Краткие теоретические сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические сведения



Краткие теоретические сведения

Введение

Метрология в современном понимании – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Единство измеренийпредполагает, что результаты измерений выражены в указанных единицах и погрешности известны с заданной вероятностью.

Для качественного выполнения процесса измерений и обеспечения требуемой точности показаний измерительных приборов необходимо так организовать измерительное дело, чтобы обеспечить единообразие измерений, т.е. совпадение результатов измерений, производимых в разных местах разными приборами.

Под единообразием средств измерений понимают градуировку их в указанных единицах и соответствие нормам их метрологических свойств.

В метрологии рассматривают:

- единицы физических величин и их системы, методы и средства измерений;

- общую теорию измерений;

- основы обеспечения единства и единообразия средств измерений;

- эталоны и образцовые средства измерений;

- методы передачи размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам измерений.

Основной целью метрологического обеспечения в строительстве является повышение качества возводимых зданий и сооружений и эффективности организации и управления строительно-монтажным производством. В частности отметим, что количественная оценка качества монтажа и стабильности технологических процессов предполагают наличие достоверной информации, получаемой посредствам измерений показателей качества продукции.

Поэтому оснащение монтажных участков средствами измерений, содержание их в исправном состоянии – необходимая предпосылка, достоверности результатов контроля качества строительной продукции.

Первоочередными задачами метрологического обеспечения строительно-монтажного производства являются:

- организация ведомственной метрологической службы на основе перестройки работы строительных лабораторий, отделов технического контроля (ОТК), главного механика (ОГМ), главного энергетика (ОГЭ) и отделов контрольно-измерительных приборов (КИП) предприятий, а также технических инспекций, подразделений оргтехстроев, институтов и некоторых служб министерства;

- установление подлежащих количественной оценке показателей качества продукции строительно-монтажных работ и параметров технологических процессов;

- установление допусков и точности измерений, нормирование соотношений между допусками и погрешностью измерений;

- контроль за оснащением отрасли необходимой контрольно-измерительной техникой, организацией ее выпуска и ремонта;

- осуществление государственного и ведомственного метрологического надзора за средствами измерений;

- совершенствование методики измерений и оценки точности результатов измерений, определение требований к средствам измерений, а также создание новых средств измерений и поверочной аппаратуры отраслевого назначения;

- подготовка специалистов метрологов строительно-монтажного производства и повышения их квалификации;

- изучение основных принципов метрологии в строительном производстве.

 

 

Тема 1. Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь.

Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь – комплекс мер по государственному регулированию и управлению, государственному метрологическому надзору и метрологическому контролю, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами в целях обеспечения единства измерений.

Результаты измерений, выполненные в системе обеспечения единства измерений, выражены в узаконенных единицах величин, имеют прослеживаемость до национальных и международных эталонов, гарантированную степень точности и достоверности и являются основанием для принятия решений в экономике, промышленности, науке, торговле, здравоохранении, охране окружающей среды, оценке и контроле продукции и природных ресурсов, обороне, безопасности, транспорте и связи и других отраслях.

Цели системы:

  • обеспечение единства измерений как одного из важнейших элементов единого рынка продукции, работ и услуг Республики Беларусь;
  • защита интересов населения и государства от последствий неточных и неправильных измерений;
  • достоверный учет материальных, энергетических и природных ресурсов;
  • совершенствование техники измерений в соответствии с уровнем технико-экономического развития;
  • повышение качества товаров и услуг и обеспечение конкурентоспособности продукции;
  • объективная и сопоставимая оценка параметров среды обитания;
  • достижение доверия к результатам измерений при проведении поверки, калибровки, испытаний.

Задачи системы:

  • разработка научно-методических, правовых и организационных основ Системы;
  • научно-методических, правовых и организационных основ Системы;
  • организация и проведение научных исследований по использованию новейших достижений науки и техники с целью создания и совершенствования методов и средств измерений высшей точности и определения значений физических констант;
  • стандартизация основных положений, правил, требований и норм Системы;
  • установление допускаемых к применению единиц величин;
  • создание, утверждение, ведение, хранение и сличение национальных и исходных эталонов Республики Беларусь;
  • установление единого порядка передачи размеров единиц величин от эталонов другим средствам измерений;
  • установление требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
  • установление общих требований к аттестации испытательного оборудования;
  • установление порядка и проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, разработка методик оценивания погрешностей (неопределенностей) измерений и обеспечения требуемой точности;
  • проведение метрологической экспертизы конструкторской, технологической, проектной и программной документации, научно-технических программ;
  • установление порядка организации и проведения испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
  • установление общих требований к СО, их аттестация;
  • установление значений физических констант, получение и стандартизация данных, характеризующих свойства веществ и материалов;
  • разработка методов и средств измерений;
  • разработка и аттестация методик выполнения измерений;
  • государственный метрологический надзор и метрологический контроль за производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений и соблюдением метрологических правил, требований и норм, а также за деятельностью метрологических служб предприятий;
  • организация и осуществление подготовки и повышения квалификации специалистов в области метрологии;
  • организация работ по международному сотрудничеству в области метрологии, обеспечения единства и требуемой точности измерений, необходимых для международной торговли, научно-технического и экономического сотрудничества.

