере:

-комплексное развитие соц.инфраструктуры

- дополнительных мер социальной поддержки: (денежные доплаты к пенсиям, пособиям; льготы на оплату жилья, проезд и др.)

-регулирование занятости населения, формирование рынка труда.

•  рыночных преобразований

-антимонопольное регулирование, приватизация, стимулирования развития малого бизнеса

Регионы существенно различаются по естественным и социально-экономическим предпосылкам, ресурсам и условиям для развития различных отраслей и производств.

Природные, экономические, социальные и другие особенности производственной деятельности на определенной территории оказывают влияние на структуру, направления, темпы, масштабы и пропорции развития хозяйства и формирует территориальную структуру экономики страны в целом.

Особые территории - СЭЗ

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Цели создания СЭЗ:

• Увеличение притока иностранных инвестиций улучшение инвестклимата,

• Обеспечение условий для привлечения новых технологий и передового зарубежного опыта,

• Стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств,

• Создание новых рабочих мест

В Республике Беларусь имеются шесть свободных экономических зон («Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Брест», «Гродноинвест»).

В 1996 г. Были разработаны

§ Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике,

§ Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила снизить уровень инфляции и дефицит госбюджета, приостановить обвальный спад производства.

Наметилась тенденция перехода к активной фазе структурной перестройки

§ Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики

В качестве основных направлений структурных преобразований определены следующие:

§ создание правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований;

§ опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориенированных и импортозамещающих производств;

§ стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышение его эффективности;

§ развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

§ формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики; повышение эффективности деятельности естественных монополий и др.

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. был осуществлен выбор модели развития:

§ Построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики – это магистральный путь развития страны, вхождение в мировое рыночное хозяйство.

Этапы построения ПМЭ.

Эволюционный путь развития предполагает несколько стадий или этапов перехода.

В стратегических документах выделяются три практических этапа социально-экономического развития в направлении построения ПМЭ.

1-й -2001-2005 гг.- создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития:

1. Разработка законодательной базы реформирования экономики и эффективного функционирования

2. Техническое перевооружение и модернизация, реструктуризация предприятий и др.

2-й этап – до 2010 г.- создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни за счет роста эффективности и конкурентоспособности.

Приоритетными направлениями:

3. Развитие человеческого потенциала;

4. Инновационное развитие экономики;

5. Наращивание экспортного потенциала;

6. Развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села

3-й этап – 2011-2020 гг. гармонизация взаимоотношений общества и природы и перенесение акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные.

Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирования экономики и построения ПМЭ в целом оказалась верной.

 

Рынок капитала

Капитал как фактор производства – это реальный капитал, т.е созданные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства.

Кругооборот капитала(и выход его на рынок) осуществляется в формах:

–   реального (товарного),

–   денежного капитала.

Потоки капитала классифицируют по формам.

По функциональному назначению различают:

– предпринимательский – в виде инвестиций,

– ссудный капитал в виде кредита.

По целевому назначению:

– прямые и   -- портфельные инвестиции

Больше развит рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения

Валютный рынок – система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

Валютный рынок в Республике Беларусь начал формироваться еще в 1992 году.

Сегменты рынка (в настоящее время):

– ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»,

– внебиржевой рынок

– и рынок наличных валют.

Основные характеристики:

– обороты иностранной валюты,

– оборот рынка наличных валют,

– средневзвешенный курс белорусского рубля к корзине валют (российский рубль, доллар США, евро).

Фондовый рынок- часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля - продажа ценных бумаг.

Задачи рынка:

– аккумулирование временно свободных денежных средств для инвестирования;

– обслуживание госдолга;

– перераспределение прав собственности.

– спекулятивные операции и др.

Формирование фондового рынка в Республике Беларусь началось с принятия в 1992 г Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Инфраструктура фондового рынка Беларуси включает:

• ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»,

• профучастников рынка ценных бумаг (по данным реестра на 30.09.2009 г. -74 субъекта),

• депозитарную система 

Депозитарная система:

•   2 центральных депозитария:

– Национального банка (по государственным ценным бумагам и бумагам Нацбанка) и

– РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (по акциям, облигациям юридических лиц)

И более 50 депозитариев 2-го уровня (созданы при банках и др. организациях)

 

Годы – 3-ий этап

1995год – Указ Президента Республики Беларусь от 3.03.95 №101 «О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества»

1998 год Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.98 №3

«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»,   Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливал ограничения и запрет на приватизацию имущества

Было установлено:

• Продажа на аукционе, по конкурсу – только за деньги;

• Введена «золотая акция» - особое право государства на участие в управлении ОАО

• Наложен мораторий на отчуждение акций, купленных на льготных условиях

• Осуществлялась только «точечная» приватизация

По н/в - 4 этап

2008 год - Декрет Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3»:

1. Разработка планов приватизации на 3 года  в 2008 -179; 2009 – 213; 2010 – 130 предприятий

Способы Приватизации

1. Продажа объектов на аукционе,

2. Продажа по конкурсу (1,2- только за деньги)

3. Продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях (на аукционе, по конкурсу)

Способы разгосударствления

Преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества

Период безвозмездной приватизации - до 30.06.2010 г.

