ЛЕКЦИЯ № 5 «Использование материалов инвентаризации в оперативно-следственной практике» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ № 5 «Использование материалов инвентаризации в оперативно-следственной практике»



План:

1) Понятие и виды инвентаризации;

2) Порядок проведения инвентаризации;

3) Типичные подлоги в материалах инвентаризации. Способы их распознавания и предупреждения.

1 вопрос

       Инвентаризация – проверка наличия имущества организации на определённый момент времени путём пересчёта, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчётов с дебиторами и кредиторами и последующего сопоставления фактического наличия имущества с данными БУ.

ЦЕЛИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

v Выявление полноты отражения в БУ обязательств;

v Сопоставление фактического наличия имущества с данными БУ.

ЗАДАЧИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

> Контроль за сохранностью ТМЦ и ДС путём сопоставления фактического наличия с данными БУ;

> Выявление ТМЦ, частично потерявших свое первоначальное качество;

> Выявление сверхнормативных и неиспользуемых ТМЦ с целью последующей реализации;

> Проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ и ДС;

> Проверка учтённых на балансе ТМЦ, ДС и НЗП (незавершённое производство – сырьё и материалы, переданные в цех).

В ч. 2 ст. 12 ФЗ «О БУ» предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации:

· При передаче имущества в аренду, выкупе, преобразовании ГУП, МУП;

· При смене МОЛ;

· Перед составлением годовой БО (не ранее 01.10 отчётного года);

· При выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества;

· При реорганизации или ликвидации предприятия;

· В случаях стихийного бедствия и других ЧП, вызванных экстремальными условиями;

· И др.

ФУНКЦИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

§ Проверка правильности и полноты данных, отражённых в БУ;

§ Выявление реальных объектов некоторых хозяйственных операций.

ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

I. По основаниям проведения:

® Плановые (инвентаризация кассы 1 раз в месяц);

® Внеплановые (смена МОЛ).

II. По объёму проверки:

~ Полные (всё имущество подвергается проверке);

~ Неполные (отдельные виды имущества).

III. По полноте охвата материальных ценностей:

> Сплошные (конкретный вид имущества подвергается проверке, весь без исключения – инвентаризация кассы);

> Выборочные (выборка имущества).

IV. По объекту проверки:

© Инвентаризация основных средств;

© Инвентаризация ДС;

© ТМЦ;

© НЗП.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

☼ Внезапность. Является основным требованием при проведении инвентаризации. МОЛ может восполнить недостачу, избавиться от излишков, составить документы на недостачу и излишки;

☼ Комиссионность. Комиссия утверждается приказом работодателя, состав определяется в зависимости от вида инвентаризации;

☼ Действительность. При проведении инвентаризации должны непосредственно проверять фактическое наличие ценностей. Не допускается заполнение инвентаризационной описи на основании книжных остатков или со слов МОЛ;

☼ Непрерывность. Инвентаризация проводится непрерывно в 1 рабочий приём. Если такое невозможно, применяется правило «ключа и пломбира». Помещение опечатывается (пломбируется). Пломбир остаётся у председателя комиссии, ключ передаётся МОЛ;

☼ Участие МОЛ. Обязательно присутствует при инвентаризации даже в случаях ареста. Если МОЛ несколько, достаточно присутствие одного из них по письменному поручению остальных.

2 вопрос

       Инвентаризацию ТМЦ можно разделить на 3 этапа:

Þ Подготовительный. На данном этапе при проведении инвентаризации приказом руководителя создаётся инвентаризационная комиссия. При большом объёме рабочие комиссии. В состав комиссии не менее 3 человек. Если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов, то представители этих органов могут присутствовать при проведении инвентаризации, но не могут являться членами комиссии. Инвентаризация начинается с опломбирования всех мест ценностей. Если инвентаризация проводится по требованию ПО, то места хранения опечатываются представителями этих органов до того момента, как станет известно о проведении инвентаризации. При проведении инвентаризации помимо комиссии в ней должны участвовать МОЛ. С этой целью в ИО предусмотрена расписка МОЛ о том, что на момент проведения инвентаризации все поступившие ценности оприходованы, выбывшие списаны в расход, а приходно-расходные документы сданы в бухгалтерию Комиссия получает данные о ТМЦ на момент проведения инвентаризации бухгалтерией и приступает к проведению инвентаризации. До начала проведения инвентаризации осуществляется проверка контрольно-измерительных приборов и выявляются фактические настройки приборов на обвес, обмер, обсчёт. Если выявлены нарушения, составляется акт, осуществляется замена приборов на исправные и после этого проводится инвентаризация.