 

Основные организационно-методические документы:

По времени проведения

Входной контроль поступающих материалов, изделий и конструкций, грунта, а также технической документации. Контроль осуществляется преимущественно регистрационным методом (по сертификатам, накладным, паспортам и т.п.), а при необходимости – измерительным методом
Операционный контроль, выполняемый при производстве работ или непосредственно после их завершения. Осуществляется главным образом измерительным методом или техническим осмотром. Результаты операционного контроля фиксируются в общих или специальных журналах работ, журналах геотехнического контроля и других документах, предусмотренных действующей в данной организации системой управления качеством
Приемочный контроль, осуществляемый после завершения отдельных видов работ. Хотя приемочный контроль проводится в ходе строительства, он во многих случаях подразумевает участие "внешних" лиц (заказчика или проектировщика), поэтому он должен считаться не столько внутренним, сколько внешним. По его результатам принимается документированное решение о пригодности объекта контроля у эксплуатации или выполнению последующих работ

По объему проверок

Сплошной контроль, при котором проверяется все количество контролируемой продукции (все стыки, все сваи, все конструкции и т.п.)
Выборочный контроль, при котором проверятся какая-то часть количества (выборка) контролируемой продукции. Объем выборки определяется строительными нормами и правилами, проектом и другими документами. Действующие нормативы предполагают случайное размещение точек контроля; выборка устанавливается по ГОСТ 18321-73 как для продукции, представляемой на контроль способом «россыпь»

По периодичности

Непрерывный контроль, когда информация о контролируемом параметре технологического процесса поступает непрерывно
Периодический контроль, когда информация о контролируемом параметре технологического процесса поступает через определенные промежутки времени
Летучий контроль, выполняемый в случайное время (эпизодически), главным образом при нецелесообразности применения сплошного, выборочного непрерывного или периодического контроля

Входной контроль

При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования производится проверка их соответствия требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств, указанных в проектной документации. При этом проверяется наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов, подтверждающих качество указанных конструкций, изделий, материалов и оборудования. Для организации надлежащего оформления входного контроля качества необходимо оформить соответствующие журналы, а также назначить ответственных за входной контроль инженерно-технических работников.

При необходимости могут выполняться измерения и контрольные испытания контрольных показателей. Результаты входного контроля обязательно фиксируются ответственным работником в журнале входного контроля.

Операционный контроль

Операционный контроль осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с целью обеспечивать своевременное выявление дефектов и принять меры по их устранению. При данном контроле проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных работ, соответствие выполняемых работ проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА). Основными документами при операционном контроле качества являются ТНПА в части контроля качества работ и технологические (типовые технологические) карты, содержащие специальные разделы по контролю качества строительно-монтажных работ. Результаты операционного контроля фиксируются в журнале производства работ.

Приемочный контроль

При приемочном контроле производится проверка качества выполненных строительно-монтажных работ, а также качества ответственных конструкций. Обычно приемочный контроль производится высшим звеном инженерно-технического состава строительной организации (руководитель организации, главный инженер и т.п.).

В п. 12.11 ТКП 45-1.03-161-2009 предусмотрено, что управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать мероприятия, методы и средства, направленные на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям проектной документации и ТНПА. Это означает, что организация контроля качества включает в себя не только создание документированной системы, но также и постоянную ее актуализацию, разработку и реализацию программ по повышению квалификации инженерного состава предприятия и программ по техническому перевооружению материальной базы строительства.

Инспекционный контроль

С целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля на всех стадиях строительства должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Указанный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями (отдельными специалистами), которые создаются (назначаются) руководителем строительной организации.

По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ обязательно должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом необходимо учитывать требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля.