ИПЧ «Жилье»:

Подлежат индексации

– Для граждан и членов их семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Использоваться для:

– Погашения стоимости строительства, реконструкции или приобретения только одного жилого помещения

ИПЧ «Имущество» - срок обращения до 30.06.2010 г. – можно

• обменять на акции ОАО через филиалы АСБ «СБ Беларусбанк» - гражданам Республики Беларусь;

• обменять на принадлежащие государству акции ОАО, созданные в процессе преобразования государственных предприятий - работникам и приравненным к ним лицам (в период льготной продажи в первоочередном порядке)

Государственники-рыночники

  Меркантилизм- 15-17вв. - политика торг. Баланса на увелич. запасов золота

Система ГРЭ направлена на:

– Обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивое развитие.

– «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества…»

Каким документом определено? Конституцией Республики Беларусь

Годовой прогноз

социально-экономического развития - исходной базой для составления:

Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

• Порядок и сроки разработки годового прогноза согласуются с порядком и сроками разработки Бюджета Республики Беларусь на соответствующий год.

Основные угрозы:

• износ, физическое и моральное старение ОПФ;

• высокая энерго- и материалоемкость производства;

• неустойчивое финансовое положение предприятий, дефицит оборотных средств;

• устаревшие технологии;

• высокий уровень монополизации произв сферы;

• сохранение сложившейся структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию.

Финансовая безопасность - охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, и внешнеэкономическую деятельность и предполагает  

Устойчивость финансовой системы, которая определяется:

• уровнем дефицита бюджета и платежного баланса,

• стабильностью цен, банковской системы и нацвалюты,

• золотовалютным запасом,

• развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг,

• размерами внутреннего и внешнего долгов,

• обеспечение фин условий для активизации инвестиционной деятельности и др.

Продовольственная безопасность –этот термин принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы стран (ЕС, СНГ).

Эксперты Продовольственной и с/х организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по 2 показателям:

• Объем переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов

• Уровень мирового производства зерна в среднем на душу населения.

Для РБ продовольственная безопасность означает как сохранение независимости и суверенитета, так и повышения уровня и качества жизни.

Энергетическая безопасность – это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях (по определению Мирового энергетического совета).

Определяется как долей собственных ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.

Нормальным: использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, напр: природный газ, нефть, уголь.  Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.

Энергетическая безопасность Республики Беларусь - это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности людей.  В стране низкая энергетическая безопасность

Для обеспечения эн безоп в ЕС введено правило – покупать не более 40% газа, нефти, элэнергии у одной страны.

• Республика Беларусь в поставках энергоносителей полностью зависит от России - 85-87% топливных ресурсов.

• Энергетическая безопасность зависит не только от поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии ресурсов.

• Экономика страны чрезмерно энергоемка: на 1 жителя используется природного газа в 1.5 раза больше, чем в среднем в мире.

Деятельность включает:

– определение пороговых значений,

– прогнозирование внешних и внутренних угроз экономической безопасности;

–  разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов;

– создание необходимых стратегических и мобилизационных ресурсов.

Меры и механизмы —разрабатываются во всех прогнозах и программах социально-экономического развития страны и являются важнейшей составной частью по их реализации.

 Мониторинг экономики и общества по выявлению и прогнозированию внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности – информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности.

Главным фактором обеспечения экономической безопасности является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

Тема 1. Научные основы (НЭБ) национальной экономики Беларуси

Вопросы:

1. Понятие национальной экономики 

2. Предпосылки и условия ее становления, функционирования и развития 

Понятие национальной экономики

«Национальная экономика» - НЭ как синоним:

1. народное хозяйство,

2.  экономика республики,

3. экономика суверенной страны

Различают НЭ как науку и как область хозяйственной практики.

Как наука – национальная экономика имеет:

Объект

Субъект научного исследования

Предмет

Инструментарий

Объект – национальная хозяйственная система страны, (экономическая система).

Субъект исследования НЭБ – органы управления и научные структуры

Предмет изучения –социально-экономические процессы воспроизводства; закономерности функционирования и развития хозяйственной системы; ее структурно-функциональных элементов; потенциалов и механизмов.

Научные основы НЭБ -совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений.

Наиболее эффективным научным методом исследования является системный подход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.084 с.)