Þ Основной (рабочий). При проведении плановой инвентаризации данные по фактическим остаткам ценностей, подсчёт которых производится слева направо, по кругу без исключений заносятся в черновую тетрадь. Она должна быть пронумерована, прошнурована и зарегистрирована печатью предприятия. Подсчёт ценностей осуществляется путём обмера, взвешивания, пересчёта со вскрытием коробок и упаковок, в т.ч. и банковские. Что касается ДС, банковские упаковки вскрываются и полистный пересчёт ДС. Допускается пересчёт навалочных материалов (щебень, керамзит) с привлечением специалиста без прямого взвешивания. Все остальные ТМЦ подлежат поштучному пересчёту. На время инвентаризации все операции с проверяемыми ТМЦ прекращаются, посторонние лица в помещение не допускаются. Вновь поступившие материалы складируются отдельно (лучше отдельное помещение, если невозможно – отдельное место) и на данные ценности составляется отдельная опись. Если при проведении инвентаризации обнаружены испорченные и непригодные ТМЦ, они в ИО не включаются. На них составляется отдельный акт, в котором указывается наименование испорченных ТМЦ, причины порчи, сумма ущерба и виновное лицо. Все остальные ТМЦ (записи), отражённые в черновой тетради, должны быть ещё раз (таксировка) проверены и в ней расписываются члены комиссии и МОЛ. После подписания никаких данных в тетрадь вносить (вычёркивать) нельзя;

Þ Заключительный (выявление результатов инвентаризации). На основании данных черновой тетради, которая передаётся в бухгалтерию, составляется ИО и сличительная ведомость. В ИО указываются:

> Дата инвентаризации;

> Место инвентаризации;

> Наименование ценностей;

> МОЛ.

Достоверность сведений, отражённых в ИО, подтверждают члены инвентаризационной комиссии. В сличительной ведомости осуществляется сопоставление данных БУ с фактическими данными, выявленными при инвентаризации (ИО). По результатам сопоставления может быть выявлено:

§ Совпадение данных БУ и фактических ценностей – «соответствие»;

§ Превышение данных БУ над фактическими данными – «недостача»;

§ Превышение фактических данных над данными БУ – «излишки»;

§ Как частный случай для предприятий, на которых количественно-сортовой учёт: излишки и недостачи по одному и тому же наименованию продукции (пересортица). Хлеб 1 и 2 сорта – излишки и недостачи соответственно.

Если обнаружены расхождения фактических данных с данными БУ, МОЛ дают письменные объяснения о причинах их возникновения. Окончательный результат несоответствия при обычном порядке проведения инвентаризации утверждается руководителем. При проведении инвентаризации ПО – в судебном порядке.

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕСОРТИЦЫ

· Ошибки МОЛ при приёмке и отпуске ценностей;

· Злоупотребление МОЛ;

· Ошибочные записи в БУ;

· Умышленное внесение неверных записей в первичные документы.

Причинами образования излишков и недостач могут быть:

ü Ошибочные записи в БУ;

ü Ошибки при приёмке и отпуске;

ü Злоупотребление со стороны МОЛ;

ü Реализация неучтённой продукции.

В случае обнаружения пересортицы руководитель имеет право утвердить взаимозачёт (перекрытие суммы недостачи суммой излишков). При этом должны соблюдаться следующие условия:

v Данный факт (пересортица) не носит регулярный характер у конкретного МОЛ;

v Наименование ценностей должно быть одно и тоже;

v Пересортица возникла в одном и том же отчётном периоде.