Инспекционный контроль

Необходимо отметить, что организация по оценке технической компетентности, выдавшая свидетельство, обязана проводить инспекционный контроль строительной организации как минимум один раз в 5 лет.

В п. 11.2.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что инспекционный контроль проводится по программе, утверждаемой руководителями организаций по оценке технической компетентности, которая должна включать, в том числе, оценку организационной структуры испытательных подразделений и всех произошедших в ней изменений, оценку обеспеченности испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией, анализ материалов поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, оценку правильности оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний, результаты деятельности испытательных подразделений по обучению и повышению квалификации персонала, оценку результатов внутреннего аудитадеятельности персонала, результаты устранения в испытательной работе несоответствий установленным требованиям, оценку соответствия выполняемых при испытаниях процедур требованиям ТКП 45-1.01-47-2006 и Положения об испытательном подразделении.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт. В этом документе дается оценка деятельности службы контроля качества и ее соответствию требованиям ТКП 45-1.01-47-2006, отмечаются недостатки, выявленные в процессе контроля. С актом знакомят руководителей предприятий, в состав которых входят испытательные подразделения.

При отрицательных результатах инспекционного контроля организации по оценке технической компетентности могут принять решение о приостановлении срока действия или об отмене свидетельства.

Что касается продления срока действия свидетельств о технической компетентности службы контроля качества, то за 3 месяца до окончания срока действия свидетельств строительная организация направляет заявку на проведение очередной оценки технической компетентности. По общему правилу очередная оценка технической компетентности испытательных подразделений проводится в том же порядке, что и оценка при первой аттестации службы контроля качества.

Тем не менее, процедуру проведения очередной оценки технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности в зависимости от результатов инспекционного контроля и анализа материалов, характеризующих деятельность испытательных подразделений (актов проверки органов государственного метрологического надзора, государственных органов строительного надзора и т.д.). При положительных результатах очередной оценки технической компетентности оформляется и регистрируется новое свидетельство за тем же порядковым номером.

При изменении продукции, видов испытаний, стандартов на методы испытаний или изменении юридического статуса испытательных подразделений проводится внеочередная оценка технической компетентности. По результатам такой оценки оформляется новое свидетельство с указанием новой области технической компетентности или дополнение к существующей области технической компетентности за тем же порядковым номером. Порядок проведения внеочередной оценки технической компетентности и внесения дополнений к области технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности.

Отдельно отметим, что организации по оценке технической компетентности могут приостановить или отменить действие свидетельств служб контроля качества и соглашений к ним при отрицательных результатах инспекционного контроля и (или) поступлении претензий к деятельности испытательных подразделений от органов государственного надзора.

Невыполнение испытательными подразделениями соглашений, отказ от проведения и оплаты инспекционного контроля также является основанием для отмены действия свидетельств.

Решение о приостановлении действия свидетельств и соглашений к ним принимается в том случае, если путем проведения корректирующих мероприятий, согласованных с организациями по оценке технической компетентности, выдавшими свидетельства, испытательные подразделения в установленный срок устраняют выявленные несоответствия. Действие свидетельств приостанавливается на срок проведения корректирующих мероприятий.

Решение об отмене свидетельств и соглашений к ним принимается организациями по оценке технической компетентности при невыполнении испытательными подразделениями корректирующих мероприятий в установленный срок.

Тема 6. Контроль качества при выполнении основных общестроительных работ.

Производственный контроль качества строительных и монтажных работ должен включать:

- входной контроль качества проектной документации, строительных материалов, изделий и оборудования;

- операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций;

- приемочный контроль выполненных работ.

Более 80 % дефектов на строительстве объектов связаны с отступлениями от проектов и СНиП при производстве работ на строительной площадке. Поэтому операционный контроль качества является основным видом производственного контроля. При систематическом осуществлении контроля в ходе выполнения операций прорабы и мастера могут своевременно выявлять и устранять дефекты, принимать меры по их предупреждению.

Основные задачи операционного контроля качества:

- обеспечение соответствия выполняемых СМР проекту и требованиям нормативных документов;

- своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, принятие мер по их устранению;

- повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих, звеньев, бригад, линейных специалистов) за качество выполненных ими работ.

Качество выполнения СМР в значительной мере зависит от знания исполнителями работ и лицами, контролирующими качество их выполнения, основных требований к качеству работ и допускаемых отклонений.

Операционный контроль возлагается на прорабов и мастеров, осуществляющих руководство строительством зданий и сооружений. В необходимых случаях могут привлекаться строительные лаборатории и геодезические службы. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ.

