Понятие  корпоративной  информационной  системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие  корпоративной  информационной  системы



Термин «корпорация» означает объединение различных хозяйствующих субъектов (предприятия, отделения и административные офисы), работающих под централизованным управлением и решающих общие задачи. Корпорация является сложной, многопрофильной структурой, а субъекты корпорации, как правило, удалены друг от друга. Поэтому для централизованного управления и автоматизации хозяйственной деятельности корпорации необходима распределенная иерархическая система управления, называемая корпоративной информационной системой (КИС).

Внедрение КИС на предприятии позволяет обеспечить положительное изменение различных экономических показателей эффективности деятельности корпорации:, сокращение производственного цикла, снижение транспортно-заготовительных расходов, задержек с отгрузкой готовой продукции, производственного брака; уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат и др.

КИС – это технически сложная система, имеющая в своем составе разнообразные компоненты: компьютеры разных типов, структурированную кабельную систему (СКС), активное сетевое оборудование (сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы и маршрутизаторы), системное и прикладное программное обеспечение (ПО).

КИС относится к автоматизированным системам (АС), которые по масштабам применения подразделяются на три основные класса:

настольные (локальные) – для работы одного сотрудника. К ним относятся автоматизированные рабочие места (АРМы) бухгалтера, инженера и т. д. В общем случае АРМ – это программно-технический комплекс, предназначенный для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте и информационно связанный с другими АРМами;

офисные – для обслуживания структурного подразделения предприятия (рабочей группы, отдела). К таким системам следует отнести сетевые приложения, с которыми  сотрудники всего отдела могут одновременно работать, выполняя отдельную функцию управления предприятием. Чаще всего это комплекс информационно и функционально связанных АРМов, обеспечивающий интеграцию функций управления в масштабе отдела или нескольких структурных подразделений предприятия;

корпоративные – для работы предприятия или даже нескольких предприятий. Корпоративные системы охватывают, как правило, всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия, в том числе имеющего филиалы и дочерние фирмы, входящего в холдинговые компании и концерны. КИС включает в себя также настольные и офисные АС.

Прикладная направленность, функции, сложность и состав КИС могут рассматриваться в соответствии с другими классификационными признаками:

по сфере функционирования объекта управления;

по уровню в системе управления (отраслевые, территориальные, отдельного предприятия и т. п.);

по виду процессов управления (технологические, управленческие);

по виду использования (эмпирические и теоретические);

по масштабу задач управления (локальные, малые, средние и крупные интегрированные).

По характеру использования информации КИС охватывают

информационно-поисковые системы, которые производят ввод, систематиза­цию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложного преобразования данных;

информационно-решающие системы, выполняющие действия по перера­ботке информации в соответствии с заданным алгоритмом. По степени воз-действия преобразованной информации на процесс принятия решений такие системы делятся на управляющие и советующие. Для управляющих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных, для советующих – обработка знаний, а не данных, с последующей генерацией новых знаний или выводов.

Часто в КИС выделяют два основных уровня, которые соответственно реализуют системные и прикладные (например, управленческие) функции. Системная составляющая КИС является программно-аппаратной базой для функционирования прикладного уровня и решает задачи формирования единой универсальной информационной среды для передачи, обработки и хранения информации. Этими тремя основными услугами системного уровня пользуется прикладной уровень, реализованный исключительно в виде программных приложений. Так, с точки зрения функционального назначения в состав КИС часто входят разномасштабные прикладные управленческие системы, которые классифицируются следующим образом:

– информационная система маркетинга;        

– производственные информационные системы;

– финансовые и учетные информационные системы;

– кадровые (человеческих ресурсов) информационные системы;

– прочие системы, например информационная система руководства.

Соответственно существуют две точки зрения на КИС – системная (или системообразующая) и прикладная. В представляемом издании в основном рассматривается базовый системный уровень КИС.

Конкретный вид, функциональность и характер развития КИС зависят от   методики управления предприятием, возможности современных компьютерных технологий, подходов к аппаратной и программной реализации элементов КИС.

Очевидно, что современная информационная система должна отвечать всем нововведениям в теории и практике управления, а рост производительности и функциональности КИС может быть обеспечен как прогрессом в области компьютерных и телекоммуникационных технологий, развитием возможностей интеграции компьютерной техники с самым разнообразным оборудованием, так и постоянным повышением эффективности методов и средств программной реализации ИС. Так, большинство современных КИС реализованы на архитектуре «клиент – сервер» с возможностью применения промышленных систем управления баз данных (СУБД) с поддержкой распределенной обработки информации и модульного принципа построения системы из оперативно-независимых функциональных блоков. Обеспечение информационной безопасности в КИС реализуется с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам. Применение в КИС интернет/интранет-технологий дает возможность работы с удаленными субъектами корпорации, развития электронной коммерции и информационной доступности компании для потребителей и многое другое. Использование интернет-технологий в интрасетях корпорации позволяет унифицировать доступ к информационным ресурсам, сократить затраты на оборудование, программное обеспечение и обслуживание рабочих мест сотрудников компании.