В случае обнаружения излишков они приходуются (приход), т.е. оформляются документально и включаются в доход предприятия (счёт 91) в случае обнаружения недостач они возмещаются засчёт средств МОЛ, если иное не предусмотрено законодательством (нарушение целостности помещения, стихийные бедствия – МОЛ нести ответственность не будет за недостачи).

ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ИНИЦИАТИВЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

> Наличие фактических данных о присвоении и растрате ценностей;

> Факты обмана потребителей;

> Умышленное уничтожение имущества;

> Наличие информации об изготовлении неучтённой продукции;

> Данные о наличии документально не оформленных ценностей;

> Наличие информации о пересортице, приписках и т.д.

3 вопрос

Наиболее распространёнными способами сокрытия недостач являются:

☺ Внесение в опись несуществующих товаров - для распознания данного подлога можно использовать следующие приёмы:

© Восстановление количественного учёта;

© Контрольное сличение остатков (при невозможности первого метода);

© Допрос участвующих лиц в инвентаризации.

☺ Последующие дописки количества товаров в инвентаризационных описях – помимо вышеперечисленных можно обнаружить путём сопоставления различных экземпляров ИО (встречная проверка);

☺ Составление бестоварных расходных документов на другую организацию – проведение инвентаризации одновременно в двух организациях;

☺ Несвоевременное оприходование ТМЦ - сопоставление первичных документов с товарным отчётом МОЛ (взаимный контроль).

СПОСОБЫ СОКРЫТИЯ ИЗЛИШКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Не включение в опись фактически имевшихся ценностей – восстановление количественно-суммового учёта, контрольное сличение остатков, допросы лиц;

Составление бестоварных приходных документов на другую организацию – инвентаризация одновременно в двух организациях;

Последующие дописки прочерков в инвентаризационную опись (там дописывали цифры, здесь прочерки) – сопоставление экземпляров, встречная проверка одного и того же документа;

Несвоевременное проведение по отчётности расходных документов.

       ЛЕКЦИЯ № 6 «Особенности организации и проведения документальной ревизии по требованию правоохранительных органов»

План:

1) Документальная ревизия: задачи, классификация, виды;

2) Оценка акта документальной ревизии (Инструкция о порядке проведения ревизии и проверок контрольно-ревизионными органами Минфина РФ (№ 42-Н от 14.04.2000)) по инициативе ПО;

3) Различие между документальной ревизии, проводимой по требованию ПО и судебно-бухгалтерской экспертизой.

1 вопрос

       Ревизия – это проверка, обследование финансово-хозяйственной деятельности организации ДЛ за определённый хозяйственный период. Документальная ревизия является одной из распространённой форм с позиции ПО документального и последующего контроля, т.к. имеет место после осуществления хозяйственной операции. ДР – инициатива вышестоящих организации / инициатива ПО. Проведение ДР по инициативе ПО можно отнести к способу собирания доказательств по экономическим преступлениям. Причём материалы документальной ревизии становятся источником доказательств лишь тогда, когда они привлечены к материалам УД. При этом доказательства собирает ревизор, а ПО используют материалы ревизии для доказательства совершения экономического преступления.

ЗАДАЧИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ РЕВИЗИИ

~ Проверка законности операции, осуществляемых организацией и соблюдение финансово-экономической дисциплины;

~ Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования финансовых средств и ТМЦ;

~ Проверка правильности постановки БУ и доброкачественности документов, которыми отражаются хозяйственные операции;

~ Проверка правильности организации и ведения хозяйства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ РЕВИЗИИ

I. По основаниям назначения:

· Плановые (план ревизионной работы);

· Внеплановые (внезапно в связи с ч/с и по инициативе хозяйственных или следственных органов).

II. В зависимости от органов, производящих ревизию:

☼ Ведомственные (вышестоящие организации осуществляют);

☼ Вневедомственных (по инициативе государственных контролирующих органов).

III. По составу ревизионной группы:

♫ Бухгалтерские (по инициативе специалистов БУ бухгалтером-ревизором);

♫ Комплексные (проводятся группой, в состав которой входят бухгалтер и специалисты других отраслей знаний – экономисты, товароведы, технологи и т.д.).