Основными документами при операционном контроле качества являются строительные нормы Беларуи (СНБ) «Организация, производство и приемка работ», технологические карты и схемы операционного контроля качества (СОКК).

СОКК должны разрабатываться на все строительные и монтажные процессы строительными организациями или по их заказу научными организациями. Рекомендуется широкое использование типовых СОКК. Руководство строительной организации до начала работ должно передать непосредственному руководителю работ по строительству объекта (мастеру, прорабу) комплект СОКК в составе проекта производства работ (ППР) и технологических карт.

Организация операционного контроля качества и установление надзора за его осуществлением возлагается на главных инженеров строительных организаций.

Прорабы и мастера обязаны требовать от бригад предъявления законченных операций для проверки качества их выполнения до начала последующих. Все выявленные в ходе контроля дефекты должны быть устранены.

Бригады должны сами по СОКК контролировать качество выполнения своих работ, т.е. осуществлять самоконтроль.

Разработанные настоящие карты-схемы операционного контроля качества состоят из четырех частей:

1. Состав операций и средств контроля (перечень контролируемых операций, метод и объем контроля, кто осуществляет контроль).

2. Технические требования к качеству выполнения работы (эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений по СНиП).

3. Требования к качеству применяемых материалов, изделий по нормативным документам (ГОСТ, ТУ).

4. Указания по производству работ (требования по СНиП).

Разработанные материалы предназначены, прежде всего, для специалистов, непосредственно занятых в сфере контроля качества работ, технического и авторского надзора, органов Государственного строительного надзора, а также для рабочих, бригадиров, выполняющих работы, специалистов строительных организаций; могут быть использованы при подготовке специалистов.

Нормативно-технические документы, устанавливающие требования к качеству строительно-монтажных работ, материалов, изделий и конструкций:

1. СНБ 1.01.01-99 «Система качества в строительно-монтажных организациях». Мн, 1999.

2. Бажутов, В.С. Справочник технических требований по обеспечению качества строительно-монтажных работ / В.С.Бажутов, Л.С.Денисов, Д.П.Подобед. Мн., 2003.

3. СНБ 1.01.04-99 «Всеобщее руководство качеством в строительстве». Мн, 1999.

4. СНБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений». Мн, 1993.

5. ГОСТ 5180-84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

6. ГОСТ 12071-2000. Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов.

7. ГОСТ 20522-96. Грунты. Метод статистической обработки результатов определения характеристик.

8. ГОСТ 22733-2002. Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.

9. ГОСТ 12536-79. Грунты. Методы лабораторного гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава.

10. ГОСТ 12248-96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформативности.

11. ГОСТ 25358-82. Грунты. Метод полевого определения температуры.

12. ГОСТ 24846-81. Грунты. Методы измерений деформаций оснований зданий и сооружений.

13. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.

14. ГОСТ 24992-81. Конструкции каменные. Метод определения прочности сцепления в каменной кладке.

15. ГОСТ 948-84. Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия.

Тема 7. Контроль качества при выполнении монтажных и отделочных работ.

При приемке монтажных работ проверяют соответст­вие конструкций проекту, качество работ и готовность возводимого сооружения к проведению дальнейших ра­бот. В процессе приемки контролируют правильность установки элементов конструкций, плотность примыка­ния элементов к опорным поверхностям и друг к другу, качество сварки и заделки стыков, швов.

Приёмку осуществляют на различ­ных стадиях возведения здания: промежуточные прием­ки, при которых составляют акты на скрытые работы по сварке и заделке стыков; окончательные приемки смонтированных конструкций всего сооружения или его части.

 

Краткие теоретические сведения

Введение

Метрология в современном понимании – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Единство измеренийпредполагает, что результаты измерений выражены в указанных единицах и погрешности известны с заданной вероятностью.

Для качественного выполнения процесса измерений и обеспечения требуемой точности показаний измерительных приборов необходимо так организовать измерительное дело, чтобы обеспечить единообразие измерений, т.е. совпадение результатов измерений, производимых в разных местах разными приборами.

Под единообразием средств измерений понимают градуировку их в указанных единицах и соответствие нормам их метрологических свойств.

В метрологии рассматривают:

- единицы физических величин и их системы, методы и средства измерений;

- общую теорию измерений;

- основы обеспечения единства и единообразия средств измерений;

- эталоны и образцовые средства измерений;

- методы передачи размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам измерений.