Возможности КИС закладываются еще на стадии проектирования, которое состоит в нахождении компромисса между потребностями предприятия в автоматизированной обработке информации, его финансовыми возможностями и возможностями современных сетевых, телекоммуникационных и информационных технологий. Проектирование является начальным этапом (фазой) жизненного цикла КИС, под которым обычно понимается непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации. К фазам жизненного цикла относятся также:

– разработка системы (в том числе создание и тестирование элементов системы на основании проектных спецификаций, выделенных на стадии проектирования);

– базовая инсталляция оборудования и программного обеспечения;

– настройка КИС под задачи эксплуатации;

– тестовая или «пилотная» эксплуатация;

– ввод системы в эксплуатацию;

– эксплуатация системы в рабочем режиме;

– завершение эксплуатации и демонтаж системы.

Проектирование начинается с предпроектного анализа задачи, включая формирование функциональной и информационной моделей объекта, для которого предназначена система. На этой стадии разрабатываются также техническое задание, эскизный и технический проекты системы. Эти и другие документы непосредственно используются при разработке программного обеспечения КИС, подборе конкретного оборудования и технологий.

На следующем этапе производятся подключение оборудования, в том числе интеграция его в уже существующую информационную систему, инсталляция программного обеспечения, базовая настройка и проверка работоспособности компонентов устанавливаемой системы. Конфигурирование оборудования и ПО производятся так, чтобы параметры системы были в достаточной степени адаптированы к исполнению планируемых задач. На этапе «пилотной» эксплуатации КИС главным является тестирование на задачах, максимально приближенных к реальным, таким образом имитируются эксплуатация системы. Здесь выявляются и устраняются недостатки в конфигурации КИС, проверяется надежность КИС, производится окончательная настройка всех элементов системы.

Этап ввода системы в эксплуатацию является самым ответственным, так как на этой фазе осуществляется полный перенос практических задач на информационную систему с последующим переходом в режим нормальной эксплуатации КИС. Так, производятся работы, включающие в себя штатные действия по обслуживанию информационной системы и обеспечению потребностей ее пользователей (регистрация новых пользователей, выделение дискового
пространства, анализ системных сообщений, резервирование информации, интеграция в систему нового оборудования и ее плановая реконфигурация). Возникающие в процессе функционирования КИС аварийные (нештатные) ситуации, требуют действий по восстановлению работоспособности системы.

Продолжительность жизненного цикла современных КИС составляет около 10 лет, что значительно превышает сроки морального и физического старения аппаратных и программных средств, поэтому в течение жизненного цикла проводится постепенная плановая модернизация программно-аппаратной базы КИС.

Корпоративную информационную систему можно рассматривать как сложную систему, состоящую из нескольких взаимодействующих уровней (рис. 1). В основании, представляющем корпоративную сеть, лежат уровни рабочих станций, центров хранения и обработки информации и транспортная подсистема, обеспечивающая надежную передачу информации между субъектами сетевого взаимодействия.

 
Уровень приложений
Сетевые сервисы: WWW, FTP, почта и др.
СУБД
Сетевые операционные системы
Транспортная система (корпоративная сеть)
Рабочие станции, терминалы

 

Рис. 1. Иерархия уровней корпоративной информационной системы

 

Над транспортной системой работает уровень сетевых операци-онных систем, который организует работу приложений и предоставляет доступ через транспортную систему к разделяемым ресурсам рабочих станций и корпоративным сервисам.

На следующем уровне работают различные системные приложения, в частности, системы управления базами данных, которые являются основой для реализации корпоративных хранилищ информации, осуществляющих хранение информации в упорядоченном виде и производящих над ней различные операции. Уровнем выше работают системные сервисы, которые, пользуясь услугами СУБД, предоставляют конечным пользователям информацию в удобной для принятия решения форме, а также выполняют некоторые процедуры обработки информации. К этим сервисам относятся служба World-Wide-Web, система электронной почты, системы электронного документооборота и многие другие.

Конечная цель КИС воплощена в прикладных корпоративных приложениях верхнего уровня, которые выполняют задачи, специфические для конкретной корпорации или ее субъекта. Примерами таких систем могут служить системы автоматизации банка, организации бухгалтерского учета, автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами и т. п. Для успешной работы корпоративных приложений необходимо, чтобы подсистемы других уровней четко выполняли свои функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.016 с.)