IV. По объёму проверяемой деятельности:

Полные (все стороны хозяйственной деятельности ревизируемого объекта);

Частичные (одна или несколько сторон хозяйственной деятельности ревизируемого объекта).

V. По методу проведения:

> Сплошные (все объекты подвергаются ревизии);

> Выборочные;

> Отдельные;

> Комбинированные.

VI. По повторности:

o Первичные;

o Повторные;

o Дополнительные.

ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ

Неожиданность и тайность – эффективность ревизии. Тактические приёмы контакта и взаимодействия правоприменителя с ревизором в процессе проведения ревизии и оформления её результатов. Способы оценки по содержанию и по форме и проверки результатов ревизии. Тактические приёмы в виде дополнительных и повторных ревизий, допроса ревизора и т.д.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕВИЗОРА

Ревизор имеет право:

v Проверять наличие ТМЦ и ДС у МОЛ;

v Требовать от руководителей и работников ревизуемого предприятия предъявления БД, журналов, книг, смет, отчётов, приказов, распоряжений и других документов;

v Требовать письменные и устные объяснения и справки у работников проверяемого предприятия;

v Опечатывать или изымать подложные и сомнительные документы для обеспечения их сохранности;

v Запрашивать от различных организации, предприятий, лиц необходимые для проведения ревизии сведения и копии документов.

Ревизор обязан:

® Выполнять задания на проведение ревизии качественно и в срок не более 30 дней;

® По выявленным нарушениям и злоупотреблениям разработать мероприятия по их устранению и предотвращению;

® Своевременно составить акт ревизии.

ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ, НАЗНАЧАЕМЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

ü Первичная. Основания:

☺ Наличие информации о конкретных фактах хищения и злоупотребления, требующая проверки и документального подтверждения;

☺ Задержание с поличным МОЛ при хищении ТМЦ и ДС;

☺ Сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по конкретно поставленным вопросам без предварительного проведения ревизии;

☺ Ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих обвинение путём исследования первичных БД и учётных регистров;

☺ Необходимость документального признания обвиняемого в совершённом хищении путём фальсификации БД;

☺ Обнаружение преступных связей проверяемого лица с другими организациями, включёнными в сферу проверки, либо его работа на аналогичной должности в другой организации.

ü Повторная. Основания:

o Установлен низкий методический уровень первичной ревизии;

o Выявлена недобросовестность или необъективность ревизора, а также умышленное искажение им данных при проведении первичной ревизии;

o Неполнота выводов ранее проведённой ревизии, противоречие документам и иным материалам проверки;

o Существенные нарушения при производстве первичной ревизии прав ревизуемых лиц;

o Противоречие, содержащееся в акте первичной ревизии, устранение которых возможно путём проведения повторных ревизий;

o Противоречие между выводами первичной ревизии и материалами УД, устранение которых возможно путём проведения повторной ревизии.

ü Дополнительная. Основания:

§ Неприменение ревизором тех приёмов и методов исследования, которые по мнению следователя могут способствовать выявлению следов преступной деятельности;

§ Наличие обоснованных возражений по результатам ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых, обвиняемых);

§ Ревизором проверена лишь часть операций, по которым могли совершаться преступления;
Противоречие между выводами акта первичной ревизии и материалами УД;

§ Заявление эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без проведения дополнительной ревизии;

§ Проведение первичной ревизии без участия специалистов других областей, участие которых было необходимо;

§ Задание, поставленное перед ревизией, выполнено не полностью и нет оснований отказываться от дополнительной проверки (ревизии);

§ Необходимость расширения объёма проверки, когда имеются обоснованные основания полагать, что преступления были совершены до периода, который подвергался ревизии;

§ Наличие проверенных сведений о совершении преступления лицами, деятельность которых не проверялась;

§ Необходимость исследования отдельных операции, которые ранее не проверялись.