Основной целью метрологического обеспечения в строительстве является повышение качества возводимых зданий и сооружений и эффективности организации и управления строительно-монтажным производством. В частности отметим, что количественная оценка качества монтажа и стабильности технологических процессов предполагают наличие достоверной информации, получаемой посредствам измерений показателей качества продукции.

Поэтому оснащение монтажных участков средствами измерений, содержание их в исправном состоянии – необходимая предпосылка, достоверности результатов контроля качества строительной продукции.

Первоочередными задачами метрологического обеспечения строительно-монтажного производства являются:

- организация ведомственной метрологической службы на основе перестройки работы строительных лабораторий, отделов технического контроля (ОТК), главного механика (ОГМ), главного энергетика (ОГЭ) и отделов контрольно-измерительных приборов (КИП) предприятий, а также технических инспекций, подразделений оргтехстроев, институтов и некоторых служб министерства;

- установление подлежащих количественной оценке показателей качества продукции строительно-монтажных работ и параметров технологических процессов;

- установление допусков и точности измерений, нормирование соотношений между допусками и погрешностью измерений;

- контроль за оснащением отрасли необходимой контрольно-измерительной техникой, организацией ее выпуска и ремонта;

- осуществление государственного и ведомственного метрологического надзора за средствами измерений;

- совершенствование методики измерений и оценки точности результатов измерений, определение требований к средствам измерений, а также создание новых средств измерений и поверочной аппаратуры отраслевого назначения;

- подготовка специалистов метрологов строительно-монтажного производства и повышения их квалификации;

- изучение основных принципов метрологии в строительном производстве.

 

 

Тема 1. Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь.

Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь – комплекс мер по государственному регулированию и управлению, государственному метрологическому надзору и метрологическому контролю, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами в целях обеспечения единства измерений.

Результаты измерений, выполненные в системе обеспечения единства измерений, выражены в узаконенных единицах величин, имеют прослеживаемость до национальных и международных эталонов, гарантированную степень точности и достоверности и являются основанием для принятия решений в экономике, промышленности, науке, торговле, здравоохранении, охране окружающей среды, оценке и контроле продукции и природных ресурсов, обороне, безопасности, транспорте и связи и других отраслях.

Цели системы:

  • обеспечение единства измерений как одного из важнейших элементов единого рынка продукции, работ и услуг Республики Беларусь;
  • защита интересов населения и государства от последствий неточных и неправильных измерений;
  • достоверный учет материальных, энергетических и природных ресурсов;
  • совершенствование техники измерений в соответствии с уровнем технико-экономического развития;
  • повышение качества товаров и услуг и обеспечение конкурентоспособности продукции;
  • объективная и сопоставимая оценка параметров среды обитания;
  • достижение доверия к результатам измерений при проведении поверки, калибровки, испытаний.

Задачи системы:

  • разработка научно-методических, правовых и организационных основ Системы;
  • научно-методических, правовых и организационных основ Системы;
  • организация и проведение научных исследований по использованию новейших достижений науки и техники с целью создания и совершенствования методов и средств измерений высшей точности и определения значений физических констант;
  • стандартизация основных положений, правил, требований и норм Системы;
  • установление допускаемых к применению единиц величин;
  • создание, утверждение, ведение, хранение и сличение национальных и исходных эталонов Республики Беларусь;
  • установление единого порядка передачи размеров единиц величин от эталонов другим средствам измерений;
  • установление требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
  • установление общих требований к аттестации испытательного оборудования;
  • установление порядка и проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, разработка методик оценивания погрешностей (неопределенностей) измерений и обеспечения требуемой точности;
  • проведение метрологической экспертизы конструкторской, технологической, проектной и программной документации, научно-технических программ;
  • установление порядка организации и проведения испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
  • установление общих требований к СО, их аттестация;
  • установление значений физических констант, получение и стандартизация данных, характеризующих свойства веществ и материалов;
  • разработка методов и средств измерений;
  • разработка и аттестация методик выполнения измерений;
  • государственный метрологический надзор и метрологический контроль за производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений и соблюдением метрологических правил, требований и норм, а также за деятельностью метрологических служб предприятий;
  • организация и осуществление подготовки и повышения квалификации специалистов в области метрологии;
  • организация работ по международному сотрудничеству в области метрологии, обеспечения единства и требуемой точности измерений, необходимых для международной торговли, научно-технического и экономического сотрудничества.

 

Основные организационно-методические документы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.072 с.)