2 вопрос

       По результатам, полученным при производстве документальной ревизии, составляется акт. Это документ, в котором находят отражение злоупотребления, недостатки, упущения, выявленные в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов и данные о лицах, ответственных за эти нарушения. Вопросы, которые согласуются следователем с ревизором при подготовке ревизии:

F Внезапность начала проведения ревизии на проверяемом предприятии;

F Одновременный охват ревизией ряда объектов;

F Очерёдность проведения отдельных ревизионных действий;

F Сроки проведения тех или иных проверочных действий;

F Вывоз определённых лиц для получения объяснений;

F Обращение ревизора в другие организации и проведение встречных проверок.

Акт, составляемый по результатам ревизии, состоит из 3 частей:

> Вводная, в которой находит отражение наименование органа, по инициативе которого проводилась ревизия; основания проведения ревизии; место проведения ревизии и сроки проведения ревизии; содержание задания ревизора; перечень документов, который будет подвержен проверке; лица, присутствующие при проведении ревизии;

> Основная – описание имеющихся данных по поставленному вопросу; описание приёмов, методов и способов, используемых при проведении ревизии; фактические данные, установленные ревизором, с указанием состояния БУ;

> Результативная – выводы ревизора, дающие ответы по поставленным вопросам; приложения в виде схем, расчётов, таблиц, объяснений МОЛ и ДЛ и изъятые документы; подписи ревизора, руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации.

ТРЕБОВАНИЯ К АКТУ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ

♫ Объективность, ясность, точность, описание фактов выявленных данных;

♫ Чёткость изложения каждого факта, выявленного ревизором со ссылками на соответствующие документы и материалы;

♫ Недопустимость включения в акт выводов и предложений, не подтверждённых документами;

♫ Недопустимость включения в акт сведений, касающихся оценки действий ДЛ или МОЛ;

♫ Неприемлемость включения в акт выражений, носящих правовой характер (присвоил имущество, похитил ДС);

♫ Недопустимость включения в акт ревизии ссылок на информацию, содержащуюся в материалах УД.

При проведении ревизии по инициативе ПО экземпляры акта направляются для ознакомления и подписания руководителю ревизуемой организации, главному бухгалтеру и при необходимости МОЛ. Сроком для ознакомления и подписания является срок в течение 5 дней. Причём проверяемые лица вправе дать письменные возражения, объяснения и замечания по предоставленному им акту. Ревизор в течение 10 дней (рабочих) должен дать письменное заключение по существу этих возражений. После подписания акта ревизии в нём не допускается никаких исправлений и уточнений. Получив акт документальной ревизии, следователь анализирует его:

☺ С т.з. доброкачественности проведённой ревизии;

☺ С т.з. доказательственного значения полученных материалов.

Не устроит с т.з. доброкачественности – повтор. С т.з. доказательств – повтор или дополнение.

 

 

3 вопрос

Линии сравнения Документальная ревизия Судебно-бухгалтерская экспертиза
Процессуальное различие Способ собирания доказательств, назначается постановлением (ст. 5 УПК РФ) Самостоятельное процессуальное действие (Гл. 27 УПК РФ)
Основание назначения Наличие в деле сведений об обстоятельствах, которые можно выявить только с помощью специальных знаний ревизора Наличие обстоятельств дела, для правильной оценки которых следователю или суду необходимо заключение эксперта – бухгалтера
Объём работы Зависит от задания следователя, суда. При этом круг вопросов может быть расширен руководителем учреждения Вопросы следователя и суда
Субъект проведения Бухгалтер – ревизор, не обладающий процессуальным статусом Эксперт – бухгалтер, обладающий процессуальным статусом
Объект исследования Бухгалтерские документы, учётные регистры, материалы инвентаризации, другие документы и черновые записи Только материалы дела. Эксперт – бухгалтер не вправе самостоятельно обращаться к документам, находящихся в организации (согласование с правоохранительными органами)
Метод исследования Документальные и фактические методы Запрет метода фактической проверки
Оформление результатов и их юридическая сила Результаты оформляются актом – документом Заключение эксперта – бухгалтера, которое является самостоятельным доказательством

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.062 с.)